јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ќƒЌќ Ћ≈“ќ„Ќџ≈ «≈Ћ≈Ќџ≈ ¬ќƒќ–ќ—Ћ»

¬одоросли Ч обитатели воды. ќни живут как в водоемах с пресной водой, так и в соленых водах морей и океанов. ≈сть и такие, которые живут вне воды, например, на коре деревьев. ¬одоросли очень разнообразны. «накомство с ними начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

¬ам, например, приходилось летом видеть зеленую гладь пруда, или тихую изумрудную заводь реки. ѕро такую €рко-зеленую воду говор€т, что она УцвететФ. ѕопробуйте зачерпнуть ладонью УцветущуюФ воду. ќказываетс€, что она прозрачна. ћножество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок.

¬о врем€ Уцветени€Ф мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречаетс€ одноклеточна€ водоросль хламидомонада. ¬ переводе с греческого слово УхламидомонадаФ означает Упростейший организм, покрытый одеждойФ Ч оболочкой. ’ламидомонада Ч одноклеточна€ зелена€ водоросль. ќна хорошо различима только под микроскопом. ’ламидомонада движетс€ в воде при помощи двух жгутиков, наход€щихс€ на переднем, более узком конце клетки.  ак и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

—наружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположена цитоплазма с €дром. »меетс€ также маленький красный УглазокФ Ч светочувствительное тельце красного цвета, крупна€ вакуоль, заполненна€ клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. ’лорофилл и другие крас€щие вещества у хламидомонады наход€тс€ в хроматофоре (в переводе с греческого Унесущий цветФ). ќн зеленый, так как содержит хлорофилл, поэтому и вс€ клетка кажетс€ зеленой.

„ерез оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. Ќа свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуетс€ сахар (из него Ч крахмал) и выдел€етс€ кислород. Ќо хламидомонада может поглощать из окружающей среды и готовые органические вещества, растворенные в воде. ѕоэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водоросл€ми используют в очистных сооружени€х. «десь воду очищают от вредных примесей.

Ћетом при благопри€тных услови€х хламидомонада размножаетс€ делением. ѕеред делением она перестает двигатьс€ и тер€ет жгутики. »з материнской клетки освобождаютс€ 2-4, а иногда и 8 клеток. Ёти клетки в свою очередь дел€тс€. “аков бесполый способ размножени€ хламидомонады.

ѕри наступлении неблагопри€тных дл€ жизни условий (похолодание, пересыхание водоема) внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). √аметы выход€т в воду и соедин€ютс€ попарно. ѕри этом образуетс€ зигота, котора€ покрываетс€ толстой оболочкой и зимует. ¬ результате делени€ образуютс€ четыре клетки Ч молодые хламидомонады. Ёто половой способ размножени€.

’лорелла Ч тоже одноклеточна€ зелена€ водоросль, широко распространенна€ в пресных водоемах и почвах.  летки ее мелкие, шаровидные, хорошо видимые только с помощью микроскопа. —наружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находитс€ цитоплазма с €дром, а в цитоплазме Ч зеленый хроматофор.

’лорелла очень быстро размножаетс€ и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. ѕоэтому ее примен€ют при биологической очистке сточных вод. Ќа космических корабл€х и подводных лодках хлорелла помогает поддерживать нормальный состав воздуха. Ѕлагодар€ способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют дл€ получени€ кормов.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.