јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

√истологи€, или анатоми€ растений: истори€ науки

√истологи€, или анатоми€ растений (гисто Ч ткань, логос Ч учение), занимаетс€ изучением внутреннего, микроскопического строени€ растений.
” растений, как и у животных, все тело, все органы слагаютс€ из так называемых клеток. –астительна€ клетка имеет вид пузырька или €чейки, внутри которой находитс€ своеобразное содержимое. »з этих €чеек, как из кирпичей, строитс€ здание всего растительного организма. “ак как жизнь всего растени€ слагаетс€ из жизнеде€тельностей отдельных клеток, то пон€тно, что учение о клетке, о строении и функции ее составных частей €вл€етс€ краеугольным камнем как всей биологии вообще, так гистологии и физиологии растений в частности.
ќтдел гистологии, изучающий клетку вообще, может быть назван, по примеру гистологии животных, общей гистологией.
ѕодверга€сь разнообразным видоизменени€м и соедин€€сь между собою, клетки слагаютс€ в ткани, из которых в свою очередь стро€тс€ органы растений. »зучением строени€ тканей и органов занимаетс€ специальна€ гистологи€. „то касаетс€ до распределени€ и группировки научного материала по отделам, то в этом отношении исследователи не вполне согласны между собою.
¬ современной науке существуют два весьма несходных принципа классификации растительных тканей: один эмбриологический (эмбрио Ч зародыш, логос Ч учение), кладущий в основу классификации историю развити€ тканей, их происхождение, Ч он особенно резко был проведен страсбургским профессором ƒе-Ѕари; другой принцип Ч физиологический, в основу классификации он полагает функцию ткани, то или другое ее отправление, Ч принцип этот установлен Ўвенденером и систематически проведен √аберландом. „асто, однако, гистологический материал группируют пр€мо по органам и последовательно рассматривают ткани стебл€, листа, корн€ и т. д.

“ак как насто€щего нельз€ основательно знать, не зна€ прошедшего, то пон€тно, что эмбриологи€ растений, истори€ развити€ их тканей и органов, стоит в самой тесной св€зи с гистологией, с которой она имеет много общего и по самому способу производства расследований, по своей методике. „то касаетс€ до последней, то и там и здесь она заключаетс€, главным образом, в производстве в разных направлени€х и в разные стадии развити€ органа тончайших разрезов, которые и подвергаютс€ исследованию под микроскопом.

ак €сно из самого существа дела, микроскопическа€ анатоми€ растений могла возникнуть лишь после того, как были изобретены увеличительные стекла. ѕервое применение этих стекол к изучению внутреннего строени€ растений было произведено во второй половине XVII ст. англичанином √рю (Nehemia Grew, 1628-1711) и италь€нцем ћальпиги (Marcello Malpighi, 1628-1694). ѕо странному и редкому совпадению обсто€тельств, сочинени€ того и другого исследовател€ были представлены  оролевскому научному обществу в Ћондоне (Royal society) в один и тот же день Ч 29 декабр€ 1671 года, так что этот день, по удачному выражению проф. ‘ердинанда  она [Ferdinand Cohn, "Botanische Probleme" (Deutsche Rundscha u, herausgegeben von Rodenberg, 1874. Heft I. S. 80-93). Ёто сочинение  она вместе с сочинением проф. ё. —акса (I. Sachs), "Geschichte der Botanik vom XVI Jahrhundert bis 1860" (ћюнхен, 1875), €вл€ютс€ весьма важными пособи€ми при изучении истории ботаники; главным образом по ним составлены насто€щие очерки истории гистологии и физиологии растений.], может считатьс€ днем рождени€ микроскопической анатомии растений.  ак несовершенны ни были оптические приборы √рю и ћальпиги, но и при помощи их названные исследователи могли убедитьс€, что органы растений состо€т не из м€са, крови, жил, нервов и т. п., как думали еще со времен “еофраста, но что во всех своих част€х без исключени€ они составлены из мельчайших €чеек, напоминающих по своему виду медовые соты и потому получивших название клеточек (латин. cellula). “аким образом, уже первое применение микроскопа разрушило господствовавшее в течение веков фантастическое, ни на чем не основанное представление относительно внутреннего строени€ растений. — тех пор микроскоп оказал науке неоценимые услуги; он не только дал возможность разгл€деть мельчайшие живые существа и внутреннюю структуру организмов, скрытые от простого глаза, и таким путем расширить до бесконечности круг наших представлений и идей, но он заставил нас, и это, быть может, еще важнее, быть сосредоточеннее, внимательнее и осторожнее при изучении природы, удалил вс€кую априорность и тем в значительной степени дисциплинировал наш ум.   несчастью дл€ науки прекрасные работы √рю и ћальпиги не возбудили того интереса в среде современников, какого они заслуживали; они не нашли достойных подражателей, а с течением времени были и совсем позабыты. ”влеченные гениальными преобразовани€ми Ћинне€ в области систематики цветковых растений, ботаники надолго оставили микроскоп.  огда же спуст€ почти 100 лет оп€ть пробудилс€ интерес к микроскопическим исследовани€м, то многое пришлось открыть во второй раз. Ќачина€ с конца XVIII ст., со времени »оганна √едвига (Johannes Hedwig, 1730-1799), опубликовавшего прекрасные исследовани€ касательно строени€ мхов, число ботаников-анатомов быстро возрастает. “ак, в начале XIX ст. ревностными микроскопистами выступают в √ермании Ч  урт Ўпренгель (Kurt Sprengel), Ѕернгарди (Bernhardi), –удольфи (Rudolphi), Ћинк (Link), “ревиранус (Treviranus), ћольденгавер (Moldenhawer), ћейен (Meyen) и др.; во ‘ранции Ч ћирбель (Mirbel) и Ѕриссo (Brisseau). ¬се они занимались изучением почти исключительно строени€ готовых, вполне сформировавшихс€ органов растений, не обраща€ никакого внимани€ на способ их возникновени€, на историю их развити€. Ќесмотр€ на недостаточность такого пути исследовани€, означенным ученым удалось все-таки добыть немало новых, весьма ценных научных фактов.   этому же времени относитс€ начало де€тельности √уго фон ћол€ (Hugo von Moh l, 1805-1872), исследовани€ которого имели особенно большое значение дл€ развити€ гистологии. ¬есьма точный, беспристрастный и умелый исследователь, √. ф. ћоль много способствовал не только успехам изучени€ тончайшей внутренней структуры растений, но так же развитию и усовершенствованию микроскопической техники вообще. Ѕольшинство из его замечательных работ сохранило до насто€щего времени свою полную ценность.

ѕриблизительно с 1840 года начинаетс€ новый фазис в истории гистологии. Ќедостаточность исследовани€ одних взрослых стадий дл€ полного уразумени€ строени€ растений сделалась к этому времени вполне очевидной. Ћучшие умы обращаютс€ теперь к изучению истории развити€; различные вопросы относительно оплодотворени€ и развити€ зародыша разрабатываютс€ с величайшим интересом и увлечением и станов€тс€ как бы модными в науке. ≈ще в 1823 году ј. јмичи (Amici) наблюдал прорастание крупинок плодотворной пыли (цветень, мужск. половой элемент), т. е. выхождение из них длинных мешковидных трубок; спуст€ несколько времена, он же проследил проникновение таких трубок до сем€почки (женск. полов. элемент) и даже в ее микропиле. Ќо этим еще далеко не решалс€ вопрос, как и откуда именно возникает зародыш. ѕо мнению самого јмичи, зародыш развиваетс€ из участка сем€почки после предварительного оплодотворени€ ее пыльцевой трубкой. ¬ том же смысле высказалс€ и знаменитый ћоль. »ной совсем взгл€д проповедовали Ўлейден и Ўахт (Schleiden, 1804-1881; Schacht, 1814-1864). ѕо их мнению зародыш возникает в сем€почке, но не из ее субстанции, а из конца проникшей в нее пыльцевой трубки. ≈сли бы это оказалось на самом деле так, то наше пон€тие о полах у растений пришлось бы совершенно изменить: то что считалось мужским, нужно было бы считать женским, и наоборот. ƒело до этого не дошло, и в 1 856 г. Ўлейден и Ўахт сами отказались от своего мнени€, а немного спуст€ классические исследовани€ √офмейстерa (Hofmeister, 1824-1877) окончательно решили вопрос в пользу јмичи. ”€снению процессов оплодотворени€ и развити€, а вместе с тем и расширению вообще наших сведений относительно строени€, происхождени€ и развити€ растительных клеток много способствовали произведенные около того же времени разнообразные разыскани€ в области низших растений, так называемых споровых; на этом поприще особенную заслугу ст€жали, кроме вышеупом€нутого √офмейстера, еще Hегели (Na geli), “юре (Thuret), ѕрингсгейм (Pringsheim), ƒе-Ѕaри (De-Bary),  он (Cohn), ÷енковский и ¬оронин. ¬ новейшее врем€ эмбриологией высших €внобрачных растений много и с большим успехом занимались Ч √анштейн (Hanstein, 1823-1880) и особенно —трасбургер (Strasburger), далее ¬арминг (Warming), “рейб (Treub), √егельмайер (Hegelmaier), √инь€р (Guignard), ‘аминцын и √орожанкин.
ѕараллельно с изучением истории развити€ растительных организмов прогрессировало и изучение внутренней структуры растительной клеточки, ее происхождени€ и превращений. “ак, пон€тие протоплазмы, этой важнейшей составной части вс€кой клетки, было установлено √уго ф. ћолем.  леточное €дро было открыто в 1833 г. английским ботаником –обертом Ѕроуном (Robert Brown, 1773-1858). Ќа сходство в общих чертах клеток растений с клетками животных указал в 1839 г. Ўван (Schwann), а в 1855 г. ”нгер (Unger 1800-1870) обратил внимание на значительное сходство между растительной протоплазмой и саркодой низших животных. ”казани€ эти на господствующее в природе единство были впоследствии блест€ще подтверждены изучением развити€ слизистых грибов (миксомицетов), тщательно произведенным ƒе Ѕари, и составившими эпоху в науке исследовани€ми  елликера (Koelliker), ћакса Ўульце (ћах Schulze) и Ѕрюке (Bru cke). ћолекул€рна€ структура организованных составных частей клетки (оболочка, крахмальные зерна) была обсто€тельно исследована Ќегели в 1858-63 г.; данное им объ€снение процесса роста, так называема€ теори€ интуссусцепции, быстро укоренилась в науке и господствовала в ней почти до насто€щего времени, когда она была поколеблена исследовани€ми ƒиппел€ (Dippel), —трасбургера, Ўмица (Schmitz) и некотор. другие јнатоми€ отдельных органов растени€ подверглась в этот период разносторонней разработке.

„то касаетс€ до новейшей истории растительной гистологии за последние 20-30 лет, то за невозможностью перечислить все успехи и упом€нуть имена всех научных де€телей, придетс€ ограничитьс€ указанием лишь на наиболее существенное. ѕрежде всего нужно упом€нуть, что р€дом с возникновением физиологического направлени€ в гистологии, созданного Ўвенденером (Schwendener) и ревностно проповедуемого √аберландом (Haberland), возникло еще сравнительно-систематическое направление, старающеес€ вы€снить св€зь между внутренним строением растени€ и его систематическим положением. Ќаиболее выдающимис€ де€тел€ми в этой области гистологии €вл€ютс€ –адлькофер (Radlkofer) в √ермании, ¬еск (Vesque) во ‘ранции и ». ѕ. Ѕородин в –оссии. — внутренней, пока еще весьма загадочной, структурой протоплазмы и клеточного €дра нас познакомили исследовани€ ‘роммана (Frommann), ‘лемминга (Flemming), Ўмица, —трасбургера, Ѕертольда (Berthold) и Ўварца (Schwarz). »зучением процесса роста клеточной оболочки занимались ƒиппель, —трасбургер, Ўмиц и нек. другие; полученные ими результаты заставили ученых отказатьс€ в значительной степени от негелевской теории интуссусцепции и возвратитьс€ к более старой теории наложени€. Ќаконец, весьма значительное число ботаников посв€щало свои труды изучению строени€ отдельных органов (стебл€, листа, корн€ и т. д.) разнообразных растений; им удалось собрать массу интересных и важных фактов, послуживших основой дл€ современной специальной гистологии. «десь мы имеем возможность дать лишь перечень наиболее выдающихс€ имен: “. √артиг (Th. Hartig), —анио (Sanio), √анштейн, –уссов (Russow), Ћейтгеб (Leitgeb),  аспари (Caspary),  ни ( nу), √Єнель (Hohnel), ван “игем (van Tieghem), ¬еск, ‘аминцын, Ѕаранецкий, ». Ѕородин,  аменский и некоторые другие.