јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

√еографи€ растений как наука.

√еографи€ растений Ч иначе фитогеографи€ и геоботаника (√ризебах в 1866) Ч отрасль ботаники и географии.
— точки зрени€ первой исследуютс€ причины и законы распространени€ и распределени€ растений по земной поверхности Ч это географическа€ ботаника.
— точки зрени€ второй изучаютс€ сами страны относительно растительности, их покрывающей (ƒекандоль, 1855).
–езко отделить эти два отдела друг от друга, впрочем, нельз€.

ќсновой изучени€ географии растений служит исследование распространени€ видов, так как все высшие группы (роды, семейства и т. д.) из них состо€т. —обрание всех видов данной страны называетс€ ее флорой. ≈сли страна имеет естественные границы Ч высокие горные хребты, океаны, резко выраженный климат, Ч то и флора будет естественной; область флоры искуственна, если она ограничена только политическими границами.

≈сли нанести на карту крайние пункты, до которых распростран€етс€ по всем направлени€м данный растительный вид, и соединить эти точки чертой, то получитс€ замкнута€ лини€, обозначающа€ предел распространени€ этого вида. ѕлощадь, замкнута€ этой линией, есть его площадь обитани€, или обитание (area geographica). –астение может быть распределено по своей площади обитани€ весьма неравномерно: в одном месте густо, в другом редко или вовсе отсутствовать. »зучение этого распределени€ составл€ет предмет топографии растений.

–аспространением и распределением растений наука занимаетс€ уже давно, но сюда относ€щиес€ наблюдени€ происходили отрывочно и не составл€ли отдельной отрасли науки до начала нашего столети€. ƒекандоль указывает на –оберта Ѕрауна, ј. √умбольдта и своего отца, јльфреда ѕирама, как на лиц всего более способствовавших своими трудами к установлению науки о географии распространени€ растений; особенно важны заслуги датского ботаника ‘ридриха —кау (F. Schouw), издавшего в 1822 г. на своем родном €зыке, а затем и на немецком, том с атласом, посв€щенный трактату о географии растений. Ёто сочинение имеет и до сих пор немаловажное значение.

— тех пор, особенно же с по€влением знаменитого сочинени€ јльфонса ƒекандол€ Ч "Geographie botanique raisonn e e" (1855) и "–астительности земного шара" √ризебаха, наука сделала огромные успехи. Ётому сильно способствовало и признание почти всеми естествоиспытател€ми теории происхождени€ видов ƒарвина, так как многие, и притом первостепенные, €влени€ географического распространени€ организмов удовлетворительно объ€сн€ютс€ только с помощью этой теории.

ѕричины, определившие и определ€ющие насто€щее положение флор, дво€кие: исторические и теперь действующие.   причинам историческим относитс€ физическое состо€ние земного шара и распределение на нем живших растений во времена геологической древности. Ѕольшинство из этих причин действует и в насто€щее врем€, поэтому невозможно резко указать на те €влени€, что завис€т исключительно от де€телей прошедшего или насто€щего. –аспределение океанов, морей, материков и климатов, рельеф стран в давно прошедшие времена Ч все это постепенно переходило к насто€щему. “олько образование новых видов принадлежит всецело прошедшему, а вли€ние человека Ч насто€щему, потому что первое совершаетс€ с черезвычайной медлительностью: тыс€челети€ми, а человек, по€вившись на «емле сравнительно недавно, возымел заметное вли€ние на окружающую его природу еще позднее, т. е. во времена антропоисторические.

√лавнейшими причинами насто€щего положени€ растений на «емле справедливо считают причины геологически древние, ибо разъединение материков океанами, образование высоких горных хребтов и дифференцировка климатов начались во времена геологически древние, а эти обсто€тельства, уединив и оторвав друг от друга флоры разных стран, самым могущественным образом воспреп€тствовали их взаимному смешению и дали возможность каждой из них получить своеобразную физиономию с помощью образовани€ новых разновидностей, видов, родов и т. д. –азъединение стран океанами и мор€ми представл€ет и в наше врем€ самое главное преп€тствие к смешению флор. ћорские течени€ весьма мало ослабл€ют это преп€тствие благодар€ их направлению и неспособности большинства сем€н долго противосто€ть вымачиванию в соленой воде. √орные хребты действовали и действуют в насто€щее врем€ почти исключительно через посредство климата. »звестно, что с повышением над уровнем мор€ редеет воздух, понижаетс€ температура, а вместе с тем измен€етс€ растительность. Ќо кроме того, сам климат по обеим сторонам хребтов представл€ет по большей части коренные различи€. “ак,  рымский хребет (яйла) и  авказский служат пограничными чертами между двум€ различными климатами и флорами. √орные хребты могут, однако же, способствовать расселению растений. ≈сли они имеют, как, например, в јмерике, меридиональное направление, то по ним могут распростран€тс€ растени€ холодных или умеренных стран от севера к югу или обратно (в южном полушарии), так как эти растени€ наход€т на горных вершинах климаты, подобные северному; это одна из причин тому, что, например, некоторые растени€ попадаютс€ нередко только в арктических равнинах и на более южных горных возвышенност€х, хот€ главной причиной и тут следует считать прежнее расселение растений в послеледниковый период. ¬о вс€ком случае растени€ образуют на высоких горах по€са, соответствующие равнинным, с той разницей, что равнинные несравненно шире. “ак, например, в главном  авказском хребте по€с хвойных лесов имеет ширину приблизительно в 1/2 километра, а в русской равнине местами около 1000 км.

—амым важнейшим заправителем географического распространени€ растений в прошедшем и насто€щем €вл€етс€ климат, ибо и само разъединение материков имело и имеет вли€ние на это распределение главным образом посредством климата. “еплота, свет, количество и распределение осадков в продолжение года Ч вот важнейшие климатические элементы, определ€ющие растительный облик стран.

ќсновыва€сь на этом положении, јльфонс ƒекандоль раздел€ет все растени€ на гидромегатермы (требующие много тепла водолюбы), ксерофилы (сухолюбы), мезотермы, требующие умеренного тепла; микротермы (свежелюбы) и гекистотермы (холодолюбы). —мысл этих выражений €сен сам собой. ƒл€ полноты можно все растени€ разделить сначала на водолюбов (гидрофилов) и сухолюбов (ксерофилов), а затем каждую из этих двух физиологических (ƒекандоль) групп еще на 4, т. е. мегатермы, мезотермы, микротермы и гекистотермы. –аздел€€ поверхность «емли на области, соответствующие по климату названным группам, мы получим нагл€дное изображение группировани€ растений согласно потребности их во влаге и теплоте. ѕо окаменелост€м и отпечаткам растений, найденным геологами в разных сло€х, мы вправе относить их, сравнива€ с теперь живущими, к той или другой из названных групп, а отсюда заключать о свойстве климатов геологически древних периодов.

ѕосле климата по своей важности следует почва. Ќесмотр€, однако же, на высокое значение этого де€тел€ в жизни растений, он имеет гораздо больше вли€ни€ на их топографическое расселение, чем на географическое распространение. ѕочти кажда€ почва содержит в себе все минеральные вещества, необходимые каждому растению, хот€ бы в самом незначительном количестве; дл€ растени€ же среди вольной природы вовсе и не требуетс€ избытка этих веществ, оно может довольствоватьс€ едва заметными дл€ химического анализа количествами. ѕоэтому химический состав почвы в большинстве случаев оказывает на расселение растений вли€ние не сам по себе, а посредствующим путем, определ€€ физические свойства почвы: ее плотность, вододержимость и пр. — другой стороны, физические свойства почв наход€тс€ в тесной св€зи с климатом: сыпучий песок при сыром климате тер€ет свою сыпучесть, мергелевые и известковые почвы при сухом получают свойства песков и т. д. Ќа площади обитани€ данного растени€ почти всегда найдутс€ всевозможные почвы, и тут-то и оказываетс€ их насто€щее значение касательно его топографии. »збыток извести и в особенности поваренной соли исключает, однако же, большинство растений; остаетс€ сравнительно немного таких, которые могут произрастать и даже процветать на чистых известн€ках (даже на меле) и на чистых солончаках: одни считаютс€ известковыми, другие Ч солончаковыми, но они могут расти и на других почвах.

«аметное вли€ние на расселение растений имеют также животные: брод€чие и кочующие млекопитающие, перелетные птицы. ќни могут способствовать перенесению сем€н даже на далекие рассто€ни€. ¬се известное в этом отношении, впрочем, убеждает нас, что вли€ние животных на географическое распространение растений весьма слабо в сравнении с вли€нием общих де€телей. Ќеобходимо однако же помнить, что де€тельность животных в указанном направлении началась с геологически древних времен, а это обсто€тельство усиливает значение этого как всех остальных де€телей. ∆ивотные нередко также преп€тствуют распространению тех или других растений, истребл€€, например, молодые побеги леса, вытаптыва€ травы и пр.

¬заимное вли€ние растений остаетс€ тоже не без заметного вли€ни€ на их топографическое размещение, а иногда и на географическое распространение: сплошные леса представл€ют механическое преп€тствие дл€ передвижени€ многих растений, а, оттен€€ почву, измен€ют климатические услови€ и тем вызывают присутствие одних и отсутствие других растений.

¬ли€ние человека важнее вли€ни€ животных и растений: с одной стороны, человек своей мировой торговлей, сознательным или бессознательным переселением полезных ему и сопровождающих его растений способствует смешению самых друг от друга отдаленных флор; с другой Ч он оп€ть-таки сознательно или бессознательно истребл€ет растени€. ƒе€тельность его привела к изменению в весьма заметной степени растительности многих стран. “ак, например, в »талии, где апельсиновые, лимоновые и вообще вечнозеленые растени€ семейства померанцевых столь распространены, деревь€ эти не были известны римл€нам прежде христианской эры, померанцы и апельсины по€вились в ≈вропе только в средние века; точно так же столь распространенные в области —редиземного мор€ кактусы и агавы переселены из јмерики. „еловека следует считать самым вли€тельным де€телем в переселении растений на далекие рассто€ни€.

Ќесмотр€ на соединенное и столь продолжительное действие перечисленных причин, растительность стран сколько-нибудь отдаленных, пользующихс€ одинаковыми климатами и другими общефизическими услови€ми, остаетс€ весьма различной; что же касаетс€ до стран с различными климатами, то она несомненно останетс€ навсегда различной. “очное изучение величины площадей обитани€ видов показывает, что нет ни одного вида, который бы занимал всю поверхность «емли; видов, площади обитани€ которых занимают половину земной поверхности, несколько дес€тков (ƒекандоль нашел только 18). ƒаже таких, что занимают своими площад€ми 1/3, земной поверхности не больше 200. √ораздо больше таких, площади обитани€ которых весьма малы.

“акие виды, свойственные только одной какой-либо местности или стране, называютс€ эндемическими, туземными относительно этой страны, но из этого далеко не всегда следует, чтобы они были тут насто€щими аборигенами, т. е. возникшими от самого начала. ¬о многих случа€х можно доказать, что в прежние времена они имели несравненно большее распространение, но исчезли в большей части местностей, ими когда-то населенных, и даже возникли на тех пунктах, где их теперь более не имеетс€. »звестны еще и такие виды, площадь обитани€ которых хот€ и обширна, но они размещаютс€ в ней на крайне далеких друг от друга рассто€ни€х. ƒекандоль называет эти виды разъединенными, потому что они действитедьно занимают несколько разобщенных площадей обитани€. “аковы аркто-альпийские виды, т. е. произрастающие в пол€рных странах и на высоких горах, но не попадающиес€ на равнине между своими арктическими и нагорными обитани€ми. “ак, например, альпийский мак (Papaver alpinum), который растет у нас в северной части јрхангельской губернии и даже на Ќовой «емле, но не попадаетс€ нигде в остальной –оссии до самого  авказского хребта, где он оп€ть по€вл€етс€. ¬ западной ≈вропе этот мак произрастает в тирольских и швейцарских альпах, в скандинавской Ћапландии, в  арпатах и пр. Ќе одни впрочем аркто-альпийские виды представл€ют примеры разобщени€, которое в большинстве случаев может быть объ€снено только историческими причинами. —юда же примыкают замещающие, или викарирующие, виды (см), т. е. такие, которые, будучи очень друг к другу близкими, попадаютс€ нередко в разных концах «емли, где они взаимно замещаютс€.

ќрганизаци€ растений имеет, казалось бы, первенствующее значение касательно географического распространени€ растений; но на деле оказываетс€, что и тут верховными заправител€ми €вл€ютс€ внешние услови€, что строение плодов и сем€н, име€ важнейшее значение в топографии растений, не оказывает заметного вли€ни€ на переселение растений в дальние страны. “ак, некоторые сложноцветные средней ≈вропы, несмотр€ на свои мелкие плодики, снабженные хохолками и приспособленные к легкому перенесению их ветром, не могли перейти океана до тех пор пока они не были перевезены в Ќовый —вет человеком; климат многих частей јмерики оказалс€ вполне им благопри€тен, в противном случае и поселение их там не состо€лось. ќбщим правилом следует, однако же, прин€ть, что географическое распространение растений тем обширнее, чем проще их организаци€. ƒревовидные и кустарниковые менее распространены, чем травы, травы многолетние Ч менее однолетних, виды семейств, отличающихс€ сложностью организации, Ч менее, чем виды просто организованных, большинство двудольных менее, чем большинство однодольных. ¬сего более распространены простейшие грибы и водоросли. ¬ысшие группы растений, т. е. роды, семейства и т. д., имеют, очевидно, более обширное распространение, чем виды. ѕри этом замечаетс€ общее правило, что роды, семейства и прочее распространены тем более, чем виды их многочисленнее. Ёто можно бы казалось вывести a priori, но оказалось, что приведенное правило терпит немало исключений: роды и семейства, крайне богатые видами, бывают иногда менее распространены, чем бедные. “ак самые многочисленные из однодольных Ч орхидные Ч менее распространены, чем семейства злаков и осоковых той же группы. Ёто определ€етс€ более простой организацией, а во многих случа€х причинами историческими; наши хвойные (еловые), несмотр€ на свою малочисленность, распространены более многих богатыми формами семейств, что находитс€ в св€зи с геологически древним распространением хвойных. »звестно много родов, свойственных только одной какой-нибудь части света или стране; известно и некоторое число таких семейств. ѕодобные факты оп€ть удовлетворительно разъ€сн€ютс€ только историческими причинами.

“опографи€ растений, наход€сь в зависимости от тех же причин, от которых зависит их географическое распространение, все же выказывает меньшую св€зь с геологически древними причинами, так как состав и строение почвы, даже незначительные изменени€ в рельефе поверхности, в степени орошени€, в направлении склонов гор и холмов и пр. имеют тут крайне важное значение: состав растительности может быть различный на южном и северном и других склонах даже незначительных возвышений.

ƒл€ изучени€ топографии растений требуетс€ определение не только местонахождени€ растени€ (название местности, где оно произрастает), но непременно и его местопребывание (услови€, в которых оно произрастает). ƒл€ этого ботаника выработала издавна особую терминологию, устанавливающую целый р€д местопребываний (stationes).

ƒекандоль перечисл€ет следующие 19: 1) скалы, 2) каменистые россыпи, щели, стены, 3) кустарники, изгороди, плетни, 4) леса, 5) луга, 6) пески, 7) сухие торф€ники, 8) обработанные места (пашни), 9) кра€ дорог, 10) мусорные кучи, 11) земл€ (относительно подземных растений), 12) ложные паразиты, 13) паразиты, 14) тающие снега, 15) соленые болота, 16) пресноводные болота, 17) морска€ вода, 18) пресна€ вода, 19) минеральна€ вода.  аждое из этих местопребываний подраздел€етс€ на два или на три, и тогда кроме приведенных вполне характерных 19, приходитс€ присоединить еще до 40, так что всех окажетс€ около 60. “ак, россыпи могут быть известковые или гранитные и пр., луга солонцеватые или пресные, леса хвойные или лиственные и пр. ќсобенно важно указание на степень обили€ произрастани€ данного растени€. Ёто можно означать выражени€ми: обильно, обычно, редко и пр., прилагаемыми к названию растений, но лучше цифрами, принима€, например, 10 или 6 за наибольшее обилие, а 1 за наименьшее, также особыми знаками, как делают некоторые авторы. —тепень обили€ в произрастании растений не только рисует физиономию страны, что особенно важно дл€ географов, но и указывает нередко на ее свойства и даже на происхождение данного растени€. “ак, наш покрывающий большие пространства степной ковыль (Stipa pennata) попадаетс€ на сухих открытых местах во всей почти западной ≈вропе, но он там редок или очень редок, из чего заключают, что западноевропейские ковыли распространились с ¬остока.

ѕри изучении степени обили€ растений бросаетс€ в глаза, что одни растени€ произрастают вместе в часто бесчисленном множестве (лесные деревь€), другие же более или менее разбросаны, не образу€ сплошных масс. ѕервые называютс€ социальными, или общественными, и особенно хорошо характеризуют страны. ќднако одно и то же растение, будучи социальным в одном месте, попадаетс€ вразброску в другом.

ќбщим правилом следует прин€ть, что каждое растение редеет по мере приближени€ его к пределу своего обитани€, потому что благопри€тные дл€ его произрастани€ услови€ ослабевают именно с приближением к этому пределу. ѕоэтому насто€щее географическое положение флор зависит прежде и главнее всего от причин геологически древних; причины же насто€щего действуют, с одной стороны, охранительно, поддержива€ пор€док, установившийс€ вслед за ледниковым периодом, преп€тству€ смешению форм с помощью переселений, с другой Ч прогрессивно, способству€ и переселению и смешению.

“аким образом, обитание растений с течением времени, хот€ и с большою медлительностью, должно измен€тьс€: пределы одних должны расшир€тьс€, пределы других суживатьс€. ѕри насто€щем состо€нии науки мы не имеем возможности перечислить те растени€, которые добрались по всем направлени€м до таких пределов, за которые они уже не в состо€нии переступить, не изменившись; несомненно, однако же, что таковые имеютс€. Ќесомненно также, что такие непреодолимые пределы возникают и будут возникать несравненно скорее и определеннее в северном и южном направлени€х, по меридианам, чем по параллел€м. Ёто подтверждаетс€ великим и всем бросающимс€ в глаза фактом обеднени€ флор с приближением к полюсам, особенно к северному, к которому материки и острова подход€т гораздо ближе, чем к южному. “ак, вс€ циркумпол€рна€, северна€ флора, занимающа€ огромное пространство, только приблизительно в полтора раза превосходит флору —.-ѕетербургской губернии, котора€, в свою очередь, по меньшей мере втрое малочисленнее флоры южного берега  рыма. ћожно предвидеть, что флоры в далеком будущем окончательно смешаютс€, сделаютс€ однородными по направлению параллелей (вернее, по направлени€м климатических по€сов), как это уже в значительной степени произошло касательно стран пол€рных и даже умеренно холодных, но в меридианальном направлении это никогда не может произойти.

√лавным фактором указанного смешени€, а следовательно, и расширени€ обитани€ растений €вл€етс€ натурализаци€, котора€, собственно, состоит в переселении и поселении данного вида растени€ из одной страны в другую, имеющую приблизительно одинаковые общефизические услови€. јкклиматизаци€ же есть, напротив, переселение растени€ в страну, климат которой ему чужд и к которому пересел€ющеес€ растение должно приспособитьс€. ¬ первом случае растение не измен€етс€, во втором оно или гибнет, или перерождаетс€ в новую породу и новый вид. ¬ результате оказываетс€ не расширение обитани€ старой формы, а образование новой. ѕределы акклиматизации очень ограничены, ибо не только тропические, но и растени€ бассейна —редиземного мор€ не могут акклиматизироватьс€ в северной и средней ≈вропе. Ќе должно также смешивать пон€ти€ акклиматизации с тем обсто€тельством, что каждому растению присвоена известна€ климатическа€ сфера, пределы которой более или менее широки, но пройдены быть во вс€ком случае не могут. “ак, виноград хорошо растет без прикрыти€ и в странах с 10-12 градусами мороза зимами и в странах, не знающих мороза, но это не значит, что он там или здесь акклиматизировалс€. “олько тогда можно говорить об акклиматизации, когда переселившеес€ растение, приспосаблива€сь к новому климату, изменилось настолько слабо, что представл€етс€ если и не вполне тождественным со своим родичем, то, во вс€ком случае, не с видовыми отличи€ми. “акие насто€щие акклиматизации случаютс€ крайне редко и совершаютс€ тыс€челети€ми. ¬ыражением и подтверждением перечисленных выше причин и обсто€тельств должно €витьс€ разделение поверхности земного шара на фитогеографические области. — ботанической точки зрени€ это должно основыватьс€ на сравнении и изучении списков видов разных стран. ѕри этом на первом плане должно сто€ть число специально или преимущественно свойственных той или другой стране групп первого пор€дка Ч отр€дов, семейств и родов. ¬торостепенные группы Ч подроды и виды Ч служат дл€ подразделени€ главных областей на более тесные территории, которые можно назвать округами. ¬тора€ точка зрени€, с которой происходит разделение, Ч геолого-историческа€. —тараютс€ выставить при этом происхождение различных флор, но так как не только распространение растений, но самое географическое положение материков, морей, островов и т. д. в ближайшую к нам геологическую эпоху, а именно в четверичную, еще далеко не вы€снено, то ни посредством описаний, ни картографически нельз€ точным образом выразить происхождение теперь живущей растительности.

“ем не менее уже теперь вы€снилось, что в состав растительности, ныне живущей, вход€т элементы различной древности, а в общих чертах удаетс€ указать происхождение этих элементов. Ёнглер устанавливает их четыре: 1) јрктотретичный происходит от растительности, насел€вшей в третичные времена пол€рные страны. ќстатки этой флоры или происход€щих от нее форм признаны в арктических и северных широтах —тарого и Ќового —вета. 2) ѕалеотропический приближаетс€ к насто€щему тропическому и подтропическому. 3) Ќеотропический, или южноамериканский, соответствующий предыдущему 4) —тароокеанский, происходивший от смешени€ и переработки элементов палеотропического и неотропического. ѕределы между этими древними флорами, существовавшими в третичные времена, пока еще установить нет возможности.

роме двух указанных точек зрени€, необходимо еще обратитьс€ к общефизическим услови€м. √умбольдт, а затем преимущественно √ризебах, пораженные несомненной св€зью, существующей между растительностью и физическими, особенно климатическими услови€ми разных стран, основывали на этой св€зи и разделение земной поверхности на по€са и естественные области флор, как выражалс€ √ризебах. ¬ли€ние климата оказываетс€ в том, что растени€ весьма различных групп принимают один и тот же облик при действии одинаковых внешних условий. “аким образом €вилась мысль разделить царство растений не на основании их действительного сродства, а на основании аналогии в строении их органов питани€ (стеблей и листьев), приспособл€ющихс€ к разным климатам.

¬ыше перечисленные ƒекандолевские физиологические группы представл€ютс€ в этом отношении самыми рациональными, ибо, например, сухолюбы (ксерофилы) могут состо€ть из родов и видов очень различных семейств (например, из м€систых кактусов, молочаев, стапелий и пр.) и сильно сходствовать в строении своих стеблей и листьев, приспособленных к сухому климату. ¬ природе замечаютс€, однако же, более подробные приспособлени€, а следовательно, более многочисленные физиономические группы, как их назвал √умбольдт.

‘изиономические группы √умбольдта в насто€щее врем€ не признаютс€ (ƒруде), но вместо них стараютс€ установить сколь возможно точно и резко так называемые растительные формации, другими словами Ч сообщества растений, определ€емые внешними услови€ми и взаимодействи€ми. Ћеса называют лесными формаци€ми и подраздел€ют на отдельные лесные формации, каковы, например, сырые тропические, береговые тропические, тропические с опадающими листь€ми, субтропические вечнозеленые и т. д. Ёти формации можно оп€ть раздел€ть и подраздел€ть.

ѕри описании растительности данной страны допускают чрезвычайное подразделение этих групп, трудно устанавливаемых и способных измен€тьс€ в своем составе от одной местности к другой.

“аким образом, кроме разделени€ земной поверхности на области по составу растительности, приход€т к разделению ее на климатические по€са (зоны многих авторов), причем, однако же, принимаетс€ во внимание не только климат, но и сама растительность, насколько она (предположительно) выражает тот или другой климат. “аких по€сов можно принимать 9, т. е. 2 пол€рных, 2 холодных, 2 умеренных, 2 субтропических и 1 тропический, как обычно делают климатологи; но пределы этих по€сов не вполне соответствуют физическим климатам.

ѕроисхождение и распределение по земной поверхности возделываемых культурных растений может также служить дл€ разделени€ и подразделени€ стран, так как эти растени€ часто превосходно характеризуют облик страны и даже ее климат: мы можем, например, говорить об област€х виноградных, пшеничных, рисовых, хлопчатобумажных и пр. и этим самым выставл€ть характерные особенности их растительности и климата.