јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ƒрейф континентов

ƒавние карты обеих јмерик позволили обнаружить поразительное сходство между береговыми лини€ми Ќового и —тарого —вета. ¬озник вопрос: а не были ли когда-то одним целым эти далеко лежащие сегодн€ друг от друга континенты?

¬ середине XIX века ученые начали собирать свидетельства сходства окаменелых останков (следов доисторической жизни) в породах континентов, разделенных большим рассто€нием. ¬ начале XX века американский геолог ‘рэнк Ѕ. “ейлор высказал предположение, что континенты могут медленно удал€тьс€ друг от друга. ќн полагал, что дрейф континентов мог вызвать горизонтальное (боковое) давление, которое вытеснило вверх породы и превратило их в длинные горные хребты.

“еории ¬егенера
Ќезависимо от “ейлора над проблемой дрейфа континентов работал немецкий метеоролог, геофизик и астроном јльфред ¬егенер. ќн особо интересовалс€ изменени€ми глобального климата на прот€жении геологического периода и хотел разгадать многочисленные загадки, возникшие при изучении ископаемых материалов. Ќапример, окаменелые остатки тропических растений были найдены под слоем льда и снега в √ренландии, а, с другой стороны, образцы пород показывали, что в старину ледниковые щиты покрывали юг јфрики и ёжной јмерики.

¬егенер дал ответы на эти вопросы в своей книге "Die Enstehung der Kontinente und Ozeane" ("ѕроисхождение континентов и океанов", 1915). ќн утверждал, что в те времена, когда тропические растени€ росли в √ренландии, она должна была располагатьс€ вблизи экватора. ј когда большие пространства јфрики и ёжной јмерики были покрыты льдом, эти части суши должны были находитьс€ вокруг ёжного полюса. ƒругими словами, должен был иметь место дрейф материков.

ќднако общеприн€той теори€ дрейфа континентов стала лишь в 1950-60-е годы, когда никто уже не мог игнорировать огромный массив данных, свидетельствующих в ее пользу. ѕо€вилс€ новый термин Ч тектоника плит. —огласно теории тектоники плит, континенты перемещаютс€ со скоростью от 1 до 10 см в год, "сид€ верхом" на огромных плитах, на которые разбита литосфера.

ћозаика из континентов
»значальные представлени€ о дрейфе континентов основывались на сходстве очертаний —еверной и ёжной јмерик с очертани€ми ≈вропы и јфрики.
ќднако береговые линии не €вл€ютс€ реальными границами континентов.  аждый из них окружен мелководной зоной, называемой континентальным шельфом, фактически €вл€ющейс€ частью континента. »х истинна€ граница проходит по верху крутого континентального склона, ведущего в абиссальную зону (глубинные участки океана).  омпьютерное моделирование на базе очертаний континентального шельфа на глубине примерно 1000 м продемонстрировало гораздо более точное совпадение форм континентов.
≈ще одно подтверждение дрейфа континентов было получено в ходе изучени€ горных пород, их структуры и окаменелостей.   примеру, ¬егенер знал, что в прошлом имели место несколько больших ледниковых периодов. ѕри похолодании глобального климата огромные ледниковые щиты (подобные тем, которые сегодн€ покрывают јнтарктиду и √ренландию) охватывали большие территории. Ћедники распростран€лись под действием силы т€жести, а камни, вмерзшие в нижний слой льда, царапали поверхность земли, оставл€€ борозды, называемые ледниковой штриховкой.  роме того, ледник оставл€ет за собой морену Ч слои обломков твердой породы, Ч котора€ образует отложени€, именуемые тиллитами.

—труктура горных пород
—труктура горных пород также подтверждала эту теорию. “ак, большинство пород в зоне —ахары в —еверной јфрике имеют солидный возраст Ч около 2 млрд. лет. –€дом лежат породы, которым всего 550 миллионов лет. ≈сть очень четка€ лини€ раздела между старыми и новыми породами, достигающа€ берегов јтлантического океана в районе г. јккра в √ане. Ёта лини€ прослеживаетс€ и по ту сторону океана в —ан-Ћуисе (Ѕразили€), в точности там, где и предсказывали сторонники дрейфа континентов. Ётот факт €вно свидетельствует в пользу справедливости данной теории.

“еори€ тектоники плит получила поддержку и в ходе изучени€ палеомагнетизма, что означает "древний магнетизм".  огда новые породы формировались из расплавленных пород, железистые минералы намагничивались. ѕри отвердении жидких пород эти минералы выстраивались в направлении магнитного пол€ «емли, указыва€ его местонахождение на момент формировани€ пород.  ак только частицы руды затвердевали в породе, на их расположение уже не вли€ли дальнейшие изменени€ магнитного нол€ «емли. Ёто означает, что магнитные частицы, обнаруженные в горных породах, могут служить дл€ определени€ положени€ магнитного полюса «емли в эпоху формировани€ этих пород.

—видетельствует морское дно
— помощью метода радиоизотопного датировани€ ученые установили, что возраст ни одной из океанических пород не превышал 200 млн. лет, в то врем€ как древнейшим из известных континентальных пород около 3,8 млрд. лет. —ледовательно, океаны €вл€ютс€ поздними формаци€ми.
Ёлектронна€ топографическа€ съемка дна океана вы€вила р€д важных признаков, включа€ длинные океанические хребты, дл€ которых характерна сейсмическа€ и вулканическа€ де€тельность. ¬ недрах именно этих хребтов обнаруживают самые молодые океанические породы. √еологи убеждены, что новые породы формируютс€ в центре хребтов при разъединении и отдалении плит друг от друга. ќни также обнаружили, что по мере удалени€ от хребтов встречаютс€ все более старые породы, образующие океаническую кору.

„етыре континента
—егодн€ ученые знают, что земна€ поверхность посто€нно измен€етс€. ќколо 420 миллионов лет назад космолетчик с далекой планеты увидел бы четыре континента. ќдин из них был бы частью нынешней —еверной јмерики, второй Ч частью современной ≈вропы. “ретий континент, называемый геологами јнгарой, представл€л собой тогда часть сегодн€шней јзии, а четвертый объедин€л южные континенты. ≈му геологи дали им€ √ондвана.
ѕеремещение плит привело к столкновению североамериканской и европейской континентальных плит, в результате чего из см€тых в складки пород на кра€х континентов образовались горные хребты.   фрагментам этого хребта сегодн€ относ€тс€ северные отроги јппалачей в —еверной јмерике, горы на востоке √ренландии, на западе »рландии и Ўотландии, а также горы в Ќорвегии и Ўвеции. Ётот новый континентальный массив называетс€ ≈врамерика.

–аспад ѕангеи
ќколо 275 миллионов лет назад произошло столкновение ≈врамерики и јнгары, на месте которого возникли ”ральские горы. “огда соединились три плиты, образовав при этом гигантскую часть суши под названием, Ћаврази€. ¬начале Ћавразию и √ондвану раздел€ло древнее море “етис, но вскоре оба континента соединились и образовали единый континентальный массив Ч ѕангею.
¬ течение последних 180 миллионов лет ѕанге€ распалась, и в результате перемещени€ плит континенты зан€ли свое нынешнее положение. Ќо перемещение все еще продолжаетс€, и ученые сегодн€ могут делать предположени€ о том, как будет выгл€деть наша планета в будущем. ѕоэтому современна€ карта мира Ч это всего лишь снимок одного момента в геологическом времени «емли.