јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

‘ункции живого вещества

¬ведение

Ѕиосфера (в современном понимании) Ц своеобразна€ оболочка «емли, содержаща€ всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, котора€ находитс€ в непрерывном обмене с этими организмами. Ѕиосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. ѕон€тие Ђживое веществої обозначает совокупность живых организмов биосферы. ќбласть распространени€ включает нижнюю часть воздушной оболочки (атмосферы), всю водную оболочку (гидросферу), и верхнюю часть твЄрдой оболочки (литосферы). Ёто пон€тие было введено ¬. ». ¬ернадским. ќн отметил, что между косной, безжизненной частью биосферы, косными природными телами и живыми организмами, еЄ насел€ющими идЄт непрерывный обмен энергией. ∆ивое вещество играет наиболее важную роль по сравнению с другими веществами биосферы, и выполн€ет рад важнейших функций.

Ёнергетическа€ функци€

Ёнергетическа€ функци€ выполн€етс€, прежде всего, растени€ми, которые в процессе фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию в виде разнообразных органических соединений.   „тобы биосфера могла существовать и развиватьс€, ей необходима энерги€. —обственных источников энергии она не имеет и может потребл€ть энергию только от внешних источников. √лавным источником дл€ биосферы €вл€етс€ —олнце. ѕо сравнению с —олнцем, энергетический вклад других поставщиков (внутреннее тепло «емли, энерги€ приливов, излучение космоса) в функционирование биосферы ничтожно мал (около 0,5% от всей энергии, поступающей в биосферу). —олнечный свет дл€ биосферы €вл€етс€ рассе€нной лучистой энергией электромагнитной природы. ѕочти 99% этой энергии, поступившей в биосферу, поглощаетс€ атмосферой, гидросферой и литосферой, а также участвует в вызванных ею физических и химических процессах (движение воздуха и воды, выветривание и др.) “олько около 1% накапливаетс€ на первичном звене ее поглощени€ и передаетс€ потребител€м уже в концентрированном виде.  ѕо словам ¬ернадского, зеленые хлорофилльные организмы, зеленые растени€, €вл€ютс€ главным механизмом биосферы, который улавливает солнечный луч и создает фотосинтезом химические тела - своеобразные солнечные консервы, энерги€ которых в дальнейшем становитс€ источником действенной химической энергии биосферы, а в значительной мере - всей земной коры. Ѕез этого процесса накоплени€ и передачи энергии живым веществом невозможно было бы развитие жизни на «емле и образование современной биосферы.

аждый последующий этап развити€ жизни сопровождалс€ все более интенсивным поглощением биосферой солнечной энергии. ќдновременно нарастала энергоемкость жизнеде€тельности организмов в измен€ющейс€ природной среде, и всегда накопление и передачу энергии осуществл€ло живое вещество. —овременна€ биосфера образовалась в результате длительной эволюции под вли€нием совокупности космических, геофизических и геохимических факторов. ѕервоначальным источником всех процессов, протекавших на «емле, было —олнце, но главную роль в становлении и последующем развитии биосферы сыграл фотосинтез. Ѕиологическа€ основа генезиса биосферы св€зана с по€влением организмов, способных использовать внешний источник энергии, в данном случае энергию —олнца, дл€ образовани€ из простейших соединений органических веществ, необходимых дл€ жизни.

ѕод фотосинтезом понимаетс€ превращение зелеными растени€ми и фотосинтезирующими микроорганизмами при участии энергии света и поглощающих свет пигментов (хлорофилл и др.) простейших соединений (воды, углекислого газа и минеральных элементов) в сложные органические вещества, необходимые дл€ жизнеде€тельности всех организмов.  ѕроцесс протекает следующим образом. ‘отон солнечного света взаимодействует с молекулой хлорофилла, содержащегос€ в хлоропласте зеленого листа, в результате чего высвобождаетс€ электрон одного из ее атомов. Ётот электрон, перемеща€сь внутри хлоропласта, реагирует с молекулой јƒ‘, котора€, получив достаточную дополнительную энергию, превращаетс€ в молекулу ј“‘ Ц вещества, €вл€ющегос€ энергоносителем. ¬озбужденна€ молекула ј“‘ в живой клетке, содержащей воду и диоксид углерода, способствует образованию молекул сахара и кислорода, а сама при этом утрачивает часть энергии и превращаетс€ вновь в молекулу јƒ‘.

¬ результате фотосинтеза растительность земного шара ежегодно усваивает около двухсот миллиардов тонн углекислого газа и выдел€ет в атмосферу примерно сто сорок п€ть миллиардов тонн свободного кислорода, при этом образуетс€ более ста миллиардов тонн органического вещества. ≈сли бы не жизнеде€тельность растений, исключительно активные молекулы кислорода вступили бы в различные химические реакции, и свободный кислород исчез бы из атмосферы примерно за дес€ть тыс€ч лет.   сожалению, варварское сокращение человеком массивов зеленого покрова планеты €вл€ет реальную угрозу уничтожени€ современной биосферы.  ¬ процессе фотосинтеза одновременно с накоплением органического вещества и продуцированием кислорода растени€ поглощают часть солнечной энергии и удерживают ее в биосфере. Ќа фотосинтез используетс€ около 1% солнечной энергии, падающей на «емлю. ¬озможно, этот низкий показатель св€зан с малой концентрацией углекислого газа в атмосфере и гидросфере. ≈жегодно фотосинтезирующие организмы суши и океана св€зывают около 3Х1018 кƒж солнечной энергии, что примерно в дес€ть раз больше той энергии, котора€ используетс€ человечеством.

¬ отличие от зеленых растений некоторые группы бактерий синтезируют органическое вещество за счет не солнечной энергии, а энергии, выдел€ющейс€ в процессе реакций окислени€ серных и азотных соединений. Ётот процесс именуетс€ хемосинтезом. ¬ накоплении органического вещества в биосфере он, по сравнению с фотосинтезом, играет ничтожно малую роль. ¬нутри экосистемы энерги€ в виде пищи распредел€етс€ между животными. —интезированные зелеными растени€ми и хемобактери€ми органические вещества (сахара, белки и др.), последовательно переход€ от одних организмов к другим в процессе их питани€, перенос€т заключенную в них энергию. –астени€ поедают растительно€дные животные, которые в свою очередь станов€тс€ жертвами хищников и т. д. Ётот последовательный и упор€доченный поток энергии €вл€етс€ следствием энергетической функции живого вещества в биосфере.

ƒеструктивна€ функци€

ћинерализаци€ органических веществ, разложение отмершей органики до простых неорганических соединений, химическое разложение горных пород, вовлечение образовавшихс€ минералов в биотический круговорот определ€ет деструктивную (разрушительную) функцию живого вещества. ƒанную функцию в основном выполн€ют грибы, бактерии. ћертвое органическое вещество разлагаетс€ до простых неорганических соединений (углекислого газа, воды, сероводорода, метана, аммиака и т. д.), которые вновь используютс€ в начальном звене круговорота. Ётим занимаетс€ специальна€ группа организмов - редуценты (деструкторы).

ќсобо следует сказать о химическом разложении горных пород. Ѕлагодар€ живому веществу биотический круговорот пополн€етс€ минералами, высвобождаемыми из литосферы. Ќапример, плесневый грибок в лабораторных услови€х за неделю высвобождал из вулканической горной породы 3 % содержащегос€ в ней кремни€, 11% алюмини€, 59 % магни€, 64 % железа. —ильнейшее химическое воздействие на горные породы растворами целого комплекса кислот - угольной, азотной, серной и разнообразных органических оказывают бактерии, сине-зеленые водоросли, грибы и лишайники. –азлага€ с их помощью те или иные минералы, организмы избирательно извлекают и включают в биотический круговорот важнейшие питательные элементы - кальций, калий, натрий, фосфор, кремний, микроэлементы. ќбща€ масса зольных элементов, вовлекаема€ ежегодно в биотический круговорот только на суше, составл€ет около восьми миллиардов тонн, что в несколько раз превышает массу продуктов извержени€ всех вулканов мира на прот€жении года. Ѕлагодар€ жизнеде€тельности организмов-деструкторов создаетс€ уникальное свойство почв Ц их плодородие.

онцентрационна€ функци€

онцентрационна€ (накопительна€) функци€ - избирательное накопление определенных веществ, рассе€нных в природе - водорода, углерода, азота, кислорода, кальци€, магни€, натри€, кали€, фосфора и многих других, включа€ т€желые металлы, в живых существах. –аковины моллюсков, панцири диатомовых водорослей, скелеты животных Ч все это примеры про€влени€ концентрационной функции живого вещества.

—пособность концентрировать элементы из разбавленных растворов - это характерна€ особенность живого вещества. Ќаиболее активными концентраторами многих элементов €вл€ютс€ микроорганизмы. Ќапример, в продуктах жизнеде€тельности некоторых из них по сравнению с природной средой содержание марганца увеличено в 1 200 000 раз, железа - в 65 000, ванади€ - в 420 000, серебра - в 240 000 раз.
ƒл€ построени€ своих скелетов или покровов активно концентрируют рассе€нные минералы морские организмы. “ак, существуют кальциевые организмы - известковые водоросли, моллюски, кораллы, мшанки, иглокожие, и т. п., и кремниевые - диатомовые водоросли, кремниевые губки, радиол€рии. ќсобого внимани€ заслуживает способность морских организмов накапливать микроэлементы, т€желые металлы, в том числе €довитые (ртуть, свинец, мышь€к), радиоактивные элементы. ¬ теле беспозвоночных и рыб их концентраци€ может в сотни тыс€ч раз превосходить содержание в морской воде. ¬следствие этого морские организмы полезны как источник микроэлементов, но вместе с тем употребление их в пищу может грозить отравлением т€желыми металлами или быть опасным в св€зи с повышенной радиоактивностью.

—редообразующа€ функци€

∆ивое вещество преобразует физико-химические параметры среды в услови€, благопри€тные дл€ существовани€ организмов. ¬ этом про€вл€етс€ еще одна главна€ функци€ живого вещества Ч средообразующа€. Ќапример, леса регулируют поверхностный сток, увеличивают влажность воздуха, обогащают атмосферу кислородом.

ћожно сказать, что средообразующа€ функци€ - совместный результат всех рассмотренных выше функций живого вещества: энергетическа€ функци€ обеспечивает энергией все звень€ биологического круговорота (в ходе фотосинтеза растени€ выполн€ют газовую функцию: поглощают углекислый газ и выдел€ют кислород); деструктивна€ и концентрационна€ способствуют извлечению из природной среды и накоплению рассе€нных, но жизненно важных дл€ организмов элементов.

—редообразующие функции живого вещества создали и поддерживают баланс вещества и энергии в биосфере, обеспечива€ стабильность условий существовани€ организмов, в том числе человека. ¬месте с тем живое вещество способно восстанавливать услови€ обитани€, нарушенные в результате природных катастроф или антропогенного воздействи€. Ёту способность живого вещества к восстановлению благопри€тных условий существовани€ выражает принцип Ће Ўателье, заимствованный из области термодинамических равновесий. ќн заключаетс€ в том, что изменение любых переменных в системе в ответ на внешние возмущени€ происходит в направлении компенсации производимых возмущений. ¬ теории управлени€ аналогичное €вление носит название отрицательных обратных св€зей. Ѕлагодар€ этим св€з€м система возвращаетс€ в первоначальное состо€ние, если производимые возмущени€ не превышают пороговых значений. Ќапример, на повышение содержани€ углекислого газа в атмосфере биосфера отвечает усилением фотосинтеза, который снижает концентрацию кислорода. “аким образом, устойчивость биосферы оказываетс€ €влением не статическим, а динамическим.

—редообразующа€ роль живого вещества имеет химическое про€вление и выражаетс€ в соответствующих биогеохимических функци€х, которые свидетельствуют об участии живых организмов в химических процессах изменени€ вещественного состава биосферы. ¬ результате средообразующей функции в географической оболочке произошли следующие важнейшие событи€: был преобразован газовый состав первичной атмосферы; изменилс€ химический состав вод первичного океана; образовалась толща осадочных пород в литосфере; на поверхности суши возник плодородный почвенный покров (также плодородны воды океана, рек и озер). ∆ивое вещество выполн€ет следующие биогеохимические функции: газовые, концентрационные, окислительно-восстановительные, биохимические и биогеохимические, св€занные с де€тельностью человека.

√азовые функции заключаютс€ в участии живых организмов в миграции газов и их превращени€х. ¬ зависимости от того, о каких газах идет речь, выдел€етс€ несколько газовых функций.

1.  ислородно-диоксидуглеродна€ Ц создание основной массы свободного кислорода на планете. Ќосителем данной функции €вл€етс€ каждый зеленый организм. ¬ыделение кислорода идет только при солнечном свете, ночью этот фотохимический процесс смен€етс€ выделением зелеными растени€ми углекислого газа.

2. ƒиоксидуглеродна€, не зависима€ от кислородной Ц образование биогенной угольной кислоты как следствие дыхани€ животных, грибов и бактерий. «начение функции возрастает в области подземной тропосферы, не имеющей кислорода.

3. ќзонна€ и пероксидводородна€ Ц образование озона (и, возможно, пероксида водорода). Ѕиогенный кислород, переход€ в озон, предохран€ет жизнь от разрушительного действи€ радиации —олнца. ¬ыполнение этой функции вызвало образование защитного озонового экрана.

4. јзотна€ Ц создание основной массы свободного азота тропосферы за счет выделени€ его азотовыдел€ющими бактери€ми при разложении органического вещества. –еакци€ происходит в услови€х как суши, так и океана.

5. ”глеводородна€ Ц осуществление превращений многих биогенных газов, роль которых в биосфере огромна.   их числу относ€тс€, например, природный газ, терпены, содержащиес€ в эфирных маслах, скипидаре и обусловливающие аромат цветов, запах хвойных.

¬следствие выполнени€ живым веществом газовых биогеохимических функций в течение геологического развити€ «емли сложились современный химический состав атмосферы с уникально высоким содержанием кислорода и низким содержанием углекислого газа, а также умеренные температурные услови€. ¬ соответствии с гипотезой ќ. √. —орохтина, не весь кислород атмосферы имеет биогенное происхождение, 30% его поступило в воздушный бассейн в результате дегазации недр. –ассмотрим вли€ние средообразующей функции организмов на содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере. ѕовышение концентрации кислорода в атмосфере вызывает "парниковый эффект" и способствует потеплению климата. —вободный кислород выдел€етс€ при фотосинтезе. ¬первые на «емле массовое развитие фотосинтезирующих организмов - сине-зеленых водорослей - имело место два с половиной миллиарда лет назад. Ѕлагодар€ этому в атмосфере по€вилс€ кислород, что дало импульс быстрому развитию животных. ќднако интенсивный фотосинтез сопровождалс€ усиленным потреблением кислорода и уменьшением его содержани€ в атмосфере. Ёто привело к ослаблению "парникового эффекта", резкому похолоданию и первому в истории планеты (гуронскому) оледенению.

¬ наши дни накопление в атмосфере углекислого газа от сжигани€ углеводородного топлива рассматриваетс€ как тревожна€ тенденци€, ведуща€ к потеплению климата, та€нию ледников и гроз€ща€ повышением уровн€ ћирового океана более чем на сто метров. ¬ св€зи с этим следует отметить функцию захвата и захоронени€ избыточной углекислоты морскими организмами путем перевода ее в соединени€ углекислого кальци€, а также путем образовани€ биомассы живого вещества. ¬следствие выполнени€ окислительно-восстановительных функций осуществл€ютс€ химические превращени€ веществ, содержащих атомы с переменной валентностью. ќкислительна€ функци€ выражаетс€ в окислении с участием бактерий и, возможно, грибов всех бедных кислородом соединений в почве, коре выветривани€ и гидросфере. Ќапример, так образуютс€ болотные железные руды, бурые железистые конкреции, ожелезненные горизонты. ¬осстановительна€ функци€ противоположна по своей сути окислительной. Ѕлагодар€ ей в результате де€тельности анаэробных бактерий в нижней трети профил€ заболоченных почв, практически лишенного кислорода, образуютс€ оксидные формы железа.

Ѕиохимические функции св€заны с жизнеде€тельностью живых организмов Ц их питанием, дыханием, размножением, смертью и последующим разрушением тел. ¬ результате происходит химическое превращение живого вещества сначала в биокосное, а затем, после умирани€, в косное. —ледует различать разрушение тел организмов после их смерти, идущее повсеместно и вызываемое микробами, грибами и некоторыми насекомыми, и разрушение, св€занное с массовым захоронением растительных и животных остатков после их смерти или гибели. ¬ последнем случае совместное или последовательное выполнение живым веществом концентрационных и биохимических функций приводит к геохимическому преобразованию литосферы.

Ѕиогеохимические функции, св€занные с де€тельностью человека, обеспечили большие изменени€ химических и биохимических процессов в биосфере, способствуют становлению ее нового эволюционного состо€ни€ Ц ноосферы. ”же сегодн€ локальное и планетарное загр€знение в результате развити€ теплоэнергетики, промышленности, транспорта и сельского хоз€йства может привести к необратимым последстви€м в биосфере, так как человек интенсивнее, чем другие организмы, измен€ет физические услови€ среды. „истота морских вод - результат фильтрации, осуществл€емой разнообразными организмами, но особенно зоопланктоном. Ѕольшинство из этих организмов добывает пищу, отцежива€ из воды мелкие частицы. –абота их настолько интенсивна, что весь океан очищаетс€ от взвеси за 4 года. ќзеро Ѕайкал исключительной чистотой своих вод во многом об€зано веслоногому рачку эпишуре, который за год трижды процеживает его воду.

«аключение

Ќа земной поверхности нет химической силы, более посто€нно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последстви€м, чем живые организмы, вз€тые в целом. ’имическое состо€ние наружной коры нашей планеты всецело находитс€ под вли€нием жизни и определ€етс€ живыми организмами, с де€тельностью которых св€зан великий планетарный процесс Ц миграци€ химических элементов в биосфере. ∆изнь на «емле Ц самый выдающийс€ процесс на еЄ поверхности, получающий живительную энерги€ —олнца и привод€щий в движение (круговорот веществ) едва ли не все химические элементы таблицы ћенделеева. ∆изнь сводитс€ к непрерывной последовательности роста, самовоспроизведени€ и синтеза сложных химических соединений. Ѕез переноса энергии, сопровождающего эти процессы, невозможно было бы ни существование самой жизни, ни образование надорганизменных систем всех уровней организации. ≈сли бы солнечна€ энерги€ на планете только рассеивалась, то жизнь на «емле была бы невозможной. „тобы биосфера существовала, она должна получать и накапливать энергию извне. » эта работа выполн€етс€ живыми организмами.

—писок использованной литературы:

1.  иселЄв ¬. Ќ. ќсновы экологии: ”чеб. пособие. Ц ћинск.: ”нiверсiтэцкае, 2000.

2. Ћапо ј.¬. —леды былых биосфер. Ц ћ., 1987.

3. ѕетров  . ћ. ќбща€ экологи€: взаимодействие общества и природы: ”чебное пособие дл€ вузов. Ц —ѕб.: ’ими€, 1997.