јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

[ sp ѕомощь в подаче сведений в кадастр отходов от специалистов ќќќ Ёѕ "‘лорЁко" - звоните уже сегодн€. ] : ml об : { lf }

Ёкологи€ как биологическа€ наука

Ёкологи€ как биологическа€ наука. ќсновы биоэкологии.

Ёкологи€ Ц один из сравнительно молодых и бурно развивающихс€ разделов биологии Ц изучает взаимоотношени€ организмов между собой и со средой обитани€. ¬заимодействие организмов со средой рассматривает кажда€ биологическа€ наука. Ёкологи€ затрагивает лишь ту его сторону, котора€ обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику попул€ций, и сообществ. Ќа определЄнном этапе развити€ наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками. ќсобенно тесные св€зи установились между экологией и физиологией. ¬ результате выделилось и успешно развиваетс€ новое направление Ц экологическа€ физиологи€. Ёкологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки. ѕроизошло сближение экологии и морфологии. “акие пон€ти€, как Ђэкологическа€ морфологи€ї, Ђэкологическа€ эмбриологи€ї, стали уже привычными.

Ёкологи€ св€зана с систематикой. ѕоследн€€ не может обойтись без экологического критери€, как и экологи€ без объективной системы организмов дл€ точного определени€ изучаемых видов. —уществует взаимосв€зь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. —ейчас уже не вызывает сомнени€ тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов. Ќа базе экологии развиваютс€ биогеографи€, молода€ наука этологи€ (наука о поведении животных), палеоэкологи€ и т.д. Ёкологическа€ трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследовани€ в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных услови€х. ¬ы€сн€€ характер вли€ни€ физических факторов седы на организмы и ответные реакции последних, экологи€ не обходитс€ без таких небиологических наук, как климатологи€, метеорологи€, ландшафтоведение (физическа€ географи€). √еоморфологи€ и почвоведение также сблизились с экологией, поскольку многие процессы образовани€ и разрушени€ почв происход€т под вли€нием де€тельности сообществ животных и растений.

¬ насто€щее врем€, в век научно-технического прогресса, когда у человека по€вл€ютс€ неограниченные возможности воздействи€ на природу, экологи€ приобретает особенно важное значение. ƒостижени€ еЄ успешно примен€ютс€ в сельском и охотничье-промысловом хоз€йствах, медицине, ветеринарии, при проведении меропри€тий по охране природы, рациональном использовании еЄ ресурсов. ¬ ƒекларации ¬ерховного —овета –еспублики Ѕеларусь о государственном суверенитете указываетс€, что наше государство самосто€тельно устанавливает пор€док организации на своей территории охраны природы, использовани€ природных ресурсов и обеспечение народу республики экологической безопасности. ќчевидна€ роль экологии и в разработке р€да теоретических проблем, в частности тех, которые св€заны с общими закономерност€ми миграции вещества и энергии в биосфере, с механизмами эволюционного процесса, с изменением структуры и организации живой материи. —егодн€ на повестке дн€ стоит проблема формировани€ экономической экологии, или экологической экономики, - науки о биологических ресурсах, биоэкономики ћирового океана и суши. ”спешно развиваетс€ и инженерна€ экологи€ (прикладна€ биогеоценологи€), решающа€ вопросы устранени€ отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества. јктуальные проблемы взаимоотношений человека, общества и природы в эпоху научно-технического прогресса разрабатывает интенсивно развивающа€с€ социальна€ экологи€ (экологи€ человека). Ќесмотр€ на то, что существует немало классификаций биологических наук, кажда€ из них, хот€ и не охватывает все биологические науки (например, схема, предложенна€ Ѕ.√. »оганзеном, табл. 1), даЄт возможность определить место экологии среди других дисциплин.

“аблица. 1.  лассификаци€ биологических наук (по Ѕ.√. »оганзену).

ќбщие науки „астные науки  омплексные науки
—истематика
√идробиологи€
јэробиологи€
ѕочвоведение
ѕаразитологи€

¬ основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов. ѕоэтому в них значительно глубже и шире развиваютс€ экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных €влений. Ќапример, гидробиологи€ изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде. —ледовательно, экологи€ как обща€ биологическа€ наука также может быть расчленена на составные части: на экологию животных, экологию растений, экологию насекомых, экологию лесных пород и т.д. но если дл€ других наук индивидуум €вл€етс€ найкрупнейшей единицей, то дл€ экологии он Ц мельчайша€ единица исследований. Ёкологи€ Ц вполне самосто€тельный раздел биологии, имеющий свои содержание, предмет, задачи и методы исследовани€.

—одержание, предмет и задачи экологии.

“ермин Ђэкологи€ї (от греч. oikos Ц жилище, место обитани€ и logos Ц наука) предложил Ё. √еккель в 1866 г. дл€ обозначени€ биологической науки, изучающей взаимоотношени€ животных с органической и неорганической средами. — того времени представление о содержании экологии претерпело р€д уточнений, конкретизаций. ќднако до сих по нет достаточно чЄткого и строгого определени€ экологии, и все ещЄ идут споры о том, что такое экологи€, следует ли еЄ рассматривать как единую науку или же экологи€ растений и экологи€ животных Ц самосто€тельные дисциплины. Ќе решЄн вопрос, относитс€ ли биоценологи€ к экологии или это обособленна€ область науки. Ќе случайно почти одновременно по€вл€ютс€ руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. ¬ одних экологи€ трактуетс€ как современна€ естественна€ истори€, в других Ц как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваютс€ лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих Ц как учение о попул€ции и т.д. Ќет необходимости останавливатьс€ на всех существующих точках зрени€ относительно предмета и содержани€ экологии. ¬ажно лишь отметить, что на современном этапе развити€ экологических представлений все более чЄтко вырисовываетс€ еЄ суть. Ёкологи€ Ц это наука, исследующа€ закономерности жизнеде€тельности организмов (в любых еЄ про€влени€х, на всех уровн€х интеграции) в их естественной среде обитани€ с учЄтом изменений, вносимых в среду де€тельностью человека. »з этой формулировки можно сделать вывод, что все исследовани€, изучающие жизнь животных и растений в естественных услови€х, открывающие законы, по которым организмы объедин€ютс€ в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относ€тс€ к экологическим.

ќднако приведенное определение слишком пространно и недостаточно конкретно, хот€ на первых этапах развити€ экологии один из вариантов его (экологи€ Ц это наука об отношени€х организмов друг с другом и со средой, наука о приспособлени€х и т.п.) не только был принципиально верным, но и мог служить ориентиром при постановке р€да исследований. ¬ последнее врем€ экологи пришли к принципиально важному обобщению, показав, что услови€ среды осваиваютс€ организмами на попул€ционно-биоценотическом уровне, а не отдельными особ€ми вида. Ёто привело к интенсивному развитию учени€ о биологических макросистемах (попул€ци€х, биоценозах, биогеоценозах), что оказало громадное вли€ние на развитие биологии в целом и всех еЄ разделах в частности. ¬ результате стали по€вл€тьс€ всЄ новые и новые определени€ экологии. ≈Є рассматривали как науку о попул€ци€х, о структуре природы, о динамике численности и т.д. Ќо все они, несмотр€ на некоторую специфичность, определ€ют экологию как науку, исследующую законы жизни животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитани€ с учЄтом роли антропических факторов.

ќсновные формы существовани€ видов животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитани€ Ц это внутривидовые группировки (попул€ции) или многовидовые сообщества (биоценозы). ѕоэтому современна€ экологи€ изучает взаимоотношени€ организмов и среды на попул€ционно-биоценотическом уровне.  онечной целью экологических исследований €вл€етс€ вы€снение путей, с помощью которых вид сохран€етс€ в посто€нно мен€ющихс€ услови€х среды. ѕроцветание вида заключаетс€ в поддержании оптимальной численности его попул€ций в биогеоценозе. —ледовательно, основным содержанием современной экологии становитс€ исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на попул€ционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики.

ќтсюда очевидно, что предметом исследовани€ экологии €вл€ютс€ биологические макросистемы (попул€ции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве. »з содержани€ и предмета исследований экологии вытекают и еЄ основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики попул€ций, к учению о биогеоценозах и их системах. —труктура биоценозов, на уровне формировани€ которых, как было отмечено, происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов. ѕоэтому главна€ теоретическа€ и практическа€ задача экологии заключаетс€ в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научитьс€ управл€ть ими в услови€х неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

—труктура современной экологии.

¬ процессе развити€ экологические исследовани€ в ботанике и зоологии шли довольно специфическими пут€ми, что и привело к искусственному и не вполне обоснованному их разделению. ¬ ботанике предметом экологии часто считаютс€ только взаимоотношени€ растений с мЄртвой седой, т.е. воздействи€ физико-химических факторов на отдельные виды растений. ¬заимоотношени€ же между растени€ми, а, следовательно, и их сообществами рассматриваютс€ специальной наукой Ц фитоценологией. »зучением отношений в животно-растительных сообществах занимаетс€ биогеоценологи€.  роме того, экологию обычно подраздел€ют на аутэкологию (экологию особей) и синэкологию (экологию сообществ). ќднако такое подразделение не отображает специфики современной экологии, изучающей жизнь на уровн€х различных биологических макросистем. ѕоэтому ё. ќдум, к примеру, выдел€ет экологию видов, экологию попул€ций, экологию сообществ и экологию экосистем. Ќ.ѕ. Ќаумов предлагает три подразделени€: экологию особей, экологию попул€ций и экологию сообществ. √.ј. Ќовиков, также выдел€€ в экологии три подразделени€, первое называет экологией видов. ≈сть и другие мнени€.

Ќет необходимости подробно анализировать все существующие точки зрени€ относительно структуры современной экологии. ќчевидно, чЄткое расчленение еЄ Ц задача ближайшего будущего. ¬ажно, что в экологии объективно выдел€ютс€ подразделени€, изучающие органический мир на уровне особи (организма), попул€ции, вида, биоценоза, биогеоценоза (экосистемы) и биосферы. ¬ св€зи с этим уже можно чЄтко выделить: аутэкологию (экологи€ особей), демэкологию (экологи€ попул€ций), эйдэкологию (экологи€ видов) и синэкологию (экологи€ сообществ). «адачей аутэкологии (от греч. autos Ц сам) €вл€етс€ установление пределов существовани€ особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, которые организм выбирает из всего диапазона их значений. »зучение реакций организмов на воздействи€ факторов среды позвол€ет вы€вить не только эти пределы, но и физические, а также морфологические изменени€, характерные дл€ данных особей.

ƒемэкологи€ (от греч. demos Ц народ) изучает естественные группировки особей одного вида, т.е. попул€ции Ц элементарные надорганизменные макросистемы. ¬ажнейшей задачей еЄ €вл€етс€ вы€снение условий, при которых формируютс€ попул€ции, а также изучение внутрипопул€ционных группировок и их взаимоотношений, организации (структуры), динамики численности попул€ций.
Ёйдэкологи€ (от греч. eidos Ц образ, вид), или экологи€ видов, - наименее разработанное подразделение современной экологии. ¬ид как уровень организации живой природы, как надорганизменна€ биологическа€ макросистема еще не стал объектом экологических исследований. Ёто объ€сн€етс€ тем, что по мере развити€ экологии внимание и интерес исследователей с организма, т.е. с аутэкологии, переключились на попул€цию Ц дэмэкологию, а затем на биоценоз, биогеоценоз и биосферу в целом.

—инэкологи€ (от греч. syn Ц вместе), или экологи€ сообществ (биоценологи€), изучает ассоциации попул€ций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, пути формировани€ и развити€ последних, структуру и динамику, взаимодействие их с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особенности. Ѕазиру€сь на аут-, дем-, и эйдэкологии, синэкологи€ приобретает чЄтко выраженный общебиологический характер. ¬ основе аут-, дем-, и эйдэкологических исследований лежат особь (организм), попул€ци€ и вид конкретной группы живых существ (животные, растени€, микроорганизмы). —инэкологические же исследовани€ направлены на изучение сложного многовидового комплекса взаимосв€занных организмов (биоценоз), существующего в строго определЄнной физико-химической среде, на рассмотрение с качественной и количественной точки их соотношени€.

Ќа базе этих направлений формируютс€ новые: глобальна€ экологи€, котора€ разрабатывает проблемы биосферы в целом, и социоэкологи€, котора€ изучает проблемы взаимоотношений природы и общества. ѕри этом границы между направлени€ми и разделами довольно размыты: посто€нно возникают направлени€ на стыке таких отраслей экологии, как попул€ционна€ экологи€ и биоценологи€, или физиологическа€ и попул€ционна€ экологи€. ¬се эти направлени€ тесно св€заны с классическими отрасл€ми биологии: ботаникой, зоологией, физиологией. ѕри этом пренебрежение традиционными натуралистическими направлени€ми экологии чревато негативными €влени€ми и грубыми методологическими ошибками, может привести к затормаживанию развити€ всех остальных направлений экологии.

ћетоды экологических исследований.

ѕолевые, лабораторные и экспериментальные исследовани€. Ёкологи€, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом еЄ исследовани€ служат не единичные особи, а группы особей, попул€ции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. ћногообразие св€зей, формирующихс€ на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований. ƒл€ эколога первостепенное значение имеют полевые исследовани€, т.е. изучение попул€ций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. ѕри этом обычно используютс€ методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Ќаиболее тесно экологические исследовани€ св€заны с физиологическими. ќднако между ними имеетс€ принципиальна€ разница. ‘изиологи€ изучает функции организма и процессы, протекающие в нЄм, а также вли€ние на эти процессы различных факторов. Ёкологи€ же, использу€ физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелл€цию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учЄте сезонной цикличности жизнеде€тельности организма и внутрипопул€ционной разнородности.

ѕолевые методы позвол€ют установить результат вли€ни€ на организм или попул€цию определЄнного комплекса факторов, вы€снить общую картину развити€ и жизнеде€тельности вида в конкретных услови€х. ќднако наблюдени€ не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определ€ет характер жизнеде€тельности особи, вида, попул€ции или сообщества. Ќа этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого €вл€етс€ вы€снение причин наблюдаемых в природе отношений. ¬ св€зи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Ёкспериментальные методы позвол€ют проанализировать вли€ние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных услови€х и таким образом изучить всЄ разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнеде€тельность. Ќа основе результатов аналитического эксперимента можно организовать новые полевые наблюдени€ или лабораторные эксперименты. ¬ыводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют об€зательной проверки в природе. Ёто даЄт возможность глубже пон€ть естественные экологические отношени€ попул€ций и сообществ. Ёксперимент в природе отличаетс€ от наблюдени€ тем, что организмы искусственно став€тс€ в услови€, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его вли€ние.

Ёксперимент может носить и самосто€тельный характер. Ќапример, результаты изучени€ экологических св€зей насекомых дают возможность установить факторы, вли€ющие на скорость развити€, плодовитость, выживаемость р€да вредителей (температура, влажность, пища). ¬ экологическом эксперименте трудно воспроизвести весь комплекс природных условий, но изучить вли€ние отдельных факторов на вид, попул€цию или сообщество вполне возможно. ѕримером экологических экспериментов широких масштабов могут служить исследовани€, проводимые при создании лесозащитных полос, при мелиоративных и различных сельскохоз€йственных работах. «нание при этом конкретных экологических особенностей многих растений, животных и микроорганизмов позвол€ет управл€ть де€тельностью тех или иных вредных или полезных организмов. ¬ современных услови€х экологические исследовани€ играют существенную роль в решении р€да теоретических и практических задач. ƒинамика численности организмов, сезонное развитие, расселение и акклиматизаци€ полезных и вредных видов, прогнозы размножени€ и распространени€ Ц вот основные в насто€щее врем€ экологические проблемы. –азработка их требует рационального сочетани€ полевых, лабораторных и экспериментальных исследований, которые должны взаимно дополн€ть и контролировать друг друга.

ћатематические методы и моделирование. ѕри экологическом исследовании, которое обычно поводитс€ на определЄнном количестве особей, изучаютс€ природные €влени€ во всЄм их разнообразии: общие закономерности, присущие макросистеме, еЄ реакции на изменение условий существовани€ и др. Ќо кажда€ особь, индивидуум неодинаковы, отличны друг от друга.  роме того, выбор особи из всей попул€ции носит случайный характер. » лишь применение методов математической статистики даЄт возможность по случайному набору различных вариантов определить достоверность тех или иных результатов (степень отклонени€ их от нормы, случайные отклонени€ или закономерности) и получить объективное представление о всей попул€ции. ќднако как только было установлено, что все биологические системы, в том числе и надорганизменные макросистемы, обладают способностью к саморегул€ции, ограничиватьс€ методами математической статистики стало невозможно. ѕоэтому в современной экологии широко примен€ютс€ методы теории информации и кибернетики, тесно св€занные с такими област€ми математики, как теори€ веро€тности, математическа€ логика, дифференциальные и интегральные исчислени€, теори€ чисел, матрична€ алгебра.

¬ последнее врем€ широкое распространение получило моделирование биологических €влений, т.е. воспроизведение в искусственных системах различных процессов, свойственных живой природе. “ак, в Ђмодельных услови€хї были осуществлены многие реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. ѕримером биологических моделей может служить и аппарат искусственного кровообращени€, искусственна€ почка, искусственные лЄгкие, протезы, управл€емые биотоками мышц, и др. ¬ различных област€х биологии широко примен€ютс€ так называемые живые модели. Ќесмотр€ на то что различные организмы отличаютс€ друг от друга сложностью структуры и функции, многие биологические процессы у них протекают практически одинаково. ѕоэтому изучать их удобно на более простых существах. ќни то и станов€тс€ живыми модел€ми. ¬ качестве примера можно привести зоохлореллу, котора€ служит моделью дл€ изучени€ обмена веществ; моделью дл€ исследовани€ внутриклеточных процессов €вл€ютс€ гигантские растительные и животные клетки и т.д. ќсновной задачей биологического моделировани€ €вл€етс€ экспериментальна€ проверка гипотез относительно структуры и функции биологических систем. сущность этого метода заключаетс€ в том, что вместе с оригиналом, т.е. с какой-то реальной системой, изучаетс€ его искусственно созданное подобие Ц модель. ¬ сравнении с оригиналом модель обычно упрощена, но свойства их сходны. ¬ противном случае полученные результаты могут оказатьс€ недостоверными, не свойственными оригиналу.

¬ывод.

¬сЄ сказанное выше, красноречиво обобщаетс€ высказыванием академика —.—. Ўварца: ЂЁкологи€ Ц наука о жизни природы Ц переживает свою вторую молодость. ¬озникша€ более 100 лет тому назад как учение о взаимосв€зи организма и среды, экологи€ на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров «емли в его целостности. ј так как работа живого все в большей степени определ€етс€ де€тельностью человека, то наиболее прогрессивно мысл€щие экологи вид€т будущее экологии в теории создани€ изменЄнного мира. Ёкологи€ на наших глазах становитс€ теоретической основой поведени€ человека индустриального общества в природе.ї.

—писок Ћитературы

1.    –адкевич ¬.ј., Ёкологи€: ”чебник. Ц 3-е изд., переработано и дополнено Ц ћн.: ¬ысша€ Ўкола, 1997 г.
2.     иселЄв ¬.Ќ., ќсновы экологии: ”чебное пособие Ц ћЌ.: 1998 г.
3.    „ернова Ќ.ћ., Ѕылова ј. ћ., Ёкологи€: ”чебное пособие дл€ студентов биологических специальностей пед. институтов Ц 2-е издание, переработанное Ц ћ.: ѕросвещение, 1988 г.