јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

[ sp ƒл€ вас в нашей фирме касса дл€ усн дл€ всех со скидками. ] : ml об : { lf }

я–ќ¬»«ј÷»я –ј—“≈Ќ»…

‘отопериодические реакции на сезонные изменени€ длины дн€ имеют значение дл€ периодичности цветени€ многих видов как умеренных, так и тропических областей. ќднако следует отметить, что среди видов умеренных широт, про€вл€ющих фотопериодические реакции, относительно мало весеннецветущих, хот€ мы посто€нно сталкиваемс€ с тем, что значительное число Ђцветов цветет веснойї, и многие из таких весеннецветущих форм, например Ficaria verna, первоцвет (Primula vutgaris), фиалки (виды рода Viola) и т. д., про€вл€ют выраженное сезонное поведение, остава€сь вегетативными оставшуюс€ часть года после обильного весеннего цветени€. ћожно предположить, что весеннее цветение Ч реакци€ на короткие дни зимой, но дл€ многих видов, это, по-видимому, не так.

онечно, длина дн€ не €вл€етс€ единственным внешним фактором, измен€ющимс€ в течение года. ясно, что и температура также характеризуетс€ четко выраженными сезонными изменени€ми, особенно в умеренных област€х, хот€ в отношении этого фактора наблюдаютс€ значительные колебани€, как ежедневные, так и ежегодные. ћы знаем, что сезонные изменени€ температуры, так же как и изменени€ длины дн€, оказывают существенное вли€ние на цветение многих видов растений.

¬первые мысль о ключевой роли температуры в регул€ции цветени€ по€вл€етс€ в исследовани€х √аснера в 1918 г., посв€щенных цветению культивируемых сортов зерновых. «ерновые, такие, как пшеница и рожь, можно разделить па две группы в зависимости от того, сеютс€ ли они осенью (озимые сорта) или весной (€ровые сорта). ќзима€ пшеница, посе€нна€ осенью, или €рова€, посе€нна€ весной, будут цвести и созреют текущим летом. ќднако, если озимую пшеницу посе€ть весной, то колос не образуетс€, и растени€ останутс€ вегетативными в течение всего сезона. ѕо-видимому, необходимость осеннего посева озимой пшеницы св€зана не просто с удлинением срока ростового сезона, поскольку посе€нные осенью растени€ характеризуютс€ относительно слабым ростом в течение зимы, а посе€нные весной они не уступают в вегетативном развитии, хот€ и не цветут.

√аснер исследовал вли€ние различных температурных режимов во врем€ прорастани€ и раннего роста озимой и €ровой ржи. ќн высевал семена в песок в различные сроки начина€ с 10 €нвар€ по 3 июл€ и подвергал их во врем€ прорастани€ воздействию следующих температур: 1-2, 5-8, 12 и 24 ∞—. «атем проростки были высажены в открытый грунт. ќказалось, что температура во врем€ прорастани€ не вли€ет на последующее цветение €ровой ржи, и все высаженные в одно врем€ проростки цвели приблизительно в одинаковые сроки независимо от температурной обработки во врем€ проращивани€. ќднако у озимой ржи цвели только те растени€, семена которых проращивались при температуре 1-2 ∞— независимо от времени высадки растений в открытый грунт. ѕроростки сем€н, проращивавшихс€ при температурах выше 1-2 ∞—, зацветали лишь в том случае, если были высажены не позднее конца марта Ч начала апрел€, т. е. имели возможность получить некоторое естественное охлаждение в открытом грунте (в климатических услови€х ÷ентральной ≈вропы). √аснер пришел к заключению, что дл€ €ровой ржи температурные услови€ во врем€ ранних периодов роста не оказывают вли€ни€ на цветение, тогда как цветение озимой ржи зависит от прохождени€ периода охлаждени€ во врем€ прорастани€ сем€н или позднее.

Ёта работа √аснера была позднее продолжена в ———– и именно здесь получила основное развитие, особенно в св€зи с возможностью получени€ экономического эффекта. —уровые зимы во многих районах ———– не позвол€ют производить осенний посев озимых сортов пшеницы, которые обычно более урожайны, чем €ровые. –азработанный Ћысенко метод позвол€л проводить необходимую озимой пшенице холодовую обработку, что давало возможность се€ть ее весной. ћетод заключалс€ в частичном замачивании сем€н, так чтобы набухание были достаточным дл€ слабого роста зародыша, но не приводило к полному прорастанию. ¬ таком состо€нии семена озимой пшеницы подвергались холодовой обработке путем помещени€ их в снег; в результате цветение и созревание происходило в один и тот же сезон при весеннем посеве. ƒанный метод стал известен под названием €ровизаци€, а впоследствии это название распространилось на другие методы обработки, св€занные с зимним охлаждением, не только на стадии семени, но и на более поздних стади€х развити€ растений.

“ипы растений, требующих охлаждени€ дл€ перехода к цветению.

ћы видели, что охлаждение озимой пшеницы стимулирует последующее цветение, если даетс€ на ранних стади€х прорастани€ или позднее, когда листь€ уже достигли значительного развити€. ¬ более поздних работах было установлено, что многие виды, в том числе озимые однолетние, а также двулетние и многолетние трав€нистые растени€, нуждаютс€ в охлаждении дл€ перехода к цветению.   озимым однолетникам относ€тс€ виды, которые обычно прорастают осенью и цветут ранней весной, например Air a praecox, Erophila verna, Myosotis discolor и Veronica agrestis.

»звестно, что озимые однолетники и двулетники представл€ют собой монокарпические растени€, которые требуют €ровизации, Ч они остаютс€ вегетативными во врем€ первого вегетативного сезона и цветут следующей весной или ранним летом в ответ на период охлаждени€, получаемый зимой. Ќеобходимость охлаждени€ двулетних растений дл€ индукции цветени€ была экспериментально продемонстрирована на р€де видов, таких, как свекла (Beta vulgaris), сельдерей (Apiutn gra-veolens), капуста и другие культивируемые сорта рода Brassi-са, колокольчик (Campanula medium), лунник (Lunaria biennis), наперст€нка (Digitalis purpurea) и другие. ≈сли растени€ наперст€нки, которые в нормальных услови€х ведут себ€ как двулетники, т. е. зацветают на второй год после прорастани€, содержать в оранжерее, они могут оставатьс€ вегетативными несколько лет. ¬ районах с м€гкой зимой капуста в течение нескольких лет может расти в открытом грунте без Ђобразовани€ стрелкиї (т. е. цветени€) весной, что обычно происходит в районах с холодной зимой. “акие виды об€зательно требуют €ровизации, однако у р€да других видов цветение ускор€етс€ при воздействии на них холодом, но может наступать и без €ровизации; к таким видам, про€вл€ющим факультативную потребность в холоде, относ€тс€ салат (Lactuca saiiva), шпинат (Spinacia oleracea) и позднецветущие сорта гороха (Pistim sa-tivum).

“ак же как и двулетние, многие многолетние виды нуждаютс€ в воздействии холодом и не зацветают без ежегодного зимнего охлаждени€. »з обычных многолетних растений в холодовом воздействии нуждаютс€ первоцвет (Primula vulgaris), фиалки (Viola spp.), лакфиоль (Cheiranthus cheirii и ∞—. allionii), левкой (Mathiola incarna), некоторые сорта хризантем (Chrisant-hemum morifolium), виды рода Aster, турецка€ гвоздика (Di-anthus), плевел (Lolium perenne). ћноголетние виды требуют пере€ровизации каждую зиму.

¬полне веро€тно, что и у других весеннецветущих многолетников можно обнаружить потребность в охлаждении. ¬есеине-цветущие луковичные растени€, такие, как нарциссы, гиацинты, пролески (Endymion nonscriptus), крокусы и т. д. не требуют охлаждени€ дл€ заложени€ цветков, поскольку примордий цветка заложилс€ в луковице предыдущим летом, но их рост в значительной степени зависит от температурных условий. Ќапример, у тюльпана началу цветени€ благопри€тствуют относительно высокие температуры (20∞—), но дл€ удлинени€ стебл€ и роста листьев оптимальной температурой вначале €вл€етс€ 8-9 ∞— с последовательным повышением на более поздних стади€х до 13, 17 и 23∞—. јналогичные реакции на температуру характерны дл€ гиацинтов и нарциссов.

” многих видов заложение цветка происходит не во врем€ самого периода охлаждени€ и начинаетс€ лишь после того, как растение подверглось действию более высоких температур, следующих за охлаждением. ќднако некоторые растени€, например брюссельска€ капуста, должны оставатьс€ при низкой температуре до сформировани€ приморди€ цветка. “аким образом, все виды, требующие охлаждени€ дл€ перехода к цветению, могут быть €ровизированы на стадии Ђрастени€ї, т. е. облиственного растени€, но не все виды могут €ровизироватьс€ на стадии Ђсемениї, как, например, озимые зерновые. —реди других видов, которые могут быть €ровизированы на стадии семени,-горчица (Sinapis alba) и свекла (Beta). ¬месте с тем культивируемые сорта рода Brassica (капуста кочанна€, брюссельска€) и сельдерей нельз€ €ровизировать на стадии семени, и их проростки должны достигнуть определенных минимальных размеров, прежде чем станут чувствительными к охлаждению; таким образом у этих растений наблюдаетс€ Ђювенильна€ї стади€. ќбычно виды, которые могут быть €ровизированы на стадии Ђсемениї €вл€ютс€ факультативными в отношении охлаждени€, тогда как €ровизирующиес€ только на стадии Ђрастени€ї характеризуютс€ об€зательной потребностью в холоде.

ћногие растени€, нуждающиес€ в охлаждении, сходны с длиннодневными растени€ми в том, что в вегетативной стадии имеют розеточный габитус и про€вл€ют характерное удлинение цветоносного побега во врем€ цветени€.
Ќеобходимость охлаждени€ дл€ заложени€ цветка нельз€ смешивать с необходимостью охлаждени€ дл€ сн€ти€ поко€ почек. “ак, многие древесные растени€ цветут весной, но заложение цветка в почке происходит во врем€ предыдущего лета, и они нуждаютс€ в охлаждении не дл€ заложени€ цветка, а дл€ сн€ти€ поко€ почки.

¬иды, дл€ которых характерна реакци€ на охлаждение и фотопериодизм.

¬заимодействие между €ровизацией и фотопериодическлг реакцией было изучено на многих видах. Ѕелена (Hgoscyainus niger) существует в однолетней и двулетней формах, аналогично €ровой и озимой формам ржи. ќднолетн€€ форма не требует €ровизации, но €вл€етс€ длиннодневным растением, которое цветет летом. ƒвулетн€€ форма дл€ перехода к цветению требует €ровизации с последующим воздействием длинного дн€.

¬ качестве примера многолетнего растени€, одновременно реагирующего на €ровизацию и про€вл€ющего фотопериодическую реакцию, можно привести многолетний плевел (Lolium регеппе). ” этого вида заложение цветков происходит в ответ на зимнее охлаждение, но дл€ по€влени€ соцвети€ необходимы длинные дни, и, таким образом, пока длина дн€ в марте не достигнет 12 ч, удлинени€ цветоносного побега не происходит. Ќовые отростки (боковые побеги), по€вившиес€ весной и летом, не €ровизированы и остаютс€ вегетативными в течение всего сезона, вплоть до следующей зимы. ѕоэтому цветение многолетнего плевела характеризуетс€ сезонностью и ограничиваетс€ весной и ранним летом.

—реди короткодневных растений потребность в €ровизации менее распространена; наиболее изученной в этом отношении €вл€етс€ хризантема увенчанна€. ќпределенные сорта хризантем дл€ инициации цветени€ необходимо €ровизировать, причем еще до того, как растени€ подвергнутс€ воздействию короткого дн€. ѕосле того как родительское растение отцветет, осенью в основании стебл€ возникает большое числи корней, растущих сразу же под поверхностью почвы. ¬ услови€х открытого грунта эти новые побеги будут €ровизироватьс€ за счет естественного зимнего охлаждени€ и весной образуют нормальные, растущие кверху облиственные побеги, которые летом, в услови€х длинного дн€, остаютс€ вегетативными и на которых в ответ на короткие дни осенью закладываютс€ цветки. ќднако если растени€ росли в услови€х оранжереи и не получили зимнего охлаждени€, то новые побеги будут не€ровизированными, и, хот€ они активно растут в течение лета, тем не менее не способны образовывать цветки при наступлении коротких осенних дней. “аким образом, хризантема "служит еще одним примером того, что ежегодно возникающие новые побеги должны пройти €ровизацию, поскольку состо€ние €ровизации не передаетс€ от родительских растений, как это наблюдаетс€ у ржи.

” некоторых видов были изучены генетические аспекты реакций €ровизации. ” ржи, как было установлено, различи€ между €ровой и озимой формами регулируютс€ одним главным геном и требование €ровизации у озимых форм будет рецессивным по отношению к нетребованию €ровизации у €ровой ржи. ѕротивоположна€ ситуаци€ наблюдаетс€ у белены: двулетн€€ белена, требующа€ €ровизации, несет доминантный ген, а однолетн€€, не требующа€ охлаждени€, Ч рецессивный. ” других видов наследование реакций охлаждени€ более сложное (у плевела (Lolium регеппе), по-видимому, включает несколько генов).

‘изиологические аспекты €ровизации

»зучение физиологических реакций, лежащих в основе €ровизации, проводилось на относительно небольшом числе видов, и наши знани€ по данному вопросу базируютс€ главным образом на работах √регори и ѕервиса с озимой рожью, ћель-херса и Ћанга с беленой и ¬елленсика с некоторыми другими видами.

¬ работах √регори и ѕервиса был установлен р€д важных особенностей процессов, происход€щих во врем€ €ровизации ржи. ¬о-первых, эти авторы показали, что изменени€ происход€т в самом зародыше, а не в эндосперме, как предполагалось ранее. Ёто было сделано путем выделени€ зародышей из зерна и культивировани€ их на стерильной питательной среде, содержащей сахар; такие зародыши после воздействи€ на них холодом в процессе дальнейшего роста про€вл€ли типичную реакцию ускорени€ цветени€, характерную дл€ растений, выращенных из €ровизированного зерна. ќказалось возможным €ровизировать даже изолированные апексы побегов, вз€тые от зародышей и культивируемые в стерильных услови€х. “акие апексы развивали корни и образовывали проростки, которые в конечном итоге цвели в ответ на предыдущее воздействие холодом.  роме того, было установлено, что €ровизаци€ может быть эффективна даже во врем€ развити€ зародыша в колосе материнского растени€. Ёто было осуществлено путем помещени€ развивающихс€ колосьев в герметично закрытые колбы со льдом или путем срезани€ развивающихс€ колосьев и выдерживани€ их в холодильнике до созревани€. “аким образом, было продемонстрировано, что €ровизаци€ зародыша эффективна, даже если после оплодотворени€ прошло всего 5 дней.

” взрослых растений охлаждению должна об€зательно подвергатьс€ апикальна€ зона. Ёто было показано на сельдерее, свекле и хризантеме путем перемещени€ охлаждающей спирали вокруг апикальной зоны побега. —ледовательно, если в фотопериодической реакции чувствительными к длине дн€ органами оказываютс€ листь€, то при €ровизации сам апекс побега чувствителен к соответствующим температурам. ¬елленси-ком было установлено, что молодые листь€ Lunaria также способны €ровизироватьс€, но старые, прекратившие рост листь€ не реагируют на €ровизацию, если клеточные делени€ в основании черешка прекратились. ¬елленсик утверждает, что €ровизации поддаютс€ лишь те ткани, в которых имеютс€ дел€щиес€ клетки.

ƒл€ большинства видов наиболее эффективными температурами €вл€ютс€ температуры чуть выше 0∞—, а именно 1-2∞—, но температуры в пределах от Ч 1 до +9∞— оказывают почти такой же эффект. —ледовательно, замораживание клеток не об€зательно дл€ того, чтобы вызывать изменени€, имеющие место во врем€ €ровизации; этот факт позвол€ет предположить, что в €ровизации в большей степени участвуют физиологические, а не чисто физические процессы. “акое заключение подтверждаетс€ неэффективностью обработки зерна ржи холодом в анаэробных услови€х, что свидетельствует о существенном значении аэробного дыхани€. ѕри культивировании выделенных зародышей на средах, содержащих и не содержащих сахар, было установлено, что снабжение углеводами необходимо во врем€ обработки холодом. “аким образом, хот€ при низких температурах метаболизм у большинства растений значительно замедл€етс€, не вызывает сомнени€, что €ровизаци€ включает активные физиологические процессы, природа которых пока еще совершенно неизвестна.

Ѕыло установлено, что степень ускорени€ цветени€ у ржи зависит от продолжительности охлаждени€. „ем продолжительнее воздействие холодом, тем короче период от посева до зацветани€; однако така€ зависимость сохран€етс€ до определенного предела, после которого дальнейшее воздействие холодом не оказывает эффекта на ускорение цветени€. ƒостаточно короткое воздействие холодом (7-11 дней) уже оказывает заметный эффект, который постепенно усиливаетс€ с увеличением времени обработки.

Ёффект €ровизации может быть сн€т путем воздействи€ на зерно относительно высокими температурами (25-40 ∞—) в течение примерно 4 дней. ” сем€н, обработанных таким способом, снижалась реакци€ цветени€, иными словами, происходила их де€ровизаци€.

— увеличением периода охлаждени€ обратимость эффекта затрудн€етс€ и при полной €ровизации высокие температуры не оказывают вли€ни€. ƒе€ровизированные зерна можно вновь €ровизировать последующим воздействием холода.

яровизированные растени€ ржи передают состо€ние €ровизации новым, образующимс€ позднее ткан€м, так что все новые боковые побеги будут также €ровизированы. ¬ самом деле, если удалить апекс основного побега, то боковые побеги тронутс€ в рост; если у этих побегов также удалить апексы, то в "рост тронутс€ вторичные боковые побеги и т. д.. ƒаже боковые побеги четвертого пор€дка все еще полностью сохран€ют состо€ние €ровизации, хот€ их и не было во врем€ холодовой обработки. —ледовательно, состо€ние €ровизации передаетс€ от родительских клеток дочерним в процессе клеточного делени€ и. оно, по-видимому, не Ђразбавл€етс€ї при такой передаче.

ѕрирода изменений, происход€щих во врем€ €ровизации.

ќдна из характерных особенностей €ровизации, которую нельз€ не заметить даже с первого взгл€да, состоит в том, что она включает процессы, которые протекают быстрее прл более низких, чем при более высоких температурах. “ака€ ситуаци€ совершенно нехарактерна дл€ химических процессов; поэтому мы должны допустить, что изменени€, происход€щие во врем€ €ровизации, в сущности представл€ют собой регулируемые ферментами реакции и про€вл€ют все признаки таких реакций.  ак тогда объ€снить €вный Ђотрицательный температурный коэффициентї €ровизации? ƒл€ этой цели была выдвинута очень проста€ гипотеза, котора€ постулировала существование двух отдельных процессов, конкурирующих за общий субстрат.  аждый из процессов имеет положительные (хот€ и различные) температурные коэффициенты.

¬ данной схеме реакции II и III конкурируют за общий промежуточный продукт Ѕ. ƒопустим, что реакци€ III имеет более высокий температурный коэффициент, чем реакции I и II. Ёто означает, что высока€ температура благопри€тствует реакции III и больше Ѕ будет участвовать в этой реакции, поэтому будет образовыватьс€ мало ¬. ќднако, когда температура заметно снизитс€, больше снизитс€ и скорость реакции III, чем реакции II (поскольку, по определению, реакци€ III более чувствительна к изменению температуры). —ледовательно, понижение температуры благопри€тствует реакции II, в результате чего будет накапливатьс€ конечный продукт ¬, т. е. ¬ будет накапливатьс€ при низких, а не при высоких температурах. “аким образом, процесс суммарного образовани€ ¬ имеет, по-видимому, Ђотрицательный температурный коэффициентї, хот€ кажда€ из трех включенных реакций имеет положительный температурный коэффициент. ѕр€мых данных, подтверждающих эту гипотезу, нет, но ценность ее заключаетс€ ¬ том, что она показывает, как общий процесс может протекать быстрее при более низкой температуре без нарушени€ естественных законов химических реакций.

ћы уже видели, что €ровизаци€ св€зана с относительно стабильными изменени€ми, так что, коль скоро меристематическа€ ткань достигла состо€ни€ полной €ровизации, она передает это состо€ние образующимс€ новым клеткам без Ђразбавлени€ї.

Ёто заключение в свою очередь наводит на мысль, что состо€ние €ровизации передаетс€ через некоторые самореплицирующисс€ цитоплазматические органеллы, но в равной степени также возможно, что в процессе €ровизации происходит активаци€ определенных генов, и происшедшее изменение передаетс€ по дочерним €драм во врем€ делени€.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.