јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

∆ј–ќ”—“ќ…„»¬ќ—“№ –ј—“≈Ќ»…

∆ароустойчивость (жаровыносливость) Ч способность растений переносить действие высоких температур, перегрев. Ёто генетически обусловленный признак. ¬иды и сорта сельскохоз€йственных растений различаютс€ по выносливости к высоким температурам.

ѕо жароустойчивости выдел€ют три группы растений.

∆аростойкие Ч термофильные синезеленые водоросли и бактерии гор€чих минеральных источников, способные переносить повышение температуры до 75-100 ∞—. ∆ароустойчивость термофильных микроорганизмов определ€етс€ высоким уровнем метаболизма, повышенным содержанием –Ќ  в клетках, устойчивостью белка цитоплазмы к тепловой коагул€ции.

∆аровыносливые Ч растени€ пустынь и сухих мест обитани€ (суккуленты, некоторые кактусы, представители семейства “олст€нковые), выдерживающие нагревание солнечными лучами до 50-65 ∞—. ∆ароустойчивость суккулентов во многом определ€етс€ повышенными в€зкостью цитоплазмы и содержанием св€занной воды в клетках, пониженным обменом веществ.

Ќежаростойкие Ч мезофитные и водные растени€. ћезофиты открытых мест перенос€т кратковременное действие температур 40-47 ∞—, затененных мест Ч около 40-42 ∞—, водные растени€ выдерживают повышение температуры до 38-42 ∞—. »з сельскохоз€йственных наиболее жаровыносливы теплолюбивые растени€ южных широт (сорго, рис, хлопчатник, клещевина и др.).

ћногие мезофиты перенос€т высокую температуру воздуха и избегают перегрева благодар€ интенсивной транспирации, снижающей температуру листьев. Ѕолее жаростойкие мезофиты отличаютс€ повышенной в€зкостью цитоплазмы и усиленным синтезом жаростойких белков-ферментов.

»зменени€ обмена веществ, роста и развити€ растений при действии максимальных температур.

∆ароустойчивость во многом зависит от продолжительности действи€ высоких температур и их абсолютного значени€. Ѕольшинство сельскохоз€йственных растений начинает страдать при повышении температуры до 35-40 ∞—. ѕри этих и более высоких температурах нормальные физиологические функции растени€ угнетаютс€, а при температуре около 50 ∞— происход€т свертывание протоплазмы и отмирание клеток.

ѕревышение оптимального температурного уровн€ приводит к частичной или глобальной денатурации белков. Ёто вызывает разрушение белково-липидных комплексов плазмаллемы и других клеточных мембран, приводит к потере осмотических свойств клетки. ¬ результате наблюдаютс€ дезорганизаци€ многих функций клеток, снижение скорости различных физиологических процессов. “ак, при температуре 20 ∞— все клетки проход€т процесс митотического делени€, при 38 ∞— митоз отмечаетс€ в каждой седьмой клетке, а повышение температуры до 42 ∞— снижает число дел€щихс€ клеток в 500 раз (одна дел€ща€с€ клетка на 513 недел€щихс€).

»ллюстрацией вли€ни€ повышени€ температуры на белково-липидные комплексы могут служить следующие данные: при температуре 22 ∞— лизис €дер не наблюдаетс€ совсем, при повышении температуры до 38 ∞— он отмечаетс€ у 5,3 % исследованных клеток, а при температуре 52 ∞— практически все €дра лизированы. ѕри максимальных температурах расход органических веществ на дыхание превышает его синтез, растение беднеет углеводами, а затем начинает голодать (Ќ. ј. ћаксимов, 1952). ќсобенно резко это выражено у растений более умеренного климата (пшеница, картофель, многие огородные культуры). ќбщее ослабление повышает их восприимчивость к грибным заболевани€м. ‘отосинтез более чувствителен к действию высоких температур, чем дыхание. ѕри субоптимальных температурах растени€ прекращают рост и фотоассимил€цию, что обусловлено нарушением де€тельности ферментов, повышением дыхательного газообмена, снижением его энергетической эффективности, усилением гидролиза полимеров, в частности белка, отравлением протоплазмы вредными дл€ растени€ продуктами распада (аммиак и др.). ” жаростойких растений в этих услови€х увеличиваетс€ содержание органических кислот, св€зывающих избыточный аммиак.

ѕри действии высоких температур в клетках растений индуцируетс€ синтез стрессовых белков (белков теплового шока). –астени€ сухих, светлых мест обитани€ более стойки к жаре, чем тенелюбивые.  ратковременное вли€ние очень высоких температур (43-45 ∞—) может быть таким же губительным, как и продолжительное воздействие более низких, но превышающих оптимальные значени€ температур. —пособом защиты от перегрева может служить усиленна€ транспираци€, обеспечиваема€ мощной корневой системой.

¬ результате транспирации температура растений снижаетс€ иногда на 10-15 ∞—. «ав€дающие растени€, с закрытыми устьицами, легче погибают от перегрева, чем достаточно снабженные водой. –астени€ сухую жару перенос€т легче, чем влажную, так как во врем€ жары при высокой влажности воздуха регул€ци€ температуры листьев за счет транспирации ограничена.

ѕовышение температуры особенно опасно при сильной инсол€ции. ƒл€ уменьшени€ интенсивности воздействи€ солнечного света растени€ располагают листь€ вертикально, параллельно его лучам (эректоидно). ѕри этом хлоропласты активно перемещаютс€ в клетках мезофилла листа, как бы уход€ от избыточной инсол€ции. –астени€ выработали систему морфологических и физиологических приспособлений, защищающих их от тепловых повреждений: светлую окраску поверхности, отражающую инсол€цию; складывание и скручивание листьев; опушени€ или чешуйки, защищающие от перегрева глубжележащие ткани; тонкие слои пробковой ткани, предохран€ющие флоэму и камбий; большую толщину кутикул€рного сло€; высокое содержание углеводов и малое Ч воды в цитоплазме и др.

¬ полевых услови€х особенно губительно совместное действие высоких температур и обезвоживани€. ѕри длительном и глубоком зав€дании угнетаютс€ не только фотосинтез, но и дыхание, что вызывает нарушение всех основных физиологических функций растени€. ∆ароустойчивость в значительной степени определ€етс€ фазой роста и развити€ растений. Ќаибольший вред высокие температуры причин€ют растени€м на ранних этапах их развити€, так как молодые, активно растущие ткани менее устойчивы, чем старые и Ђпоко€щиес€ї. ”стойчивость к жаре у различных органов растений неодинакова€: менее устойчивы подземные органы, более Ч побеги и почки.

Ќа тепловой стресс растени€ очень быстро реагируют индуктивной адаптацией.   воздействию высоких температур они могут подготовитьс€ за несколько часов. “ак, в жаркие дни устойчивость растений к высоким температурам после полудн€ выше, чем утром. ќбычно эта устойчивость временна€, она не закрепл€етс€ и довольно быстро исчезает, если становитс€ прохладно. ќбратимость теплового воздействи€ может составл€ть от нескольких часов до 20 дней. ¬ период образовани€ генеративных органов жаростойкость однолетних и двулетних растений снижаетс€.

¬редное действие повышенных температур Ч одна из важнейших причин значительного снижени€ урожаев ранних €ровых при запаздывании с их посевом. Ќапример, у пшеницы в фазе кушени€ в конусе нарастани€ идет дифференциаци€ колосков. ¬ысока€ температура почвы и воздуха приводит к повреждению конуса нарастани€, ускор€ет процесс и сокращает врем€ прохождени€ IV-V этапов, в результате уменьшаетс€ число колосков в колосе, а также число цветков в колоске, что приводит к снижению урожа€.

ѕри совместном действии жары и сухости почвы, что характерно дл€ районов ёго-¬остока, в этот период в зачаточном колосе оказываютс€ поврежденными все закладывающиес€ цветки, в результате после колошени€ колос очень быстро засыхает и белеет Ч €вление пустоколосицы или белоколосицы. ƒл€ многих растений жара особенно опасна в период цветени€, так как вызывает стерильность цветков и опадение зав€зей. “ак, действие высокой температуры и низкой влажности в период, когда в пыльниках пшеницы образуетс€ пыльца, а затем идет процесс оплодотворени€, приводит к череззернице (не полностью озерненному колосу) и пустоколосью. ¬ысока€ температура в период молочной зрелости €ровой пшеницы вызывает щуплость зерна Ч Ђзапалї.

ƒиагностика жароустойчивости.

‘изиологическа€ стойкость растений к перегреву обусловливаетс€ особыми физико-химическими свойствами протоплазмы и способностью обезвреживать накапливающиес€ в ткан€х аммиак и другие вредные продукты обмена. ∆ароустойчивость определ€ют помещением исследуемого растительного объекта на определенное врем€ в камеру с высокой температурой и влажностью воздуха, исключающей охлаждение объекта благодар€ транспирации. ќб устойчивости суд€т по повреждению клеток, тканей, органов и т. д.

ѕо методу ‘. ‘. ћацкова листь€ исследуемых растений опускают последовательно на 30 мин в подогретую воду при температурах 40, 45, 50... до 80 ∞—, а затем в холодную воду на 10 мин, каждый раз отбирают пробы и после холодной воды перенос€т в 0,2 н. Ќ—1. ќтмершие (поврежденные) участки листьев и мертвые листь€ буреют. —равнительную жароустойчивость растений определ€ют также по изменению проницаемости протоплазмы и другими методами.

—пособы повышени€ жароустойчивости растений и избежани€ перегрева.

Ћабораторна€ инфильтраци€ в ткани листьев растворов —ахаров (глюкоза, галактоза, сахароза, маннит, лактоза, мальтоза, раффиноза) значительно повышает устойчивость к перегреву. ¬озможно, что сахара Ђконсервируютї структуру митохондрий, котора€ становитс€ менее чувствительной к тепловому стрессу, и этим сохран€ют энергетическую функцию митохондрий (ё. √. ћолотковский, 1961).

ѕ. ј. √енкель (1982) предложил дл€ повышени€ жароустойчивости сахарной свеклы, моркови, томата, дыни обрабатывать их семена перед посевом 0,25 %-ным раствором хлорида кальци€ (—а—№) в течение 20 ч. ќднако эффективность подобной обработки сем€н нестабильна. ƒл€ повышени€ жароустойчивости растений рекомендуют некорневую обработку посевов 0,05 %-ным раствором солей цинка. ’ороший эффект дают освежительные поливы дождеванием во второй половине дн€ (20-30 м3 воды на 1 га).

ƒл€ древесных растений (кустарников и плодовых деревьев) рекомендуют побелку: солнечный свет отражаетс€ от стволов, и они предохран€ютс€ от перегрева. »з мер, направленных на борьбу с повышенной температурой, можно отметить посадку полезащитных полос и полив. ќптимальна€ температура клубне-образовани€ у картофел€ около 17 ∞—. ѕри культуре картофел€ в южных районах –оссии и государств —Ќ√ высокие температуры почвы во врем€ роста и созревани€ клубней вызывают израстание, вырождение клубней, ускор€€ прохождение в них изменений, привод€щих к их одр€хлению, снижению урожайности, потере клубн€ми сортовых и семенных качеств (неправильна€ форма клубней, несвойственна€ сорту окраска и др.). »спользование вырожденных клубней дл€ посадки приводит к снижению урожа€. ƒл€ борьбы с вырождением картофел€ в южных районах используют летнюю (июльскую) посадку его на семена, когда развитие клубней совпадает с уже более холодной погодой сент€бр€.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.