јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

√еологи€ как наука. »стори€ геологии.

√еологи€ Ч в переводе с греческого обозначает науку о «емле. ¬ насто€щее врем€ под геологией понимают историю «емли в обширном смысле этого слова, т. е. не только жизнь минеральную нашей планеты и те физические и химические изменени€, которые в ней произошли, но и естественную историю всего организованного мира, насел€ющего земную поверхность.

¬ р€ду наук естественноисторических геологи€ занимает видное и тесно с другими естественноисторическими науками св€занное положение. ѕри изучении минеральных изменений «емли геологи€ соприкасаетс€ с химией, физикой, минералогией и даже астрономией, в особенности при разборе вопроса о происхождении «емли. ѕри изучении ископаемых организованных остатков геологи€ вступает в тесные соотношени€ с ботаникой и зоологией. ѕри изучении бывших изменений на земной поверхности она вступает в тесную св€зь с физической географией, и, изуча€ современные геологические €влени€, она не столько интересуетс€ причинностью их, сколько теми результатами, которые оставл€ют эти €влени€ на земной поверхности.

√еологи€ не только в область естественных наук, но и в обширную область человеческих знаний внесла новый элемент. ћинералог, ботаник или зоолог, изуча€ готовые продукты природы, т. е. минерал, растение или животное, может относитьс€ безразлично к тому времени, когда по€вилс€ на «емле этот продукт природы. Ќо геолог открывает возможность при последовательном разборе пам€тников жизни «емли отмечать те страницы, на которых более или менее отчетливо запечатлено нахождение данного минерала или организма. ѕроследить за его пребыванием на земной поверхности можно на следующих страницах пам€тников жизни «емли и, наконец, можно отметить момент, когда данный организм или совершенно исчезает с лица «емли, или замен€етс€ новым.

√еологи€ ввела в науки новый элемент Ч врем€, который дает возможность обн€ть более широким духовным взором экономию природы и показать, как длинен и последователен был путь, которым выработалась окружающа€ нас природа. «десь, конечно, можно провести параллель с науками гуманитарными, дл€ которых истори€ человечества составл€ет такой же краеугольный камень, какой геологи€ Ч дл€ наук естественноисторических. √еологи€, кроме того, доставила массу материала, совершенно нового с точки зрени€ классификации. ƒл€ примера можно вз€ть зоологию. ƒолгое врем€ однокопытные животные состо€ли совершенно изолированными среди других млекопитающих, и генетическа€ св€зь их €вл€лась таким образом утер€нной. “олько благодар€ геологическим находкам можно было с достаточной нагл€дностью и последовательностью доказать, что однокопытные животные тесно генетически св€заны с другими непарнопалыми, в современной своей организации представл€ющими так мало общего с однокопытными. ≈сли прин€ть во внимание, какую массу ископаемых организмов, как водных, так и наземных, уже исчезнувших с лица «емли, открыла геологи€, и если обратить внимание на так называемые эмбриональные и сборные типы, то сделаетс€ вполне пон€тным, что этой науке об€зана ботаника и зоологи€ современными своими классификаци€ми.

ѕри разборе новейших страниц жизни «емли геологи€ соприкасаетс€ и с историей человечества. ѕри выработке торфа из болот ƒании уже давно извлекались издели€, приготовленные из камн€ грубой или более или менее совершенной оббивкой, издели€ из бронзы и железа. ѕоследовательный геологический разбор наслоени€ торфа обнаружил, что эти остатки распределены в нем с известной последовательностью: каменные издели€ распределены в нижних сло€х, бронзовые Ч в средних и железные Ч в верхних. Ёто и подало повод установить в ходе культуры доисторического человека «ападной ≈вропы века: каменный, бронзовый и железный. Ќо этим не удовольствовались и попробовали при помощи остатков растений в торфе восстановить природу того времени. ќказалось, что господствующей древесной породой времени жизни человека каменного века были сосна, бронзового Ч дуб и железного Ч бук. “акое вертикальное распределение древесной растительности дает возможность из сравнени€ с современным распределением на «емле растений прийти к заключению, что со времени жизни на «емле человека каменного века произошли значительные климатические изменени€ и что в то врем€ в ƒании климат был значительно суровее, чем ныне. ќ ƒании известно из древних римских известий: посто€нно там упоминаетс€ как господствующа€ древесна€ порода Ч бук; следовательно, еще римл€не застали в этой стране бук; a когда здесь были леса дубовые или им предшествущие сосновые Ч это тер€етс€ во временах глубокой древности, конечно, не только не захваченной историей человеческой, но и задолго до времени эпоса. Ќаконец, находки еще более древних остатков человека Ч современника мамонта и сибирского носорога Ч должны тер€тьс€ в еще более отдаленных от нас временах.

»стори€ геологии.

ƒлинен был путь, которым вы€снилось современное определение геологии.

≈ще в начале XVIII столети€ геологию считали то отделом минералогии, то отделом физической географии, а некоторые видели в ней науку, исключительной задачей которой предстоит решение вопроса о происхождении «емли.

¬ древней египетской космологии уже упоминаетс€ об обновлении «емли или водой (катаклизм), или огнем (экпирозис); здесь, очевидно, частные случаи наводнений или извержений и землетр€сений возводились в общие €влени€, и им приписывалось всеобщее обновление земной поверхности. Ќо уже древние греческие ученые знали многие геологические факты. “ак, им было известно существование обмена между сушей и морем и нахождение остатков морских организмов в сло€х, слагающих высокие горы, а отсюда делались выводы, что море некогда было там, где теперь суша. ” јристотел€ даже есть замечание, что изменение земной поверхности идет так медленно, что кратковременна€ человеческа€ жизнь недостаточна дл€ наблюдений.

ѕосле падени€ –имской империи естествознание, а с ним и геологии знани€ переход€т в руки сарацин, от которых, к сожалению, осталось так мало данных, что только ограниченное число трудов пока известно у јвицены, ќмара и  овцини.

— XVI столети€ геологии факты начинают встречатьс€ у христианских народов. ѕервые ученые с этим направлением по€вл€ютс€ в »талии, но здесь сразу к успехам знани€ примешиваетс€ и сильнейший тормоз в образе схоластических прений средневековых италь€нских университетов. » если древние в ископаемых остатках организмов видели действительные остатки, то здесь по€вл€ютс€ о них самые неверо€тные гипотезы. “о в них вид€т результат какой-то пластической силы, то вли€ние звезд, то игру природы.

¬ XVII столетии к этому тормозу присоединилс€ новый в виде воззрени€ богословов, которые думали, что зан€тие геологией может подорвать кредит их специальности. “акое вмешательство постороннего элемента наложило тормоз по крайней мере на два столети€. ѕравда, и в XVI и в XVII вв. были и рационалисты-геологи, как бы игнорировавшие и схоластические прени€, и богословов и стремившиес€ расширить свои знани€ путем наблюдений. —лед€ за де€тельностью отдельных лиц в XVII столетии, можно сказать, что к этому времени накопилс€ уже настолько обильный запас геологических. данных, что требовались более сильные умы дл€ приведени€ их в систему. “аких де€телей дали три страны: √ермани€ дала ¬ернера, јнгли€ Ч ¬иль€ма —мита и ‘ранци€ Ч  ювье и Ћамарка. ≈ще в XVII столетии в —аксонии, ¬енгрии и ‘ранции возникли небольшие горные школы с целью приготовлени€ опытных людей дл€ извлечени€ из недр земли полезных ископаемых. ¬ числе дополнительных предметов в них преподавалась и минералоги€. ¬ 1775 г. в ‘рейбергской горной школе такую кафедру зан€л ¬ернер. ќн первый указал, что минералы не разбросаны в беспор€дке, но что они, сочета€сь между собой, образуют вполне определенные типы, называемые горными породами, и что распределение последних подчинено законности. “очно так же ¬ернер первый обратил внимание на то, что известные руды приурочены к известным горным породам. »зучение ¬ернером ћаленькой —аксонии и экскурсии по ней представили серию пам€тников жизни «емли, относимой нами к самым ранним периодам.  ак древние пам€тники, они, конечно, должны сохранитьс€ и менее совершенно, чем пам€тники более близких к нам времен. Ќе останавлива€сь на одном факте исследовани€, пытливый ум ¬ернера старалс€ загл€нуть и во внутренний смысл этих пам€тников. Ќо дл€ их толковани€ было еще мало данных, и ¬ернер должен был впасть в ошибку. ќн был родоначальником школы нептунистов, в противовес которой в јнглии возникла школа вулканистов и малоплодотворный спор между которыми зат€нулс€ на долгое врем€. ¬ернер обладал замечательной леностью к письменному труду, и о его взгл€дах мы узнаем от его учеников, в р€ду которых были јлександр √умбольдт и Ћеопольд Ѕух. “ем не менее, приведение в систему древнейших пам€тников жизни «емли принадлежит вполне ¬ернеру. ƒл€ следующей серии геологических пам€тников установил пор€док ¬иль€м —мит, но уже другим путем. ≈му удалось подметить, что остатки организмов, встречающиес€ в различных сло€х «емли, подчинены в своем распределении определенной законности. ѕрин€в их за руковод€щее начало, —мит привел в пор€док следующую за установленной ¬ернером серию пам€тников жизни «емли. —мит попыталс€ условленными знаками нанести на обыкновенную географическую карту распространение известных геологических образований Ч таким путем €вилась перва€ геологическа€ карта јнглии, изданна€ в 1815 г.

ƒл€ более новых пам€тников жизни «емли свою лепту в общие исследовани€ внесли и французы. Ћюбовь к естествознанию в начале XIX столети€ во ‘ранции стала под вли€нием работ  ювье и Ћамарка получать широкое развитие, а потому и остатки ископаемых организмов должны были обратить на себ€ внимание.  ювье и Ѕронь€р зан€лись изучением ископаемых костей млекопитающих, а Ћамарк Ч беспозвоночных. ”же при первом прикосновении к кост€м млекопитающих  ювье пришлось временно оставить этот материал, так как в то врем€ скелеты ныне живущих организмов еще были недостаточно изучены и ему необходимо было предварительно изучить и эти последние. Ѕлагодар€ этому обсто€тельству наука обогатилась новой отраслью знаний Ч сравнительной остеологией. “олько после создани€ последней  ювье мог в сотрудничестве с Ѕронь€ром описать около 50 форм ископаемых млекопитающих окрестностей ѕарижа. ќстановитьс€ на одном факте описани€, конечно,  ювье не мог, тем более, что он прин€л исследуемые им осадки за самые новейшие, а во встреченных формах не нашел ни одного ныне живущего вида. ѕораженный отсутствием ныне живущих форм в столь новых, по его мнению, образовани€х,  ювье должен был прибегнуть к особой гипотезе, которую можно назвать гипотезой катастроф, по которой поверхность «емли периодически подвергаетс€ катастрофам, уничтожающим на ней все живущее, и новый акт творени€ создает новые формы по типу старых, но от них отличающиес€. ≈сли бы  ювье прожил еще несколько лет, то ему пришлось бы быть свидетелем находок более новых образований и более новой и более близкой современной фауны организмов и увидеть, что между изученной им фауной и современной не было перерыва.

»нтересно, что Ћамарк, занима€сь другими организмами Ч беспозвоночными Ч пришел к выводам, пр€мо противоположным  ювье, и первый высказал мысль о том, что виды в организованном мире не есть нечто неизменное. Ћамарк был первый эволюционист. ќбъ€снить причинность такого различи€ в выводах, к которым пришли  ювье и Ћамарк, в насто€щее врем€ не затруднительно. »зучение ископаемых организмов показало, что чем проще организована форма, тем она может вынести большее разнообразие внешних изменений, и обратно Ч крупные и сложно организованные животные обладали во времени меньшей продолжительностью жизни.

»так, трудами ¬ернера, ¬иль€ма —мита,  ювье и Ћамарка был составлен в грубых чертах том летописи жизни «емли. Ќо возникший со времени ¬ернера спор между нептунистами и вулканистами стал мало-помалу принимать ожесточенный характер и €вилс€ новым тормозом при развитии успехов геологии.  онечно, параллельно с усилением этих споров стало по€вл€тьс€ все более и более рационалистов-геологов, которые хорошо понимали, что материала собрано дл€ спора еще слишком мало. —тали мало-помалу организоватьс€ специальные геологические общества, и первое по времени возникло английское геологическое общество, которое пошло по стопам ¬иль€ма —мита. ћногочисленной группе ученых удалось, изуча€ детали, восполнить пробелы, произвести более подробные подразделени€ в обширном томе летописи «емли. ќставалось найти метод дл€ чтени€ этой летописи.

“акой метод дал английский геолог „арльз Ћ€йелль; в период от 1830-33 гг. вышли его знаменитые выпуски "Principles of Geology". Ётот метод можно назвать индуктивным, и основа его лежит в изучении современных геологических €влений. ѕр€мое сравнение результатов этих последних €влений показало Ћ€йеллю, что и в предшествующие геологические эпохи те же €влени€ оставл€ли после себ€ те же последстви€, что и в насто€щее врем€. јтмосфера и ныне, как и в прежние времена, с тех пор, как она по€вилась оболочкой вокруг земного шара, всегда должна была действовать на поверхность «емли своей температурой, составом и массой, и при том общее направление ее де€тельности было нивелирующее. “акое же вли€ние должна была обнаружить и вода, как в твердом, так и в жидком состо€нии, и также с момента ее осаждени€ на поверхности «емли. ¬ самые ранние моменты ее осаждени€ можно допустить разве только некоторое различие в химической роли, потому что, исход€ из гипотезы  анта-Ћапласа, эта роль должна была быть более энергичной, так как вода в то врем€ обладала более высокой температурой. ¬ союзе с двум€ предшествующими де€тел€ми и ныне, и в прежние времена, с момента их по€влени€, €вл€ютс€ организмы, которые скоплени€ми своих твердых частей в виде остатков или внутреннего, или наружного скелета выравнивают и заполн€ют неровности и также стрем€тс€ придать «емле однообразный вид.

ак бы противовесом вышеупом€нутому союзу €вл€етс€ четвертый геологический де€тель, присущий нашей планете с момента ее зарождени€, Ч вулканизм, стрем€щийс€ в различных своих про€влени€х нарушить то однообразие, к которому стремитс€ в окончательной своей де€тельности атмосфера, вода и жизнеде€тельность растительных и животных организмов. —овременные геологические де€тели то измен€ют земную поверхность медленно и постепенно, то напоминают о себе разрушительными катастрофами. ѕри такой постановке метода, конечно, уже нет никакой необходимости прибегать к вымыслам и гипотезам, в основу которых не положена индукци€ из современных геологических €влений. ¬ другом своем сочинении, "The Elements of Geology", вышедшем в 1838 г., Ћ€йелль применил вышеуказанный метод к реставрации древних пам€тников жизни «емли, и отдельные страницы такого восстановлени€ древней природы поразительны по своим детал€м.  роме того, при изучении геологической классификации Ћ€йелль дл€ некоторых образований предложил своеобразный и весьма интересный метод, основыва€сь на сходстве ископаемой фауны с ныне живущей в соседних мор€х. “аким образом ему удалось в р€ду третичных отложений найти известную последовательность, руководству€сь постепенным приближением в сходстве фаун различных третичных образований с ныне живущей фауной ближайших морей и океанов.

ќпытный метод также не осталс€ чужд геологии. ¬ сороковых годах нынешнего столети€ химик-геолог Ѕишоф путем лабораторных исследований показал возможность решить некоторые геологические вопросы в лаборатории. ¬ особенности громадна€ заслуга этого ученого заключаетс€ в показании химической роли воды на различные минералы и горные породы, а также дл€ вы€снени€ вопроса о различных химических изменени€х, происход€щих в твердой земной коре под вли€нием циркулирующей в ней воды. ƒругой ученый Ч француз ƒобрэ Ч доказал возможность искусственным путем показать то, что под вли€нием физических и механических процессов совершаетс€ с твердой корой «емли в природе. Ќаконец, в 1858 г. англичанин —орби применил микроскоп к изучению горных пород и показал, что осторожным стачиванием твердых и непрозрачных горных пород можно получить тонкие и прозрачные препараты, доступные изучению при сильных увеличени€х микроскопа. “акой метод дал возможность детально изучить составные части горных пород и разложить те из них, которые до применени€ микроскопа €вл€лись вполне однородными. Ётот метод нашел быстрое применение в √ермании, и в руках ÷иркел€, ‘огельзанга, –озенбуша, Ћасо и др. эта часть геологии о горных породах возросла до отдела самосто€тельных знаний. ≈сли в √ермании перва€ работа в этом направлении по€вилась в 1864 г., то в –оссии надо отметить 1867 г. ѕозднее ‘укэ и ћишель-Ћеви применили этот метод во ‘ранции; в јнглии он нашел применение только недавно. ѕомимо установки классификации этот метод дал возможность судить о способе образовани€ горной породы и загл€нуть в процессы тех видоизменений, которым она подвергаетс€, т. е. изучить минеральную их жизнь, а равно проследить и за процессами выветривани€, а с ними и распадени€ плотной породы в рыхлый материал.

»так, с одной стороны, исторический путь, вы€снивший значение геологии, с другой Ч нахождение методов дл€ чтени€ прошедшей жизни «емли, Ч все это совместно содействовало созданию науки, и некоторые из ее отделов стали принимать такие размеры, что близко врем€ их выделени€ в область особых знаний. ¬прочем, уже и ныне геологи распадаетс€ на несколько отделов, изучение которых должно предшествовать преследованию основной задачи геологии, т. е. классификации и реставрации пам€тников «емли.

–азделы геологии.

ѕервым отделом будет отдел о современных геологических €влени€х; он известен также под именем динамической, или физической геологии Ч наименований, не исчерпывающих собой современных геологических €влений, в разр€д которых, кроме €влений механических и физических, вход€т и €влени€ химические.

«адачей этого отдела служит изучение тех €влений, которые на глазах людей измен€ют поверхность «емли и обусловливают этим как известные формы, так и известные образовани€. “аким де€телем служит атмосфера, вли€юща€ на «емлю своей температурой, составом и массой. Ёто ее вли€ние надо признать за нивелирующее: она стремитс€ понизить высоты и материалом их выстлать неровности.

ƒругим де€телем €вл€етс€ вода, действующа€ на «емлю как в жидком, так и в твердом состо€нии. ¬ жидком состо€нии де€тельность воды может быть или механической, или химической.  огда вода стекает по поверхности «емли из мест возвышенных в места низменные, то обладает известной скоростью течени€, котора€ будет обусловливать возможность переноса измельченного материала земли в механически взвешенном состо€нии, а равно и отложение его там, где скорость течени€ уменьшитс€. Ќо часть воды будет также просачиватьс€ в горные породы и действовать на них как растворитель, в среде которого могут происходить разнообразные химические превращени€. «начение последних усиливаетс€, если обратить внимание на то, что на глубинах давление больше одной атмосферы, что, в свою очередь, должно увеличивать интенсивность растворени€ и химических превращений. —копление на высоких горах и в странах пол€рных воды в твердом состо€нии было бы чрезмерно, если бы природа не практиковала известной разгрузки этого запаса. “ака€ разгрузка идет путем образовани€ и падени€ лавин, а равно и лед€ными реками, известными под именем ледников, или глетчеров. Ћавины и ледники запечатлевают на «емле следы своего пребывани€ чрезвычайно резкими чертами. ƒе€тельность воды в общем так же, как и атмосферы, нивелирующа€.

“ретьим де€телем, измен€ющим поверхность «емли, €вл€етс€ жизнеде€тельность растительных и животных организмов. –астени€, умира€, скапливают более или менее значительные массы органического материала. ≈сли он постепенно вводитс€ в виде корней в разрыхленные части земной поверхности, то этим путем получаютс€ растительные почвы, распространение которых в природе громадно. ≈сли остатки растений погребаютс€ в воду, то процесс разложени€ остатков принимает другое направление, чем на открытом воздухе, где органический материал под вли€нием кислорода воздуха сгорает вполне, остаютс€ только в виде золы минеральные части, вход€щие в состав растений. ѕод водой в силу недостатка кислорода разложение растений идет главным образом за счет составных частей самих растений, при этом образуетс€ довольно много разнообразных органических соединений в виде сложных кислот, соединений нейтральных и в особенности углеводородов, выделение которых из болот есть €вление весьма обыкновенное, и одному из выделений даже дано название болотного газа. “аким путем в котловинах, в сырых климатах может скопитьс€ более или менее значительный запас полуразложившихс€ растений (торфа), уже значительно обогатившихс€ углеродом и обедневших другими составными част€ми. “аким же путем может происходить скопление растений и в котловинах дна озер, морей и океанов при посредстве отчасти водных растений, отчасти от выноса реками в эти бассейны наземной растительности. ѕостепенное разложение их под водой с течением времени, конечно, может обусловить значительное обогащение углеродом и образование различных бурых, каменных углей и антрацитов.

–азличие разложени€ растений на открытом воздухе и в воде, в свою очередь, объ€сн€ет, почему растительные почвы в различных местах земного шара представл€ют такое значительное разнообразие. ¬ климатах сырых в них больше органических кислот, чем в климатах сухих, а там, где влаги выпадает очень мало, растительный материал, введенный в почву, может совершенно сгореть, от него останетс€ только зола, и растительной почвы не будет; рыхлый материал земной поверхности, ничем не св€занный, сделаетс€ в таких местах досто€нием ветра и может подвергнутьс€ движению и нагромождению в форме дюн или барханов.

∆изнеде€тельность животных также содействует скоплению на поверхности «емли твердого материала, как остатка внутреннего или наружного скелета.  онечно, таких скоплений будет больше там, где животные живут колони€ми, и действительно, в мор€х этим путем образуютс€ скоплени€ раковинных банок или мелей; в океанах как моллюски, так в особенности кораллы производ€т своими скелетами грандиозные сооружени€, измер€емые иногда сотн€ми километров. Ќаконец, и низкоорганизованные животные, как корненожки или оригинальный ботибий, также перерабатывают сернокислую известь морской воды в углекислую и отлагают ее или в форме скорлупы, или своеобразных выделений, и этим содействуют скоплению известкового ила на широких пространствах дна океана. ѕринима€ во внимание, что жизнеде€тельность животных обнаружила свое вли€ние на «емлю с момента их по€влени€, очевидно, и за животными надо признать один из важных факторов.

„етвертым де€телем, измен€ющим поверхность «емли, будет вулканизм, под именем которого понимают то вли€ние, какое обнаруживает внутренн€€ теплота «емли на ее поверхность. »зучать это вли€ние возможно: в €влени€х подн€тий и опусканий различных участков земной поверхности, т. е. изуча€ обмен между сушей и морем; в €влени€х землетр€сений и в де€тельности вулканов. ќбмен между сушей и морем может происходить или быстро, или медленно. Ѕыстрые подн€ти€ и опускани€ свойственны странам вулканическим, где иногда в береговой полосе после извержени€ соседнего вулкана или после землетр€сени€ можно сразу определить величину изменени€. ћедленный обмен между сушей и морем выражаетс€ иногда цифровыми величинами ничтожных размеров, и наблюдать его можно веками Ч вот почему эти €влени€ иногда называют вековыми; вековым колебани€м подвержены значительные участки суши. ƒостаточно указать, что —кандинави€ с ‘инл€ндией, север ≈вропейской и јзиатской –оссии до Ѕерингова пролива наход€тс€ в состо€нии такого подн€ти€. ёжна€ часть —кандинавии и побережье ѕруссии, √олландии и Ѕельгии подвержены вековым опускани€м, равно как и дно “ихого океана, а в »ндийском Ч идет чресполосно подн€тие, смен€ющеес€ опусканием, и т. д. ≈сли у большинства геологов относительно быстрых колебаний нет особого разногласи€ в смысле принадлежности их к €влени€м вулканическим, то того же нельз€ сказать относительно вековых колебаний. ¬ насто€щее врем€ можно найти объ€снени€ причинности их и другие. “ак, одни объ€сн€ют вековые колебани€ минеральной жизнью горных пород, другие Ч €влением прилипани€ воды морей и океанов к материкам и зависимость таких прилипаний от величины материков и возможности их увеличени€ или уменьшени€.  олебани€ поверхности «емли, или землетр€сени€, точно так же, по-видимому, могут быть вызваны различными причинами, хот€ те из них, которые занимают большие пространства, едва ли найдут удовлетворительное объ€снение помимо вулканизма. “е геологи, которые не признают за землетр€сени€ми €влений вулканических, возвод€т их в особый разр€д €влений сейсмических.

ѕро€вление вулканизма, наиболее доступное дл€ изучени€, представл€ют вулканы. «десь на глазах людей из недр «емли по€вл€ютс€ огненно-жидкие массы, свидетельствующие о нахождении внутри «емли высокой температуры. »зучение продуктов, доставл€емых вулканами, строени€ этих последних, €влений, сопровождающих извержение и ему предшествующих и последующих, Ч все это дает до известной степени ключ и к изучению механизма извержени€. ¬о всех своих про€влени€х вулканизм нарушает то однообразие, к которому стрем€тс€ атмосфера, вода и жизнеде€тельность организмов. явлени€ опусканий и подн€тий могут обуславливать изменени€ в распределении климатических условий на земной поверхности и вызывать значительные уклонени€ в этих последних.  онцентрированием материков у полюсов или у экватора можно вызвать два крайних предела в таких изменени€х. ѕервое должно дать климат на всей «емле однообразный, холодный, содействующий образованию больших околопол€рных ледников или глетчеров; второе Ч представить климат всей «емли теплый и влажный.  онечно, между этими двум€ крайност€ми много промежуточных форм в распределении материков и морей, а с ними и разнообразных климатов. «емлетр€сени€ еще резче нарушают однообразие земной поверхности, вызыва€ на этой последней образование трещин, провалы, перемещени€ значительных масс земли и т. п. ¬улканы нагромождают на «емле продукты своей де€тельности, часто в громадных массах, и содействуют образованию высочайших гор на поверхности «емли. Ётна, Ёльбрус,  азбек, “енерифский пик, √валатиери, или —агама, и целый р€д других высочайших гор суть продукты вулканической де€тельности. ≈сли атмосфера, вода и организмы могли обнаружить свое вли€ние на «емлю с момента их по€влени€, то вулканизм присущ «емле с момента ее образовани€. —овременное состо€ние «емли показывает, что борьба между различными геологическими де€тел€ми далеко не окончена и, веро€тно, захватит собой еще несколько геологических эпох, и в этой борьбе надо видеть жизненность нашей планеты, потому что в случае уничтожени€ одного из главных де€телей, например, воды или вулканизма, «емле грозит или смерть, или то безотрадное состо€ние, которое представл€ет собой спутник «емли Ч Ћуна.

¬торой отдел геологии, почти уже достигший размеров самосто€тельной науки, изучает состав твердой оболочки «емли: это петрографи€, или наука о горных породах. »зучение последних показало, что горные породы представл€ют агрегат или одного, или нескольких минералов, или €вл€ютс€ составленными из обломков других пород. ќтсюда можно видеть, что горные породы легко подразделить на породы простые, сложные и обломочные. ”казанный выше микроскопический метод изучени€ горных пород представил возможность загл€нуть детальнее в их состав при помощи микроскопа и разложил на составные части даже такие породы, состав которых был недоступен невооруженному глазу.

ѕри помощи микроскопического метода изучени€ установилась классификаци€ горных пород и выводитс€ известна€ закономерность в сочетании различных минералов между собой. ¬ таком сочетании минералов, образующих горные породы, можно усмотреть, что в состав простой и сложной горной породы вход€т как главные, так и побочные минералы, и при этом наблюдаетс€, что некоторые из них могут как бы замещать друг друга, т. е. €вл€ютс€ эквивалентами один другого. “ака€ эквивалентность уже теперь дл€ некоторых случаев находит себе простое объ€снение в минеральной жизни горной породы. ’от€ в некоторых сложных породах уже невооруженному глазу была доступна дл€ изучени€ та промежуточна€ основна€ масса, котора€ иногда св€зует между собой отдельные минералы, но при помощи микроскопа €вилась возможность не только ее детального изучени€, но и находки ее в горных породах иногда в ничтожных количествах. “акое изучение заставл€ет смотреть на основную массу как на кристаллизационный остаток, сохранившийс€ в породе со времени ее образовани€, а так как породы, содержащие основную массу, есть породы изверженные, то и кристаллизационный остаток их сохранилс€ со времени охлаждени€ породы. Ќаблюдени€ под микроскопом над горными породами дали возможность на основании более положительных данных судить о способе происхождени€ горной породы и загл€нуть в их минеральную жизнь. ћатериал дл€ суждени€ о способе происхождени€ дают различные посторонние включени€ в минералах и основной массе горной породы; в некоторых случа€х можно даже по этим включени€м судить и о температуре, котора€ была при образовании горной породы. ѕри пособии микроскопа теперь возможно следить за малейшим изменением горных пород от зародышевого состо€ни€ и в некоторых случа€х наблюдать даже полнейшее замещение таким путем одних составных частей Ч другими, которые и €вл€ютс€ петрографическими эквивалентами первых. “акое перерождение одного минерала в другой иногда сопровождаетс€ освобождением некоторых химических составных частей в виде рудных минералов, а это, в свою очередь, бросает новый свет на образование некоторых руд и объ€сн€ет старинное, не имевшее до насто€щего времени научного основани€ выражение, почему така€-то руда "любит" такую-то горную породу. Ќаправление в характере перерождени€ одного минерала в другой под вли€нием циркулирующих в горных породах вод может вызвать не только изменение одной породы в другую, причем порода сохранит плотность, но и ее распадение на составные части, т. е. выветривание, которое можно назвать смертью горной породы.

“ретий отдел геологии составл€ет палеонтологи€, т. е. наука об ископаемых организмах. ќна изучает остатки как растительного, так и животного царства, реставрирует их и находит им место в р€ду других растений и животных. «аимству€ у геологии коэффициент Ч врем€, палеонтологи€ могла подметить генетическую св€зь одних организмов с другими и дл€ некоторых построить более или менее полный генетический р€д, св€занный переходами. ќбилие ископаемого материала отвлекает палеонтологов от более широких обобщений целых флор и фаун; этой стороной дела до сих пор занимаетс€ историческа€ геологи€. Ќо со временем надо ожидать, что при расширении палеонтологических сведений палеонтологу предстанет задача подметить законность в изменении общего характера флор и фаун во времени, а не довольствоватьс€ только их изучением и в редких случа€х попытками к разъ€снению изменени€ флор и фаун в горизонтальном их распределении.

„етвертый отдел составл€ет стратиграфи€. “ак как тверда€ оболочка «емли слагаетс€ из горных пород, в которых иногда встречаютс€ ископаемые организмы, то и стратиграфи€ легко распадаетс€ на петрографическую и палеонтологическую. ѕерва€ изучает услови€ залегани€ различных горных пород, подмечает все нарушени€, которые могут быть вызваны €влени€ми позднейшими в нормальном их залегании, учит ориентироватьс€ в природе при подобного рода определени€х, рассматривает причины вывода слоев из их первоначального положени€, образовани€ в них складок и сдвигов, сохранение остатков пам€тников жизни «емли от древних размываний, как, например, образование и сохранение террас, и изучает с вышеуказанных сторон пластику, т. е. наружные очертани€, и тектонику, т. е. внутреннее строение земной поверхности. ѕалеонтологическа€ стратиграфи€ изучает процессы сохранени€ организмов природой, св€зь их с местообитанием, т. е. зависимость их пребывани€ от глубины, температуры, света, природы берега и дна водного бассейна, состава воды и размеров бассейна. “ак как дл€ толковани€ прошедшего жизни «емли как метод прин€та индукци€, то знакомство с зоологическими и ботаническими провинци€ми и с батометрическими зонами составл€ет дл€ этого отдела существенную необходимость. Ётот же отдел занимаетс€ разъ€снением вопросов об одновременности геологических отложений, а равно и о виде в геологии. “олько после изучени€ вышеуказанных четырех отделов можно перейти к изучению пам€тников «емли в обширном смысле этого слова.

“аким изучением занимаетс€ п€тый отдел Ч историческа€ геологи€, в прежнее врем€ называема€ геогнозией, котора€, впрочем, не задавалась вопросами реставрировани€ различных моментов жизни «емли. »сторическа€ геологи€ изучает пам€тники жизни «емли как с точки зрени€ петрографической и палеонтологической стратиграфии, так и с точки зрени€ их взаимных отношений. ќтсюда €вл€етс€ возможность классификации этих пам€тников, т. е. распределение их во времени. “акое распределение, конечно, должно носить известный характер искусственности, потому что не было перерывов в жизни «емли. Ќо эта искусственность необходима, потому что дает возможность более просто обн€ть все разнообразие изменений, которым подверглась наша планета.

¬ насто€щее врем€ все пам€тники жизни «емли подраздел€ютс€ по древности на четыре больших группы: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую.

√руппы дел€т на системы: архейскую Ч на лаврентьевскую и гуронскую; палеозойскую Ч на силурийскую, девонскую, каменноугольную и пермскую; мезозойскую Ч на триасовую, юрскую и меловую, и кайнозойскую Ч на третичную и четвертичную. ћежду системами найдены и переходные образовани€, но их дл€ простоты обзора приурочивают условно то к одной, то к другой системе. —истемы подраздел€ютс€ на отделы, отделы на €русы или этажи, последние на комплексы или группы слоев, а слой Ч есть уже наименьша€ стратиграфическа€ единица.

“акое распределение пам€тников жизни «емли и их детальное изучение дает возможность восстановить прошедший вид «емли в различные моменты ее жизни и ее население. ƒл€ такой реставрации геологи употребл€ют особые термины, жела€ отметить, реставрируетс€ ли цела€ группа или система и т. д. ƒл€ реставрации во времени дл€ группы употребл€ют термин эра, например, палеозойска€ эра; дл€ системы Ч период, например, силурийский период; дл€ отдела Ч эпоха, и самым мелким отделом во времени будет век, соответствующий €русу. “ак как пам€тники жизни «емли изучаютс€ в их взаимном отношении, а в природе эти отношени€ выражаютс€ или естественными (в горных и речных долинах, в оврагах), или искусственными (выемками земли человеком) разрезами, которые можно точно изобразить и проектировать на обыкновенные географические карты.

“ака€ проекци€, выраженна€ условными знаками или краской, дает так называемую геологическую карту. «нани€ истории «емли еще далеки от того совершенства, к которому стремитс€ геологи€. ѕравда в последние сорок Ч п€тьдес€т лет было найдено много промежуточных звеньев между отдельными и кажущимис€ разрозненными геологическими образовани€ми, были сделаны находки и вполне самосто€тельных отложений, в значительной мере измен€ющих наши воззрени€, Ч тем не менее еще есть очень много пробелов в книге летописи «емли. —уществование таких пробелов сделаетс€ €сным, если обратить внимание на сравнительно недавнее возведение геологии. в цикл самосто€тельных и важных дл€ государств наук, а равно и на то, что геологи€ возникла в ≈вропе на основании исследовани€ только этой страны, которую нельз€, в свою очередь, прин€ть за страну вполне изученную. ƒругие страны представл€ют дл€ будущих исследователей обширное поприще, и уже теперь известно, как случайные находки путешественников в этих малоизученных странах открывают новые и интересные материалы. ƒостаточно указать на случайные находки по течению ¬айт-–ивера в ƒакоте (—ев. јмерика) Ч оригинальной фауны наземных млекопитающих животных третичного периода, или таковых же в холмах —ивалика в »ндии, чтобы представить себе, насколько должен будет расширитьс€ кругозор по мере изучени€ стран малоизвестных и какой новый материал дл€ разнообразных выводов будет этим доставлен. Ёта отдаленность геологии от ее предполагаемого идеала, конечно, должна представить ту необыкновенно заманчивую сторону, котора€ невольно увлекает людей и служит стимулом живучести самой науки. ”спехи ее ныне должны с каждым годом делать все более и более крупные шаги, потому что по мере увеличени€ частных адептов геологии в ее успехах заинтересовались и правительства, признающие, что с успехом геологии наход€тс€ в св€зи и открыти€ различных полезных ископаемых. ѕод вли€нием последнего учреждены в различных странах специальные геологические институты, которым вменено в об€занность составление дл€ данной страны детальных геологических карт.