јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—“–≈ ќ«џ

ќтр€д ODONATA (стрекозы) насчитывает, в мировой фауне, по различным источникам от 3600 (7) до 4500 (10) видов, в том числе только в средней ≈вропе обитает 80 ви-дов представителей этого отр€да. Ёто самые древние насекомые, в процессе эволюции оставшиес€ примитивными. Ќаиболее древние остатки стрекоз относ€тс€ к каменно-угольному периоду, а совсем немногие из них, в частности юрского периода, только внешне похожи на некоторые современные формы.

Cистематическое положение отр€да следующеe:
 Ћј—— INSECTA
ѕќƒ Ћј—— PTERIGOTA
Ќјƒќ“–яƒ ODONATOIDEA
ќ“–яƒ ODONATOPTERA

—трекозы Ч средних или крупных размеров (до 13 см длинною) хищные насекомые, характеризующиес€ постепенным метаморфозом (5). ¬ своем развитии насекомое проходит три стадии Ч €йцо, личинка (нимфа), имаго.
’арактерен неполный тип превращени€.
»маго со стройным или коренастым телом, c двум€ парами сходно устроенных крыльев, имеющих сетчатое жилкование. Ќа голове крупные фасеточные (сложные) глаза, имеютс€ три простых глазка (2). ”сики (антенны) короткие щетинковидные состо€щие из 4-7 члеников. –отовой аппарат грызущего типа с сильными мандибулами.

Ќа первой паре крыльев имеетс€ глазок Ч птеростигма.

рыль€ могут быть прозрачные или окрашенные. Ќоги бегальные, перва€ пара предназначена дл€ удерживани€ добычи. ќрганы слуха располагаютс€ в усиках, органы звука на основании крыльев.

Ћичинки типа на€д (имеют трахейные жабры), живут от одного года до трех лет. Ћин€ют в процессе развити€ до 25 раз. Ћичинки имеют ротовые органы грызущего типа с сильно выт€нутой и коленообразно сгибающейс€ нижней губой, превращенной в мощный хватательный орган, способный удерживать жертву; ноги сильные ; у представителей подотр€да Zygoptara имеютс€ три листовидные хвостовые жабры (5). –азмер €йца в зависимости от видовой принадлежности колеблетс€ от 0,5 мм до 2 мм (2,10).

¬зрослые стрекозы питаютс€ насекомыми, пойманными на лету. —трекозы Ч характерные активные хищники.  ажда€ особь имеет свою территорию, на которой питаетс€, которую охран€ет от своих сородичей и в случае необходимости деретс€ за нее (2,4,5). ѕо их поведению их можно назвать хищники Ч дозорники. Cтрекозы поедают комаров, слепней и многих других представителей членистоногих, практически всех насекомых, которых способны поймать и одолеть (2,4,5,7). Ќимфы ведут водный образ жизни, обита€ главным образом в сто€чих водоемах : озерах, прудах и старицах рек.ќни не могут плавать, зато ход€т по дну среди разлагающихс€ остатков или растительности. Ќимфы также €вл€ютс€ хищниками: они лов€т водных насекомых, ракообразных, хвата€ их своей выдвижной губой (маской), снабженной щипами (5). “акже питаютс€ личинками комаров и мух.

яйца откладываютс€ различными способами в воду или в близи воды. ќдни виды погружают их в ткани растений или гнилую древесину, другие располагают в виде комков на каких-либо предметах непосредственно под поверхностью воды, третьи откладывают в воду лентами или кольцами, а иногда помещают в мокрую гр€зь близ уреза воды. —амки многих видов погружаютс€ в воду и смывают €йца с конца брюшка. ƒругие ползают под водой, откладыва€ €йца (2,4,6,8).

¬о врем€ откладки €иц некоторые самки складывают крыль€ веерообразно. —амка за жизнь может отложить от 200 до 1600 €иц (3, 4,9,10).Ќекоторые виды и до несколько дес€тков тыс€ч. Cтрекозы могут образовывать миграции.

Ќимфы более мелких видов развиваютс€ в течении года.

” крупных видов от двух до четырех лет. «имовка идет на стадии нимфы. ƒостигнув полного размера, нимфа выползает из воды и взбираетс€ на стебель растени€ или какой-нибудь другой предмет выступающий из воды, чтобы перелин€ть в последний раз. ѕокровы только что вышедших имаго затвердевают и преобретают окраску сравнительно медленно : многим из них дл€ этого требуетс€ один или два дн€ (4,5,9).

∆енских и мужских особей можно различить по интенсивности окраски: cамцы €ркоокрашены, самки же невзрачны. Ќа вершине брюшка самцов имеютс€ парные верхние и непарные нижние выросты Ч придатки, у самок же только парные верхние. «амечательной особенностью отр€да €вл€етс€ способ спаривани€. ¬ этом заслуга принадлежит самцу: в отличие от других мужских особей насеко-мых, у самца стрекоз имеютс€ вторичные половые органы, которые наход€тс€ на втором стерните брюшка Ч пузыревидный приемник. —амо половое отверстие находитс€ на 9 стерните брюшка. »ме€ такие половые органы, самцу перед спариванием приходитьс€ поступать следующим образом: самец подгибает конец брюшка вперед и переносит сперматозоиды в пузыревидный приемник. ¬о врем€ спаривани€ самец с помощью своих хвостовых гоноподов обхватывает шею самки; после этого самка подгибает свое брюшко вперед ко второму стерниту самца и в этом положении совершаетс€ собственно передача сперматозоидов. ѕодобна€ необычна€ процедура неизвестна больше ни в од-ном отр€де насекомых (1,2,4,5,9).

«начение представителей данного отр€да насекомых в природе, определ€етс€ их хищнической природой поведени€, красотой видового разнообрази€, а также местом обитани€ личиночной фазы развити€ : cтрекозы поддерживают видовое равновесие в экосистемах не только поеда€ различных представителей животного мира, а также тем, что их личинки €вл€ютс€ промежуточными хоз€евами раз-личных заболеваний (до160 видов), в том числе такого заболевани€ как простогониоз. Cвоей из€щной формой, а многие виды и своей окраской, стрекозы играют большую роль в эстетическом воспри€тии мира человеком (2,4,9,10).

отр€ду стрекозы (ODONATA) относ€тс€ три типа насекомых; они резко различаютс€ по своему облику, так и по поведению, однако число диагностических признаков, по которым они отличаютс€ друг от друга, невелико.

Cовременные формы одного из подотр€дов Ч Anisozygoptera Ч весьма редки и распространены лишь в ёго-¬осточной јзии. ¬ современной систематике отр€д включает в себ€ два подотр€да Ч равнокрылые (Zygoptera) Ч разнокрылые (Anisoptera).(2,5,6,10)

ѕодотр€д ZYGOPTERA Ч стройные и нежные насекомые с порхающим полетом, резко контрастирующим с быстрыми и целенаправленными движени€ми разнокрылых стрекоз (2,5,6). »маго равнокрылых стрекоз отличаетс€ очень своеобразно устроенной грудью: среднегрудь вместе с заднегрудью имеет вид примерно пр€моугольной призмы, наход€щейс€ приблизительно под углом 70-80 градусов по отношению к продольной оси тела.  рыль€ в покое направлены все вместе назад и насколько вверх под пр€мым углом к верхним кра€м средне Ч и заднегруди. »з-за того что последние до известной степени наклонены, сложенные таким образом крыль€ лежат параллельно друг другу и располагаютс€ пр€мо над брюшком (5,6,7,8). Ѕольшинство имаго темноокрашенные, однако некоторые имеют красные или черные перев€зи на крыль€х или металлически-зеленое, или бронзовое тело и крыль€. Hимфы также имеют стройное тело и три крупные хвостовые трахейные жабры. ѕредпочитают жить среди стеблей водных растений, а не непосредственно на дне водоемов.

ѕодотр€д включает три семейства Ч Calopterygidae, Agrionidae, Lestidae.ќчень красивы представители рода Calopteridae Ч  расотка блест€ща€ (Calopteryx splendens),  расотка Ч девушка (Calopteryx virgo). ѕредставител€ми данного подотр€да €вл€ютс€ также следующие виды: —трелка Ч девушка (Agrion puella), Ћютка-дриада (Lestes dryas) (2,3,4,5,7).

ѕодотр€д ANISOPTERA объедин€ет насекомых с более крепким телосложением и характеризуютс€ мощным, грациозным и превосходно управл€емым полетом. √рудь не на-клонена как у представителей равнокрылых стрекоз и крыль€ в покое направлены в стороны (2,5,6,8). ћногие виды €ркоокрашены и имеют на крыль€х броский рисунок Ч пестрый или п€тнистый. ” старых особей на теле и крыль€х часто развиваетс€ бледно-голубой восковой налет, который маскирует первоначальную окраску и рисунок.

Ќимфы также плотно сложены, многие живут в иле или тине на дне сто€чих водоемов. Ќаружные жабры у них отсутствуют, зато имеетс€ ректальна€ дыхательна€ камера, в которой и происходит газообмен. Ќи в одном другом отр€де насекомых подобной дыхательной камеры не обнаружено (5,9,10).

ѕодотр€д включает два семейства Ч Aeschnidae, Libtllidae. »звестными представител€ми данного подотр€да €вл€ютс€ виды Ч стрекоза плоска€ (Libellula depressa), коромысло камышовое (Aeschna juncea) (5,6,7).

данному подотр€ду относ€тс€ также следующие виды Ч дозорщик император (Anax imperator), Macromia magnifica; вымерша€ стрекоза, найденна€ в —редней ‘ранции с расправленными крыль€ми до 70 см Ч Meganeura monyi (6).

—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ

1. Ѕ≈ЋќЎјѕ »Ќ Ќ.√. CЋќ¬ј–№ —ѕ–ј¬ќ„Ќ»  ЁЌ“ќћќЋќ√ј, ћќ— ¬ј У Ќ»¬ј –ќ——»»Ф, 1992 г.

2. Ѕ≈…-Ѕ»≈Ќ ќ Ќ. . ќЅўјя ЁЌ“ќћќЋќ√»я,ћќ— ¬ј Ућ»–Ф, 1980 г.

3. ¬ќ–ќЌ÷ќ¬ ѕ.“. Ќј—≈ ќћџ≈ ¬ ѕ–»–ќƒ≈, Ћ≈Ќ»Ќ√–јƒ У Ќ≈¬јФ, 1988г.

4. ћј– ”Ў≈¬»„ ј.». –ј—“≈Ќ»я » ∆»¬ќ“Ќџ≈,ћќ— ¬ј "ѕ≈ƒј√ќ√» јФ, 1973 г.

5. –ќ—— √. У ЁЌ“ќћќЋќ√»я У, ћќ— ¬ј У ћ»–Ф,1995 г. 6. —“јЌ≈  ¬.я. »ЋЋё—“–»–ќ¬јЌЌјя ЁЌ÷» Ћќѕ≈ƒ»я Ќј—≈ ќћџ’, ѕ–ј√ј У ј–“»яФ, 1977г.

7. Ўќ¬≈Ќ –. ћ»– –ј—≈ ќћџ’, ћќ— ¬ј У ћ»–Ф,1970г.

8. ‘јЅ– ∆.ј. ∆»«Ќ№ Ќј—≈ ќћџ’, ћќ— ¬ј У “≈––јФ, 1993 г.

9. GUNTER P. DIE EDELLIBELLEN EUROPAS,LEIPZIG "УA. ZIEMSEN VERLAG"Ф, 1987г.

10. ROSER H. BIOLOGIE, LEIPZIG У YEBФ, 1986 г.

Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители, ¬одные беспозвоночные (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманные полевые определители ќбитатели водоемов и Ќасекомые –оссии
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.