јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

∆ивые организмы мирового океана: детритофаги и редуценты

¬ведение

∆изнь в океане представлена самыми различными организмами, в нем обитает более 200 000 видов организмов. Ќа дне мирового океана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в океанах и мор€х, оказывают очень сильное вли€ние на всю земную кору. »менно океан стал колыбелью жизни на «емле; сейчас в нЄм обитает около четырЄх п€тых всех живых существ планеты. ќкеаническа€ биота делитс€ на следующие основные группы: планктон, нектон и бентос. Ёти организмы насел€ют воды от приливной до неритической зоны над шельфом и до океанической среды. Ѕентос - живые существа, обитающие на дне океана, в грунте и на грунте. ¬ данном реферате необходимо рассмотреть жизнь бентических животных, их отношени€. ќпределить значение детритофагов и редуцентов в круговороте материи в океане; роль гетеротрофных бактерий в жизни океана. ѕроанализировать детритную пищевую цепь.

ѕищевые цепи

÷епь питани€ - цепь взаимосв€занных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества.  аждое предыдущее звено цепи питани€ €вл€етс€ пищей дл€ следующего звена. Ѕолее 90% органических веществ, составл€ющих основу жизни в море, синтезируетс€ при солнечном освещении из минеральных веществ и других компонентов фитопланктоном, в изобилии насел€ющим верхние слои водной толщи в океане[1]. Ќекоторые организмы, вход€щие в состав зоопланктона, поедают эти растени€ и в свою очередь €вл€ютс€ источником пищи дл€ более крупных животных, обитающих на большей глубине. “ех поедают более крупные животные, живущие еще глубже, и така€ закономерность прослеживаетс€ до самого дна океана, где наиболее крупные беспозвоночные получают необходимые им питательные вещества из остатков отмерших организмов Ц органического детрита, опускающегос€ на дно из вышележащей толщи воды. “ак беспрерывно обновл€етс€ запас различных органических веществ, растворенных или взвешенных в воде и отложенных на грунте.

Ѕентоносные животные Ц это животные, насел€ющие дно или внедр€ющиес€ в верхние слои донных отложений. ѕища морских животных концентрируетс€ преимущественно в поверхностном слое вод и на дне. ¬ поверхностном слое в результате фотосинтеза посто€нно пополн€ютс€ запасы органического вещества. Ќекотора€ часть отмершего органического вещества погружаетс€ на дно и поедаетс€ бентоносными животными Ц трупоедами, а также разлагаетс€ бактери€ми. ƒобываема€ бентетическими животными так называема€ Ђмикроскопическа€ї пища бывает самой разнообразной. ќна может представл€ть собой как неживые органические частицы, так и живые, то есть бактерии, простейшие растени€ или животные: диатомеи, жгутиковые, ресничные инфузории, крошечные беспозвоночные, различные личинки и т. д. ƒонные животные относительно малоподвижны, а некоторые из них и вовсе провод€т всю свою жизнь на одном месте. ∆ивут они довольно долго: от нескольких мес€цев до нескольких лет, или дес€тилетий. ¬ соответствии с характером потребл€емой пищи жителей океанской бездны можно разделить на три группы. ¬ первую объедин€ют сестонофагов, питающихс€ взвешенными в воде частичками органического вещества и наход€щимис€ в них микробами. ¬тора€ группа Ц зоофаги, то есть хищники, поедающие отмершее органическое вещество, добытое в придонном слое океана, на дне или извлеченное из грунта. ¬ третью группу объедин€ют бентофагов, питающихс€ детритом донных отложений.

бентофагам главным образом относ€т специальные организмы - детритофаги, которые питаютс€ мертвым органическим веществом - детритом. ƒетрит (от латинского detritus - истертый) - различные остатки растительного, животного и минерального происхождени€, оседающие на дно из водной толщи. Ќа глубине 4 километра в них может быть сосредоточено до 99 процентов всего органического вещества. „етыре процента их общей массы падает на живущих в детрите микробов.  роме того, пользуетс€ устойчивым спросом Ђморской снегї - частички фекального детрита величиной в несколько миллиметров, опускающиес€ на дно с большой скоростью, до 50 Ц 100 метров в сутки [3].
ƒетрит играет важную роль в круговороте органического вещества (детритна€ пищева€ цепь) и служит пищей многим донным животным. ƒетритом (триптоном) называют все взвешенные в толще воды органические и неорганические частицы. ƒетритофаги подраздел€ютс€ на редуцентов, или деструкторов (это главным образом бактерии и грибы), превращающих органические остатки в неорганические вещества, и детритофаги в узком смысле Ч животных, которые питаютс€ мертвыми ткан€ми растений и животных или экскрементами.

—реди детритофагов водных экосистем по способу добывани€ и переработки пищи различают размельчителей, собирателей, соскребателей, фильтраторов. —пециальна€ экологическа€ группа детритофагов Ч копрофаги, питающиес€ экскрементами. ¬ океане они обитают на алеврите и более крупнозернистых песках, либо собирают пищевые частицы с поверхности грунта, либо добывают пищу, заглатыва€ донный осадок и пропуска€ его через кишечник. ƒонные осадки содержат мало питательных веществ. „тобы не умереть с голоду, у этих морских животных имеетс€ длинный кишечник.≈сли у хищных рыб его длина меньше длины рыбы, то у детриторастительно€дных рыб он в 3, у детрито€дных голотурий в 2,7, у морских ежей в 4,7, а у сипункулид Ц в 6 Ц 7 раз длиннее тела. ƒетритофаги способны безостановочно есть, и кишечник у них всегда забит пищей не меньше чем на ?, а его содержание обычно составл€ет около 1/3, веса животного.–аньше полагали, что детритофаги просто собирают с поверхности дна наход€щийс€ там осадок. —ейчас ученые склонны считать, что все€дных существ практически нет. ƒаже детритофаги производ€т какой Ц то отбор отправл€емых в рот компонентов. ≈сли в донных отложени€х океана им попадаютс€ крохотные трупы местных животных, детритофаги от них отказываютс€. ќтсутствие необходимых пищеварительных ферментов не позвол€ет им воспользоватьс€ богатой находкой.

¬ желудках всех обитателей дна, кроме детрита, встречаютс€ раковины диатомей. ѕочти у всех можно найти минеральные частички и фораминифер. ѕоловина детритофагов поедает фекальные комочки донных животных. »ногда в кишечник попадают спикулы губок, а у морских звезд, голотурий и некоторых других животных споры и пыльца растений. Ќе€сно, каким образом они этого добиваютс€, но в кишечнике спор и пыльцы бывает в 5 Ц 10 раз больше, чем их содержит грунт. –азмер зерен и спор колеблетс€ от 6 до300 микрон, так что поштучно отбирать их, видимо, невозможно. —поры и зерна без их наружных оболочек, тоже представл€ющих немалую ценность, состо€т из 13 Ц 28 процентов белков, 2 Ц 17 Ц жира, 13 Ц 37 - углеводов, содержат все 10 незаменимых аминокислот, все витамины, микроэлементы, некоторые гормоны и ферменты.ѕотребление поверхностной пленки, покрывающей осадки, в которой содержатс€ органические остатки растительного и животного происхождени€, осуществл€етс€ детритофагами по-разному. »ногда это простое соскабливание верхнего сло€ осадка: морские бокоплавы рода Corophium, например, высовыва€ из своей норки переднюю часть тела, антеннами очищают пространство вокруг входа. –азличные дес€тиногие ракообразные, особенно раки-отшельники, скребут осадок ногочелюст€ми третьей пар, а затем, выбрав из него при помощи ногочелюстей второй пары подход€щую пищу, отправл€ют ее в рот.

ћорское животное может собирать всю пленку при помощи тока воды, или непосредственно ее всасыва€.—истему прокачивани€ воды используют, например, многощетинковые черви Arenicola (пескожилы). Ёти черви живут в U Ц образной трубке, движени€ми тела животное создает в трубке направленный ток воды, который вызывает оползание поверхностного сло€ илистого песка с покрывающей его пленкой; все это пескожил заглатывает целиком. јналогичным способом питаютс€ пектинарии (многощетинковые черви), живущие в просто склеенных из песчинок трубках, которые они перетаскивают с собой; однако в этом случае частицы грунта и детрита, опустившиес€ к входному отверстию трубки, сортируютс€ и захватываютс€ щупальцами. ћногие двустворчатые моллюски обитают, зарывшись в ил, и питаютс€, фильтру€ морскую воду, однако некоторые виды прикрепл€ютс€ к скалам или дерев€нному субстрату. ƒвустворчатые Ц животные фильтраторы. ќни обволакивают частицы, наход€щиес€ во взвешенном состо€нии в воде, тонкой пленкой слизи. «атем частицы направл€ютс€ к ротовым щупальцам, где пищевые частицы отфильтровываютс€. ѕриспособленность моллюсков к добыванию пищи про€вл€етс€ в чрезвычайной длине сифонов и в их разделении. ¬водный сифон благодар€ своей длине и подвижности ощупывает поверхность осадка вокруг того места, где закопалс€ моллюск, а выводной сифон выбрасывает вверх воду, прошедшую через жаберную решетку.

»з брюхоногих моллюсков детритом, содержащимс€ в поверхностной пленке, питаютс€ Turritella, Aporrhais и различные другие близкие их формы; эти животные, обитающие внутри грунта, собирают частицы, создава€ направленный спереди назад ток воды. ќфиуры с полужесткими лучами тоже детритофаги. ќни способны двигатьс€ только в плоскости диска, кроме того, офиуры не передвигаютс€ с помощью амбулакральных ножек, а плавают благодар€ энергичным взмахам лучей. ќфиуры не имеют ни внутренних органов, ни ануса. ƒвум€ из п€ти лучей животное прикрепл€етс€ к грунту или ко дну, а три остальные, подн€тых перпендикул€рно, задерживают живые и неживые частицы, несомые течени€ми в непосредственной близости от дна. ¬ некоторых случа€х выбор добычи из поверхностной пленки оказываетс€ чрезвычайно тонким. ћорские ежи Echinocardium, обитающие глубоко в грунте, через выходной канал своей норки выдвигают наружу амбулаторные ножки передней части тела и при помощи их хватают мелких беспозвоночных.

√олотурии (морские огурцы) Ц продолговатые животные, их организм защищен эпидермисом, поддерживаемым микроскопическими известковыми пластиночками и амбулакральными ножками. √олотурии обитают на морском дне, некоторые из них питаютс€ отмершими органическими остатками, которые они с помощью щупалец извлекают из морских осадков. ѕита€сь, перемеща€сь по поверхности грунта, детритофаги посто€нно воздействуют на поверхностные слои осадков, измен€€ их физические и геохимические свойства. ћасштабы этого воздействи€ огромны: больша€ часть дна океана, от границ глубоководной безжизненной зоны до прибрежных песчаных мелководий, зан€та поселени€ми Ђпоедателейї детрита.

–едуценты

–едуценты - гетеротрофные организмы, восстановители, они возвращают вещества из отмерших организмов снова в неживую природу, разлага€ органику до простых неорганических соединений и элементов в ходе жизнеде€тельности. ќни выдел€ют пищеварительные ферменты на мертвые тела или отходы жизнеде€тельности и поглощают продукты их переваривани€. ¬озвраща€ в водную среду биогенные элементы, редуценты завершают биохимический круговорот. Ёто делают в основном бактерии, большинство других микроорганизмов и грибы. –едуценты - заключительное звено в пищевой цепи в экологической пирамиде. Ѕактери€ - микроскопический, обычно одноклеточный организм, обладающий клеточной стенкой, но не имеющий оформленного €дра. ¬ природе бактерии выполн€ют функции редуцентов. ћикроорганизмы приведены на рисунке 2 .

ocean1.jpg (54548 bytes)

ƒл€ беспозвоночных все бактерии €вл€ютс€ не только энергетическим, но и олигодинамическим источником пищи, ибо синтезируют различные витамины группы ¬ и провитамин D. ѕри оценке роли бактерий в питании глубоководного бентоса необходимо учитывать то важное обсто€тельство, что гетеротрофные бактерии имеют более высокую, чем другие степени пищевой пирамиды, эффективность использовани€ энергии пищи, позвол€ющую им превращать в живую материю 30 Ц 40 % мертвых органических остатков, которые они минерализуют.

√етеротрофные бактерии производ€т живое вещество, вещество это может быть использовано в качестве пищи животными, занимающими вторую ступень пищевой пирамиды, то есть микрофагами. ƒе€тельность гетеротрофных микроорганизмов важна не только дл€ обеспечени€ круговорота основных элементов (углерода, азота, фосфора, серы и т.д.) в океане: она дополн€ет синтез живой органической материи на глубинах. ћикроорганизмы существуют повсюду и в водной толще, и в донных отложени€х, причем в количествах порой весьма ощутимых. ќбщее представление о количественном распределении в океане микробного населени€ можно получить из приведенного ниже рисунка.

Ќаибольшее количество бактерий обнаруживаетс€ в подповерхностных сло€х, где обычно накапливаютс€ продукты обмена и останки организмов, развивающиес€ в массовых количествах в поверхностных сло€х. — погружении размеры органических веществ в результате разложени€ уменьшаютс€, но их поверхность по отношению к объему увеличиваетс€; кроме того, понижение температуры, отмечаемое с возрастанием глубины, увеличива€ в€зкость воды, тоже тормозит их опускание. Ётим и объ€сн€етс€, что максимум органических остатков, образующихс€ в поверхностных сло€х, наблюдаетс€ на некоторой глубине (от нескольких дес€тков до нескольких сотен метров). »менно здесь наблюдаетс€ наиболее многочисленное население гетеротрофных бактерий, которые используют органические остатки в качестве своего субстрата.

— дальнейшим возрастанием глубины бактериальное население уменьшаетс€; одновременно происходит и уменьшение количества неживого органического вещества, взвешенного или растворенного в воде. ¬ непосредственной близости от поверхности грунта, который на значительной глубине бывает рыхлым, значительно увеличиваетс€ содержание неживой органической материи, как в грунтовой вод, так и на поверхности самого осадка. ќдновременно произойдет сильное увеличение бактериального населени€. Ѕактерии редко бывают свободными: обычно они посел€ютс€ на различных частицах. “аким образом, на дне и в непосредственной близости от него де€тельность бактерий более значительна, чем на любом другом выше лежащим уровне.  оличество бактерий, немногочисленных в воде, в горсти ила увеличиваетс€ до миллионов, даже миллиардов. »звестковые и кремниевые скелеты планктеров вместе с минеральными частицами образуют ил, который кишит бактери€ми, довершающими разложение органических веществ. Ѕактерии обеспечивают обильной пищей некоторых бентических беспозвоночных Ц микрофагов, особенно на больших глубинах, где бактерии Ц единственные первичные производители живой материи.
ocean2.jpg (48831 bytes)

«аключение

ƒетритофаги и деструкторы играют в круговороте веществ первостепенную роль. ƒетрит играет важную роль в круговороте органического вещества и служит пищей многим донным животным. „асть питательных веществ, содержащихс€ в детрите, возвращаетс€ в круговорот, мину€ стадию разложени€ до минеральных соединений и потреблени€ их растени€ми.

ƒе€тельность гетеротрофных микроорганизмов важна не только дл€ обеспечени€ круговорота основных элементов в океане: она дополн€ет синтез живой материи на глубинах. √етеротрофные бактерии существуют за счет более или менее сложных органических веществ благодар€ своей способности постепенно разлагать их до состо€ни€ относительно простых неорганических соединений. Ётот процесс, в результате которого бактери€ создает собственное свое живое вещество, отличаетс€ высокой эффективностью. ¬ протоплазму бактерий превращаетс€ в общей сложности 30 Ц 40% неживой органической материи, поскольку остальные 70 Ц 60% используетс€ дл€ производства энергии и, в конце концов, попадает в минеральные осадки [1]. √етеротрофные бактерии обеспечивают минерализацию различных органических веществ, снабжа€, автотрофные организмы минеральной пищей, без которой последние не могут существовать. “аким образом, замыкаетс€ круговорот материи в океанах. Ќеобходимо отметить, что микроорганизмы участвуют в самоочищение морей и океанов. ћорские организмы (их поведение и состо€ние) €вл€ютс€ индикаторами нефт€ных загр€знений, т.е. они как бы осуществл€ют биологическое наблюдение за окружающей средой. ћикроорганизмы мор€ функционируют в составе сложного микробиоценоза, который реагирует на чужеродные вещества как на единое целое. —мешанное бактериальное Ђнаселениеї более эффективно разрушает нефть и отдельные углеводороды.   морским организмам, которые участвуют в процессах самоочищени€, относ€тс€ моллюски. »звестны около 70 родов микроорганизмов, включа€ бактерии, грибы, дрожжи, которые способны вступать в единоборство с нефтью[3]. »м принадлежит важнейша€ роль разложени€ нефти и углеводородов в море.

—писок литературы

1. ¬ейль, ѕ. ѕопул€рна€ океанографи€ [текст]/ѕитер ¬ейль. ѕер. с англ. √. ». Ѕаранова, ¬. ¬. ѕанова, ј. ќ. Ўпайхера. ѕод редакцией ис предисловием ј. ‘. “решникова. Ц Ћ.: √идрометеоиздат, 1977. Ц 504с., ил.
2. ѕерес, ∆-ћ. ∆изнь в океане [текст]/ ѕерес ∆ан Ц ћари. ѕер. с франц. ј.Ћ. јнрес и ¬. ≈. —трельцова. - Ћ.: √идрометеоиздат, 1966., ил.
3. ј. ј. «елин, ¬. √идрогеохимический словарь [текст]/ ј. ј. «елин, Ќ. Ѕелоусова. ѕод. ред. ј. ћ. Ќиканорова Ц Ћ.: √идрометеоиздат, 1988.