јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

Ѕабочки и ћотыльки
«уев ≈вгений

Ѕабочки €вл€ютс€ одними из самых красивых насекомых. Ќе отстают от них и многие мотыльки. » те и другие вход€т в отр€д чешуекрылых (Lepidoptera), который охватывает 140000 видов, составл€€ вторую по величине группу насекомых (после жуков). –азличие по размерам у чешуекрылых более сильное, чем в любой другой группе. –азмах их крыльев варьируетс€ от 30 см у южноамериканской совки до полу сантиметра у эриокрании.

„исло и разнообразие этих созданий столь велико, что даже специалисты затрудн€ютс€ описать различие между бабочками и мотыльками. Ќа каждое грубое эмпирическое правило (Ђћотыльки летают ночью, а бабочки днемї, или Ђћотыльки имеют более мохнатое и толстое тело, чем бабочкиї) находитс€ столько исключений, что становитс€ €сно: исчерпывающее определение вр€д ли возможно.  ак многие насекомые, бабочки и мотыльки подвергаютс€ полному метаморфозу. ќднако лишь немногие из насекомых испытывают такую же удивительную финальную трансформацию, когда гусеница или личинка сначала становитс€ куколкой, а затем как по мановению волшебной палочки из нее по€вл€етс€ взросла€ особь, уже снабженна€ всем необходимым дл€ поиска пищи и партнера: крыль€ми, репродуктивными органами, высокоразвитыми органами вкуса, обон€ни€, а иногда и слуха.

fly1.jpg (46304 bytes)„тобы проследить ступени, ведущие к этому магическому превращению, можно начать с наблюдени€ за гусеницей европейской бабочки-парусника, когда, постепенно замедл€€сь, она замирает на вертикальной веточке. ≈е организм подчин€етс€ командам крошечных желез, называемых corpora alata, которые присутствуют у всех насекомых. Ёти железы производ€т то, что современные биологи называют ювенильным гормоном. ѕока этот гормон выдел€етс€, насекомое находитс€ в стадии личинки.  огда производство ювенильного гормона прекращаетс€, выдел€ютс€ гормоны другого типа. Ќачинаетс€ жизнь куколки Ч промежуточна€ стади€ между гусеницей и взрослой бабочкой. ¬ это врем€ гусеница сбрасывает свою €рко окрашенную кожу, обнажа€ невзрачную оболочку хризалиды, или куколки, котора€ еще напоминает сегментированное тело личинки.

Ќаход€щеес€ внутри существо совершенно неподвижно, но отнюдь не мертво. ¬нутри хризалиды работают мощные жизненные силы. ѕосле прекращени€ выделени€ ювенильного гормона личиночные клетки гусеницы действительно постепенно умирают, а вместо них начинают развиватьс€ дремавшие до сих пор взрослые клетки. ¬ зависимости от времени года этот процесс продолжаетс€ от 10 дней до семи мес€цев: клетки вырастают и формируютс€ в совершенно новое создание, которое по€витс€ из хризалиды как взрослое насекомое.  ак видно из представленных на этих страницах снимков, обнаружить какое-либо сходство между неуклюжими гусеницами и €ркими взрослыми бабочками совершенно невозможно. ѕокрыта€ шипами п€тниста€ личинка (пр€мо внизу) не дает никакого намека на элегантную полосатую нимфалиду, которой она станет во взрослом возрасте. » никто бы не подумал, что зелена€ гусеница с комически свирепым Ђлицомї (справа) превратитс€ в парусника троила, одну из самых красивых бабочек в семействе красавиц.

fly2.jpg (38413 bytes)ѕревращение ползающей личинки в великолепную огненно-красную бабочку-данаиду €вл€етс€ одним из самых захватывающих чудес природы. ћетаморфоз начинаетс€ с по€влени€ личинки и, пройд€ через п€ть линек, заканчиваетс€ стадией куколки. Ћичинка непрерывно поедает листь€, работа€ на будущее взрослое существо, наход€щеес€ под ее светлой кожей. ƒиета личинки состоит из молоча€ Ч растени€, €довитого дл€ большинства животных, но только не дл€ гусеницы данаиды. “акой иммунитет обеспечивает насекомому пожизненную защиту от врагов, которые узнают любительницу молоча€ по ее так называемой предупредительной окраске и тщательно избегают как гусениц, так и взрослую бабочку.

fly3.jpg (52455 bytes)Ёто бесконечно сложное изменение имеет четкую цель: сделать так, чтобы личинки и взрослые особи вели различный образ жизни, идеально подход€щий дл€ их абсолютно разных функций и нужд. √усеницы - сугубо земные существа, иногда причудливо орнаментированные €ркими или камуфл€жными узорами и шипами, отличными от нар€да взрослой бабочки. ≈динственна€ их цель Ч поглощать пищу. ¬зрослые насекомые ради своей главной репродуктивной функции поднимаютс€ в воздух, хот€ некоторые их них, пита€сь цветочным нектаром, невольно играют при этом еще и роль опылителей, уступа€ по приносимой здесь пользе лишь пчелам. ƒругие чешуекрылые не способны питатьс€ и живут только до исполнени€ своей репродуктивной роли.

ќдна из самых удивительных симбиотических св€зей в мире насекомых возникает между австралийской хвостаткой, Jalmenus evagoras, и невзрачным черным муравьем рода Iridomyrmex. —амка бабочки неизменно откладывает €йца на ветке лозн€ка (слева). ѕо€вившиес€ гусеницы немедленно берутс€ под опеку муравь€ми, которые защищают их от паразитов и хищников.

ак будто в качестве платы за свои труды, муравьи до€т из личинок выдел€емый ими секрет. ѕри вступлении в стадию куколки производство вещества прекращаетс€. ќднако муравьи продолжают охран€ть куколок, хот€ и не получают за это свой любимый напиток.  огда из хризалид по€вл€ютс€ взрослые бабочки, происходит странна€ перемена: прежние защитники нападают на них, очевидно, дума€, что те угрожают их куколкам. ѕосле того как последние бабочки спасутс€ бегством, муравьи уход€т под землю и ждут другого лета и другой генерации гусениц, за которыми надо ухаживать.

Ќекоторые взрослые мотыльки обладают столь хорошим слухом, что могут обнаружить эхолокационные сигналы питающихс€ ими летучих мышей. ќбнаружив эти ультразвуковые сигналы, ночные мотыльки немедленно совершают маневр, чтобы избежать встречи с врагом. √лаза чешуекрылых способны воспринимать ультрафиолетовый свет, с помощью которого они могут определ€ть цветочные узоры, не видимые менее чувствительными глазами. „ешуекрылые имеют чрезвычайно острое обон€ние. —оответствующие органы бабочки и мотыльков расположены главным образом на усиках, или антеннах. ѕоскольку обон€ние €вл€етс€ ключевым средством, позвол€ющим самцу обнаружить самку, оно играет первостепенную роль дл€ выживаемости вида. —амец может почувствовать запах самки на рассто€нии мили. –екорд здесь принадлежит бабочке китайского шелкопр€да, самец которой способен обнаружить самку почти за семь миль.fly4.jpg (49225 bytes)

«амечательна€ маскировка бабочек, мотыльков и их гусениц прин€ла три формы: 1) защитное сходство, когда насекомое становитс€ похожим на какой-либо предмет, как, например, мотылек, имеющий форму шипа; 2) мимикри€, т. е. имитаци€ опасных или €довитых животных, и 3) защитна€ окраска, или камуфл€ж, скрадывающа€ их на таком естественном фоне, как мох, листь€ или лишайник. Ётот маскарад не €вл€етс€ осознанным или обдуманным, а представл€ет собой результат естественного отбора. Ѕабочка-мутант, случайно приобретша€ защитную окраску или форму, имеет больше шансов выжить. «атем она передает эти изменени€ некоторым из своих потомков и после смены многих поколений они станов€тс€ характерными дл€ данного вида. Ёто поразительный пример выживани€ тех, кто лучше всех приспособилс€. Ѕлагодар€ изысканным цветам и воздушной грации бабочки стали объектом вдохновени€ поэтов, символом бессмертной жизни и самыми попул€рными насекомыми. ќднако эти экзотические цвета и узоры на крыль€х не €вл€ютс€ просто случайными фантастическими мазками на палитре природы. ќни служат вполне определенным цел€м.

fly5.jpg (62030 bytes)Ќекоторые отметины, например, шесть широко открытых глаз на крыль€х американской Precis coenia предназначены дл€ того, чтобы отпугивать врагов. √лаз на крыле совки эутизанотии выполн€ет роль мишени, котора€ может отвлечь врага от жизненно важных органов. ƒругие цветные узоры, например, у самой распространенной из всех бабочек, репейницы, или у называемого Ђлетающим цветкомї светлого парусника, несмотр€ на их бросающуюс€ в глаза элегантность, €вл€ютс€ чудесным камуфл€жем на фоне часто посещаемых цветов.

ћиграци€ бабочек-данаид.  аждую осень данаиды —еверной јмерики снимаютс€ с места и отправл€ютс€ на юг, нисколько не уступа€ в своей выносливости многим перелетным птицам. ћиллионы хрупких на вид созданий поднимаютс€ в воздух в ёжной  анаде и преодолевают около 2000 миль. Ѕабочки, обитающие на западе континента, лет€т к побережью  алифорнии, а живущие на востоке путешествуют через ‘лориду и побережье ћексиканского залива и сад€тс€ высоко в јльтиплано, северо-западнее ћехико. ѕутешественники неизменно, из года в год следуют одними и теми же маршрутами, останавлива€сь чтобы подкрепитьс€ нектаром диких цветов. ќсобенной попул€рностью у них пользуетс€ золотарник (внизу). ќказавшись на зимних квартирах, бабочки собираютс€ плотными массами на деревь€х (на следующей странице), хот€ прилетают они обычно группами не более дес€ти штук. ¬есной данаиды вновь улетают на север. ѕо пути самки откладывают оплодотворенные €йца на молочай.  о времени окончани€ путешестви€ туда и обратно практически все из первоначальных мигрантов умирают.

Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители, ¬одные беспозвоночные (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманные полевые определители ќбитатели водоемов и Ќасекомые –оссии
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.