јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

≈¬–ќѕ≈…— јя  ќ—”Ћя: Ѕ»ќЋќ√»я » Ё ќЋќ√»я

Ќасто€ща€ косул€ €вл€етс€ представителем особого рода, который характеризуетс€ закругленными, малоразветвленными, винтообразными шершавыми рогами, иногда покрытыми красивыми бугорками и без надглазных ветвей. «убов Ч 32, так как большей частью клыков нет.

осул€ европейска€ дика€ достигает 1,3 м длины и 75 см высоты, хвост Ч едва 2 см. —амец весит 20-30 кг, самка Ч меньше. —равнительно с благородным оленем косул€ сложена плотнее, голова у нее короче и притупленна€, туловище спереди толще, нежели сзади, спина почти пр€ма€: уши средней величины, глаза большие, живые, опушенные длинными ресницами. Ўерсть состоит из короткой, упругой, жесткой и круглой сети и длинного, волнистого, м€гкого и ломкого подшерстка. Ћетн€€ окраска Ч темно-ржавого цвета, зимой буро-серого. √лаза у косули большие, выразительные, темно-коричневые, с косо поставленными зрачками. ¬ес новорожденных косул€т европейской косули не превышает 1-1,3 килограмма.

–ога у молодых в виде небольших выступов Ч по€вл€ютс€ уже осенью первого года, но полного развити€ достигают только к апрелю следующего года. „аще первые рога имеют вид простого стержн€, иногда на них по€вл€ютс€ небольшие отростки. Ёти рога сбрасываютс€ в декабре, и к весне вырастают вторые рога, с 2-3 концами. Ќа третьем году рога достигают полного развити€. ” взрослых самцов в мае Ч июне рога окостеневают и очищаютс€ от кожи. ¬ 9-летнем возрасте у косули по€вл€ютс€ признаки старени€. ѕредельный возраст жизни их 11-12 лет, отдельные самцы доживали до 16 лет.

опыта у косули узкие, заостренные на переднем конце, черные и блест€щие. Ќа каждой ноге косули их по две пары (поэтому она принадлежит к отр€ду парнокопытных зверей) : одна главна€ Ч на третьем и четвертом пальцах, друга€ Ч дополнительна€ Ч на втором и п€том пальцах.
Ќа каждой ноге косули имеетс€ по две пары копытец. ќдна из них Ч более крупна€ Ч основна€. ¬тора€ пара, состо€ща€ из маленьких, боковых копытец, расположена довольно высоко над основной парой; косул€ опираетс€ на них только при ходьбе по рыхлому или топкому грунту.
ѕервого пальца у косули нет, он редуцировалс€ в процессе эволюции. ƒополнительные копытца вдвое меньше главных и расположены позади и значительно выше их, поэтому при ходьбе они обычно не касаютс€ грунта. Ќа передней ноге главное наружное копытце немного длиннее и острее, чем внутреннее, на задней оба главных копытца развиты одинаково. ” самцов след передних ног более круглый и тупой, у самок Ч более продолговатый и узкий.

Ќеравномерность гибели косуль разного пола может про€вл€тьс€ еще в период эмбрионального развити€. ќднако чаще среди новорожденных косул€т число самцов и самок бывает почти равным, и незначительное преобладание самок намечаетс€ лишь через несколько мес€цев после их рождени€.   концу лета среди тел€т на одного самца в среднем приходитс€ по 1,2 самки, а среди косуль старше полутора лет Ч уже 1,5 самки. “аким образом, эти и другие данные свидетельствуют о том, что самки косуль более жизнеспособны, чем самцы. ¬озможно, что в основе этого €влени€ лежат различи€ в физиологических и биохимических процессах, протекающих в организме животных, а также в их поведении.

¬заимодействие особей в попул€ции

а) ќсновные:

1) ќтношени€ между родител€ми в период размножени€.

√онные самцы свирепы не только к соперникам, но и к самкам, особенно молодым. —тарые самки во врем€ гона двигаютс€ медленно и не бо€тс€ самцов; молодые же бегают быстро и не сразу допускают к себе козлов, которые в этих случа€х приход€т в €рость, бросаютс€ на самку и сильно ее бьют, иногда нанос€ даже смертельные раны. јнтагонизм в поведении самца и самки отсутствует, а все движени€ животных, в том числе и стремительный бег самца за самкой, предшествующий спариванию, следует рассматривать как элементы брачных игр, имеющие важный биологический смысл. ƒействительно, движени€ партнеров во врем€ гона наход€тс€ в тесной взаимосв€зи. —воим преследованием, шипением, тактильным воздействием самец стимулирует самку, а она быстрым бегом стимулирует самца. “аким образом, самец не гонит самку, а только бежит за ней, стара€сь не упустить из вида. —амка также не боитс€ партнера, а напротив: именно он находитс€ в посто€нной тревоге, опаса€сь потер€ть ее.  роме бега брачные игры включают и другие элементы: игру в салки Ч наскакивание и перепрыгивание друг через друга и Ђцелованиеї Ч продолжительное обнюхивание друг друга Ђнос в носї.

—порный вопрос о взаимоотношени€х половых партнеров у косуль во врем€ гона в какой-то мере позвол€ют разрешить точно документированные с помощью радиослежени€ наблюдени€. ¬ первый день течки, когда самка еще не готова к спариванию, она вс€чески стараетс€ убежать от самца. —амец же, приход€ в сильное возбуждение, энергично ее преследует и часто, прегражда€ путь к отступлению, угрожает ей рогами. ѕриближа€сь к самке, самец нередко издает характерное шипение, что, по-видимому, означает угрозу. Ќа этот звук самка всегда реагирует, причем определенным образом: она поворачивает голову к самцу, затем приседает и мочитс€, а когда тот приближаетс€ к ней ближе, издает несколько свист€щих звуков и стремительно убегает.

2) —паривание

” европейских косуль гон начинаетс€ раньше всего, в начале июл€, на территории «ападной ≈вропы. ” европейских косуль, обитающих в Ўвейцарии и на —еверо-«ападе –оссии, гон происходит обычно в августе-сент€бре, в отдельных случа€х захватыва€ начало окт€бр€. ћассовый гон, во врем€ которого покрываетс€ большинство самок, продолжаетс€ не более мес€ца, хот€ отдельные гон€ющиес€ пары можно встретить в течение трех и более мес€цев.

“ечка у самок продолжаетс€ на более четырех-п€ти дней. —амец очень быстро определ€ет присутствие готовой к спариванию самки на своем участке, руководству€сь обон€нием, и образует с ней временную пару.

—начала самка бегает по широкому кругу, но затем, устав, начинает кружить почти на одном месте вокруг куста или дерева. ƒиаметр круга, по которому бегают животные, не превышает трех-четырех метров. Ќа земле от этого бега остаетс€ след Ч кругова€ тропа шириной около тридцати сантиметров. „асто косули бегают вокруг преп€тстви€, почти каса€сь его, тогда получаетс€ круг или эллипс диаметром не более полутора метров. »ногда уставша€ самка ложитс€ пр€мо на этой тропе, но возбужденный самец ударами рогов заставл€ет ее встать и делает садку. ѕосле этого оба звер€ ложатс€ отдыхать. ¬ последующие дни гон проходит более спокойно, самец уже не удерживает так активно самку, но при передвижении все же не отстает от нее и ложитс€ только тогда, когда л€жет самка. —паривание животных происходит многократно. ѕрив€занность самца к самке во врем€ гона поразительна. »ногда он не покидает даже убитую самку, несмотр€ на присутствие людей.

√он, как правило, происходит в пределах территориального участка самца. ≈сли на территории самца обитает только одна взросла€ самка, то он может оставатьс€ с ней и после ее оплодотворени€ до конца гона. ¬ других случа€х самец оставл€ет покрытую им самку и начинает гон€тьс€ за другой, наход€щейс€ в течке. ѕреследование же самки на чужих территори€х часто приводит к столкновению с другими самцами. ѕри значительном численном преобладании самок над самцами в данной местности наиболее сильные самцы могут покрыть п€ть Ч шесть самок.

Ќа прот€жении всего гона самцы наход€тс€ в посто€нном возбуждении. ¬ это врем€ они мало корм€тс€ и сильно худеют. —амцы много сил и времени затрачивают на мечение своей территории. Ќа участках, где они держатс€, с каждым днем увеличиваетс€ количество ободранных и сломанных рогами деревьев и выбитых копытами в земле так называемых п€тачков.

концу гона, когда большинство самок оказываютс€ оплодотворенными, возбуждение самцов затухает.

3) Ѕеременность

Ѕеременность у косуль длитс€ около 9 мес€цев, однако из этого срока 4-4,5 мес€ца падают на так называемый латентный период, в течение которого €йцо, пройд€ первые этапы дроблени€, задерживаетс€ в развитии до декабр€. ¬новь развитие €йца начинаетс€ в декабре и заканчиваетс€ в конце апрел€ Ч мае. Ќачало активного развити€ зародыша иногда сопровождаетс€ возбужденным поведением косуль. Ѕывают случаи, что самки, не участвовавшие в гоне летом, оплодотвор€ютс€ в это врем€. ” них развитие зародыша начинаетс€ без латентной стадии, и они принос€т потомство в те же сроки, что и косули, гон€вшиес€ летом, т. е. продолжительность беременности у них оказываетс€ равной около 5,5 мес€ца.

ќбычно самки принос€т 2 детенышей, редко 1 или 3. »звестны случаи, когда у самки находили 4 и 5 зародышей, но, видимо, часть их впоследствии рассасываетс€ или же молодые рождаютс€ нежизнеспособными.

осул€та род€тс€ беспомощными, с непропорционально длинными ногами и маленьким туловищем. ¬ес новорожденных косул€т европейской косули не превышает 1-1,3 килограмма, сибирской Ч 2-2,5 килограмма.

4) ¬ыкармливание детенышей.

—амка после родов тщательно вылизывает детенышей, съедает околоплодные оболочки и траву, где они лежали, затем съедает также и послед. ¬скоре после рождени€ еще не обсохшие и не пытавшиес€ встать на ноги детеныши подползают к соскам лежащей матери и первый раз сосут ее в течение нескольких минут. ¬торое кормление происходит через три-п€ть часов.   этому времени косул€та уже могут подн€тьс€ на ноги. ѕосле второго кормлени€ самка поочередно уводит косул€т подальше Ч за 20-250 метров от места их рождени€, обычно всех в разные стороны. «десь косул€та ложатс€, а самка пасетс€ или лежит в 40, иногда в 400 метрах от них.

¬ течение первых двух недель, когда детеныши еще не могут быстро бегать, мать приходит кормить каждого отдельно по три-четыре раза в день, а покормив н вылизав, сейчас же уходит.

¬ трехмес€чном возрасте св€зь тел€т с самкой становитс€ более устойчивой, и с этих пор до весны они посто€нно держатс€ вместе с ней, создава€ семейную группу.

5) ќбучение молоди.

–астут и развиваютс€ косул€та очень быстро: в двухнедельном возрасте они уже удваивают свой вес. “емп роста у самки европейской косули, котора€ в возрасте 3-4 дней весит 1,6 килограмма, на 17-й день ее вес увеличиваетс€ до 3,8 килограмма, на 40-й Ч до 7,0, на 54-й Ч до 9,0 и на 70-й Ч до 10,2 килограмма.   этому сроку длина тела молодого животного составл€ла 75 процентов обычной длины тела взрослой самки, а высота Ч 78 процентов.

Ќар€ду с питанием материнским молоком косул€та очень рано начинают поедать растительную пищу. ѕервые попытки скусывать и жевать отдельные травинки и самые м€гкие, распускающиес€ на концах древесных побегов листь€ у детенышей по€вл€ютс€ на п€тый день их жизни. Ќо перед тем, как начать есть новое растение, косул€та один или несколько дней его опробывают. ¬ мес€чном возрасте в рацион косули входит уже п€тнадцать пород деревьев и кустарников и дев€ть видов трав, а в полуторамес€чном число поедаемых ею видов трав€нистых растений возрастает до двадцати двух.

б) ѕроизводственные св€зи.

1) ќхрана индивидуального участка.

”частки обитани€ самцов. — наступлением весны каждому из половозрелых самцов приходитс€ отстаивать свое право на обладание определенным жизненным пространством с наиболее выгодными услови€ми

дл€ существовани€. Ћучшие участки распредел€ютс€, как правило, между старыми, равными по силе самцами. ¬ это врем€ между самцами происход€т насто€щие бои. ѕретенденту на данную территорию первое врем€ приходитс€ активно боротьс€ с конкурентами, которые, даже будучи раз изгнанными, могут вновь и вновь повтор€ть свои прит€зани€. ѕоэтому в мае, когда только еще устанавливаютс€ границы занимаемых самцами участков, территориальные самцы большую часть времени затрачивают на их мочение. Ђѕ€тачкиї и ободранные деревца представл€ют собой визуальные метки, рассчитанные прежде всего на зрительное воспри€тие. —реди визуальных меток находитс€ не меньшее число и запаховых меток Ч неободранные стволы и ветви деревьев и кустарников, а также высокие травы, на которые самец наносит секрет своих кожных желез. ѕахучий секрет наноситс€ и на визуальные метки.

ќсновна€ масса визуальных и запаховых меток располагаетс€ вдоль границ территории самца, обычно приуроченных к дорогам, просекам, опушкам леса и другим естественным границам на местности, а также вдоль троп и на самой территории. —амец посто€нно обновл€ет свои метки.

ѕлощадь территории самца европейской косули в среднем равн€етс€ 7,4 гектара.

Ќа хорошо освоенном участке самца можно выделить центральную зону и превышающую ее в п€ть Ч шесть раз периферийную зону. ÷ентральна€ зона всегда приурочена к наиболее безопасной части участка. —амец использует ее дл€ отдыха и укрыти€ от врагов во врем€ преследовани€, но кормитс€ здесь редко. Ёту зону легко определить по наибольшему количеству ложек, магистральных троп и визуальных меток. ÷ентральные зоны участков самцов обычно приурочены к склонам возвышенностей, поросших лесом с хорошим, густым трав€ным покровом, причем обычно ближе к вершинам холмов. ¬о всех случа€х места, выбранные самцами дл€ центральной зоны своего участка, отличаютс€ лучшей возможностью обзора и воспри€ти€ звуков. ¬ периферийной зоне располагаютс€ главным образом многочисленные тропы, св€зывающие центральную зону с местами водопоев и жировок на опушках, пол€нах, вырубках и пол€х сельскохоз€йственных культур. ќднако самец метит и периферийную зону, только менее интенсивно, чем центральную.

”частки обитани€ самок. ∆изненное пространство, на котором держатс€ самки в теплое врем€ года, как правило, бывает меньше участков обитани€, зан€тых самцами. ”частки самок слабо обособлены друг от друга.  роме того, они часто целиком накладываютс€ на участок одного из самцов или перекрываютс€ участками двух самцов. Ќо в некоторых случа€х они могут быть равны им или даже превышать их.

¬еличина участков самок, так же как и участков самцов, определ€етс€ плотностью населени€ животных в данной местности, кормностью ее угодий и наличием в ней укрытий. Ћетом размеры участков самок определ€ютс€ возрастом и подвижностью косул€т. ¬ конце июл€, когда подросшие тел€та уже начинают передвигатьс€ за матерью, но не далее чем в пределах 8-15 гектаров, самки расшир€ют свои участки до 15-35 гектаров. ¬ августе, когда тел€та уже сопровождают матерей повсюду, участки самок значительно расшир€ютс€ и перекрываютс€ друг другом.

»ндивидуальные участки самок чаще всего меньше территорий самцов и часто целиком накладываютс€ на них.

2) Ѕорьба за корм

ќценива€ кормовую базу любого вида животного, необходимо учитывать не только общий запас кормов, их состав и качество, но и доступность, а если речь идет о питании копытных зверей Ч то и концентрацию их на пастбищах. ѕоследнее особенно важно, так как если насыщенность пастбищ кормовыми растени€ми слишком мала, то энергетические затраты зверей на их поиск и добывание не будут оправданы. ¬ теплое врем€ года пищу себе косули наход€т, как правило, в достаточном количестве в большинстве стаций своего участка обитани€. «имой же запас кормов может быть резко ограничен, в результате чего он быстро истощаетс€ в первые же мес€цы. „асто, особенно во второй половине зимы, корма станов€тс€ недоступными животным из-за глубокого снега или чрезмерного его уплотнени€ и образовани€ лед€ной корки. ѕоэтому именно состо€ние зимней кормовой базы определ€ет не только размещение диких животных по территории региона, но и возможность дальнейшего роста их поголовь€ в данной местности.

«апасы летних кормов, несмотр€ на кажущеес€ их обилие, так же как и запасы зимних, при высокой численности растительно€дных животных могут оказатьс€ в дефиците. Ёто серьезным образом вли€ет на дальнейшую судьбу всего животного населени€ региона и в первую очередь копытных зверей.

3)  онкуренци€

ќбосновавшись на определенном участке, самец вступает в противоборство со всеми другими самцами, по€вл€ющимис€ в поле его зрени€. ¬ конфронтаци€х самцов-владельцев соседних территорий, происход€щих вблизи общих границ, наиболее €рко про€вл€ютс€ элементы ритуального поведени€. ѕеред непосредственным нападением на соперника, которое, кстати, совершаетс€ далеко не всегда, самец, демонстрирует ему свое превосходство, стара€сь запугать с помощью определенного набора поз. » этого часто бывает достаточно, чтобы соперник удалилс€. Ќо в начале весны, в разгар дележа территории конфронтации могут переходить и в насто€щие бои. ѕоведение самцов в конфликтной ситуации выгл€дит примерно следующим образом.

«аметив друг друга, противники сближаютс€. ѕримерно в тридцати Ч сорока метрах один от другого они останавливаютс€ в напр€женной позе с высоко подн€той головой. ≈сли хоз€ин территории сразу же не набрасываетс€ на пришельца, то оба самца медленно сход€тс€ до рассто€ни€ нескольких метров. «атем они снова останавливаютс€, встают друг к другу боком и возобновл€ют движение теперь уже параллельным курсом. „ерез некоторое врем€ они оба внезапно поворачиваютс€ и идут в обратном направлении. Ўе€ у них при этом подн€та вертикально, голова направлена чуть в сторону от соперника, но глаза Ч на него. —амцы как бы демонстрируют друг другу свой рост, рога и силу. Ётот элемент поведени€ исследователи называют демонстрацией уверенности в себе. ѕараллельное хождение животных сопровождаетс€ трением рогами и шеей о деревь€ и кусты, боданием их и рытьем земли передними ногами.

ѕо мере нарастани€ возбуждени€ звери все чаще начинают принимать позу угрозы. ѕри этом они низко опускают голову, прижима€ уши и направл€€ рога в сторону противника. Ўерсть на загривке и выгнутой вверх спине встает дыбом. »ногда у рта по€вл€етс€ пена. ѕоза угрозы временами смен€етс€ стремительными бросками в направлении соперника или одного или сразу обоих самцов. Ќо сразу, как правило, столкновени€ все же не происходит. Ќе добежав друг до друга одного Ч двух метров, звери внезапно останавливаютс€ и расход€тс€. „исло таких ложных бросков может достигать двух дес€тков. ¬ промежутках между ними самцы неоднократно нападают на кусты и молодые деревца и с ожесточением обдирают их рогами. »ногда оба звер€ начинают бодать один и тот же куст, причем рога их даже почти соприкасаютс€. ¬озбужденные самцы временами пыхт€т. Ќаконец, после очередной угрозы противники сталкиваютс€ рогами, стара€сь оттеснить друг друга. ≈сли силы соперников равны, то они долго топчутс€ на одном месте, не упуска€ случа€ высвободить свои рога и нанести противнику удар в голову или шею. ”став, животные расход€тс€, но если сильнейший среди них не вы€влен, то после нового тура описанного выше демонстрационного поведени€ оп€ть следует столкновение. ѕобежденный, в конце концов, самец спасаетс€ бегством. ѕобедитель же преследует его только на коротком рассто€нии.

ѕосле бо€ самец, оказавшийс€ сильнейшим и прогнавший соперника, еще некоторое врем€ продолжает нападать на деревь€ и копытить землю. ѕотерпевший же поражение зверь принимает позу подчинени€ Ч ходит с опущенной головой, деревьев не бодает и лишь касаетс€ их головой и шеей.

” некоторых самцов в демонстрационное поведение входит не только так называема€ переадресованна€ агресси€, когда животные, как мы только что могли видеть, вместо противника нападают на кусты и деревь€. »ногда приходитс€ наблюдать, как один или оба соперника одновременно вдруг начинают срывать листь€ с деревьев или щипать траву, имитиру€ пастьбу. ѕри этом они не перестают очень зорко наблюдать друг за другом.

осени агрессивность самцов повсеместно заметно снижаетс€. ¬ течение снежного периода самцы про€вл€ют наибольшее миролюбие по отношению к своим сородичам, чем в любое другое врем€ года. Ѕольшинство исследователей, наблюдавших косуль в природе зимой, при их групповом существовании не отмечали, за малым исключением, каких-либо конфликтов между животными.

4) »ерархи€

ћолодые самцы неизменно составл€ют самую подвижную часть любой попул€ции. ѕомимо присущего в той или иной степени молодым особ€м всех видов животных стремлени€ к расселению, мобильность молодых самцов косуль значительно увеличиваетс€ из-за агрессивного отношени€ к ним взрослых самцов. ћолодых козлов, едва достигших половой зрелости, более сильные старшие соперники изгон€ют с территорий, где те родились. Ќе облада€ еще достаточным опытом самосто€тельной жизни, молодые самцы вынуждены скитатьс€ в поисках мест обитани€, где их не преследовала бы агрессивность взрослых животных. “акие участки чаще всего оказываютс€ хуже в кормовом и защитном отношении, чем прежние. »ногда, однако, этот поиск приводит к обнаруживанию новых хороших угодий, что в конечном счете способствует освоению видом новых территорий, то есть расселению вида в целом.

5) —пособы общени€.

»здаваемые косул€ми звуковые сигналы €вл€ютс€ основными средствами их внутривидовой коммуникации. Ѕольшую роль в общении животных, особенно в период их коллективного существовани€, играют сигналы, рассчитанные на зрительное воспри€тие: особые позы, движени€, вид распускающегос€ хвостового Ђзеркальцаї.

«апахова€ сигнализаци€. —екрет желез, расположенных на голове в области лба и на шее самцов, несет информацию дл€ самцов-соперников, что данный участок местности уже зан€т, а дл€ самок Ч что здесь присутствует самец, готовый к размножению. ’оз€ин территории использует этот секрет дл€ мочени€ границ своих владений. ƒл€ этого он то и дело третс€ о деревь€ и кустарники не только рогами, но и головой и шеей, оставл€€ на них запаховые метки.

ќднако надо сказать, что гистологический анализ кожных желез косули, проведенный р€дом исследователей, показал, что специализированного лобного органа, выдел€ющего секрет дл€ мочени€, у самцов нет. —молистое пахучее вещество продуцируетс€ обычными, но значительно увеличенными сальными и потовыми железами кожного покрова всей головы и шеи.  онечно, степень развити€ и интенсивность выделени€ секрета этими железами наход€тс€ в пр€мой зависимости от общего физиологического состо€ни€ самца, в частности, Ч от величины его семенников.   весне у самцов наблюдаетс€ увеличение таких же желез и в области спины. Ќо здесь они развиваютс€ в значительно меньшей степени, чем на голове и шее. «имой же все эти железы почти не функционируют.

≈сли упом€нутые нами железы развиваютс€ и выдел€ют секрет лишь у самцов, причем только в определенный период, то у всех косуль всегда функционируют метатарзальные и межпальцевые железы. ћетатарзальные железы расположены на наружной стороне задних ног, несколько ниже скакательного сустава. ќни образованы крупными сальными железами и огромными скоплени€ми Ч Ђклубкамиї лотовых желез. ћежпальцевые железы, расположенные между парой главных копытец, имеютс€ как на передних, так и задних ногах. ќни образованы теми же железами, что и метатарзальные.  роме того, небольшие участки кожи с сильно развитыми потовыми железами были обнаружены у косуль вокруг копыт. —екрет желез, расположенных на ногах косули, остаетс€ на ее следу. ѕо его запаху сородичи звер€ получают исчерпывающие сведени€ о нем Ч его поле, возрасте, физиологическом состо€нии. ќриентиру€сь по запахам, косули отыскивают членов своей группы. ѕо следам же самец, разыскивает соперника, по€вившегос€ на его территории, а также самок во врем€ гона.

¬ажным источником дополнительной информации друг о друге у косуль служат также запах мочи, экскрементов, слюны; последнюю они оставл€ют на растени€х во врем€ жировки. ѕри встрече животных, особенно незнакомых, следует взаимное и продолжительное обнюхивание сначала носа, затем головы, туловища, метатарзальных желез и гениталий.

«вукова€ сигнализаци€. «вуки, издаваемые косул€ми, могут быть голосового и механического происхождени€. Ќаиболее известным голосовым звуком, издаваемым как сибирскими, так и европейскими косул€ми, €вл€етс€ громкий лай, весьма напоминающий собачий. Ћают как самцы, так и самки, будучи чем-либо испуганы или потревожены. ќбычно лай косули одиночный. ¬ более редких случа€х зверь лает несколько раз подр€д в течение иногда дес€ти минут. „аще всего животное лает, сто€ на месте, но бывает, что и на бегу. “огда звук ла€ становитс€ более коротким, но повтор€етс€ многократно. „еловек может услышать лай самца косули за три километра.

Ћай Ч это звук тревоги косуль. Ќередко он раздаетс€ на зор€х, когда животные выход€т на кормежку, настороженно контролиру€ все происход€щее вокруг. „асто лают косули и по ночам. Ќа голос одного звер€ большей частью отвечают лаем несколько других, подчас наход€щихс€ от него на рассто€нии полутора километров.

Ќаблюдени€ за европейскими косул€ми свидетельствуют о том, что они, по-видимому, гораздо реже, чем сибирские, реагируют на беспокойство голосом, в том числе и на €вную опасность, в частности, при по€влении около них человека. “о обсто€тельство, что в летний период самцы гораздо чаще, чем самки, реагируют на опасность голосом, по-видимому, может быть объ€снено гораздо большей степенью их общего возбуждени€ в это врем€ года.

¬торой голосовой звук, издаваемый косул€ми, Ч это свист. ≈го можно услышать в природе лишь случайно. Ќам, например, свиста взрослых самок слышать не довелось. ќднако, по наблюдени€м других исследователей, такой звук издают самки косуль во врем€ приближени€ к ним самца в период гона, как бы оповеща€ его о готовности к спариванию. —вист косули Ч высокий и не слишком громкий. ƒл€ человеческого слуха он почти не отличим от писка детенышей, разве что имеет более низкую тональность.

»з прочих голосовых реакций как европейских, так и сибирских косуль известны скуление, стон и рев раненых животных. Ёти звуки, по-видимому, выражают у животных боль.

¬озбужденные самцы при столкновени€х с соперниками или даже только при обнаружении их запаха издают звук, похожий на шипение или пыхтение. — тем же звуком самец, преследует самку, наход€щуюс€ в течке. »зредка шип€т обеспокоенные и агрессивно настроенные взрослые самки.

¬ажное сигнальное значение в общении косуль имеет цела€ группа звуков неголосового происхождени€, производимых при определенных телодвижени€х животных. ¬месте с ними они обычно составл€ют элементы исследовательского, а у самцов и агрессивного поведени€, рассчитанного не только на слуховое, но и зрительное воспри€тие. “акой способ общени€ свойствен и другим видам оленей.   нему относ€тс€ удары передними ногами о землю чем-либо обеспокоенной косули, заставл€ющие других членов группы замереть на месте. ќчень часто этим сигналом самка останавливает следующих за ней тел€т, пока сама не вы€снит причину возникшего беспокойства. Ќередко потревоженные звери начинают ходить, высоко поднима€ передние и задние ноги и с силой опуска€ их так, что слышен звук ударов копыт о землю. “аким образом они предупреждают наход€щихс€ р€дом тел€т или других косуль о возможной опасности.

¬о взаимоотношени€х территориальных самцов особое значение имеет звук, производимый копытами при расчистке ими Ђп€тачковї в лесной подстилке или трав€ном покрове, которые они оставл€ют у основани€ помеченного рогами деревца или куста.

другим звукам механического происхождени€, с помощью которых косули извещают об опасности своих сородичей, можно отнести нарочито шумные и высокие прыжки, совершаемые особенно часто в густом подлеске или высокой траве. ѕредупредительным сигналом может служить прыжок самки, заставл€ющий затаиватьс€ маленьких тел€т, а также щелканье ее копыт на бегу.

—игналы, рассчитанные на зрительное воспри€тие. Ёто сигналы ближнего действи€. ќни характерны дл€ косуль, наход€щихс€ в группе: летом Ч в семейной, а зимой Ч в стаде. ¬ период группового образа жизни косули особенно широко используют визуальную сигнализацию. ќднако они обычно комбинируют ее с запаховой и звуковой. Ётот тип сигнализации, как и многие из перечисленных ранее, включает разные элементы ориентировочно-исследовательского поведени€ животных. Ёто Ч настораживание и вы€снение обстановки, а при уточнении опасности Ч бегство или затаивание. “ак, например, заметив в позе тревоги одну из косуль, другие звери мгновенно прекращают пастись или встают с ложек, сбиваютс€ в кучку и тоже принимают позу тревоги. ѕока еще причина беспокойства не установлена, неподвижна€ поза у одной или нескольких особей может смен€тьс€ хождением в позе тревоги Ч медленным передвижением с вертикально выт€нутой шеей и высоким подниманием ног. Ќепосредственным зрительным сигналом к бегству всей группы чаще всего €вл€етс€ вид побежавшей особи с распущенным Ђзеркальцемї.

¬ли€ние внешних факторов на плотность попул€ции.

ѕричины колебани€ численности:

а) јбиотические факторы.

Ќа большой части ареала бывают случаи массовой гибели косуль от истощени€ в суровые и многоснежные зимы с продолжительным настом.  осули плохо перенос€т высокий снеговой покров: европейские косули с трудом передвигаютс€ по снегу высотой 20-30 см, а сибирские выше 40-60 см. ¬ снежный период года косули люб€т ходить по своим протоптанным тропам.

б)  ачественный и количественный состав кормов.

«имой и летом встречаютс€ преимущественно одиночные животные и группы из двух Ч трех особей, осенью и зимой по€вл€ютс€ табуны из четырех Ч дес€ти и редко из большего количества зверей. ¬еличина групп косуль в снежный период во многом определ€етс€ плотностью их населени€.

Ќаилучшие пастбища косуль Ч молодн€ки лиственных пород, возникающие чаще всего на вырубках лиственных и еловых лесов. “акие пастбища отличаютс€ наибольшей концентрацией легко доступного и питательного веточного корма. “ак, известно, что его запас на вырубке второго-третьего года существовани€ увеличиваетс€ в восемь-дев€ть раз в сравнении с коренными насаждени€ми. Ќаивысша€ продуктивность Ч 3,8-4,6 тонны побегов (имеетс€ в виду воздушно-суха€ масса) из расчета на 100 гектаров Ч достигаетс€ на п€том году зарастани€ вырубки. —ходные результаты дают и несплошные рубки, производимые с целью улучшени€ условий освещенности под пологом леса. Ќа шестой год после таких рубок, например, в дубово-€сеневом лесу запасы кормов дл€ косуль могут превысить 8 тонн на каждые 100 гектаров. ƒостаточный запас полноценных зимних кормов косули наход€т и в других обычных дл€ них стаци€х Ч на опушках лесов, в заросл€х кустарников. ¬ спелых насаждени€х услови€ существовани€ дл€ косуль зимой гораздо хуже.

¬есной с началом вегетации растений косули резко мен€ют характер своего питани€, так как в массе по€вл€етс€ зелена€ листва на деревь€х и кустарниках и отрастают травы. ≈стественно, что запас весенних кормов дл€ косуль в любом угодье во много раз превосходит зимние.

в) ’ищники.

ќсновной враг косули Ч волк. ќсобенно большой урон волки нанос€т попул€ции косуль зимой, при высоком снежном покрове. ¬ ≈вропе, в том числе у нас в  рыму, на косуль, особенно молодых, часто нападает лисица.  ое-где, например на јлтае и ”рале, косул€ нередко становитс€ жертвой рыси. Ќа юге ƒальнего ¬остока косулю преследует харза.

г)  онкуренты.

осул€ вступает в острые конкурентные отношени€ с благородным оленем, который там, где численность его значительна€, €вно угнетает косулю.

д) ¬ли€ние генетических факторов, возможные несчастные случаи.

е) ћиграци€.

” европейских косуль, за исключением тех, которые живут в горных районах, участки обитани€ как отдельных особей, так и групп зверей обычно представл€ют собой целостную территорию. ѕри этом, однако, не вс€ ее площадь используетс€ равномерно: в разные сезоны животные предпочитают держатьс€ то на одних, то на других участках. √одовые участки обитани€ этих зверей по своей конфигурации приближаютс€ к окружности. ѕлощадь их у самцов в среднем составл€ет около 150, у самок Ч около 120 гектаров. —езонные же участки располагаютс€ внутри годовых таким образом, что примерно наполовину перекрывают друг друга. ÷ентры сезонных участков наход€тс€ поблизости один от другого. ¬ каждый сезон большинство зверей предпочитают держатьс€ в центре соответствующего сезонного участка, отход€ от него не далее полукилометра. ¬ св€зи с многолетним ходом изменени€ погодных условий, а соответственно и кормовой базы границы годовых и сезонных участков могут мен€тьс€. Ќа изменение границ участков обитани€ существенное вли€ние оказывает также хоз€йственна€ де€тельность человека.

¬ некоторых регионах азиатской части ареала косул€м свойственны не только кочевки, но и дальние миграции. ¬ последнем случае летние места обитани€ косуль оказываютс€ отделенными от зимних участков дес€тками, а иногда и сотн€ми километров. ≈стественно, что у мигрирующих животных жизненное пространство довольно четко раздел€етс€ на сезонные участки и св€зывающую их территорию, по которой происход€т весенние и осенние передвижени€ зверей. ¬месте с тем, за исключением времени миграций, образ жизни этих косуль, а также характер их территориального распределени€ на каждом из сезонных участков Ч летнем или зимнем Ч весьма сходны с таковыми у косуль, живущих оседло в течение круглого года.

’арактер распределени€ особей в пространстве.

—тадность

Ѕольшую часть года инстинкт стадности у косуль слабо выражен.  осуль следует считать звер€ми, ведущими не только одиночный, но даже отшельнический образ жизни. ќбразование же ими небольших стад €вл€етс€ исключительным €влением, вызванное местными неблагопри€тными услови€ми. ѕовсеместно в окт€бре косули объедин€ютс€ в небольшие табунки по две-восемь особей, которые существуют в течение всего снежного периода. ¬озникновение зимних стад происходит на основе объединени€ семейных групп Ч самок с тел€тами, количество одиночных животных в это врем€ по сравнению с летом уменьшаетс€ в три-п€ть раз. “аким образом есть все основани€ относить косуль к животным, ведущим одиночно-семейный и сезонно-групповой образ жизни.

рупные стада, включающие по нескольку дес€тков животных, отмечаютс€, как правило, лишь у полевых косуль. ” лесных же Ч встречи стад, состо€щих более чем из восьми-дес€ти зверей, весьма редки и наблюдаютс€ обычно в наиболее суровые и многоснежные зимы. Ѕольшие скоплени€ косуль вне периода их миграций можно рассматривать лишь как результат вынужденной концентрации зверей на ограниченных малоснежных участках с достаточными запасами кормов, а не как их естественное сезонное стремление к объединенному образу жизни.

ќ способности косуль образовывать группы обычно суд€т по сезонному или годовому показателю стадности, то есть среднему количеству зверей в одной группе, вычисленному по данным всех встреч животных за определенный сезон или весь год.

¬оздействие человека.

ќсновные виды охоты на косулю.
¬ насто€щее врем€ охота в большинстве индустриальных стран уже утратила свой первоначальный, утилитарный характер, когда ее главной задачей была добыча м€са. “еперь охотник стал спортсменом, который посредством охоты удовлетвор€ет свое влечение к общению с дикой природой, получает разр€дку от все нарастающего нервного напр€жени€ городской жизни. ќхота имеет дл€ него также огромное познавательное значение, целью которой €вл€етс€ не только добыча звер€, но и изучение его жизни.

осул€ из всех видов копытных зверей Ч наиболее удачный объект дл€ спортивной охоты, так как требует от охотника-спортсмена про€влени€ большой подвижности, умени€ сочетать быструю реакцию с хорошей выдержкой, отличного владени€ оружием. ”дачному выстрелу, принос€щему желанный трофей, предшествует поиск звер€, требующий знани€ его повадок. ќхотникам и специалистам, изучающим поведение косуль, хорошо известно, что этих зверей бесполезно скрадывать по ветру, позвол€ющему им учу€ть человека в лесу более чем за двести метров, а на открытом пространстве даже за четыреста метров. “ак же бесполезно пытатьс€ подойти к косул€м по шуршащей лесной подстилке. » тем не менее опытные охотники умеют приблизитьс€ к косул€м на рассто€ние верного выстрела. —портивна€ охота на косулю широко распространена в европейских странах, а в последние годы она завоевывает все большее место и в европейской части бывшего ———–. Ќо на просторах —ибири и ƒальнего ¬остока все еще преобладает промыслова€ охота, при которой заготовки косули ведутс€ целыми бригадами охотников-промысловиков. ѕромысловый отстрел сибирских косуль производитс€ даже в пригородных охотничьих хоз€йствах.

ƒл€ охотника-спортсмена наиболее интересна охота в одиночку, позвол€юща€ ему в полной мере использовать свой опыт и мастерство в выслеживании звер€. ѕри этой охоте чаще всего примен€етс€ стрельба с подхода к пасущимс€ или отдыхающим косул€м. ¬ зимнее врем€ выслеживание косуль значительно облегчаетс€, так как следы их хорошо видны на снегу. ќднако неизбежный шум, производимый охотником при скрадывании косуль по снеговому следу, особенно в морозную погоду, делает этот вид охоты малоэффективным. ƒобыть косулю гораздо легче, использу€ нарезное оружие, позвол€ющее стрел€ть с большого рассто€ни€ Ч до 300 метров. “ака€ стрельба дл€ косуль всегда губительна, особенно на открытых местах, так как в этом случае животные не могут определить направлени€, откуда исходит опасность, и нередко сами приближаютс€ к стрелку.

ќсенью и зимой часто практикуют охоту с подъезда к животным на телеге или сан€х, запр€женных лошадью, так как там, где косули часто пасутс€ у дорог, они привыкают к виду транспорта и не бо€тс€ его. »скусство стрелка при таком способе охоты прежде всего заключаетс€ в том, чтобы в наиболее удобном дл€ стрельбы месте незаметно дл€ зверей слезть с повозки. «имой охотник обычно просто вываливаетс€ из саней в снег, а упр€жка, управл€ема€ возчиком, продолжает путь, отвлека€ тем самым внимание зверей.

ќдним из широко распространенных способов индивидуальной охоты €вл€етс€ стрельба из-за засады, которую устраивают у мест посто€нных жировок или переходов косуль. ќчень удобны дл€ охотников в этих случа€х небольшие площадки, укрепленные на деревь€х, или специальные вышки, поставленные на границе леса и открытого пространства. — них охотник, име€ хороший обзор, может стрел€ть зверей по выбору. — помощью таких засидок в охотничьих хоз€йствах обычно производ€т селекционный отстрел косуль. ¬ ѕольше весьма попул€рна осенн€€ охота на косуль в лунные ночи, когда зверей, вышедших на кормежку в поле, стрел€ют из штуцера с оптическим прицелом.

¬ более редких случа€х на самцов косуль разрешаетс€ охота в период гона, в июле-августе. Ёта охота очень интересна, она требует от охотника-спортсмена большого умени€ и изобретательности, поскольку самцов приходитс€ подманивать на выстрел, пользу€сь манком, имитирующим голос самки.

»ногда спортивную охоту провод€т коллективно. ≈сли охота ведетс€ в горах, где косули уход€т от преследовани€ через седловины и ущель€ по одним и тем же своим тропам, то чаще всего практикуетс€ нагон косуль одним или двум€ загонщиками на несколько стрелков, устраивающихс€ в местах наиболее веро€тных переходов зверей.

¬есьма широкое распространение, особенно в европейской части бывшего ———–, до недавнего времени имела облавна€ охота на косуль. ¬ такой охоте принимали участие дес€ток или более стрелков, не счита€ такого же количества загонщиков. —уть дела заключалась в том, чтобы зверей, попавших в оклад, нагнать на линию стрелков, расположенную с подветренной стороны. ѕри этом каждому стрелку надлежало зан€ть тот или иной номер у посто€нных троп или других звериных лазов. Ётот тип охоты наиболее добычлив, а потому наносит населению косуль очень большой ущерб. ¬ силу этого в насто€щее врем€ он запрещен во многих охотничьих хоз€йствах.

ќчень интересна охота на косуль с гончими собаками. »звестно, что собаки этой породы предпочитают косулю зайцу и работают по ней с большим азартом. “ем не менее в некоторых странах, например в Ѕолгарии, охота с гончими на косулю запрещена. ƒело в том, что косули, как и другие копытные, часто спасаютс€ от преследовани€ собак в воде, отчего в холодную погоду простужаютс€, а потом нередко погибают от пневмонии и других легочных заболеваний. ѕереболевшие же звери, будучи ослабленными, не могут участвовать в размножении следующего сезона. Ѕыло установлено также, что из тех мест, где косуль часто беспоко€т собаки, они вообще уход€т в более спокойные районы. ѕоэтому во многих странах «ападной и ¬осточной ≈вропы рекомендуетс€ примен€ть собак только при розыске подранков. ƒл€ этой цели в охотничьих хоз€йствах держат несколько специально натасканных гончих, легавых, терьеров или кокер-спаниелей, работающих по кров€ному следу.

осул€ повсеместно принадлежит к дичи, добыча которой разрешена лишь по лицензии. ¬ лицензии об€зательно должны быть указаны сроки охоты, участок, на котором должен быть добыт зверь, фамилии охотника и егер€, контролирующего отстрел.

Ќаши авторские методические материалы по млекопитающим –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по млекопитающим –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель Ќаземные млекопитающие (звери) –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов «вери и следы (его можно купить в Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманные полевые определители «вери и их следы, ∆ивотные. ќпределитель,
цветную ламинированную определительную таблицу ћлекопитающие и следы их жизнеде€тельности,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" «вери, ƒомашние животные.

роме того, на нашем сайте ¬ы можете приобрести методические материалы по зоологии позвоночных животных:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: –ыбы, јмфибии, –ептилии, ѕтицы,
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов: –ыбы, јмфибии, –ептилии, ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно купить в Play Google или скачать из AppStore) ,
цветные ламинированные определительные таблицы: –ыбы, јмфибии и рептилии, «имующие птицы, ѕерелетные птицы,