јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕауки

ѕауки Ц самый большой отр€д паукообразных. —егодн€ учеными описано около 35 тыс. видов пауков, и, как считают, это число должно возрасти до 50 тыс.

ѕауки в насто€щее врем€ одна из наиболее процветающих групп животных. “рудно найти место в природе, где не жили бы пауки. ќни освоили все природные зоны «емли Ц от пустынь и тропических лесов до јнтарктиды. ѕокорители Ёвереста нашли один из видов пауков на высоте 7 километров! ¬ тайге может насчитыватьс€ до 300-350 экземпл€ров мелких пауков на квадратный метр почвы.

ласс пауков делитьс€ на три группы. Ќизшие пауки Ц членистобрюхие, у которых еще сохран€етс€ наружное расчленение брюшка. ќни почти не изменились за последние 350 млн. лет. “акие существа называют Ђживыми ископаемымиї. »х сейчас осталось немного Ц около 20 видов. Ѕолее совершенна€ группа пауки-птицееды, к которым относ€тс€ около 2 тыс. видов. —юда вход€т самые крупные пауки, которые, если расправ€т ноги, с трудом вмещаютс€ на обеденной тарелке: например, гигантский птицеед Ц 11см. в длину, с ногами Ц 20см. ѕтицееды постепенно станов€тс€ обитател€ми домашних террариумов. ∆ивут они долго, до 8-9 лет, а один, как утверждают, прожил в неволе 26 лет. —реди этой группы недавно были открыты самые маленькие пауки Ц до полумиллиметра длинной. » наконец, около 25 тыс. видов пауков принадлежит к группе высших Ц насто€щих пауков.
ѕауки выживают там, где другие животные гибнут, - например, на высокогорь€х, пещерах. „асто им помогает способность долго, до нескольких недель, обходитьс€ без пищи. „то помогло паукам добитьс€ таких успехов в ходе эволюции?

¬сем известно две отличительные черты этой группы. ¬о-первых, паутинна€ де€тельность. ¬о-вторых, €довитость.
»ногда пауков, чей укус опасен дл€ человека, называют Ђ€довитыми паукамиї. ћежду тем, пауки €довиты почти все. ѕросто очень мало кто из них может прокусить человеческую кожу, и поэтому большинство из них неопасно.
”кусом пауки парализуют добычу Ц €д как бы Ђотключаетї еЄ нервную систему, не позвол€€ проходить по ней электрическими импульсами.

Ќа конце брюшка паука расположены паутинные бородавки. ¬ыход€щее через них вещество, застыва€ на воздухе, превращаетс€ в нити необыкновенной прочности. ѕрочность паутины на разрыв Ц до 260 кг. на квадратный миллиметр. ѕаутинна€ нить Ц насто€щее технологическое чудо. ¬ ней соединены белки двух разных видов Ц твердые и эластичные. Ќити ловчей паутины обычно покрыты клейким специальным веществом.

«начение пауков обычно свод€т к вреду, причин€емому их укусами. √игантские тропические птицееды Ц вовсе не чемпионы по €довитости. Ќаиболее опасный из них, виновник многих достоверных смертельных случаев Ц маленький австралийский птицеед атракс, длиной всего около трех сантиметров.
ќбитающий в ёжных районах бывшего ———– каракурт, длиной чуть более сантиметра, - один из самых опасных. —мертность от его укусов, по данным американских исследователей, около 4%. ”кус вызывает психическое возбуждение, боли во всем теле, слюно-потовыделени€. ќстальные опасные пауки, никакой опасности не представл€ют, хот€ укус болезнен. яд пауков используетс€ в медицине. «начение пауков не исчерпываетс€ €дом. »здавна люди пытались изготовить ткань из паутины. ѕока что паутина находит применение только дл€ изготовлени€ перекрещивающихс€ нитей в окул€рах различных оптических приборов.

Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманный полевой определитель ќбитатели водоемов,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.