јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

ѕтицы средней полосы –оссии

√алка

то из нас не видывал обыкновенных галок? ќкраска спинной стороны у них черна€ с металлическим блеском, брюшной Ч серовато-черна€ и бела€ (или черна€ Ч у даурской), на шее белый полуошейник. ј тем, кто не узнает ее, галка Ђпредставитс€ї. Ђ√ал-ка, гал-ка!ї Ч крикнет она, будто называ€ свое им€.  √алка Ч одна из самых обычных птиц в наших городах и поселках. Ќе так давно галки предпочитали жить вдали от населенных пунктов. “акие галки, Ђне признающиеї людей, еще встречаютс€ на ”рале и в ѕоволжье. Ќо большинство этих птиц сел€тс€ все-таки вблизи человеческого жиль€: тут скорее можно найти и место дл€ гнезда (чердаки, колокольни, водонапорные башни), и еду, особенно зимой.

√алки Ч птицы не перелетные. “олько в некоторых местах зимой они откочевывают на 200Ч300 км к югу. ¬есной галки возвращаютс€ на прежнее место и приступают к строительству новых или к ремонту старых гнезд. ќдно гнездо им служит несколько лет подр€д. —амки откладывают в него по 3Ч8 голубовато-зеленых с темными пестринками €иц. »з них дней через 16 по€вл€ютс€ птенцы. √алки в еде не очень разборчивы, поэтому называютс€ все€дными. »ногда разбойничают в садах и на огородах, а чаще выполн€ют роль Ђгородских санитаровї, поеда€ различные отбросы. »стребл€ют они и большое количество насекомых-вредителей: слоников, листоедов, златок.  ѕрирученна€ галка свободно берет корм из рук человека, если и улетает, то сама возвращаетс€ к человеческому жилищу. ќсобенно трогательна дружба галок с грачами. ¬есной галки с радостью встречают своих друзей, возвращающихс€ с юга. “онкие галочьи голоса слышатс€ в их ста€х. ¬месте с грачами брод€т они по проталинам, по дорогам, ищут корм возле скотных дворов. Ќу а когда грачи снова улетают на зиму в теплые кра€, галки их провожают. ј сами остаютс€ в родных местах.

√лухарь

√лухарь Ч одна из древнейших птиц на «емле. ∆ивут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. √незд€тс€ на земле и на деревь€х. ќбычно держатс€ тех мест, где вывелись. ¬ снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. ”дивительное зрелище Ч вылет птиц из-под снега. »дешь на лыжах, кругом молочна€ гладь, снежинки сверкают на солнце. » вдруг из-под ног вырываетс€ ста€ птиц с громким хлопаньем крыльев, словно р€дом рвут на части брезент. » снежна€ пыль забивает глаза.   ¬ывод€т птенцов глухари в конце ма€ Ч начале июн€. яйца откладывают на земле, в €мке, куда принос€т мох, мелкие ветки и перь€. ¬ысиживают, как куры, три недели. ћалыши, едва обсохнув, ход€т за родител€ми и вскоре начинают сами кормитьс€ мухами, муравь€ми, €годами. ¬одит птенцов только мать. ќна же учит их добывать корм и хоронитьс€ в траве в минуту опасности. Ћюбима€ пища летом Ч земл€ника, малина, осенью Ч брусника, морошка, клюква, семена трав. √отов€сь к зиме, глухари вылетают на берега рек и озер, набивают зобы маленькими круглыми камешками. ќни помогают перемалывать жесткую сосновую хвою. —осна, на которой корм€тс€ глухари, к весне кажетс€ совсем голой. ¬едь хво€ почти единственна€ пища этих птиц в зимнее врем€.

“елосложение глухар€ плотное. ” него короткие широкие крыль€. Ќоги сильные, приспособленные дл€ быстрого бега, пальцев четыре, клюв короткий, толстый, немного загнутый. Ћетает неплохо, но чаще спасаетс€ от врага бегством.  рупнее глухар€ нет птицы в наших лесах. ¬ес его достигает 5Ч6 кг. √лухарь-петух очень красив. Ўе€ и голова у него темно-серые с черными пестринками; зоб черный с блест€щим зеленоватым отливом; грудь темнобура€; темное брюшко с белыми п€тнами.  люв желто-розовый. ¬есной над глазами €рко выступают красные брови. Ќа подбородке перь€ длинные: они напоминают бороду. √лухарка светло-коричнева€ с ржавыми и белыми поперечными полосками. ≈е даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде среди веток и сухих листьев. ¬есной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. «а то и прозван глухарем. ѕесн€ обыкновенного глухар€ сравнительно тиха€ дл€ такой крупной птицы, и ее едва слышно на рассто€нии не более 150 м. Ќачина€ петь, глухарь подает сначала двойное щелканье (Ђтэканьеї) вроде Ђтэ-кэ...ї. «атем следует коротка€ трель, котора€ резко обрываетс€. » вслед за этим звучит втора€ часть песни из низких шип€щих звуков, будто кто-то чистит щеткой кастрюлю. ¬с€ песн€ длитс€ около 5Ч6 секунд. Ёти птицы очень чутки к перемене погоды. ќни предчувствуют туман и дождь. ¬ плохую погоду они перестают петь. √лухарь встречаетс€ у нас в лесах от западной границы до Ѕайкала, на јлтае и в —а€нах. ќт Ѕайкала до  амчатки и —ахалина гнездитс€ глухарь другого вида Ч каменный. ¬ насто€щее врем€ численность глухарей сокращаетс€. ¬ р€де мест они наход€тс€ под охраной. ¬ некоторых заповедниках их развод€т в неволе.

√олуби

Ѕывает ли птичье молоко?  онечно нет, скажете вы. ¬едь о птичьем молоке говор€т как о чем-то невозможном. » все-таки птичье молоко существует. ” голубей, когда они вывод€т птенцов, в зобу образуетс€ масса, похожа€ на густое молоко или жидкий творог. Ётим Ђмолокомї они вскармливают голуб€т. Ќо знаменит голубь другим: умением точно находить дорогу и возвращатьс€ даже из очень отдаленных мест Ч на 500 км и более. ћного сотен лет служил люд€м почтовый голубь. —ейчас, когда вести доставл€ют радио и телеграф, поезда и самолеты, голубина€ почта потер€ла свое значение. ќднако еще совсем недавно Ч во врем€ второй мировой войны Ч голубей использовали дл€ доставки донесений. ¬ японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: непри€тель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схват€т. ѕочтовых, декоративных и м€сных голубей человек вывел искусственно Ч это домашние птицы. Ќо есть немало и диких голубей. ¬ наших лесах, например, живут клинтухи, в€хири, горлицы Ч это тоже голуби. ќни разные по окраске, по величине, но объедин€ет их схожее строение организма и образ жизни. ¬се они выкармливают своих птенцов Ђптичьим молокомї. ¬се они зерно€дные птицы, все прекрасные летуны, и все хорошо ход€т по земле.

√рач

ќднажды в Ѕр€нской области в лесу по€вилс€ вредитель Ч гусеница соснового шелкопр€да. ƒеревь€м грозила гибель. —рочно вызвали особую бригаду.  аково же было удивление приехавших людей, когда оказалось, что гусениц в лесу уже нет! ј с дерева на дерево перелетали крупные черные птицы Ч грачи. ќни поспели раньше людей и уничтожили гусениц. ¬есной люди радостно сообщают друг другу: грачи прилетели. ќб этом даже в газетах пишут. √рач Ч перва€ из перелетных птиц, что извещает нас о наступлении весны. Ќо в последние годы поведение грачей несколько изменилось. ¬ р€де городов средней полосы –оссии не раз замечали: птицы остаютс€ зимовать. ¬едь улетали-то они не потому, что бо€лись холода: их гнала бескормица. Ќу а теперь они научились добывать корм в зимнее врем€, приспособились. √рач Ч одна из самых полезных птиц: при массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их еще до вмешательства людей. ќсобенно большую пользу принос€т грачи, поеда€ опасного вредител€ Ч личинку жука-щелкуна. ƒлина тела грача около 45 см. ќперение черное с фиолетово- синим отливом. ” взрослых грачей кожа у основани€ клюва гола€. –аспространен в ÷ентральной ≈вропе и јзии. ¬ нашей стране Ч к югу от јрхангельска и якутска. ћногочислен лишь в районах с развитым земледелием. ≈сли будете весной в поле, посмотрите, как ходит грач по пашне. “о и дело вытаскивает он клювом из распаханной земли насекомых. √рач Ч птица прожорлива€: немало насекомых и их личинок надо ему съесть, чтобы насытитьс€. ј когда по€вл€ютс€ птенцы, Ђработатьї приходитс€ еще больше.

√незд€тс€ грачи на высоких деревь€х и обычно колони€ми. ѕредставьте себе, сколько вредителей уничтожит колони€ грачей в несколько сотен птиц! —лучаетс€, правда, что грачи выдергивают и молодые ростки пшеницы, кукурузы, подсолнечника. ¬ это врем€ на пол€х нужно выставл€ть охрану, но не уничтожать грачей, а разгон€ть их. ѕотому что пользы от грачей намного больше, чем вреда. ¬ы, наверное, видели, как в начале осени с полей поднимаетс€ туча черных точек. ќбгон€€ друг друга, они приближаютс€ к нам. —лышитс€ многоголосый крик. Ёто грачи обучают своих птенцов полету. ќни то несутс€ сомкнутым строем, то, разделившись, разлетаютс€ в противоположные стороны. ¬скоре оба отр€да поворачивают навстречу один другому и соедин€ютс€ с громкими криками. ¬змыва€ высоко вверх, ста€ затем падает чуть ли не до самой пашни и снова косым полетом поднимаетс€ в поднебесье. Ќезаметно блекнет трава, осыпаютс€ листь€. »счезают жуки, мошки, черв€чки, стрекозы. ’леб скошен и убран с полей. ѕриход€т первые заморозки. ѕтицам больше нечем кормитьс€. Ќе за горами зима! —нова грачи собираютс€ в стаю и лет€т на места зимовок, на юг европейской части нашей страны и в —реднюю јзию.

√уси

√уси Ч птицы водоплавающие. ” них длинна€ ше€ и короткие красные или оранжевые ноги. ’од€т они важно, вразвалку. “ри передних пальца каждой ноги соединены плавательной перепонкой. √уси отлично плавают, но ныр€ют они очень редко и долго под водой не держатс€.  люв у них массивный, плотный. ѕитаютс€ травой, листь€ми, плодами и семенами.  ≈сть гуси домашние, есть дикие. √усь приручен человеком с незапам€тных времен. ѕо повадкам гусей в старину определ€ли погоду: гусь ныр€ет Ч к дождю, гусь стоит на одной ноге или пр€чет голову под крыло Ч к стуже. ќкраска домашних гусей чаще бела€. ≈сть гуси серые, с белым брюхом, а у основани€ носа у них нарост, шишка. Ќа ”краине встречаютс€ гуси с темно-серыми спиной и шеей, светло-серой грудкой и белым животом. ƒомашние гуси дают человеку м€со, пух, перо. ј гусиный жир Ч лучшее народное средство от обморожени€.  ¬се древние летописи написаны гусиным пером. »м также писали ћ. ¬. Ћомоносов, ј. —. ѕушкин, Ќ. ¬. √оголь...  ƒиких гусей в нашей стране 8 видов Ч серый, гуменник, белолобый, пискулька и др. ¬се они Ч перелетные птицы. ѕот€нут в небе кос€ки гусей на север Ч вот и весна на подходе. ѕолет€т гуси ста€ми на югЧне за горами зима. ∆ивут дикие гуси парами. ƒл€ гнезда им достаточно найти €мку в земле, утеплить ее мхом, травой или пухом, который гусын€ выщипывает у себ€ на груди. Ќа некоторых озерах гуси облюбовывают дл€ гнезда кочку. ѕока гусын€ высиживает 5Ч8 птенцов, гусак держитс€ р€дом и охран€ет потомство от врагов. –одные места диких гусей на территории нашей страны Ч тундра, лесные и таежные, горные и степные озера. «имуют они в пределах нашей страны на  аспийском и „ерном мор€х, а также в —редней јзии. Ќекоторых видов гусей осталось совсем мало, и они вз€ты под защиту человеком. “ри вида гусей внесены в  расную книгу.

ƒ€тел

ƒ€тла вы, наверное, видели. ј если не видели, то уж слышали об€зательно: стук д€тла раздаетс€ чуть ли не в любом лесу. —тучит д€тел,Ч значит, будут уничтожены насекомые. » если даже это дерево уже погибло, насекомые-вредители не переползут на другие, здоровые деревь€.
— утра до позднего вечера работает д€тел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. ј потом длинным, крепким, с зазубринами €зыком достает насекомых из выдолбленного отверсти€. Ќайденное насекомое либо прилипает к €зыку, смоченному липкой слюной, либо прокалываетс€, как острогой, острым концом €зыка. Ќекоторые поедают муравьев на муравейниках. ¬ холодное врем€ года питаютс€ также семенами, раздалблива€ шишки ели, сосны и других деревьев. √незда д€тлы устраивают в дуплах сухих деревьев Ч обычно сами выдалбливают эти дупла. » Ђквартирыї мен€ют каждый год. ј старое занимают другие птицы. ¬ наших лесах живет несколько видов д€тлов: черный д€тел, или желна, зеленый д€тел, трехпалый, большой, малый и средний пестрый д€тел. Ќо чаще других встречаетс€ большой пестрый д€тел. —реди д€тлов немало оригиналов. Ќапример, обитающий в ёжной јмерике д€тел вообще живет в земле, в норах, которые делает сам. –ыжий д€тел Ч житель јзии не утруждает себ€ строительством гнезда: самка, а затем и по€вившиес€ птенцы живут в гнездах огненных муравьев, и, что самое удивительное, эти муравьи их не трогают. ’от€ уничтожают, причем почти молниеносно, и более крупных животных, напада€ на них Ђвсем миромї.

∆аворонки

–анней весной, когда на пол€х еще лежит рыхлый снег, но уже кое-где по€вились то тут, то там темные проталины, прилетают наши первые весенние птички Ч жаворонки. “репеща крылышками в неогл€дном море синевы и света, взлетают они в небо все выше и выше и оглашают землю веселым, радостным звуком. ќчень звонка и красива песн€ жаворонка. “ак и кажетс€, что небесный простор наполнен чудесной музыкой. ¬от жаворонок спустилс€ пониже и вдруг камнем упал вниз на тропинку.  Ёта птица любит ходить пешком. ѕерелетает в редких случа€х. ∆аворонок невелик, чуть крупнее воробь€, а крыль€ у него шире, поэтому и висит он подолгу в воздухе. ќкраска жаворонка не€рка€ Ч коричнева€ с темными пестринками и крапинками. Ёто помогает ему пр€татьс€ от врагов, когда он садитс€ на землю. ј живут жаворонки только на земле, среди зеленеющих посевов или в траве мастер€т они свои скрытые гнезда, вывод€т и выкармливают птенцов. Ќа высокие деревь€ жаворонки не сад€тс€. Ќе ман€т их и густые, дремучие леса. Ћюб€т жаворонки простор. ѕочти все лето слышны над пол€ми и лугами их звонкие песни. ¬ пернатом царстве жаворонок слывет непревзойденным быстропевом: много разных звуков в секунду может издавать он. ѕесн€ этой птицы по народным приметам Ч предвестие сухой €сной погоды. ¬ нашей стране кроме полевого живут еще степной, хохлатый и другие виды жаворонков. ¬ «аволжье и «ападной —ибири водитс€ черный жаворонок. ≈сли вы, гул€€ по лугу или наход€сь в поле, вдруг найдете гнездо жаворонка Ч не трогайте его. Ћучше уйдите скорее, оставьте в покое птиц. Ќа следующий год уже не один, а несколько жаворонков прилет€т к вам и будут радовать вас своим пением.

∆уравли

¬есной, когда с полей начнет сходить снег, а на лесном болоте покажутс€ первые бурые п€тна талой воды, вы можете услышать журавлей. Ђ урлы-курлы-курлыї, Ч не очень громко раздаетс€ за березовой рощей. Ёто начинает разговор одна птица. Ђ урлы-курлы-курлыї, Ч отвечает ей друга€, потом треть€. –азговор журавлей все ближе и ближе Ч и вот над полем показалс€ клин журавлиной стаи. ѕтицы лет€т медленно, будто старательно вспоминают те места, которые оставили осенью. ∆уравли возвращаютс€ домой. ќни устали. —егодн€ вечером вс€ ста€ останетс€ на поле ночевать. ј рано утром, еще до восхода солнца, они устро€т короткую перекличку, провер€т, все ли готовы к новой дороге, потом медленно, но уверенно поднимутс€ на крыло и пот€нутс€ на свое далекое журавлиное болото. “ам, на лесном болоте, поросшем мхом, клюквой и низкорослыми сосенками, журавли отыщут свои старые, прошлогодние гнезда. —коро в них по€в€тс€ два, редко три маленьких голенастых птенца. ќсенью, когда журавл€та подрастут, вс€ ста€ начинает готовитьс€ к отлету. “огда вы снова увидите над лесом этих больших, сильных и красивых птиц. ћолодые птицы пробуют свои крыль€, а старые учат журавл€т походному строю. «ат€нут небо густые осенние тучи, повиснут над пол€ми холодные частые дожди, и журавли тронутс€ в далекий путь. ћы будем ждать их обратно, когда сойдет снег и на лесном болоте покажетс€ перва€ тала€ вода. Ѕольшие курлыкающие птицы, которых мы обычно видим в нашей средней полосе, Ч серые журавли. Ќо в мире обитает еще несколько видов журавлей, иногда почти не схожих между собой. Ќа юге нашей страны можно встретить журавл€-красавку. Ќа голове у него косицы Ч пучки длинных белых перьев. ≈сть среди журавлей и белоснежный красавец с таинственным именем стерх. Ќо этот журавль встречаетс€ очень редко и только на северо-востоке якутии. —уществует индийский журавль и венценосный. ¬сех журавлей тщательно охран€ют.

«€блик

«€блик Ч певча€ птица. ≈го звонкие, раскатистые трели можно услышать и на лесной лужайке, и в городском парке, и в старом саду: пиньк-пиньк-пиньк... фить-фить-фють-фить... ќбитает он и у самого жиль€ человека. √незда вьет на деревь€х, чаще на хвойных. —троительным материалом служат стебли трав€нистых растений, прутики, мох, лишайники. «€блики Ч мастера хорошие: аккуратно сотканное гнездо похоже на корзиночку. ќно так старательно замаскировано в ветв€х дерева, что лишь опытный глаз может его разгл€деть. ≈сли вам придетс€ заметить гнездо з€блика, не трогайте его, иначе птицы покинут его навсегда. Ћетом в гнезде по€вл€ютс€ птенцы. » усердные родители без устали добывают им пищу, очища€ лес от вредных насекомых. ѕитаютс€ з€блики также семенами и зелеными част€ми растений. ¬ конце лета з€блики собираютс€ в стаи и отправл€ютс€ в теплые кра€. «иму они провод€т в —еверной јфрике или на юге ≈вропы. ј весной они снова дар€т нам свои звучные и радостные трели.  роме ≈вропы эта с большими белыми п€тнами на крыль€х птица распространена в «ападной јзии, на ¬остоке, вплоть до  расно€рска.

»волга

ќна прилетает к нам одной из последних. ƒавно уже отгремели птичьи хоры в апрельском лесу. ѕрокуковала кукушка и заворожил всех соловей в мае. ј иволги не слышно. Ќо однажды солнечным утром донесетс€ вдруг из березовой рощи или дубравы полнозвучна€ переливчата€ песнь. Ѕудто кто пробует флейту. ѕосле паузы Ч еще раз полнозвучна€ фиоритура. ѕотом еще и еще. «нающий человек улыбнетс€ и подумает: Ђ¬от и лето на носу Ч иволга прилетелаї. “ак оно и есть. »волги прилетают в последних числах ма€, а иногда даже и в первые дни июн€. ќднако увидеть иволгу нелегко Ч она пр€четс€ в густой листве. Ѕез особой нужды своего места не покидает. Ёто очень красива€ птица, особенно самец. ќн золотисто-желтый, с черными крыль€ми и с черным хвостом.  огда приходит врем€, семейна€ пара быстро и дружно мастерит гнездо-корзиночку, выбира€ дл€ гнезда развилку на конце длинных, прочных, гибких ветвей Ч подальше от ствола дерева. ѕо такой ветке ни кошка, ни куница не проберетс€ Ч ветка согнетс€ под их т€жестью. —низу тоже не достать. ѕтицы подвешивают гнездо высоко над землей. Ќе меньше п€ти метров. ј иногда и на 25-метровой высоте. Ќу а если все-таки кто-нибудь попытаетс€ добратьс€ до гнезда? “огда, говор€т, отец-иволга рассердитс€ и закричит страшным голосом.  ак кошка, которой отдавили лапу. »менно за этот крик иволгу называют иногда лесной кошкой. ¬ каких случа€х она так кричит, есть и другое мнение.  ак считают некоторые ученые, им€ птицы Ч иволга Ч идет от древнего слав€нского слова, означающего Ђвлагаї. ¬идимо, древние наши предки заметили, что Ђдраной кошкойї иволга кричит, предвеща€ дождьЧ влажную, Ђволглуюї погоду.

∆изнь у иволг хлопотлива€. ѕосле того как постро€т гнездо, две недели самка насиживает €йца, столько же времени родители выкармливают птенцов. ƒо 200 раз на день прилетают они с добычей, выкармлива€ малышей. » вс€кий раз несут то мух, то лесных клопов, то жуков, то вредных дл€ леса €довитых волосатых гусениц, которых не трогает большинство других птиц. ¬ августе иволги отправл€ютс€ на зимовку. Ћет€т одни в јфрику Ч поближе к экватору, другие Ч в »ндию. ¬сего два мес€ца живет эта птица на родине. „тобы добратьс€ до нее, целый мес€ц летит, преодолева€ сложный, полный опасностей путь в несколько тыс€ч километров. » все дл€ того, чтобы птенцы знали и помнили свою насто€щую родину.  ак же не отнестись к иволгам (да и ко всем птицам) с уважением!  ак не встать на их защиту!

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель ѕтицы средней полосы –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложение дл€ смартфонов и планшетов Android ѕтицы и √олоса (его можно купить в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).