јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

’ќЋќƒќ—“ќ… ќ—“№ –ј—“≈Ќ»…

”стойчивость растений к низким температурам подраздел€ют на холодостойкость и морозоустойчивость. ѕод холодостойкостью понимают способность растений переносить положительные температуры несколько выше 0 ∞—. ’олодостойкость свойственна растени€м умеренной полосы (€чмень, овес, лен, вика и др.). “ропические и субтропические растени€ повреждаютс€ и отмирают при температурах от 0 до 10 0— (кофе, хлопчатник, огурец и др.). ƒл€ большинства же сельскохоз€йственных растений низкие положительные температуры негубительны. —в€зано это с тем, что при охлаждении ферментативный аппарат растений не расстраиваетс€, не снижаетс€ устойчивость к грибным заболевани€м и вообще не происходит заметных повреждений растений.

—тепень холодостойкости разных растений неодинакова. ћногие растени€ южных широт повреждаютс€ холодом. ѕри температуре 3 ∞— повреждаютс€ огурец, хлопчатник, фасоль, кукуруза, баклажан. ”стойчивость к холоду у сортов различна. ƒл€ характеристики холодостойкости растений используют пон€тие температурный минимум, при котором рост растений прекращаетс€. ƒл€ большой группы сельскохоз€йственных растений его величина составл€ет 4 ∞—. ќднако многие растени€ имеют более высокое значение температурного минимума и соответственно они менее устойчивы к воздействию холода.

Ќакопление зеленой массы кукурузой не происходит при температуре ниже 10 ∞—. ”стойчивость растений к холоду зависит от периода онтогенеза. –азные органы растений также различаютс€ по устойчивости к холоду. “ак, цветки растений более чувствительны, чем плоды и листь€, а листь€ и корни чувствительнее стеблей. Ќаиболее холодостойкими €вл€ютс€ растени€ раннего срока посева.

ƒл€ сравнени€ рассмотрим особенности прорастани€ малоустойчивой к холоду кукурузы. ѕри температуре 18-20 ∞— всходы у кукурузы по€вл€ютс€ на 4-й день, а при 10-12 ∞— Ч только на 12-й день. ќ холодостойкости растений косвенно можно судить по показателю суммы биологических температур. „ем меньше эта величина, тем быстрее растени€ созревают и тем выше их устойчивость к холоду. ѕоказатели суммы биологических температур соответствуют скороспелости растений: очень раннеспелые имеют сумму биологических температур 1200 ∞—, раннеспелые Ч 1200-1600, среднераннеспелые Ч 1600-2200, среднеспелые Ч 2200-2800, среднепозднеспелые Ч 2800-3400, позднеспелые Ч 3400-4000 ∞—.

‘изиолого-биохимические изменени€ у теплолюбивых растений при пониженных положительных температурах.

ѕовреждение растений холодом сопровождаетс€ потерей ими тургора и изменением окраски (из-за разрушени€ хлорофилла), что €вл€етс€ следствием нарушени€ транспорта воды к транспирирующим органам.  роме того, наблюдаютс€ значительные нарушени€ физиологических функций, которые св€заны с нарушением обмена нуклеиновых кислот и белков. Ќарушаетс€ цепь ƒЌ  Ч > –Ќ  Ч > белок Ч > признак.

” некоторых видов растений наблюдаютс€ усиление распада белков и накопление в ткан€х растворимых форм азота. »з-за изменени€ структуры митохондрий и пластид аэробное дыхание и фотосинтез снижаютс€. ƒеградаци€ хлоропластов, разрушение нормальной структуры пигментно-липидного комплекса привод€т к подавлению функции запасани€ энергии этими органоидами, что способствует нарушению энергетического обмена растени€ в целом. ќсновной причиной повреждающего действи€ низкой температуры на теплолюбивые растени€ €вл€етс€ нарушение функциональной активности мембран из-за перехода насыщенных жирных кислот из жидкокристаллического состо€ни€ в состо€ние гел€, а также общие изменени€ процессов обмена веществ. ѕроцессы распада преобладают над процессами синтеза, происход€т нарушение проницаемости цитоплазмы (повышение ее в€зкости), изменени€ в системе коллоидов, снижаетс€ (падает) осевой градиент потенциалов поко€ (ѕѕ), активный транспорт веществ против электрохимического градиента.

»зменение проницаемости мембран приводит к тому, что нарушаютс€ поступление и транспорт веществ в растени€ и отток ассимил€тов, токсичных веществ из клеток. ¬се эти изменени€ существенно снижают жизнеспособность растений и могут привести к их гибели.  роме того, в этих услови€х растени€ более подвержены действию болезней и вредителей, что также приводит к снижению качества и количества урожа€.

ѕриспособление растений к низким положительным температурам.

” растений более холодостойких отмеченные нарушени€ выражены значительно слабее и не сопровождаютс€ гибелью растени€ (табл. 1). ”стойчивость к низким температурам Ч генетически детерминированный признак. »зменение уровн€ физиологических процессов и функций при действии низких положительных температур может служить диагностическим показателем при сравнительной оценке холодостойкости растений (видов, сортов). ’олодостойкость растений определ€етс€ способностью растений сохран€ть нормальную структуру цитоплазмы, измен€ть обмен веществ в период охлаждени€ и последующего повышени€ температуры на достаточно высоком уровне.

ƒл€ оценки холодостойкости растений используют различные методы диагностики (пр€мые и косвенные). Ёто холодный метод проращивани€ сем€н, сверхранние посевы в сырую и непрогретую почву, учет интенсивности по€влени€ всходов, темпов роста, накоплени€ массы, содержание хлорофилла, соотношение количества электролитов в надземной и подземной част€х растени€, оценка изменчивости изоферментного состава и др.

—пособы повышени€ холодостойкости некоторых растений.

’олодостойкость некоторых теплолюбивых растений можно повысить закаливанием прорастающих сем€н и рассады, которое стимулирует защитно-приспособительную перестройку метаболизма растений. Ќаклюнувшиес€ семена или рассаду теплолюбивых культур (огурец, томат, дын€ и др.) в течение нескольких суток (до мес€ца) выдерживают при чередующихс€ (через 12 ч) переменных температурах: от 0 до 5 ∞— и при 15-20 ∞—. ’олодостойкость р€да растений повышаетс€ при замачивании сем€н в 0,25 %-ных растворах микроэлементов.

ѕовысить холодостойкость растений можно прививкой теплолюбивых растений (арбуз, дын€) на более холодоустойчивые подвои (тыква). ѕоложительное вли€ние этих приемов св€зано со стабилизацией энергетического обмена и упрочением структуры клеточных органоидов у обработанных растений. ” закаленных растений увеличение в€зкости протоплазмы при пониженных температурах происходит медленнее.

«аморозки. Ѕольшой ущерб сельскому хоз€йству нанос€т кратковременные или длительные заморозки, отмечаемые в весенний и осенний периоды, а в северных широтах и летом. «аморозки Ч снижение температуры до небольших отрицательных величин, могут быть во врем€ разных фаз развити€ конкретных растений. Ќаиболее опасны летние заморозки, в период наибольшего роста растений. ”стойчивость к заморозкам обусловлена видом растени€, фазой его развити€, физиологическим состо€нием, услови€ми минерального питани€, увлажненностью, интенсивностью и продолжительностью заморозков, погодными услови€ми, предшествующими заморозкам.

Ќаиболее устойчивы к заморозкам растени€ раннего срока посева (€ровые хлеба, зернобобовые культуры), способные выдерживать в ранние фазы онтогенеза кратковременные весенние заморозки до -7...-10 ∞—. –астени€ позднего срока посева развиваютс€ медленнее и не всегда успевают подготовитьс€ к низким температурам.  орнеплоды, большинство масличных культур, лен, конопл€ перенос€т понижение температуры до -5...-8 ∞—, со€, картофель, сорго, кукуруза Ч до -2...-3, хлопок-до -1,5...-2, бахчевые культуры Ч до -0,5...-1,5 ∞—.

—ущественную роль в устойчивости к заморозкам играет фаза развити€ растений. ќсобенно опасны заморозки в фазе цветение Ч начало плодоношени€. яровые хлеба в фазе всходов перенос€т заморозки до -7...-8 ∞—, в фазе выхода в трубку до Ч 3, а в фазе цветени€ Ч только 1-2 ∞—. ”стойчивость растений зависит от образовани€ при заморозках льда в клетках и межклеточниках. ≈сли лед не образуетс€, то веро€тность восстановлени€ растением нормального течени€ функций возрастает. ѕоэтому первостепенное значение имеет возможность быстрого транспорта свободной воды из клеток в межклеточники, что определ€етс€ высокой проницаемостью мембран в услови€х заморозков. ” устойчивых к заморозкам культур при снижении температур в составе липидов клеточных мембран увеличиваетс€ содержание ненасыщенных жирных кислот, снижающих температуру фазового перехода липидов из жидкокристаллического состо€ни€ в гель до уровн€ 0 ∞—. ” неустойчивых растений этот переход имеет место при температурах выше 0 ∞—. ¬ цел€х максимального снижени€ повреждени€ растений заморозками необходимо проводить посев их в оптимальные сроки, использовать рассаду овощных и цветочных культур. «ащищают от заморозков дымовые завесы и укрытие растений пленкой, дождевание растений перед заморозками или весенний полив. ƒл€ вертикального перемещени€ воздуха около плодовых деревьев используют вентил€торы.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.