јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈ » –≈‘≈–ј“џ >>>  ”Ћ№“”–Ќџ≈ –ј—“≈Ќ»я

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕќƒ—ќЋЌ≈„Ќ»  Ч HELIANTHUS ANNUS

»спользование. ћасло подсолнечника относ€т к полувысыхающим (йодное число 119-134). ќно широко используетс€ дл€ питани€, в производстве маргарина, в мыловаренной, лакокрасочной и других отрасл€х легкой промышленности. ¬ масле содержатс€ биологически активна€ линолева€ кислота, фосфатиды и витамины ј, ƒ, ≈,  . ѕосле извлечени€ масла из сем€н получают жмых (при прессовании) или шрот (при экстракции). Ёто высокобелковые корма, содержащие 32-37% протеина. ѕри использовании на силос зеленую массу подсолнечника убирают в фазе бутонизаци€ Ч начало цветени€. ≈е урожайность 40-50 т/га. 100 кг силоса содержат 11-16 корм. ед. и 0,5-0,7 кг протеина.
—редн€€ урожайность сем€н Ч 1,2-1,4 т/га, высока€ Ч 2,5-3,0. —одержание масла в семенах Ч 47-50%.

ѕроисхождение. Ќа родине подсолнечника, на юге —еверной јмерики, это растение называли Ђсолнечным цветкомї и считали св€щенным. ѕервые сем€нки были привезены в ≈вропу испанцами в 1510 г. и высе€ны в ћадридском ботаническом саду. ¬ –оссию подсолнечник попал при ѕетре I из √олландии и долгое врем€ оставалс€ огородным грызовым и декоративным растением. ¬ 1829 г. ƒ. ≈. Ѕокарев Ч крепостной кресть€нин графа Ўереметева из села јлексеевка ¬оронежской губернии Ч открыл новое свойство Ђсолнечного цветкаї. ѕри помощи примитивного ручного пресса он извлек из сем€н подсолнечника золотистое вкусное масло. ¬ –оссии подсолнечник превратилс€ из декоративного растени€ в масличную культуру. ¬скоре посевы подсолнечника как масличной культуры распространились на ”краине и в —аратовской губернии.

–аспространение. –осси€ по праву считаетс€ второй родиной подсолнечника. ќтсюда он начал свое новое путешествие по миру. ¬ нашей стране прошла эволюци€ подсолнечника как культурного растени€ до одностебельных, однокорзиночных, панцирных, устойчивых к заразихе сортов с масличностью выше 50%. Ќаибольшие площади подсолнечника наход€тс€ в ———–, јргентине, –умынии, Ѕолгарии, ”ругвае, —Ўј. ¬ ———– подсолнечник занимает 4,5 млн га из 9,5 млн га в мире. ќсновные районы возделывани€ Ч —еверный  авказ, ÷ентральна€ черноземна€ область, ”краина, ћолдави€,  азахстан, √рузи€. Ќа силос выращивают в Ќечерноземье.

—истематика. ѕодсолнечник (Helianthus annus L.) Ч один из многих видов рода Helianthus, семейство јстровые (Asteraceae), около 50 его видов сосредоточено в —еверной јмерике, 17 Ч в ёжной. ¬веден в культуру как масличное растение.

ѕодсолнечник (Helianthus annus L.)¬ид Helianthus annus в насто€щее врем€ дел€т на подсолнечник культурный (Helianthus cultus) и подсолнечник дикорастущий (Helianthus ruderalis). ¬озделываемые на масло и корм формы относ€т к подвиду подсолнечника посевного (sativum) в отличие от подсолнечника декоративного (ornamentalis). ѕо морфологическим признакам и строению сем€нок подсолнечник дел€т на 3 группы: масличный, грызовой и межеумок. Ќаибольшее распространение в посевах имеет подсолнечник масличной группы. Ћучшие в мире высокомасличные сорта созданы академиком ¬. —. ѕустовойтом (город  раснодар, ¬Ќ»» масличных культур).

ќписание растени€. ѕодсолнечник Ч однолетнее трав€нистое масличное растение.  орень стержневой, в почву проникает до 2-4 м, боковые корни развиты хорошо. —тебель пр€мосто€чий, у селекционных форм неветв€щийс€ с рыхлой сердцевиной, опушенный, высотой 0,7-1,2 м у масличных и 2-3 м у силосных (грызовых) сортов. Ћисть€ крупные, густоопушенные, овально-сердцевидные с заостренными концами и пильчатыми кра€ми. –астение образует 15-35 листьев.

—оцветие Ч корзинка, имеюща€ вид плоского или выпуклого, реже вогнутого, диска, окруженного оберткой из нескольких р€дов зеленых листочков. ƒиаметр корзинки у масличных сортов 10-20 см, у грызовых Ч до 40-50. ÷ветки по кра€м €зычковые, бесполые (иногда с недоразвитыми пестиками), в остальной части соцвети€ Ч трубчатые обоеполые (600-1200). ќкраска лепестков от светло-желтой до темно-оранжевой. ќпыление перекрестное. ѕодсолнечник Ч хороший медонос.

ѕлод Ч сем€нка, окраска плодовой оболочки светла€, светло- и темно-сера€, черно-угольна€, бура€, полосата€. —остоит из €дра, которое покрыто тонкой семенной оболочкой, и кожуры (лузги), лузжистость составл€ет 22-46%. ћасса 1000 сем€нок Ч 40-125 г. ¬ кожуре масличных сортов имеетс€ панцирный слой, защищающий сем€нки от подсолнечниковой моли.

Ѕиологические особенности. Ёкологически подсолнечник Ч степной вид. ¬ид культурного подсолнечника обычно считают короткодневным. ƒикие предки современных сортов росли в сухих знойных прери€х, и поэтому климат степной полосы европейской части –оссии оказалс€ дл€ него благопри€тным. ќптимальна€ температура дл€ роста и развити€ подсолнечника 25-27∞—, семена начинают прорастать при 5-10∞—, всходы могут переносить кратковременные заморозки до минус 5-6∞ —. ƒлина периода вегетации по сортам составл€ет от 100 до 138 дней.

—орт ѕервенец создан на ÷ентральной экспериментальной базе »нститута масличных культур ( раснодар). ќтличительна€ его особенность Ч высокое содержание в масле олеиновой кислоты. ћасло этого сорта используетс€ как заменитель оливкового, отличаетс€ нежным вкусом и пользуетс€ широким спросом у населени€. “акой сорт в мировой практике селекции выведен впервые. Ќа участках  раснодарского кра€ сорт имеет урожайность сем€н 3,0-3,5 т/га, масличность Ч 48-50%, сбор масла Ч 1,3-1,6 т/га. —одержание олеиновой кислоты в масле 70-75%. ѕериод вегетации 90-105 дней, высота растений 180-205 см.

¬ ———– разработана и внедрена интенсивна€ технологи€ возделывани€ подсолнечника. ќсновными приемами ее €вл€ютс€: размещение посевов подсолнечника в севообороте по лучшим дл€ него предшественникам (колосовые культуры, горох, кукуруза); качественна€ обработка почвы с внесением азотно-фосфорных удобрений и использование гербицидов дл€ борьбы с сорн€ками; посев районированных сортов и гибридов при оптимальной густоте растений 35-50 тыс. на 1 га; своевременный уход за посевами; своевременна€ и качественна€ уборка. ’ранить очищенные высокомасличные семена рекомендуют при влажности не выше 7%.

—одержание раздела " ультурные растени€":
¬ведение, ќглавление
ќрехоплодные
“онизирующие
ћасличные
ягодные

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.