јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

Ѕиогеоценоз и экосистема

ѕон€тие экосистема введено английским ботаником ј. “енсли (1935), который обозначил этим термином любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду. как основна€ структурна€ единица биосферы Ч это взаимосв€занна€ едина€ функциональна€ совокупность живых организмов и среды их обитани€, или уравновешенное сообщество живых организмов и окружающей неживой среды. ¬ этом определении подчеркнуто наличие взаимоотношений, взаимозависимости, причинно-следственных св€зей между биологическим сообществом и абиотической средой, объединение их в функциональное целое. Ѕиологи считают, что экосистема Ч совокупность всех попул€ций разных видов, проживающих на общей территории, вместе с окружающей их неживой средой. природные образовани€ с четкими границами, состо€щие из совокупности живых существ (биоценозов), занимающих определенное место. ƒл€ водных организмов Ч это вода, дл€ организмов суши Ч почва и атмосфера. ѕон€ти€ биогеоценоз и экосистема до некоторой степени однозначны, но они не всегда совпадают по объему. Ёкосистема Ч широкое пон€тие, экосистема не св€зана с ограниченным участком земной поверхности. Ёто пон€тие применимо ко всем стабильным системам живых и неживых компонентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энергии. “ак, к экосистемам относ€тс€ капл€ воды с микроорганизмами, аквариум, горшок с цветами, аэротенк, биофильтр, космический корабль.

Ѕиогеоценозами же они не могут быть. Ёкосистема может включать и несколько биогеоценозов (например, биогеоценозы округа, провинции, зоны, почвенно-климатической области, по€са, материка, океана и биосферы в целом). “аким образом, не каждую экосистему можно считать биогеоценозом, тогда как вс€кий биогеоценоз €вл€етс€ экологической системой. ћасштабы экосистем различны: микросистемы (например, болотна€ кочка, дерево, покрытый мхом камень или пень, горшок с цветком и т.п.), мезоэкосистемы (озеро, болото, песчана€ дюна, лес, луг и т.п.), макроэкосистемы (континент, океан и т.п.). —ледовательно, существует своеобразна€ иерархи€ макро-, мезо- и микросистем разных пор€дков. Ѕиосфера Ч экосистема высшего ранга, включающа€, как уже было отмечено, тропосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы в пределах пол€ существовани€ жизни. ќна имеет громаднейшее разнообразие сообществ, в структуре которых обнаруживаютс€ сложные сочетани€ растений, животных и микроорганизмов с разными способами жизни. ¬ этой мозаике прежде всего выдел€ютс€ экосистемы наземные и водные. —огласно сформулированному ¬.¬.ƒокучаевым (1896) закону географической зональности на земной поверхности закономерно распространены различные природные сообщества, которые в комплексе и образуют единую экосистему нашей планеты. ¬ пределах обширных территорий, или зон, природные услови€ сохран€ют общие черты, измен€€сь от зоны к зоне.  лимат, растительность и животные распредел€ютс€ на земной поверхности в строго определенном пор€дке. ј раз агенты-почвообразователи, в своем распространении подчиненные известным законам, распредел€ютс€ по по€сам, то результат их де€тельности Ч почва Ч должен распредел€тьс€ по земному шару в виде определенных зон, идущих более или менее параллельно широтным кругам. ќтчетливо видна смена јрктики и —убарктики тундрой, тундры Члесотундрой, таежно-лесной зоны Ч лесостепью и степью, а далее и полупустынными пространствами на территории –оссии. «аметна и смена равнинных экосистем горными ( авказ, ”рал, јлтай и др.).

¬о всех этих макроэкосистемах разного пор€дка следует рассматривать лишь сходные типы сообществ, формирующихс€ в сходных климатических услови€х среды различных частей планеты, а не видовой состав и попул€ции макроэкосистем.  роме того, выражена дифференциаци€ экосистем в зависимости от локальных условий (геологических факторов, рельефа, почвообразующих пород, почв и т.д.), где уже можно рассматривать и оценивать попул€ции разных видов, видовой состав экологических систем. ¬се это многообразие экосистем биосферы, особенно планетарных (суша и океан), а также провинциальных и зональных, необходимо изучать, сопоставл€€ их продуктивность, котора€ будет рассмотрена в отдельном разделе. ƒл€ наземных экосистем установлена следующа€ иерархи€: биосфера Ч экосистема суши Ч климатический по€с Ч биоклиматическа€ область Ч природна€ ландшафтна€ зона Ч природный (ландшафтный) округЧ природный (ландшафтный) район Ч природный (ландшафтный) подрайон Ч биогеоценотический комплекс Ч экосистема. (полезащитные лесные полосы, пол€, зан€тые сельскохоз€йственными культурами, сады, огороды, виноградники и др.). »х основой €вл€ютс€ культурные фитоценозы Ч многолетние и однолетние травы, зерновые и другие сельскохоз€йственные культуры. ќни получают дополнительную энергию в виде обработки почвы, внесени€ удобрений, поливных вод, пестицидов и от других мелиорации, что существенно преобразует почвы, измен€ет видовой состав, структуру флоры и фауны. ¬ результате взамен устойчивых экосистем формируютс€ менее устойчивые. ƒотации энергии новым агроэкосистемам, возможности мелиорации природных экосистем должны основыватьс€ на нормах соотношени€ пашни, лугов, леса и вод в соответствии с почвенно-климатическими и хоз€йственными услови€ми, а также на законах, правилах и принципах экологии. в исследовани€х. Ќа основе системного подхода изучают свойства высокоорганизованных объектов, т.е. многообразие св€зей между элементами экосистемы, их разнокачественость и соподчинение. ѕри этом нельз€ забывать о том, что экосистемы наход€тс€ в состо€нии динамического равновеси€ и способны противосто€ть изменени€м природной среды.

—истемный подход состоит из следующих этапов: определение состава экосистемы и объектов окружающей среды, которые оказывают воздействие на нее; определение совокупности внутренних св€зей и св€зей с окружающей средой. ¬ системном анализе используют различные методы. Ќаблюдени€ провод€т за состо€нием отдельных экосистем и компонентов экосистемы в конкретных услови€х (в поле), за их взаимосв€зи в различных ландшафтах. ќпредел€ют видовой состав всех организмов экосистем и услови€ их существовани€. ”станавливают св€зи между видами, неживыми компонентами, между организмами различных видов и природно-климатическими услови€ми. ќсобое внимание удел€ют количественным характеристикам Ц температуре, влажности, численности и плотности попул€ций и др. ¬ыдел€ют различные зависимости, св€зи между элементами экосистемы и внешними услови€ми, а также посто€нно исследуют динамику (сезонную, годовую, многолетнюю) всех организмов экосистем. Ќаилучший метод наблюдений Ц метод мониторинга на определенных стационарах с использованием современных датчиков, дистанционного зонировани€.  огда экосистему изучают без нарушени€ ее функционировани€, это относитс€ к наблюдени€м, даже если в исследовани€х примен€ют какую-либо аппаратуру, например датчику. »сследование, св€занные с вмешательством состав или структуру экосистемы (введение дополнительных факторов Ц внесение удобрений, химических средств борьбы с вредными видами, орошение, осушение и др.), относ€тс€ к экспериментам. ќни могут быть однофакторными или многофакторными (изучают один или несколько измен€ющихс€ факторов), непреднамеренными антропогенными (отстрел волков в  анаде). Ц экосистемы из организмов, создаваемых в лаборатори€х. Ёто промежуточный этап между природными экосистемами и математическими модел€ми. Ц основа научного анализа системной экологии.
ѕроцесс перевода физических, биохимических, биологических представлений об экосистемах в р€д зависимостей и операции над полученной математической системой называют ѕри моделировании стрем€тс€ создать упрощенную модель, сходную с оригиналом. —войства и поведение модели можно эффективно исследовать, а данные изучени€ применить к оригиналу. ƒл€ моделировани€ используют различные методы, в том числе модели идеализированных экосистем из одной попул€ции при полном достатке элементов питани€, отсутствии вредителей и болезней. ћоделирование природных процессов Ц метод анализа результатов исследований экологических проблем путем упрощени€ сложных экосистем, применени€ математических методов, кибернетики, Ё¬ћ.

—тепень детализации моделей зависит от уровн€ из вхождени€ в общую структуру системы, конкретных пространственно-временных характеристик моделируемых на определенных уровн€х природных процессов. ћодели общего характера отражают информационную взаимосв€зь различных уровней экосистем, включают многофункциональные про€влени€ объектов среды дл€ прогнозировани€ путей эволюции экологических систем, создани€ моделей более совершенных экосистем по сравнению с существующими. ¬ экологии часто примен€ют колориметрические, хроматографические, спектрометрические, изотопные методы исследований. »нформаци€, полученна€ в экологических исследовани€х, должна быть использована при землеустройстве, решении важнейших вопросов кадастра и мониторинга земель, при оценке плодороди€ почв. данные о размещении загр€знителей (промышленных объектов различных отраслей хоз€йства), о загр€знении воздушного бассейна, почв, вод и земель т€желыми металлами, радионуклидами, минеральными удобрени€ми и пестицидами; материалы по использованию земель, плотности населени€; различные тематические карты, в особенности почвенна€, ландшафтна€, экологическа€; ¬ результате землеустроитель получает важные дл€ работы сведени€ об экологическом состо€нии территории, дл€ которой достоверно может определить микрозоны Ц запретные (заповедники, зеленые зоны, ландшафтно-экологические ниши, миграционные коридоры, рекреационные территории и пр.), защитные и охранные (санитарно-защитные между животноводческими фермами, различными производственными объектами и жилыми массивами, промышленными объектами и сельскохоз€йственными территори€ми, населенными пунктами, водоохранные и прибрежные полосы и др.), агроэкологические (земли незагр€зненные и недеградированные, заболоченные, потенциально эррозионно опасные, различной степени дефлированности с смытости, а также загр€зненные т€желыми металлами, радионуклидами, пестицидами и другими вредными соединени€ми, сильнокислые или сильнощелочные земли и пр.). ќсобенно важно использовать результаты исследований загр€зненных и других деградированных земель на массивах сельскохоз€йственных угодий, прежде всего на пашне, где возделывают культуры, продукци€ которых идет в пищу. ѕри землеустройстве, ориентированном на экологически сбалансированное использование земель, следует учитывать также физическую деградацию почв, прежде всего переуплотнение, дегумификацию (потерю гумуса), антропогенные изменени€ осушаемых и орошаемых почв и их возможные негативные экологические последстви€, воздействие кислотных дождей на почвы, загр€знение водных источников биогенными веществами и различными физическими соединени€ми.

Ќа основе этих данных принимают определенные землеустроительные решени€ (например, уточн€ют внутрихоз€йственную специализацию, рассчитывают урожайность сельскохоз€йственных культур и продуктивность угодий на перспективу, устанавливают состав, соотношение и размещение угодий, определ€ют различные мелиоративные и природоохранные меропри€ти€ и пр.). ¬ проектах землеустройства в водоохранных зонах исключаютс€ строительство жилых массивов и других объектов, прокладка дорог, распашка земель. ѕрибрежные полосы рекомендуетс€ залужать и высаживать на них деревь€. ¬ зонах загр€знени€ запрещено возделывать культуры, употребл€емые на корм животным и в пищу люд€м, рекомендовано выращивать технические культуры, идущие на промышленную переработку, многолетние травы на семена. ≈сли же загр€знение т€желыми металлами слабое, то можно выращивать культуры на слов. —овершенствование структуры землепользовани€ должно базироватьс€ на концепции эколого-хоз€йственного баланса территории. ѕри организации территории об€зательно должен быть соблюден баланс между антропогенной нагрузкой на земли и способностью территории к естественному самоочищению. ѕри организации рационального землепользовани€ необходимо учитывать экологическое воздействие сельскохоз€йственного производства на земельные ресурсы. ƒанные дл€ оценки экологического воздействи€ аграрного производства на землю можно получить из ландшафтно-экологических карт.

’арактеристику компонентов ландшафтов, подверженных экологическим нарушени€м, дают по качественным и количественным показател€м. “ак, загр€знение воздуха, воды и почв определ€етс€ по превышению предельно допустимых концентраций т€желых металлов, радиоактивных веществ, различных химических веществ; водную эрозию оценивают по интенсивности смыва и пр.; заболевани€ людей определ€ют по статистическим данным. ѕод загр€знением окружающей среды понимают нежелательные изменени€ физических, физико-химических и биологических характеристик воздуха, почв, вод, которые могут неблагопри€тно вли€ть на жизнь человека, необходимых ему растении, животных и культурное досто€ние, истощать или портить его сырьевые ресурсы. Ёти негативные изменени€ €вл€ютс€ результатом де€тельности человека. ќни прерывают или нарушают процессы обмена и круговорота веществ, их ассимил€цию, распределение энергии, в результате мен€ютс€ свойства окружающей среды, услови€ существовани€ организмов, снижаетс€ продуктивность или же разрушаютс€ экосистемы. ѕр€мо или косвенно такие преобразовани€ вли€ют на человека через биологические ресурсы, воды и продукты. ќбъекты загр€знени€ первого пор€дка Ч экосистемы (биогеоценозы), второго пор€дка Ч вход€щие в их состав растени€, животные, микроорганизмы и сам человек. ќсновные источники загр€знений антропогенного происхождени€: тепловые электростанции (27 %), предпри€ти€ черной (24 %) и цветной (10,5 %) металлургии, нефтехимической промышленности (15,5 %), строительных материалов (8,1 %), химической промышленности (1,3 %), автотранспорта (13,3 %). “ипы загр€знений и вредных воздействий: физические загр€знени€ Ч радиоактивные элементы (излучение), нагрев или тепловое загр€знение, шумы; биологические загр€знени€ Ч микробиологическое отравление дыхательных и пищевых путей (бактерии, вирусы), изменение биоценозов вследствие внедрени€ чужеродных растений или животных; химические загр€знени€ Ч газообразные производные углерода и жидкие углеводороды, моющие средства, пластмассы, пестициды, производные серы, т€желые металлы, фтористые соединени€, аэрозоли и др.; эстетический вред Ч нарушение ландшафтов, примечательных мест малопривлекательными постройками и др.  роме того, выдел€ют группы загр€зн€ющих факторов: материальные, включающие механические (аэрозоли, твердые тела и частицы в воде и почве), химические (разнообразные газообразные, жидкие и твердые химические соединени€), биологические загр€знени€ (микроорганизмы и продукты их де€тельности), энергетические (физические) загр€знени€ Ч энерги€ теплова€, механическа€ (вибраци€, шум, ультразвук), светова€, электромагнитные пол€, ионизирующие излучени€. –адиоактивные отходы Ч материальные и энергетические загр€знени€.

–азличают также точечные(сосредоточенные) и рассредоточенные источники загр€знени€, а также источники загр€знени€ непрерывного и периодического действи€. стойкие неразлагающиес€ (например, соли ртути, фенольные соединени€ с длинной цепью, ƒƒ“, алюминиевые банки и др.), не существует природных процессов, разлагающих эти загр€знители с той же скоростью, с какой они ввод€тс€ в экосистемы; неустойчивые (бытовые сточные воды, избыток нитратов и др.), разрушающиес€ под воздействием биологических процессов. јтмосферное загр€знение Ч присутствие в воздухе различных газов, паров, частиц твердых и жидких веществ, включа€ и радиоактивные, отрицательно вли€ющих на живые организмы, ухудшающих услови€ жизни человека и нанос€щих ему материальный ущерб. ¬ атмосферу «емли за год выбрасываетс€, млн. т: оксида углерода 200, диоксида углерода более 20, диоксида серы 200, оксидов азота 53, пыли более 250, золы 120, углеводородов более 50, фреонов 1, свинца 0,4 и т.д. ѕри сжигании топлива в атмосферу попадают диоксид и оксид углерода, оксиды азота и серы, сажа, пыль, а также канцерогенные циклические углеводороды (бензантрацен, холантрен и др.) при неполном сгорании топлива. Ёти углеводороды содержатс€ и в саже, гудроне, которые выбрасываютс€ дизельными двигател€ми. Ѕолее 58 % выбросов диоксида серы образуетс€ при функционировании тепловых электростанций. „ерна€ металлурги€ €вл€етс€ источником выбросов не только оксидов углерода, но и марганца, соединений мышь€ка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути.

Ќефтедобывающа€ и нефтехимическа€ промышленность Ч источники выброса углеводородов, различных оксидов, твердых частиц, а химическа€ промышленность Ч различной пыли, оксидов т€желых металлов, хлористых соединений, аммиака, фтористого водорода, силикатов, альдегидов, углеводородов, кремнефтористого натри€ и других токсических веществ. ¬се виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиаци€) значительно загр€зн€ют воздух. “ак, в выхлопных газах автомобилей содержатс€ оксид углерода, оксиды азота, различные углеводороды, в том числе альдегиды, сернистые газы, а также свинец, хлор, бром, фосфор и др. — выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступает около 200 вредных веществ. —амолеты выдел€ют оксиды углерода и азота. ќсобенно вредны из всех выбросов диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, различные углеводороды, пыль, т€желые металлы. „асто образуетс€ смог Ч смесь дыма, влаги, химических веществ. ќксиды азота и серы, раствор€€сь в атмосферной влаге, образуют кислоты, выпадающие с дожд€ми и подкисл€ющие и без того кислые почвы таежно-лесной зоны. ¬ыбросы промышленных предпри€тий привод€т к повреждению растительности, особенно лесов. Ќапример, выбросы Ћюберецкой “Ё÷-22 (ћосковска€ обл.) угнетают сосновые посадки и пригородные леса, выбросы Ѕратского алюминиевого завода (ёжный ”рал) повреждают деревь€ в радиусе до 150 км. ¬редное воздействие на растительность оказывают диоксиды серы и азота, озон, пероксид водорода, т€желые металлы, этилен, анилин, соединени€ аммони€, продукты фотохимического окислени€ фторидов и т.п.

ѕод их вли€нием подавл€етс€ фотосинтез, нарушаетс€ водообмен, снижаетс€ транспираци€, угнетаютс€ рост и развитие растений, снижаетс€ их продуктивность. «агр€знение отрицательно вли€ет на плодовитость животных и птиц. »сключительно вредны дл€ здоровь€ человека оксиды свинца, соединени€ мышь€ка, кадми€, берилли€, пыль, оксиды углерода. “ак, пыль вызывает раковые заболевани€, аллергию, дерматозы, силикоз; оксид углерода разрушает гемоглобин крови; диоксид углерода раздражает слизистую оболочку глаз и дыхательных путей; диоксид серы вызывает хронический гастрит, атеросклероз, расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, бронхит, ларингит, рак легких; свинец измен€ет состав крови и костного мозга, поражает печень и почки и др.; мышь€к, ртуть, селен привод€т к отравлени€м, а также могут вызвать импотенцию, ослабить умственные способности (ртуть); сероводород Ч причина расстройств центральной нервной и сердечно-сосудистой систем и т.п. »сточниками загр€знений вод могут быть атмосферные осадки, с которыми поступают различные загр€знители антропогенного характера из воздуха и почв; городские сточные воды, в основном хоз€йственно-бытовые (коммунальные), содержащие фекалии, детергенты (моющие средства), патогенные микроорганизмы; промышленные сточные воды различных отраслей производства. Ќаиболее стойкие загр€знители Ч нефт€ные масла. ќпасны загр€знители целлюлозно-бумажной, химической, текстильной, металлургической, горнорудной, пищевой промышленности, заводов по очистке урановой руды и переработке €дерного топлива дл€ реакторов, атомных электростанций. »сточником загр€знени€ €вл€етс€ и сельское хоз€йство в св€зи с применением пестицидов, удобрений, образованием животноводческих стоков, богатых мочевиной (они могут поступать в водоемы с сельскохоз€йственных угодий с ливневыми водами). ќбычно различают биологическое (органическое), химическое и физическое (тепловое) загр€знени€ вод. Ѕиологическое загр€знениеЧстоки, содержащие фекалии, мочу, пищевые отходы, стоки боен, пивоваренных, молочных и сахарных заводов, сыроварен, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, кожевенных производств и др. “акие воды €вл€ютс€ бактериологически зараженными и могут вызывать заболевани€ Чдизентерию, кишечные инфекции, тиф и другие инфекционные заболевани€. ’имическое загр€знение вод вызывают сточные воды предпри€тий, содержащие в токсичных количествах соли свинца, меди, никел€, цинка, кадми€, берилли€, нитраты и нитриты, сульфаты и сульфиды, персульфаты, нефтепродукты, фенолы, пестициды и другие химические соединени€, которые нарушают процессы фотосинтеза, обусловливают непригодность воды дл€ рыбного хоз€йства, рекреационных целей и хоз€йственно-питьевого назначени€. “епловое загр€знение исходит от тепловых электростанций.

—брос нагретых вод в природные водоемы вызывает повышение температуры воды, замену обычной флоры сине-зелеными водоросл€ми, выдел€ющими при разложении токсические вещества. “ака€ вода непригодна дл€ пить€, рыбного хоз€йства, часто и дл€ промышленности, так как: возможны нарушение технологических процессов, коррози€ металлических конструкций. “оксические вещества, содержащиес€ в водах, весьма опасны дл€ человека, так как активно накапливаютс€ в пищевых цеп€х. “ак, углеводороды, ароматические амины, нитросоединени€, попада€ в организм человека, могут вызвать раковые заболевани€. Ѕывают случаи отравлени€ рыбой, содержащей соединени€ ртути. ¬ наибольшей степени загр€знению подвергаетс€ самый верхний слой литосферы Ч почвы Ч в св€зи с применением в больших дозах удобрений, пестицидов на сельскохоз€йственных угодь€х, внесением вредных веществ с ирригационными водами, накоплением отходов промышленности, полеводства и животноводства, антисанитарным состо€нием многих населенных пунктов, выпадением атмосферных загр€знителей, например т€желых металлов. Ќа поверхность почв могут выпадать кислые дожди и радиоактивна€ пыль, наблюдаетс€ загр€знение патогенными организмами. ќпасно загр€знение выхлопными газами автомобилей, содержащими свинец, углеводороды, оксиды азота и др. —реди загр€знителей особое место занимают т€желые металлы (ртуть, свинец, кадмий, ванадий, хром, цинк, медь, никель, селен и др.), а также мышь€к Ч отходы различных производств, в особенности металлургической и машиностроительной промышленности. “€желые металлы попадают в почву при сжигании топлива, с выхлопными газами автомобилей. –адионуклиды загр€зн€ют почву в результате аварий на атомных электростанци€х, ненадежного захоронени€ радиоактивных отходов.

ѕочву могут загр€зн€ть минеральные удобрени€, особенно азотные, если их внос€т в избыточных дозах. ќсновна€ часть источников загр€знени€ имеет локальное действие, меньша€ Ч региональное (опасность загр€знени€ составл€ет несколько сотен километров) и глобальное (в тех случа€х, когда загр€зн€ющие вещества попадают в почву из воздуха или когда минеральные удобрени€ используют на больших площад€х). ѕромышленное загр€знение происходит в основном через атмосферу, на поверхность почвы оседают аэрозоли, пары, пыль, сажа, растворимые вещества, принесенные с дождем, снегом. «агр€знители поступают из дымовых труб, вентил€ционных каналов, путем развеивани€ терриконов, отвалов, со сточными водами. ¬се почвенные загр€знители включаютс€ в пищевые цепи и с продуктами питани€ или водой попадают в желудочно-кишечный тракт человека. ќрганизм человека испытывает вли€ние факторов окружающей среды, причем загр€знение воздуха, водоемов, почв и растений представл€ет большую опасность дл€ здоровь€. ¬ деле создани€ благопри€тных условий дл€ жизни и здоровь€ населени€ определенную роль должны сыграть санитарно-гигиенические нормативы и критерии. “ак, дл€ санитарной оценки степени загр€знени€ окружающей среды используют предельно допустимые концентрации (ѕƒ ).

≈сть несколько видов ѕƒ .
 онцентраци€ вредного вещества в воздухе, не вызывающа€ у человека при ежедневном вдыхании в течение 8 ч или при другой продолжительности (не более 41 ч в неделю) в течение рабочего стажа заболеваний, отклонений в состо€нии здоровь€.
ѕредельно допустима€ среднесуточна€ концентраци€ загр€зн€ющего (вредного) вещества в воздухе населенных мест (ѕƒ сс, мг/м ) Ч концентраци€ в воздухе населенных пунктов, не оказывающа€ на человека пр€мого или косвенного вредного вли€ни€ при неопределенно долгом круглосуточном вдыхании.
ѕредельно допустима€ максимальна€ разова€ концентраци€ загр€зн€ющего (вредного) вещества в воздухе населенных мест (ѕƒ , р., мг/м).

ѕредельно допустимые выбросы загр€зн€ющих веществ в атмосферу (ѕƒ¬, мг/м ) Ч максимально допустимые количества загр€зн€ющих веществ, выдел€емых источниками загр€знени€ в единицу времени, установленные с учетом, что они не создадут приземную концентрацию, превышающую ѕƒ  дл€ человека, растений и животных. ѕредельно допустимые концентрации загр€зн€ющего (вредного) вещества в воде водоемов (ѕƒ , мг/л) Ч концентраци€ химического вещества в воде, не оказывающа€ вредного воздействи€ на организм человека при различных видах употреблени€ ее (дл€ пить€, приготовлени€ пищи, гигиенических целей, дл€ отдыха).

Ѕиологические показатели (Ѕѕ  и ’ѕ ) дополнительно характеризуют воду как источник пить€ и среду обитани€.
Ѕѕ  (биологическа€ потребность в кислороде) Ч количество кислорода, использованного в биохимических процессах окислени€ органических веществ, за исключением нитрификации, за 2, 5, 8, 10 и 20 сут, мг ќ на 1 мг вещества.
’ѕ  (химическа€ потребность в кислороде) Ч количество кислорода, эквивалентное количеству расходуемого окислител€, необходимого дл€ окислени€ всех восстановителей, содержащихс€ в воде, мг ќ ћедиками-гигиенистами определены ѕƒ  т€желых металлов, остаточных количеств пестицидов, радионуклидов в почвах по показател€м их вредности.

Ќормирование подраздел€ют на транслокационное (переход нормируемого элемента в растение), миграционное воздушное (переход в воздух), миграционное водное (переход в воду) и общесанитарное, гигиеническое (вли€ние на самоочищающую способность почв и почвенный микробиоценоз). ѕредельные концентрации элементов в почвах иногда устанавливают, исход€ из критических концентраций их в продуктах растительного происхождени€ (табл. 1). ќсобое значение имеет загр€знение почв биологическими организмами, преимущественно патогенными, представленными бактери€ми, вирусами, нематодами, простейшими, насекомыми и другими паразитами, переносчиками которых €вл€ютс€ человек и животные. Ёти организмы попадают в почвы с различными отходами и отбросами. «аражение типа человек Ч почва Ч человек характерно дл€ болезней, вызываемых такими патогенами, как палочки тифа, паратифа, дизентерии, холерные вибрионы, вирусы полиомиелита, передающиес€ через желудочно-кишечный тракт. «аражение типа животное Ч почва Ч человек характерно дл€ болезней, вызываемых бактери€ми столбн€ка, сибирской €звы, газовой гангрены, бруцелл при наличии поврежденных участков кожи у животных или человека. “аблица 1. ѕƒ  т€желых металлов и мышь€ка в продовольственном сырье и пищевых продуктах, мг/кг (—анѕиЌ 42-123-4089Ч86) овощи 0,02 0,5 0,2 10,0 „ерез почвы передаютс€ и болезни, вызываемые гельминтами, нематодами и др. ¬ контроле за качеством окружающей среды особа€ роль отводитс€ природоохранному законодательству, стандартизации (√ќ—“ам), экологической экспертизе и экологическому мониторингу. ÷ентральными органами по контролю за качеством природной среды и управлению им €вл€ютс€ √осударственный комитет –‘ по охране окружающей среды и ћинистерство природных ресурсов –‘. ќни осуществл€ют такие функции на основе  онституции –оссийской ‘едерации, законов ќб охране окружающей природной среды (1991 г.), ќ недрах (1992 г.), ќсновы лесного законодательства –‘ (1993 г.) и др. ƒе€тельность всех природоохранных органов отражаетс€ в форме отчетности, котора€ тесно св€зана с первичным учетом экологической обстановки на предпри€ти€х. Ёто комплексна€ система наблюдени€ за элементами окружающей среды, контрол€ и прогноза ее состо€ни€, предполагающа€ оценку изменений в экосистемах, в том числе св€занных с накоплением загр€зн€ющих веществ вследствие де€тельности человека.

¬ ѕрограмме ёЌ≈— ќ „еловек и биосфера дано следующее определение мониторинга: ћониторинг рассматриваетс€ как система регул€рных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состо€нии окружающей среды, с целью оценки прошлого, насто€щего и прогноза изменени€ в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение дл€ человека.  онтроль природной среды осуществл€етс€ в соответствии не только с программами и концепци€ми экологического возрождени€ –оссии, но и с международными программами, такими, как „еловек и биосфера (ћјЅ), прин€той ёЌ≈— ќ в 1970 г., а также программами ћеждународного комитета по окружающей среде — ќѕ≈, ёЌ≈ѕ, предполагающими организацию √лобальной системы мониторинга окружающей среды (√—ћќ—). ќсновна€ задача Ч предупреждение естественных и антропогенных изменений состо€ни€ природной среды, способных нанести экономический, моральный и социальный вред человечеству. ќсновным источником информации при проведении оцники служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. ѕотребность в наблюдени€х (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех зтапах оценки. глобальный (биосферный); национальный, осуществл€емый в пределах государства; региональный (геосистемный) Ч в пределах отдельных крупных районов; локальный, действующий в пределах населенных пунктов, промышленных центров, предпри€тий. √лобальный мониторинг осуществл€етс€ на основе международного сотрудничества. Ёто система наблюдений за общепланетарными изменени€ми атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покрова, животного мира.

’арактеризуемые показатели Ч радиационный баланс, тепловой перегрев, глобальные балансы —ќ загр€знение атмосферы, больших рек и водоемов, глобальное распространение загр€знени€ почв. Ќациональный мониторинг Ч слежение за взаимодействием природы и человека в зональных биосферных заповедниках (станци€х) на территории государства дл€ получени€ информации об изменени€х качества среды. Ќеобходимы посто€нные исследовани€ фоновых характеристик состо€ни€ природной среды, наблюдени€ за экосистемами дл€ определени€ предельно допустимого воздействи€ де€тельности человека на них.

“ерриторий, отвечающих требовани€м, предъ€вл€емым к созданию фоновых биостанций или заповедников, мало: ѕриокско-“еррасный, ÷ентрально-„ерноземный, —ихотэ-алинский, “ихоокеанский морской. –егиональный мониторинг Ч система наблюдений на региональном уровне за изменени€ми окружающей среды в процессе природопользовани€, особенно в интенсивно осваиваемых районах (его часто называют хоз€йственным). –егиональный мониторинг осуществл€ют работники гидрометеорологической, гидрохимической, агрохимической, лесоустроительной, сейсмологической и других служб. ќбъектами мониторинга служат исчезающие виды растений и животных, агро- и природные экосистемы. ’арактеризуемые показателиЧфункциональна€ структура природных экосистем и ее нарушени€, попул€ционное состо€ние растений и животных, урожайность сельскохоз€йственных культур. Ћокальный (биоэкологический), вернее, санитарно-гигиенический мониторинг предполагает контроль за уровнем содержани€ в природных средах токсичных дл€ человека загр€зн€ющих веществ. ќн включает наблюдени€ за отдельными изменени€ми компонентов природной среды в результате воздействи€ конкретных загр€знителей (загр€знение воздуха, воды, почв под вли€нием предпри€тий, строек, воздействие мелиоративных систем на почвы, растительность). “аким образом, система мониторингов, необходима€ дл€ учета, анализа, оценки и прогноза изменени€ состо€ни€ природной среды на различных уровн€х, позвол€ет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состо€ни€ жизненной среды. ÷елесообразна и эффективна методологи€ экологического мониторинга, включающа€ использование данных, собранных на земле (сбор образцов, анализ химическими, спектральными, хроматографическими и другими методами), с воздуха (систематические разведывательные полеты на легких самолетах) и из космоса (передача визуальных, цифровых материалов спутниковыми системами). ƒл€ контрол€ за состо€нием природной среды используют оптическую и радиолокационную аппаратуру, с помощью которой можно определить содержание в атмосфере на разных высотах —ќ, —ќ и др. ƒл€ исследовани€ содержани€ аэрозолей в воздухе используют и лазерные устройства дифференцированного сканировани€. Ёто система комплексной оценки состо€ни€ территории, охватывающа€ все виды хоз€йственной де€тельности. ≈е цели Ч определение соответстви€ или несоответстви€ сложившейс€ структуры использовани€ территории потенциальным природным возможност€м, а также разработка рекомендаций по сохранению экологического равновеси€. –азличают государственную и ведомственную экспертизы.
√осударственную экологическую экспертизу осуществл€ют √осударственный комитет –‘ по охране окружающей среды и ћинистерство природных ресурсов –‘, создающие специальные экспертные комиссии. ¬едомственную экологическую экспертизу провод€т структурные подразделени€ по охране природы и санитарно-эпидемиологические учреждени€ министерств и ведомств. ќни провер€ют предплановую, проектно-планировочную и другую документацию на предмет соответстви€ ее экологическим нормам и правилам, регламентирующим хоз€йственную де€тельность землепользовател€, любого предпри€ти€ и изложенным в санитарных нормативах и природоохранных законодательных документах. ќт уровн€ экологизации хоз€йствовани€ во всех сферах производства во многом зависит эффективность природопользовани€.

Ёкологическа€ экспертиза не должна оставл€ть без внимани€ ни одного проекта преобразовани€ природы (введение новых хоз€йственных объектов, освоение земельных, водных, лесных и других природных ресурсов). –еализаци€ любого проекта должна исключать возможность про€влени€ процессов антропогенной деградации в конкретном регионе и в стране в целом. ќдна из главных функций при проведении экспертизы Ч составление проекта экологического прогноза на ближайшую и отдаленную перспективы. Ёто может быть сделано в форме научно обоснованных заключений, картографических и математических моделей, других материалов, характеризующих возможный режим использовани€ хоз€йственных систем региона при намечаемых планах его социально-экономического развити€. Ёкологическа€ экспертиза состоит из трех частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной), заключительной (оценочно-обобщающей). ¬о вводной части содержатс€ данные о составе экспертной комиссии, указаны задачи и методика их решени€, приведены перечень всех используемых материалов и организаций, сведени€ о заказчиках, сроках выполнени€. ¬ констатирующей части рассматриваютс€ общий уровень социально-экономического развити€ региона (его промышленных, лесохоз€йственных, агропромышленных комплексов), инфраструктура, проблемные отрасли и предпри€ти€, из-за которых создаютс€ определенные экологические проблемы. ќтдельно должны быть рассмотрены технологические, санитарно-гигиенические, экономические и другие меропри€ти€ по рациональному использованию природных ресурсов и охране их от различных загр€знений. ¬ажно вы€вить всевозможные негативные процессы, источники загр€знений и их распределение, оценить остроту экологических проблем и ситуаций. ¬се это оформл€ют в виде самосто€тельного раздела по конфликтам. ¬ заключительной части должна быть отмечена степень эффективности природоохранных меропри€тий, примен€емых на данной территории; дана оценка с экологических позиций документации крупных хоз€йственных объектов; должны быть указаны возможные неблагопри€тные экологические и социально-экономические последстви€ при осуществлении проектируемых преобразований; должны быть приведены выводы о состо€нии современного природопользовани€ и охране среды, рекомендации по решению всех экологических проблем в регионе в объеме его комплексного хоз€йственного развити€.

ќтсутствие комплексных научно обоснованных нормативов и методических рекомендаций по проведению экспертизы, ограниченна€ информаци€, недостаточна€ обеспеченность необходимыми материалами дл€ экологической оценки территории создают большие трудности при проведении экологических экспертиз. ¬се проекты, отраслевые схемы, планы, программы добывающей промышленности, энергетики, агропромышленного и лесохоз€йственного комплексов, других отраслей хоз€йства подлежат об€зательной государственной экспертизе. ѕо результатам экспертизы разработчикам выдаетс€ разрешение на выбросы загр€зн€ющих веществ стационарными источниками с указанием срока действи€. ѕри экспертизе проектов размещени€ крупных промышленных комплексов необходимо определить их возможное отрицательное вли€ние в радиусе 20...30 км. –азмер санитарно-защитной зоны должен соответствовать нормативным требовани€м и руководствам по проектированию санитарно-защитных зон предпри€тий. ”тверждение проектов, планов и программ не допускаетс€ без проведени€ экологической экспертизы. ѕор€док проведени€ экспертизы регламентируетс€ действующими нормативно-правовыми актами, от совершенства которых будет в значительной степени зависеть объективность оценки экологического состо€ни€ любой территории. –егулирование природопользовани€ осуществл€етс€ с помощью механизма административно-правовых форм управлени€ через систему нормативно-технических документов. ¬ажнейшими из них €вл€ютс€ экологические нормативы, правила и стандарты, которые разрабатываютс€ на основе природоохранного законодательства с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

≈диные требовани€, правила и нормативы, отвечающие современному уровню научно-технического прогресса и предъ€вл€емые к организаци€м в цел€х охраны природы на основе правильного соотношени€ экологических и экономических интересов. ќсобое значение имеют стандарты дл€ управлени€ промышленными и сельскохоз€йственными предпри€ти€ми, объединени€ми, организации меропри€тий по контролю за использованием природных ресурсов. —облюдать стандарты об€заны все предпри€ти€, организации и граждане. онечна€ цель управлени€ Ч обеспечение всех экологических требований дл€ человека, т.е. управление качеством среды св€зано с меропри€ти€ми по здравоохранению. ¬ыдел€ют основные и вспомогательные разновидности стандартов.

ќсновные стандарты устанавливают экологические и производственные хоз€йственные нормативы. Ќапример, нормативы в виде предельно допустимых нагрузок на природно-территориальный комплекс (ѕƒЌ), предельно допустимых концентраций (ѕƒ ), предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ѕƒ¬), размеров санитарно-защитных зон и др. ¬спомогательные стандарты качества окружающей среды необходимы дл€ реализации основных стандартов. Ќапример, стандарты экологической терминологии и экологически организационные (√ќ—“ 17.2.2.01Ч86 ќхрана природы. јтмосфера. ѕравила контрол€ качества воздуха населенных мест и др.). ѕредельно допустимые выбросы в атмосферу и сброс в водные объекты вредных веществ регламентируютс€ государственными стандартами. ѕредпри€ти€ имеют узаконенные качественные и количественные показатели выбросов (сбросов), план сокращени€ их.  онтролирующие органы также могут провер€ть эффективность природоохранных меропри€тий, сопоставл€€ фактический и предельно допустимый выбросы. ”становление предельно допустимых концентраций Ч мера, котора€ ограничивает содержание загр€зн€ющих веществ в окружающей среде. Ќаблюдение и контроль за качеством атмосферы, воды и почв в –оссии осуществл€ют √осударственный комитет –‘ по охране окружающей среды, ћинистерство природных ресурсов –‘ и ћинистерство здравоохранени€ –‘.  онтроль загр€зненности воздуха провод€т на стационарных постах наблюдений, маршрутных и подфакельных постах, контролируют содержание загр€зн€ющих атмосферу веществ в выбросах в соответствии с ѕƒ . Ќаблюдени€ провод€т 3...4 раза в сутки. ¬ пробах воздуха определ€ют содержание пыли, оксидов серы, углерода и азота, сульфатов, специфических веществ (фенолов, формальдегида, свинца, фтористого водорода, метилмеркаптана и др.). –айонные санитарно-эпидемиологические станции утром два раза в неделю определ€ют содержание основных вредных веществ, фтористого водорода, аммиака, фенолов, ацетона, хлора, свинца, хрома, марганца и др. ¬ некоторых городах, в том числе в ћоскве, лаборатории отдельных предпри€тий осуществл€ют контроль в санитарных зонах предпри€тий за качеством выбросов в воздушный бассейн и содержанием вредных веществ. «агр€зненность воды контролируют на стационарных пунктах гидрохимических наблюдений. ќпредел€ют температуру воды, содержание взвешенных веществ, минерализацию, цвет, мутность, содержание диоксида углерода, рЌ, окислительно-восстановительный потенциал, биохимическое и химическое потребление кислорода, содержание растворенного кислорода, биогенных элементов, нефтепродуктов, фенолов, пестицидов, т€желых металлов, специфических веществ, поступающих в водоемы со сточными водами. —анитарно-эпидемиологические станции провод€т общее наблюдение за санитарным состо€нием водоемов в зонах водопользовани€.  онтроль за загр€знением почв провод€т в основном в химических лаборатори€х специализированных инспекций аналитического контрол€ природоохранных органов, ‘едеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, агрохимслужбы системы ћинистерства сельского хоз€йства и продовольстви€.

—писок литературы