јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈ » –≈‘≈–ј“џ >>>  ”Ћ№“”–Ќџ≈ –ј—“≈Ќ»я

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

Ћј√≈Ќј–»я, или “џ ¬ј-√ќ–ЋяЌ ј Ч LAGENARIA SICERARIA

Ћј√≈Ќј–»я, или “џ ¬ј-√ќ–ЋяЌ ј Ч LAGENARIA SICERARIA»спользование. ¬ пищу у лагенарии употребл€ют молодые плоды, а также листь€ и побеги. ѕлоды сравнительно бедны белками и углеводами, зато содержат около 440 мг/100 г кальци€, 2,4 мг/100 г железа и другие микроэлементы и витамины. ¬ странах «ападной јфрики семена лагенарии используютс€ дл€ приготовлени€ супов. ¬ызревшие плоды после удалени€ их содержимого и подсушивани€ примен€ют в качестве сосудов дл€ хранени€ жидкостей. ¬ св€зи с этим, а также благодар€ форме лагенари€ известна под названием Ђбутылочна€ тыкваї и Ђкалебасаї (в последнем случае следует различать лагенарию и насто€щую калебасу Ч плод Cresentia cujete L, небольшого дерева из семейства Ѕигнониевые (Bignoniaceae).

ѕроисхождение. Ћагенари€, или тыква-горл€нка, Ч Lagenaria siceraria (Molina) Standl. Ч возможно, единственное культурное растение, которое было известно в древнейшие времена как в —таром, так и в Ќовом —вете. ƒаже распространение батата из ѕеру в ѕолинезию и кокосовой пальмы из ѕолинезии в ѕанаму, также происшедшее в доколумбову эпоху, датируетс€ более поздним временем.  рупнейший знаток тропической флоры, автор многих учебников ƒж. ѕурсеглав отмечает, что других растений, известных до 1492 г. одновременно и в западном, и в восточном полушари€х, нет.

¬озможно, лагенари€ происходит из тропической јфрики, где до сих пор встречаетс€ в диком виде, как, впрочем, и в »ндии. ƒж. ѕурсеглав пишет, что, веро€тно, плоды лагенарии попали из јфрики в Ѕразилию через океан (они могут находитьс€ в соленой воде до 224 дней без каких-либо серьезных последствий дл€ всхожести содержащихс€ в них сем€н).

–аскопки египетских гробниц позволили датировать присутствие там лагенарии в 3500-3300 гг. до н. э. ¬ I в. н. э. культура уже была известна в  итае, а в XII в. майори завезли ее в Ќовую «еландию. ƒанные археологических раскопок в ћексике позволили установить, что лагенари€ была известна там за 7000-7500 лет до н. э., а в ѕеру (район ’уака-ѕриета) Ч за 4000-5000 лет до н. э.

Ѕольшинство исследователей единодушны в том мнении, что эта культура €вл€етс€ одной из самых древних в тропиках и в то же врем€ одной из наиболее распространенных.

ќписание растени€. Ќа каждом растении образуетс€ 10-15 плодов массой 0,5-1,5 кг. ѕо форме они могут быть самыми разнообразными, длина у разных сортов колеблетс€ от 10 до 100 см.

Ѕиологические особенности. ѕлантации лагенарии, как правило, размещают на высоте до 500 м над уровнем мор€. Ѕольшинство сортов удовлетворительно реагируют на колебани€ в выпадении осадков, однако более благопри€тными дл€ роста и развити€ растений €вл€ютс€ услови€ с умеренным выпадением дождей и частыми периодами солнечной погоды.

¬ оптимальных услови€х у растений отмечаютс€ исключительно высокие темпы прироста побега Ч до 60 см в сутки!

¬редители и болезни серьезного вреда не нанос€т, хот€ в отдельных районах наблюдаетс€ довольно сильное поражение растений вирусом огуречной мозаики, мучнистой росой, антракнозом.

“ребовани€ к почвам. Ћучше всего культура лагенарии удаетс€ на богатых органикой почвах с нейтральной реакцией среды и хорошим дренажем.

ѕосев/посадка. Ћагенарию выращивают круглый год, размеща€ растени€ на опорах на рассто€нии 120-180 см друг от друга.

”ход за посевами/посадками.  огда главные побеги достигнут в длину 3-4 м, их прищипывают. ¬о врем€ цветени€ часто прибегают к дополнительному опылению женских цветков.

”борка урожа€. ѕлоды собирают через 70-90 дней после посева.  —редн€€ урожайность 25 т/га.

—одержание раздела " ультурные растени€":
¬ведение, ќглавление
ќрехоплодные
“онизирующие
ћасличные
ягодные

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.