јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

√еографи€ как наука.

√еографи€ (от греческих слов: гео Ч земл€ и графос Ч пишу, изображаю, Ч название "географи€" значит "описание" или "изображение «емли") Ч совокупность наук о планете «емл€.

¬есьма существенным вопросом по отношению к содержанию, задачам и пределам географии €вл€етс€ трудный вопрос о ее разграничении с геологией, котора€, в особенности своим отделом так называемой динамической геологии (изучающей силы, действием которых вызывалось и вызываетс€ происхождение и изменение горных пород и образование земной поверхности), вступает в область физической географии и даже становитс€ на ее место.

»стори€ науки показывает нам, что географи€ начала заниматьс€ раньше разработкой многих физико-географических вопросов, чем геологи€. ћы находим попытки изучени€ этих вопросов уже у ¬арени€, –иччиоли и др. в XVII в., у “орберна Ѕергмана, √. ‘орстера, —оссюра и т. д. в конце XVIII в., у јл. √умбольдта, Ўмидта, ‘. √офмана, Ўтудера, Ѕергхауза Ч в первой трети нынешнего столети€. Ќо затем географы увлекаютс€ св€зью географии с историей культуры, тогда как геологи, особенно под вли€нием Ћ€йелл€, ћурчисона, ‘орбса и др., начинают усердно заниматьс€ изучением ныне действующих и измен€ющих земную поверхность сил с целью найти объ€снение тем €влени€м, которыми вызывалось постепенное образование земной коры, изменение в границах и очертани€х древней суши и мор€, отложение осадков, извержение плутонических пород, изменение климата и органического мира и т. д.

√еологи включают в свою науку "все качества, про€влени€ сил и состо€ни€ земного шара, насколько они вообще могут быть предметом непосредственного или посредственного познани€". Ќауман включил в геологию, помимо исторической геологии, также геодезию, геодинамику, геофизику, гидрографию и метеорологию.  редлер, кроме петрографии, петрогении, стратиграфии, исторической и динамической геологии, принимает еще "физиографическую геологию", объект которой составл€ет изучение формы, величины и вида поверхности «емли и ее физических отношений. ¬прочем, эта программа в действительности никогда не была выполнена.

≈сть вопросы, одинаково важные дл€ физической географии и геологии (например, орографи€), и нельз€ не признать, что работы географов и геологов могут только пополн€ть и освещать себ€ взаимно. ≈сли дл€ геолога существенно необходимо обсто€тельное знакомство с картой страны и с ее географическими особенност€ми, то и дл€ географа также неизбежно знакомство с главнейшими фактами прошлого этой страны, с распределением образующих ее поверхность горных пород и почв, с участием в образовании этой поверхности тектонических и вулканических сил «емли.

Ќеобходимо остановитьс€ еще несколько на термине геофизика, которым √ерланд замен€ет название "физической географии". Ётот термин вошел в употребление сравнительно недавно, а именно в шестидес€тых годах 19 в., когда им пользовалс€ ћюри (Muhry). ѕозже он был прин€т ÷Єприцом в его отчетах об успехах физической географии, помещавшихс€ в "Geograph. Jahrbuch". Ќаконец, в новейшее врем€ им воспользовалс€ профессор √юнтер дл€ названи€ своего обширного руководства: "Lehrbuch der Geophysik und physikalischen Geographie" (1884). ¬ предисловии к нему сказано, однако, что названи€ "физическа€ географи€, геофизика, физика «емли" Ч в сущности синонимы. “ем не менее, √юнтер допускает и некоторое различие между пон€ти€ми "геофизика" и "физическа€ географи€" Ч первое название подходит, по его мнению, более к тому отделу географической науки, который рассматривает «емлю в ее целом, как мировое тело, особенно в его внутренних свойствах, тогда как название "физическа€ географи€" уместнее в том случае, когда дело идет об изучении земной поверхности. —ообразно с этим √юнтер называет "геофизикой в узком смысле" тот отдел физической географии, в который входит рассмотрение внутренней теплоты «емли, догадки о составе и состо€нии €дра «емли, изучение вулканических и сейсмических €влений, причем он отождествл€ет этот отдел с динамической геологией, котора€, однако, как известно, понимаетс€ геологами гораздо в более широком смысле. –ихтхофен тоже склонен называть геофизикой тот отдел общего землеведени€, присоедин€€ туда еще изучение плотности «емли, вли€ний земного и космического прит€жени€, магнитных сил и др. — таким выделением согласен и √. ¬агнер. –ихтхофен замечает, что геофизика разрабатываетс€ совокупными трудами астрономов-геологов и географов.   геофизике могло бы быть отнесено вообще изучение сейсмических €влений и даже вс€ метеорологи€.

“аким образом, в геофизику могли бы войти: исследовани€ над точной формой геоида (изменением силы т€жести, уровнем океанов, приливами) и над уклонени€ми в его вращательном движении; учение о земном магнетизме (которое некоторые географы, например, «упан, совершенно выдел€ют из физической географии ввиду того, что магнитные €влени€ не сто€т во взаимодействии с другими и не оказывают на них заметного вли€ни€); метеорологи€ и сейсмологи€ (наука о землетр€сени€х). ¬се эти отрасли знани€, требующие тщательных наблюдений при помощи различных точных приборов и специальных обсерваторий и более или менее пригодные к математической обработке в состо€нии развиватьс€, так сказать, помимо собственно географии; тем не менее мы не отдел€ем геофизику от географии в обширном смысле слова.

¬ообще можно сказать, что географи€ в ее современном развитии не представл€ет из себ€ строго замкнутой науки, а €вл€етс€ комплексом из целого р€да наук, способных разрабатыватьс€ кажда€ сама по себе. ¬ этом отношении, впрочем, географи€ не представл€ет собой чего-либо исключительного; многие другие отрасли знаний также распались с течением времени на р€д отдельных наук.

√еографи€ представл€ет комплекс по меньшей мере из семи наук, которые могут быть перечислены в таком пор€дке:

1) астрономическа€, или математическа€ географи€, тесно св€занна€ с астрономией и геодезией и дающа€ основы дл€ картографа, т. е. искусства составл€ть и чертить карты в различных проекци€х;

2) геофизика, или физика земного шара, св€занна€ с физикой, астрономией и отчасти геологией;

3) физическа€ географи€, распадающа€с€ на:
а) орографию, тесно соприкасающуюс€ с некоторыми отделами геологии,
b) oкeaнoгpaфию и
с) климатологию, основанную на метеорологии, но имеющую задачей не столько анализ тепловых, световых и электрических €влений, сколько синтез данных дл€ характеристики климатических различий на земной поверхности;

4) биологическа€ географи€:
a) географию растений и
b) географию. животных (обе эти отрасли сто€т в тесной св€зи с ботаникой и зоологией и разрабатываютс€ главным образом специалистами по этим наукам);

5) антропогеографи€, основывающа€с€, с одной стороны, на данных физической и биологической географией, с другой Ч на данных антропологии, этнографии, статистики и истории;

все последние три отдела (3, 4, 5) составл€ют в совокупности так называемое "общее землеведение";

6) частна€ географи€, или страноведение, т. е. изучение отдельных стран в отношении к трем только что указанным отделам "общего землеведени€";

7) истори€ географии как в смысле пространственного расширени€ сведений о земной поверхности, так и развити€ географических пон€тий и воззрений.

¬ этот перечень мы не включили наук, соприкасающихс€ более или менее с географией, но преследующих свои особые задачи, каковы, например: астрономи€ (хот€ некоторые факты из нее, не имеющие пр€мого отношени€ к «емле, и продолжают еще приводитьс€ во многих географических руководствах и учебниках), антропологи€, этнографи€, статистика, хот€ данные из этих наук нередко также ввод€тс€ в географию и хот€ географы принимают иногда де€тельное участие в их обработке (укажем, например, на сочинени€ по этнографии ѕешел€ и –атцел€, этнографические обзоры √ерланда, статистические Ч √. ¬агнера и т. д.).

¬ сущности, однако, науки эти, как имеющие свои цели и методы, могут быть разрабатываемы и действительно разрабатываютс€ отдельно от географии, а потому и не должны быть с ней соедин€емы и смешиваемы.

–аспадение географии на различные отделы, обрабатываемые более или менее самосто€тельно, замечаетс€ не в одной √ермании, где землеведение стоит теперь наиболее высоко, будучи представлено целым р€дом кафедр в университетах, многими известными учеными, образцовыми учебниками, журналами, обсерватори€ми, картографическими институтами и т. д., Ч но и в других странах ≈вропы, где, впрочем, различные отделы географии успели размежеватьс€, не вступа€ в методологические препирательства, на которые потрачено было в последние годы немало усилий со стороны немецких географов. “ак в јнглии давно уже обособилась школа геофизиков, одним из видных представителей которых в насто€щее врем€ €вл€етс€ ∆. ƒарвин; с другой стороны, там же выделилс€ р€д геологов, оказавших значительные услуги орографии, несколько специалистов-гидрографов (например, Buchanan), метеорологов и, наконец, р€д собственно географов, которые, следу€ –иттеру, допускают значительное участие антропогеографического элемента (например, D. Freshfield, Keltie, Mackinder и др.). ¬о ‘ранции, где уже с давних пор обособились картографи€, физика «емли, метеорологи€, истори€ землеведени€ и т. д., собственно географи€ всегда держитс€ тесной св€зи физико-географического элемента с антропогеографическим; лучшим примером тому может служить Ёл. –еклю, который, издав прекрасный дл€ своего времени очерк физической географией (La Terre), приступил к изложению географии отдельных стран (Geographie Universelle), в которой дал прекрасные образцы того, как географ должен соедин€ть новейшие физические данные о земной поверхности с данными био- и антропогеографическими. »нтересно, что лучшие представители географии во ‘ранции, например, Vivien de St. Martin, Levasseur и др., в своих географических трудах отдают даже преимущество историческому и статистическому элементам.

—ложность географической науки, нуждающейс€ в содействии различных специальностей, нагл€дно подтверждаетс€ географическими конгрессами, на которых р€дом с собственно географами реферируют астрономы, физики, геологи, этнографы, статистики и т. д.; затем географическими ежегодниками и журналами, помещающими на своих страницах статьи и обзоры по разным отрасл€м знани€, имеющим более или менее близкое отношение к географии; наконец, проектами об основании особых географических институтов дл€ высшего преподавани€ географии во всем ее объеме Ч проектами, которые по€вл€лись за последнее врем€ и в »талии, и во ‘ранции, и у нас в –оссии (проект »мператорского √еографического общества и проект основани€ особого отделени€ при —ѕб. университете).

ќставл€€ даже в стороне подобные грандиозные планы, нельз€ не признать, что географи€ в цел€х более рационального высшего преподавани€ ее должна быть представлена по меньшей мере двум€ кафедрами: одной, которой можно бы было дать название геофизики, котора€ бы требовала специальной физической и математической подготовки и котора€ была бы соединена с хорошо обставленной и приспособленной геофизической обсерваторией; и другой Ч географии, т. е. общего землеведени€ и частной географии отдельных стран. Ёта кафедра требует специальной естественноисторической и географической подготовки и предполагает известное знакомство с картографией, историей землеведени€ и науками, вспомогательными дл€ антропогеографии, она должна быть снабжена географическим кабинетом с достаточным числом карт, книг, журналов и других пособий дл€ кабинетного изучени€ и экскурсий.

ќдной из важнейших задач географа должна быть разработка географии отдельных стран, котора€ немыслима без обсто€тельного знакомства с общим землеведением, в свою очередь тесно св€занным с успехами частной географии. —в€зь общего землеведени€ с частным, очевидна€ сама по себе, подтверждаетс€ и примером западных университетов Ч особенно наилучше поставленных, германских Ч в которых "Land erkunde" разрабатываетс€ и читаетс€ теми же профессорами, которые преподают и "Allgemeine Erdkunde". ќбособленность же геофизики выражаетс€ в том, что курсы по ее отделам (например, метеорологии, земному магнетизму и т. д.) читаютс€ другими специалистами в большей или меньшей св€зи с курсами физики. »зучение и преподавание частной географии предполагает и более или менее широкое допущение человеческого элемента, как это мы и видим в лучших синтетических трудах иностранных географов и как на этом специально настаивал недавно профессор «упан. –азработка частной географии требует не меньшего внимани€, критического такта, наблюдательности и в состо€нии принести даже более непосредственной пользы при разъ€снении некоторых практических жизненных вопросов.