јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕерелЄты птиц

≈ще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Ёто €вление в жизни природы действительно за мечательно. — наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на пол€х, исчезают. ¬место них прилетают другие, которых летом мы не видели. ј весной исчезнувшие птицы снова по€вл€ютс€. √де же они были и почему вернулись к нам? –азве они не могли остатьс€ там, куда улетали на зиму? »счезают на зиму одни птицы и по€вл€ютс€ другие не только на —евере. Ќа юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. Ќа севере птиц заставл€ют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге Ч смена влажных и засушливых сезонов. “ам, где птицы размножаютс€, т.е. на севере и в умеренном климате, они провод€т меньшую часть года, а большую часть затрачивают на перелеты и жизнь в местах зимовок. “ем не менее ежегодно перелетные птицы возвращают с€ туда, где они вывелись в прошлом году. ≈сли весной птица не вернулась на родину, можно считать, что она погибла.

„ем лучше птица находит свою родину, тем более веро€тно, что она выживет и выведет потомство. Ёто пон€тно: ведь любое животное, в том числе и птица, наиболее приспособлено к тем услови€м, где оно родилось. Ќо, когда на родине услови€ жизни измен€ютс€ Ч наступает похолодание, исчезает пища, птица вы нуждена лететь в более теплые и обильные пищей места.

ѕтицы, совершающие такие путешестви€, называютс€ перелетными. Ќо есть птицы, которые круглый год наход€т на родине подход€щие услови€ дл€ существовани€ и не совершают перелетов. Ёто оседлые птицы. ќседлы, например, обитатели наших лесов: глухарь, р€бчик. Ќекоторые птицы при благопри€тной зиме остаютс€ на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Ёто кочующие птицы.   ним относ€тс€ некоторые птицы, гнезд€щиес€ высоко в горах; на холодное врем€ года они спускаютс€ в долины. Ќаконец, имеютс€ и такие птицы, которые при благопри€тной зимней обстановке оседлы, но в неблагопри€тные годы, например при неурожае сем€н хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Ёто клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и еще многие другие. “ак же ведут себ€ гнезд€щиес€ в степ€х и полупустын€х —редней и ÷ентральной јзии саджи.

Ќекоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других Ч оседлые. —ера€ ворона из северных областей –оссии улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседла€. „ерный дрозд у нас Ч перелетна€ птица, а в городах «ападной ≈вропы Ч оседла€. ƒомовый воробей в ≈вропейской части –оссии живет круглый год, а из —редней јзии улетает зимовать в »ндию. ћеста зимовок у перелетных птиц посто€нны, но там они живут, не придержива€сь определенных узких районов, как при гнездовании. ≈стественно, что птицы зимуют там, где природные услови€ сходны с услови€ми жизни на родине: лесные Ч в лесистых местах, прибрежные Ч по берегам рек, озер и морей, степныеЧ в степ€х.

“очно так же и в перелетах птицы придерживаютс€ привычных и благопри€тных дл€ них мест. Ћесные птицы совершают перелеты над лесистыми местност€ми, степные Ч над степ€ми, а водные двигаютс€ вдоль речных долин, над озерами и морскими побережь€ми. ѕтицы, гнезд€щиес€ на океанических островах, совершают перелеты над открытым морем. ѕересекают большие морские пространства и некоторые материковые птицы. Ќапример, чайки-моевки, гнезд€щиес€ у берегов  ольского полуострова, зимуют в —еверо-западной јтлантике и достигают западного побережь€ √ренландии. »ногда птицам приходитс€ преодолевать во врем€ перелета непривычные дл€ них местности, например пустыни. ѕтицы стараютс€ быстрее миновать такие места и лет€т на больших пространствах Ђшироким фронтомї.

bird1.jpg (40558 bytes)ќсенний отлет начинаетс€ после того, как молодн€к научитс€ летать. ѕеред отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие рассто€ни€. ћеста с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые кра€; весной на севере они по€вл€ютс€ позже, чем на юге.  аждый вид птиц улетает и прилетает в определенное врем€, хот€, конечно, погода оказывает вли€ние на сроки отлета и прилета.

ѕтицы одних видов лет€т поодиночке, других Ч группами или ста€ми. ƒл€ многих видов характерен определенный пор€док расположени€ птиц в стае. ¬ьюрки и другие воробьиные лет€т беспор€дочными группами, вороны Ч редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки Ч Ђшеренгойї, гуси и журавли Ч Ђугломї. ” большинства птиц самцы и самки лет€т одновременно. Ќо у з€блика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок.

bird2.jpg (32877 bytes)ћолодые птицы иногда отлетают на зимовку раньше старых. ќдни птицы лет€т днем, другие Ч ночью, а днем останавливаютс€ на кормежку. —корость полета птиц на пролетах относительно невелика. Ќапример, у перепела Ч 41 км/час. Ќаибольша€ скорость у черного стрижа Ч 150 км/час. ¬ысота перелета Ч средн€€. ћногие мелкие воробьиные лет€т низко над землей. ≈ще ниже Ч при встречном ветре, сильной облачности, осадках.  рупные виды лет€т примерно на высоте 1Ч2 тыс. м, средние и мелкие Ч около 1000Ч500 м. ќднако в области √ималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем мор€.

ѕри такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое врем€ достигнуть области зимовки или гнездовь€. Ќо на самом деле перелет обычно раст€гиваетс€ на долгое врем€. —читают, что птицы при дальних перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. “аким обра зом, например, воробьиные птицы затрачивают на перелет из ≈вропы в ÷ентральную јфрику 2-3 и даже 4 мес€ца.

bird4.jpg (47251 bytes)ѕри весеннем перелете птицы обычно лет€т быстрее, чем при осеннем. Ќекоторым птицам приходитс€ покрывать при перелетах очень большие рассто€ни€. ѕол€рные крачки с  райнего —евера јмерики лет€т зимовать за 10 тыс. км на юг јмериканского континента, на юг јфрики и даже в јнтарктику. ўурки, гнезд€щиес€ в јзии, зимуют в ёжной јфрике. ќколо 30 видов птиц, гнезд€щихс€ в ¬осточной —ибири, зимуют в јвстра лии, дальневосточные кобчики Ч в ёжной јф рике, некоторые американские кулики Ч на √авайских о-вах. ¬ р€де случаев Ђсухопутныеї птицы вынуждены пролетать над открытым мо рем от 3 до 5 тыс. км.

Ќаправление перелетов определ€етс€ не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благопри€тными дл€ кормежки и отдыха. ѕоэтому далеко не все птицы в северном полушарии лет€т осенью с севера на юг. ћногие североевропейские пернатые лет€т осенью на запад и юго-запад и зимуют в «ападной ≈вропе. Ѕывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы ≈вропейской ча сти –оссии лет€т в южном направлении к  аспийскому морю, а их родичи из «ападной —ибири Ч на юго-запад.

bird3.jpg (52591 bytes)—евероамериканские птицы обычно движутс€ на юг к экватору, но некоторые виды лет€т и дальше, даже к ќгненной «емле. „ернозобые гагары из «ападной и —редней —ибири пролетают через тундру к Ѕелому мо рю и оттуда, отчасти вплавь, перемещаютс€ на зимовку к берегам —кандинавии и в Ѕалтийское море. ≈сли птицы одного вида гнезд€тс€ и на севере, и на юге, то обитатели севера зимуют обычно южнее, чем их южные сородичи. Ќапример, тундровые соколы из —ибири зимуют на ёжном  аспии, в —еверной јфрике и ёжной јзии, а соколы того же вида, гнезд€щиес€ в средней полосе ≈вропейской части –оссии, совершают сравнительно небольшие кочевки и зимуют не южнее —редней ≈вропы.

«начительный перелет совершает маленька€ птичка Ч овс€нка-дубровник. ќна гнездитс€ на пойменных лугах речных долин, например ћосквы-реки и ќки. ѕрилетает она весной поздно, в конце ма€, улетает раньше других воробьиных, и, как удалось проследить, осенью она летит на зимовку через всю —ибирь и ƒальний ¬осток в ёжный  итай.

Ѕольшое хоз€йственное значение имеют зимовки охотничье-промысловых водоплавающих птиц. Ѕольшинство гнезд€щихс€ у нас уток зимуют вне границ –оссии Ч в —еверо-западной ≈вропе (в области Ѕалтийского и —еверного морей), в области —редиземного мор€, в низовь€х ƒуна€, в долине Ќила, в ћалой јзии, »ране, »ндии, в ёго-¬осточной јзии. Ќо много различных птиц зимует и на территории –оссии Ч на юге  аспи€, и бывших республиках ———– в јзербайджане, “уркмении, у „ерного мор€, на оз. »ссык- уль в  иргизии. ¬ этих местах зимой скапливаетс€ огромное количество уток, гусей, лебедей, куликов. ƒл€ их охраны созданы специальные заповедники.

«а врем€ перелетов и на зимовках гибнет очень много птиц. “ак, например, на  аспийском море и в «акавказье погибают каждую зиму дес€тки тыс€ч уток. ќни гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. ¬одоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой на  аспийском море. Ќефть пачкает перь€, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. Ќа юге ”краины смена дождей и похолодании губит много дроф. ѕод дождем их перь€ намокают и смерзаютс€ от наступившего похолодани€.

ћного было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как они наход€т при перелетах дорогу. ” некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. —ледовательно, молодым никто не показывает дорогу на зимовку. Ќесомненно, в перелетах большое значение имеет инстинкт, т. е. врожденна€, передающа€с€ по наследству способность к определенному поведению. Ќикто не учит птицу строить гнездо, а ведь когда она впервые приступает к его постройке, то делает это так же, как и все птицы ее вида. ѕевчий дрозд вымазывает лоточек глиной, а белобровик этого не делает. –емез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к веткам дерева. —ложна€ цепь внешних раздражений вызывает в организме животного р€д св€занных между собой ответов на раздражение Ч безусловных рефлексов. »счезновение привычной дл€ птицы пищи, изменение погоды, температуры воздуха, влажности Ч все это заставл€ет птицу улетать на зимовку.

Ќо почему же птицы не остаютс€ в местах зимовки навсегда? ¬едь там тепло и много пищи. ѕочему они, преодолева€ т€желые преп€тстви€, возвращаютс€ на места гнездовий? Ќаука еще не может исчерпывающе объ€снить это €вление. Ќо отчасти это можно объ€снить внутренними изменени€ми в организме птицы.  огда наступает период размножени€, различные железы внутренней секреции под вли€нием внешних раздражителей выдел€ют в организм птицы особые вещества Ч гормоны. ѕод вли€нием гормонов начинаетс€ и проходит сезонное развитие половых желез. Ёто, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.

—казываетс€ и вли€ние измен€ющихс€ внешних условий. Ќа местах зимовок климат не остаетс€ посто€нным и измен€етс€ в сторону, худшую дл€ зимующих там птиц. Ќапример, пол€рна€ сова гнездитс€ в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питаетс€. «иму она проводит в лесостепи средней полосы. ћожет ли эта сова остатьс€ на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной ей пищи?  онечно, нет. ќна улетит в родную тундру. ¬озможно, по этой же причине не гнезд€тс€ в јфрике наши серые журавли и дру гие перелетные птицы. »ногда птицы при перелете тер€ют направление. ѕод “омском встречали заблудившихс€ фламинго, обычно обитающих на  аспии и в тропиках; в ярославскую область залетает гриф сип, обитатель  авказских гор. «алетают к нам птицы даже из јмерики: на ”краине бывали случаи по€влени€ свенсонова дрозда, гнезд€щегос€ и зимующего на јмериканском континенте.

огда птицы лет€т днем, они могут определить направление полета по заметным точкам: поворот у реки, горы, группы деревьев и по расположению солнца. ѕри дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнце Ч днем, луна и звезды Ч ночью.ћногие птицы, чтобы не потер€ть в полете друг друга, особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют.  роме того, птица пользуетс€ голосом как эхолотом. «вук отражаетс€ от предметов, попадающихс€ на пути птицы, и улавливаетс€ ее очень тонким слухом. ѕоэтому она не натыкаетс€ в темноте на деревь€ или скалы и, возможно, даже определ€ет высоту над землей.

”ченые изучают перелеты птиц. ѕрежде всего науке помогают в этом непосредственные наблюдени€. Ќапример, устроив несколько на блюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц, можно установить скорость перелета стаи, количество птиц в них. Ќаблюдением устанавливаютс€ также сроки прилета птиц весной и отлета осенью, а эти сроки повтор€ютс€ из года в год с большой точностью.  роме того, замечательные результаты дает кольцевание птиц.

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложение дл€ смартфонов и планшетов Android ѕолевой определитель птиц –оссии (его можно купить в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц: ѕтицы ≈вропы, ћанок на птиц: ѕтицы —еверной јмерики (Birds of North America: Decoys), ѕолевой автоматический определитель голосов птиц (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).