јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

¬одные клещи*

¬одные клещи (Hydracarina) относ€тс€ к классу паукообразных (Arachnoidea), к отр€ду клещей (Acarina) и образуют хорошо отграниченную группу, со сходным образом жизни.
Ёти животные отличаютс€ широким распространением и насел€ют разнообразные водоемы. Ќа экскурси€х они попадаютс€ очень часто, невольно привлека€ внимание своей €ркой окраской, котора€ свойственна многим видам. ¬стречаютс€ они и в больших водоемах (Hydrochoreutes) и в самых мелких. „аще всего их можно найти в прудах, густо заросших растительностью (Limnesia, Frontipoda, Limnochares). ¬стречаютс€ они даже в небольших канавах, наполненных водой €мах, в лужах и т. п., особенно весною (Acercus torris ќ. F. Mull., Hydrachna globosa, Hydryphantes). ƒаже зимой, при лове через прорубь, водные клещи вылавливаютс€ в большом количестве (Limnochares aquatica L.).

¬одные клещи, гидракарины ((Hydracarina)¬одные клещи, гидракарины. —ильно увел. 1 Ч Limnochares aquatica €рко красного цвета, ведет придонный образ жизни, полза€ по водным растени€м, плавать не может; 2 Ч Hydrochoreutes ungulatus самец Чжелтоватого цвета с просвечивающей темной печенью, имеет очень длинные плавательные ноги, на рисунке не показанные, обитатель больших водоемов Ч озер, прудов; 3Ч Piona nodata Ч красно-коричневой окраски, встречаетс€ в больших водоемах; 4 Ч Acercus torris самец Ч желто-коричневого цвета, на ногах у самцов особые утолщени€, играющие роль при копул€ции, встречаетс€ в мелких лужах; 5Ч Limnesia undulata самка Ч желтого, изредка красного цвета с просвечивающей черной печенью, обитатель мелких вод; 6 Ч Frontipoda musculus самка Ч зеленого, реже желтого или красноватого цвета, с короткими плавательными ногами, сид€щими пучком около рта, обитает в сильно заросших водоемах; 7 Ч Arrhenurus neumani Ч красного, редко зеленого цвета с характерным дл€ самцов этого рода задним придатком тела; 8 Ц Hydrarachna geographica Ц €рко красного цвета с черными п€тнами, имеет короткие плавательные ножки, встречаетс€ в прудах и лужах, особенно весной (длина 8 мм Ч Ђкоролеваї гидракарин); 9 Ч Hydryphantes ruber самка Ч €рко красного цвета, встречаетс€ в мелких водоемах, канавах, лужах, преимущественно весною.

¬нешний вид.  лещи обладают мешковидным нечленистым, более или менее округлым телом и снабжены четырьм€ парами шестичленистых ножек, которые обыкновенно заканчиваютс€ двум€ коготками.
–отовые органы выт€нуты в Ђклювикї, приспособленный дл€ сосани€.
ќкраска водных клещей замечательна и в особенности привлекает внимание наблюдателей; она поражает своей €ркостью и разнообразием. ѕреобладает красный цвет, который необыкновенно рельефно выдел€ет животных на фоне темного дна € зеленых растений (Umnochares, Hydryphantes, Hydrarachna Arrhenurus и др.). ¬стречаютс€ цвета: сине-зеленый, оранжевый, желтый, коричневый и др. „асто бывает, что один и тот же вид сильно варьирует в окраске. “ак, Limnesla undulata бывает и желтого и красного цвета. Frontlpoda musculus чаще зеленого, но бывает желтого и красного цвета. Arrhenurus neumani красного цвета, но встречаетс€ и зеленого и пр.  акие пестрые тона можно наблюдать у некоторых видов, показывает пример Ђкоролевыї водных клещей Ч географического клеща (Hydrarachna geographica), у которого на €рко-красном фоне разбросаны причудливые черные п€тна. ¬ большинстве случаев узоры на теле клещей завис€т or того, что через их кожу просвечивают темные доли печени и чрезвычайно разнообразно окрашенна€ выделительна€ железа.
ѕри столь заметной наружности можно было бы ожидать, что водные клещи будут в массе истребл€тьс€ другими животными. ќднако этого не наблюдаетс€, и, например, в желудках рыб их наход€т весьма редко. «амечено даже, что рыба, схватив водного клеща, не глотает его, а выплевывает. Ќе трогают их и другие водные хищники из мира насекомых. Ёто €вление объ€сн€етс€, по-видимому, тем, что водные клещи выдел€ют из своих кожных желез €довитую или непри€тную на вкус жидкость, котора€ и отпугивает врагов. ѕри таких услови€х €рка€ окраска не. только не вредит клещам, но может быть даже полезна дл€ них, игра€ роль цветового сигнала, который избавл€ет их от опасности нападени€. ѕодобна€ Ђпредупреждающа€ окраскаї известна у р€да животных (например, божьи коровки). ¬озможно, что и здесь мы имеем что-либо подобное.
 ладки водных клещей ладки водных клещей. (ѕо ». ». —околову.)
I Ч €йца Piona carnea: 1 Ч много кладок на листе лютика в ест. вел.; 2 Ч три кладки в увел. виде; II Ч €йца Hydryphantes; 3 Ч кладка в увел. виде; 4 Ч та же кладка при большом увел.; III Ч кладка Linnochares aquatica: 5 Ч в ест. вел. на листе элодеи; 6 Ч то же увел.

ƒвижени€ водных клещей свод€тс€ к плаванию и ползанию. Ѕольшинство видов плавает очень неплохо. »х движени€ в воде легко наблюдать на экскурсии; если пустить такого клеща в баночку с водой, он начинает стремительно и суетливо сновать по разным направлени€м, перебира€ ножками, которые покрыты пучками или р€дами длинных щетинок и действуют наподобие весел. ≈сть виды, которые не плавают, но ползают по водным растени€м и держатс€ исключительно придонного образа жизни (Limnochares).
ѕо способу питани€ все, или почти все, клещи Ч хищники. ќни нападают на различных мелких животных, преимущественно на циклопов и дафний. —хватив добычу, клещ вонзает в нее свои челюсти и постепенно высасывает жертву.
ƒыхание у водных клещей происходит непосредственно через кожу.
явлени€ размножени€ и развити€ у клещей интересны в том отношении, что на экскурсии довольно часто приходитс€ встречать их личинок в качестве паразитов различных водных насекомых. “ак, у водомерок (Gerris) можно посто€нно наблюдать на теле красные п€тна, резко заметные при темном цвете насекомого: это не что иное как скопление личинок водного клеща (Limnochares aquatica). ƒругие личинки выбирают себе в качестве хоз€ина вод€ных скорпионов, жуков-плавунцов (Hydrarachna) и даже животных, обитающих вне воды (стрекоз, двукрылых Ч Arrhenurus и др.).

ќбщий ход развити€ водных клещей довольно сложен. «релые самки откладывают €йца на подводные части растений, камни, сваи и тому подобные предметы. ќбычно €йца откладываютс€ кучками, очень редко Ч вбуравливаютс€ поодиночке в ткань растени€. „аще всего €йца окрашены в красный или желто-красный цвет и поэтому бросаютс€ в глаза, несмотр€ на свои незначительные размеры, тем более, что самки чаще всего откладывают €йца по соседству друг от друга, так что скоплени€ €иц могут быть весьма значительны (Fiona carnea и др.).

уколки клеща Hydrarachna sp. на вод€ном
скорпионе уколки клеща Hydrarachna sp. на вод€ном скорпионе. Ќемн. увел.

¬ылупл€ющиес€ из €иц личинки Ч шестиногие и имеют более удлиненную форму тела, чем родители. ¬начале они ведут в течение некоторого времени свободный образ жизни. ѕри этом часто держатс€ на поверхности водоемов, иногда в таком множестве, что покрывают воду наподобие красного порошка.
ѕосле отыскани€ хоз€ина личинки прикрепл€ютс€ к нему и начинают вести паразитическийї образ жизни, к концу которого закукливаютс€ (рис. 202). »з куколки выходит нимфа, котора€ походит на взрослого клеща и ведет уже свободный образ жизни, охот€сь за мелкими животными. Ќимфа вторично окукливаетс€, и из куколки выходит на этот раз взрослый клещ.

* Ѕ.≈.–айков, ћ.Ќ.–имский- орсаков. «оологические экскурсии. 1956.

„итайте также познавательную книгу д.б.н. ¬.ј. ривохатского "ћуравьиный лев".

Ќаши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ѕресноводные беспозвоночные, –ыбы, јмфибии, –ептилии,
приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: –ыбы, јмфибии, –ептилии (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители дл€ iPhone и iPad: –ыбы, јмфибии (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ѕресноводные рыбы, ќбитатели водоемов, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: ¬одоросли, ÷веты водоемов и болот, ¬одные беспозвоночные, ѕресноводные и проходные рыбы, јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.

“ам же можно приобрести определительную таблицу "ƒневные бабочки средней полосы".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.