јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

“»ѕџ –ј—“≈Ќ»… ѕќ ќ“ЌќЎ≈Ќ»ё   ¬ќƒЌќћ” –≈∆»ћ”:  —≈–ќ‘»“џ, √»√–ќ‘»“џ » ћ≈«ќ‘»“џ

–астени€ засушливых областей называютс€ ксерофитами (от греческого хеrоs Ч сухой). ќни способны в процессе индивидуального развити€ приспосабливатьс€ к атмосферной и почвенной засухе. ’арактерные признаки ксерофитов Ч незначительные размеры их испар€ющей поверхности, а также небольшие размеры надземной части по сравнению с подземной.  серофиты Ч это обычно травы или низкорослые кустарники. »х дел€т на несколько типов. ѕриводим классификацию ксерофитов по ѕ. ј. √енкелю.

—уккуленты Ч очень стойкие к перегреву и устойчивые к обезвоживанию, во врем€ засухи они не испытывают недостатка воды, потому что содержат большое количество ее и медленно расходуют.  орнева€ система у них разветвлена во все стороны в верхних сло€х почвы, благодар€ чему в дождливые периоды растени€ быстро всасывают воду. Ёто кактусы, алоэ, очиток, молодило.

Ёвксерофиты Ч жаростойкие растени€, которые хорошо перенос€т засуху.   этой группе относ€тс€ такие степные растени€, как вероника сиза€, астра мохната€, полынь голуба€, арбуз колоцинт, верблюжь€ колючка и др. ” них незначительна€ транспераци€, высокое осмотическое давление, цитоплазма отличаетс€ высокой эластичностью и в€зкостью, корнева€ система очень разветвлена, и основна€ ее масса размещена в верхнем слое почвы (50-60 см). Ёти ксерофиты способны сбрасывать листь€ и даже целые ветви.

√емиксерофиты, или полуксерофиты, Ч это растени€, которые неспособны переносить обезвоживание и перегрев. ¬€зкость и эластичность протопласта у них незначительна€, отличаетс€ высокой транспирацией, глубокой корневой системой, котора€ может достигать подпочвенной воды, что обеспечивает бесперебойное снабжение растени€ водой.   этой группе относ€тс€ шалфей, резак обычный и др.

—типаксерофиты Ч это ковыль, тырса и другие узколистные степные злаки. ќни устойчивы к перегреву, хорошо используют влагу кратковременных дождей. ¬ыдерживают лишь кратковременную нехватку воды в почве.

ѕойкилоксерофиты Ч растени€, не регулирующие своего водного режима. Ёто в основном лишайники, которые могут высыхать до воздушно-сухого состо€ни€ и снова про€вл€ть жизнеде€тельность после дождей.

√игрофиты (от греческого hihros Ч влажный). ” растений, относ€щихс€ к этой группе, нет приспособлений, ограничивающих расход воды. ƒл€ гигрофитов характерны сравнительно большие размеры клеток, тонкостенна€ оболочка, слабоодревесневшие стенки сосудов, древесных и луб€ных волокон, тонка€ кутикула и малоутолщенные внешние стенки эпидермиса, большие устьица и незначительное количество их на единицу поверхности, больша€ листова€ пластинка, плохо развитые механические ткани, редка€ сеть жилок в листе, больша€ кутикул€рна€ транспираци€, длинный стебель, недостаточно развита€ корнева€ система. ѕо строению гигрофиты приближаютс€ к теневыносливым растени€м, но имеют своеобразную гигроморфную структуру. Ќезначительный недостаток воды в почве вызывает быстрое зав€дание гигрофитов. ќсмотическое давление клеточного сока в них невысокое.   ним относ€тс€ манник, багульник, брусника, лох.

ѕо услови€м произрастани€ и особенност€м строени€ к гигрофитам очень близки растени€ с частично или полностью погруженными в воду или плавающими на ее поверхности листь€ми, которые называютс€ гидрофитами.

ћезофиты (от греческого mesos Ч средний, промежуточный). –астени€ этой экологической группы произрастают в услови€х достаточного увлажнени€. ќсмотическое давление клеточного сока у мезофитов 1-1,5 тыс. кѕа. ќни легко зав€дают.   мезофитам относ€тс€ большинство луговых злаков и бобовых Ч пырей ползучий, лисохвост луговой, тимофеевка лугова€, люцерна син€€ и др. »з полевых культур твердые и м€гкие пшеницы, кукуруза, овес, горох, со€, сахарна€ свекла, конопл€, почти все плодовые (за исключением миндал€, винограда), многие овощные культуры (морковь, помидоры, капуста и др.).

ќ природе приспособительных реакций к недостатку воды у разных групп растений.

“ранспирирующие органы Ч листь€ Ч отличаютс€ значительной пластичностью; в зависимости от условий произрастани€ в их строении наблюдаютс€ довольно большие отличи€. ƒаже листь€ одного растени€ при разном водоснабжении и освещении имеют различи€ в строении. ”становлены определенные закономерности в строении листьев в зависимости от расположени€ их на растении.

¬. –. «аленский обнаружил изменени€ в анатомическом строении листьев по €русам. ќн установил, что у листьев верхнего €руса наблюдаютс€ закономерные изменени€ в сторону усилени€ ксероморфизма, т. е. происходит образование структур, повышающих засухоустойчивость этих листьев. ”становленные им закономерности называют законом «аленского. Ћисть€, расположенные в верхней части стебл€, всегда отличаютс€ от нижних, а именно: чем выше расположен лист на стебле, тем меньше размеры его клеток, большее количество устьиц и меньше их размеры, большее количество волосков на единицу поверхности, гуще сеть провод€щих пучков, сильнее развита палисадна€ ткань. ¬се эти признаки характеризуют ксерофилию, т. е. образование структур, способствующих повышению засухоустойчивости.

— определенной анатомической структурой св€заны и физиологические особенности, а именно: верхние листь€ отличаютс€ более высокой ассимил€ционной способностью и более интенсивной транспирацией.  онцентраци€ сока в верхних листь€х также более высока€, в св€зи с чем может происходить отт€гивание воды верхними листь€ми от нижних, засыхание и отмирание нижних листьев. —труктура органов и тканей, повышающа€ засухоустойчивость растений, называетс€ ксероморфизмом. ќтличительные особенности в структуре листьев верхнего €руса объ€сн€ютс€ тем, что они развиваютс€ в услови€х несколько затрудненного водоснабжени€.

ƒл€ уравнени€ баланса между поступлением и расходом воды в растении образовалась сложна€ система анатомо-физиологических приспособлений. “акие приспособлени€ наблюдаютс€ у ксерофитов, гигрофитов, мезофитов. Ѕольшой интерес в св€зи с этим представл€ют исследовани€ Ѕ. ј.  еллера, который изучал анатомо-физиологические особенности у растений резко отличающихс€ экологических групп, но близких между собой в систематическом отношении. ќн исследовал многолетние трав€нистые растени€ из семейства ћареновые (Asperula). ќдни из них были типичными степными растени€ми, а другие теневыносливыми, лесными.

—тепной вид €сменника колокольчиковидного (Asperula glauca) имеет сизые узкие иглообразные толстые листь€ с сильно развитой Ч двухслойной палисадной паренхимой; кра€ листьев немного загнуты вниз. Ёто типичный ксерофит, растущий, на открытой местности в степной полосе или полупустын€х. ¬торой вид Ч €сменник душистый (Asperula odorata) Ч характерен дл€ влажных и очень тенистых участков лиственного леса; у растений этого вида широка€ и тонка€ пластинка, однослойна€ палисадна€ ткань, состо€ща€ из укороченных и рыхло расположенных клеток. ” обоих видов Asperula было проведено сравнительное изучение анатомического строени€ и интенсивности транспирации.

“акие же исследовани€ провел Ѕ. ј.  еллер с двум€ видами подмаренника: весенний (Gallium verum) и крестовидный (Gallium cruciata). ѕолученные им данные также свидетельствуют о том, что услови€ произрастани€ оказывают большое вли€ние на анатомическую структуру и физиологические особенности растени€. ≈сли ксерофиты одновременно €вл€ютс€ гелиофитами, то мезофиты и даже гигрофиты не об€зательно €вл€ютс€ теневыносливыми растени€ми.

ѕри выращивании фасоли (опыт Ќ. ј. ћаксимова) на различном рассто€нии от источника света (электрическа€ лампа) Ч было установлено, что у сильнее освещенных экземпл€ров устьиц на листе было приблизительно в 4 раза больше, чем у плохо освещенных, размеры клеток эпидермиса в 3-4 раза меньше и сеть жилок значительно гуще. “аким образом, степень освещенности и нагревани€ сильно вли€ет на анатомическое строение.

Ќ. ј. ћаксимов проведенными исследовани€ми развенчал господствовавшие в физиологии того времени взгл€ды на засухоустойчивость как на биологически обоснованную потребность растени€ в недостаточном водоснабжении, как на сухолюбие. ≈го исследовани€ показали, что засухоустойчивость следует понимать как приспособительное свойство растений переносить глубокое зав€дание с наименьшим вредом не только дл€ данного индивидуума, но и дл€ всего вида.

–азличие между стойкими и нестойкими против засухи растени€ми обусловлено характером тех изменений в обмене веществ, которые возникают у растени€ под вли€нием обезвоживани€. “ак, уровень оводненности ткани пшеницы выше у неустойчивых против засухи сортов по сравнению с устойчивыми.  роме того, у неустойчивых сортов наблюдаетс€ более высокий уровень гидролитического действи€ ферментов углеводного и белкового обменов. ќднако эти признаки непосто€нны и про€вл€ютс€ лишь в услови€х полного насыщени€ водой, а при нарушении водоснабжени€ они быстро утрачиваютс€. –езультаты исследований показали, что приспособительные свойства у засухоустойчивых форм растений возникают под вли€нием условий их существовани€.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.