јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ќ–јЋЋџ: –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ » «Ќј„≈Ќ»≈

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ораллы Ч это не красные или черные бусы и не снежнобелые колючие безделушки. Ёто морские животные, представители типа кишечнополостных, а бусы и украшени€ изготавливают из их скелетов.  ораллы €вл€ютс€ одной из древнейших групп многоклеточных организмов Ч они существуют на «емле не менее 550 млн. лет. Ќа прот€жении всей своей истории кораллы принимали не-посредственное участие в формировании известковых органогенных построек, прежде всего всем известных рифов.

ќ том, каково значение рифов, а следовательно, и кораллов, можно соста-вить представление из их даже самой общей характеристики.

ѕлощадь, зан€та€ в наше врем€ коралловыми рифами, очень велика Ч по подсчетам разных исследователей она колеблетс€ в пределах от 150 тыс€ч до первых миллионов квадратных километров. Ёто сама€ продуктивна€ зона ћи-рового океана Ч ежегодно в ней вылавливают во всем мире до 7 млн. т. рыбы, а также различных съедобных ракообразных (креветки, крабы, омары и др.), моллюсков (тридакны, устрицы и др.) и т.д. Ѕурение на рифовом шельфе »ндо-ѕацифики (јвстрали€, »ндонези€, ѕолинези€) показало, что с рифами очень часто св€заны промышленные залежи горючих полезных ископаемых Ч нефти и природного газа. „то же касаетс€ древних, ископаемых коралловых рифов, то с ними св€зано примерно 15 % всех нефт€ных и газовых месторождений мира. ѕродуктивные рифовые массивы обнаружены и в нашей стране (ѕредуралье).

1.  ќ–јЋЋќ¬џ≈ –»‘џ

–иф Ч особа€ форма подводного рельефа, карбонатна€ конструкци€ на шельфовом мелководье, образованна€ выдел€ющими известь рифостро€щими (иначе Ч герматипными) организмами, что в совокупности с комплексом физико-географических параметров и определ€ет специфичность рифовой экосистемы.

–азличают две основные группы рифов Ч барьерные и атоллы.

Ѕарьерные Ч это прослеживающиес€ вдоль берегов на многие сотни и даже тыс€чи километров (например, Ѕольшой Ѕарьерный риф вдоль северо-восточного побережь€ јвстралии) рифовые гр€ды, которые отдел€ют прибрежную лагуну различной глубины от открытого мор€.

јтолл Ч подводна€ гора увенчанна€ рифовой постройкой, имеюща€ в поперечнике округлую или эллиптическую форму. ” берегов морей в зоне тропиков часто встречаютс€ и мелкие одиночные рифы, не образующие барьеров.

Ѕиоценоз кораллового рифа в систематическом отношении исключительно разнообразен и представлен многими сотн€ми видов растений и животных как продуцентами, так и консументами, образующими единую пищевую (трофическую) цепь. Ёто едина€, сама€ активна€ и одновременно сложнейша€ на «емле экосистема. ¬ то же врем€ она древнейша€ из всех известных экосистем и сама€ устойчива€.

ораллово-рифова€ экосистема строго приурочена и приспособлена (адаптирована) к окружающей среде, к зоне тропиков, в которой не происходит существенных сезонных изменений. Ќапример, разница между среднемес€чными летней и зимней температурами здесь не должна превышать 3?. ¬ода должна быть чиста€, что обусловливает необходимое дл€ фотосинтеза количество света, нормально солена€ (36Й), сильно подвижна€, богата€ кислородом. ќтсюда €сно, что наиболее благопри€тные области дл€ существовани€ герматипных кораллов, а следовательно, и рифообразовани€ ограничены сравнительно небольшими глубинами Ч примерно до 50 м, но зона их процветани€, как правило, не глубже 20-25 м.

√лавными рифостроител€ми, формирующими основной карбонатный каркас рифа, €вл€ютс€ разнообразные известковые водоросли Ч красные (родофиты) и зеленые (хлорофиты), которые иногда дают до 70 % всего карбонатного вещества. ¬ыделение кальци€ и магни€ функционально св€зано с фотосинтезом, а следовательно, герматипность организмов не растительного происхождени€ определ€етс€ прежде всего их способностью к симбиозу с растени€ми, с водоросл€ми, которые посел€ютс€ во внутреннем слое стенки кораллового полипа и употребл€ют в пищу азотистые остатки его продуктов питани€. ѕосредством свойственного всем растени€м фотосинтеза зооксантеллы выдел€ют кислород, усваиваемый кораллом, и содействуют образованию кальциевых солей, из которых коралловый полип строит свой скелет. ѕоэтому среди всех животных кораллам принадлежит главна€ роль в образовании рифов (до 30 % карбонатного вещества). ¬ значительно меньшей степени герматипные моллюски (например, тридакны), фораминиферы, мшанки, губки, полихеты, иглокожие, у которых способность к симбиозу с водоросл€ми выражена слабее.

2.  ќ–јЋЋџ. ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» —“–ќ≈Ќ»я » –ј«¬»“»я

¬се кишечнополостные (тип Coelenterata, иначе Cnidaria) Ч почти исключительно морские животные с лучистой симметрией тела, с одной внутренней полостью, котора€ открываетс€ также одним отверстием. —тенка их тела состоит из наружного сло€ (эктодермы) и внутреннего (энтодермы), между которыми находитс€ слой бесструктурной так называемой мезоглеи. ¬ эктодерме расположены стрекательные клетки (книдобласты), которые при необходимости защиты от хищников или, наоборот, при нападении на мельчайших рачков, инфузорий и др., служащих им пищей, сокращаютс€ и выбрасывают нить с €довитой жидкостью (отсюда происходит и второе название этого типа Cnidaria, т.е. стрекающие).

¬ составе кишечнополостных выдел€ютс€ следующие три класса:

1. √идроидные полипы (Hydrozoa; к ним относитс€ наша пресноводна€ гидра). ќдиночные и колониальные животные, отдельные особи которых могут иметь форму как полипа, так и медузы, обладающие псевдохитиновым или известковым скелетом. »звестны с кембри€, а возможно, и из докембри€, существуют и ныне.

2. —цифоидные (Scyphozoa). Ёто медузы с толстым студенистым слоем, отпечатки которых в горных породах встречаютс€ также начина€ с кембри€, а возможно, и с позднего докембри€.

3.  оралловые полипы, или просто кораллы (Anthozoa), большинство которых характеризуетс€ наличием скелета, сложенного фибрами арагонита или кальцита. »х достоверные древнейшие представители известны с ордовика, но возможно, они по€вились и раньше.

ѕалеонтологи€ располагает не самими организмами, а их остатками, которые могут сохран€тьс€ в ископаемом состо€нии Ч окаменевшими скелетами, отпечатками, слепками, €драми. ¬ этом отношении кораллы представл€ют собой очень ценный объект дл€ палеонтологических исследований, поскольку большинство из них всегда формировало прочный скелет.

—обственно кораллы Ч исключительно морские животные. ќни могут быть одиночными и колониальными. “ело каждого полипа (зооида) имеет вид мешочка со щелевидным отверстием Ч ртом, который окружен щупальцами. ќт рта во внутреннюю полость идет коротка€ сплющенна€ глотка. —ама внутрен-н€€ полость разделена вертикальными перегородками (мезентери€ми), не соедин€ющимис€ в центре полости между собой. —тенка, как и у всех других кишечнополостных, трехслойна€.

¬ ископаемом состо€нии отпечатки м€гких частей тела кораллов встречаютс€ крайне редко. ¬ этом отношении уникальна находка, сделанна€ канадским палеонтологом ѕ.  оппером (Copper, 1985). ¬ силурийских отложени€х, возраст которых около 430 млн. лет, он обнаружил окаменевшие, замещенные породой полипы кораллов Ч фавозитиды с прекрасно сохранившимис€ щупальцами Ч от 11 до 13, однако у большинства экземпл€ров их 12.  ак могло случитьс€, что так хорошо сохранились столь нежные мелкие полипы? ѕ.  оппер предположил, что возможно, эти кораллы приспособились к жизни в услови€х сверхжесткой воды, т.е., по сути дела, еще в процессе жизни просто как бы наполнились минеральным веществом, которое и сохранилось, передав нам и форму, и общие черты строени€ полипов. ќднако это мало веро€тно, поскольку, как показали многочисленные анализы, в такой более чем пересыщенной минеральными сол€ми (прежде всего известью) воде не может существовать вообще ни один организм. Ѕолее очевидно, что такие кораллы жили в обычных благопри€тных дл€ них услови€х, но внезапный привнос в этот участок морского бассейна огромного количества минеральных веществ (возможно, даже с берега) уничтожил все живое; погибших полипов попросту никто не смог съесть, и они заместились карбонатом кальци€ уже после смерти. ќднако по-добные случаи встречаютс€ крайне редко.

¬ эктодерме кораллов наход€тс€ книдобласты. ¬ энтодерме у них развиты реснички, содействующие процессу пищеварени€, а также обитают симбиотические водоросли-зооксантеллы.  летки, формирующие скелет (каликобласты), располагаютс€ на нижней (базальной) поверхности эктодермы. ќтметим, что у всех главнейших в истории «емли кораллов-рифообразователей, т.е. у всех современных нам склерактиний, как и у палеозойских ругоз и табул€т, скелет наружный, эктодермальный.

” кораллов известно и половое и бесполое (вегетативное) размножение, можно даже сказать, что дл€ них характерно чередование полового и бесполого поколений. »з оплодотворенного €йца развиваетс€ личинка (планула). ≈е тело покрыто ресничками, что помогает свободно плавать. ѕоплавав несколько дней, планула выбирает удобное место и прикрепл€етс€ к субстрату Ч какой-нибудь раковине, обломку коралла, камню, просто ко дну Ч и дает начало новой коралловой постройке Ч одиночной, колониальной или псевдоколониальной.

ќдиночные кораллы размножаютс€ только половым путем. ≈сли же коралл колониальный или псевдоколониальный, то вскоре после прикреплени€ планулы он начинает почковатьс€ или делитьс€. ѕочкование и деление Ч разные типы вегетативного размножени€: в первом случае материнский полип образует одну или несколько дочерних почек, сохран€€ при этом свою целостность, а во втором тело материнского полипа делитс€ пополам или на большее количество частей, из которых образуютс€ новые полипы. Ётот процесс может протекать многократно и в результате формируютс€ иногда сложные агрегатные постройки, состо€щие из очень многих зооидов, скелет каждого из которых называетс€ кораллитом. ћежду отдельными зооидами в колонии может развиватьс€ особа€ промежуточна€ ткань (ценосарк), также выдел€юща€ скелет (цененхиму). ” некоторых форм дочерние полипы возникают в этой ткани Ч так называемое ценосаркальное почкование.

олони€ кораллов, как и других организмов, Ч это единое сложное генетическое образование, дифференцированное на разные участки, которые не только отличаютс€ друг от друга морфологически, но и выполн€ют различные физиологические функции.  олонии широко известны у современных кораллов, но также встречаютс€ и у ископаемых, примером чего служат палеозойские гелиолитоидеи.

ƒл€ кораллов очень характерны так называемые псевдоколонии Ч в этом отношении особенно типичны палеозойские ругозы и некоторые табул€ты. ѕсевдоколониальна€ постройка возникает тогда, когда последовательное многократное почкование приводит к образованию сложных агрегатов, состо€щих из плотно или неплотно соприкасающихс€ кораллов совершенно аналогичного строени€, причем всегда лишенных ценосарка, т.е. в которых все особи одинаковы и морфологически, и функционально. »ногда стенки кораллитов бывают пронизаны порами, соединены трубочками, т.е. между собой. Ёто €вление называетс€ коммуникатностью, и можно утверждать, что коммуникатность свойственна всем кораллам.

ќбразованные кораллами сложные скелетные постройки в общем случае называютс€ полипн€ками. ¬ просторечии их часто просто называют колони€-ми, хот€, как мы видели, это далеко не всегда верно. ‘орма полипн€ка во многом зависит от целого р€да причин, в том числе от субстрата, на котором поселилась планула, но все же можно выделить несколько наиболее распространенных их типов по форме (округлые, пластинчатые, стелющиес€, рамозные) или по характеру соотношени€ между кораллитами (ветвистые, массивные и некоторые другие).

Ќа внешнюю форму полипн€ка очень сильно вли€ет степень подвижности воды. ≈ще в начале прошлого века работами английского зоолога ‘. ¬уд ƒжонса и русского палеонтолога Ќ.Ќ. яковлева, а также более поздними исследовани€ми американцев “. ¬оона и ƒж. ”эллса было доказано, что один и тот же вид кораллов в более спокойной среде строит шаровидный полипн€к, в менее спокойной Ч рамозный, а в бурной Ч плоский, стелющийс€ по дну. ќднако как бы ни мен€лс€ внешний вид коралловой постройки, детали структуры скелета всегда остаютс€ посто€нными, т.е. все представители одного вида имеют одну и ту же микроструктуру скелета.

ћногие колонии (например, Acropora) могут восстанавливатьс€ (такое €вление носит название регенерации) и используют эту способность дл€ расселени€. “ак, если в результате шторма кака€-либо колони€ будет разломана, а ее обломки разбросаны в пределах той же прибрежной зоны, то в дальнейшем эти кусочки могут дать начало новым колониальным постройкам такого же типа, как и первоначальна€. Ёти кораллы обычно имеют широко расставленные ветви, как бы специально приспособленные дл€ такого способа расселени€.

–азличные кораллы могут друг от друга сильно отличатьс€ по размерам. —овременные одиночные округлые грибообразные или лепешковидные склерактинии Fungia достигают в диаметре 40 см и даже более, тогда как отдельный полип в колонии зачастую имеет поперечник от долей миллиметра до нескольких миллиметров, а полип в псевдоколонии Ч до 1-2 см. јналогичную картину мы видим и у древних кораллов Ч наиболее крупные одиночные формы при высоте до 1 м имели диаметр 20-25 см (это безусловно исключительные случаи).

÷вет живого коралла полностью зависит от пигментации Ч обычно они бурые, гр€зновато-зеленовато-бурые, реже малиновые, концы ветвей колонии часто голубые. »ногда они могут быть и желтыми Ч это значит, что цвет корал-ла целиком обусловлен симбионтами-зооксантеллами.

¬ принципе кораллы Ч хищники, дл€ чего отчасти им и служат стрекательные клетки, и питаютс€ микроорганизмами (мельчайшим планктоном, инфузори€ми, даже бактери€ми), парализу€ своих жертв и отправл€€ их через ротовое отверстие дл€ переваривани€ внутреннюю полость.  роме того, они мо-гут использовать в качестве пищи также растворенные или взвешенные в морской воде органические вещества. Ѕольшую роль дл€ герматипных кораллов играет также фотосинтез зооксантелл.

»менно благодар€ зооксантеллам, способствующим выделению карбоната кальци€, кораллы лучше и быстрее растут на свету. »зучению этого €влени€ посв€тили работы многие зоологи, в том числе наш биофизик Ќ.ј. »ванов. ¬ итоге удалось установить, что разным видам герматипных кораллов дл€ нормальной жизнеде€тельности необходимо разное количество света, что рост всего полипн€ка или отдельных участков колонии коррел€тивно св€заны с количе-ством получаемой солнечной энергии, что кораллы, живущие в различных световых услови€х, реагируют на одинаковые световые услови€ по-разному. «на€ физиологическую характеристику кораллов и световой режим, можно в любой точке рифа даже предсказывать возникновение тех или иных типов полипн€ков (так называемые жизненные формы) колониальных кораллов. Ѕолее того, в составе одного рода кораллов скорость роста скелета в одних и тех же услови€х дл€ разных типов полипн€ков различна Ч ветвистые колонии растут быстрее, чем плоские. ≈сли света достаточно, то за два-три года может вырасти колони€ диаметром 10-20 см, причем вертикальный рост кораллитов в таком случае достигает 10 мм и более в год. ќбнаружены полипн€ки возрастом 150 и даже 400 лет.

»сследование Pocillopora damicornis Ч основного коралла-рифостроител€ √авайских островов показало, что максимальный рост этих полипн€ков протекает при 26 —, а минимальный Ч при 21-22 —; на мелководье колонии были бугровидные и росли быстрее, а в глубине рифовой зоны Ч столбчатые и росли медленнее.

ораллы живут во всех мор€х, даже на глубинах свыше 1000 м и при температуре +4 ∞—. ќднако в океанических впадинах и в других глубоководных участках морей и океанов нет света, температура предельно низка€, водоросли там не живут, и кораллы не могут строить рифов. —ообщества глубоководных, не стро€щих рифов (агерматипных) кораллов образуют заросли, банки, луга. “ак, на глубинах несколько сот метров и у берегов »сландии и на юге “ихого океана растут банки кораллов Lophelia многометровой мощности.

ƒл€ кораллов губительны опреснение (например, тропические ливни во врем€ отлива), осушение, ураганы Ч после таких катастроф риф может восстановитьс€ лет за тридцать, а то и более.  ораллами питаютс€ некоторые рыбы, крабы и другие организмы.

” современных склерактиний, как и у древних кораллов, м€гкое тело находитс€ на поверхности, каждый полип сидит в небольшом углублении (чашечке) ; его рост вверх происходит путем последовательного формировани€ ба-зальных опорных элементов скелета (днищ и других структур того же происхождени€), и в результате весь полипн€к растет вверх. “аким образом, скелет всех этих кораллов Ч наружный. ” другой их группы Ч у восьмилучевых кораллов (октокораллов или альционарий) Ч скелет сложен специфическими элементами Ч спикулами, образующимис€ в мезоглее, поэтому он и называетс€ внутренним или мезоглеальным. —раста€сь между собой, спикулы составл€ют общий осевой скелетный каркас.

¬се кораллы с наружным скелетом стро€т его по одному плану.  аликобласты базального эпители€ полипа выдел€ют наименьшую, элементарную карбонатную частицу Ч как и большинство кораллистов мы будем называть ее тафтом (существуют и другие названи€). “афты группируютс€ между собой, образу€ фибры, а фибры в свою очередь образуют пучки с единым центром кристаллизации Ч склеродермиты. —труктурный элемент следующего, более высокого пор€дка Ч трабекула; из трабекул состо€т септы ругоз и склерактиний. “аким образом, скелетна€ ткань (склеренхима) всех кораллов построена по одному плану, и это подчеркивает их родство.

¬нешн€€ стенка коралла многослойна€, обычно ее наружный слой (голотека) покрыт тонкой поперечной морщинистостью, как бы знаками нарастани€ (ругами) ; отсюда и название целой группы древних кораллов ругозы. »ногда голотека может быть общей дл€ всего полипн€ка, покрыва€ его снаружи снизу и с боков. —ледующий слой Ч эпитека, покрыт продольными ребрами, которые соответствуют либо септам, либо промежуткам между ними.

оралл растет вверх. ѕрименение современных методов исследовани€, в том числе рентгенографии, позволило доказать, что существует сезонность роста кораллов, подчеркива€ тем, что в полипн€ках отчетливо наблюдаетс€ зональность Ч слои разной плотности, различимые как темные, так и светлые по-лосы. Ќаибольший линейный рост происходит с ма€ по окт€брь, наименьший Ч с окт€бр€ по май-июнь. ¬ эти периоды мен€етс€ и облик кораллитов. ќказалось, что можно установить даже суточный прирост коралла, который чаще всего равен 0,01-0,02 мм.

3. –ј«ЌќќЅ–ј«»≈  ќ–јЋЋќ¬

ƒо сих пор еще не разработана едина€ общепризнанна€ система кораллов, отражающа€ все их разнообразие и родственные взаимоотношени€. ѕоэтому будем говорить не о конкретных таксонах (отр€д, подотр€д), а об их естественных группах.

¬ составе типа Coelenterata, класса Anthozoa выдел€ютс€ три подкласса:

I. Ceriantipatharia. ѕочти все цериантипатарии Ч современные бесскелетные или с роговым скелетом организмы, колониальные и одиночные. —юда относитс€ драгоценный Ђчерный кораллї.

II. Octocorallia или Alcyonaria (восьмилучевые кораллы), дл€ которых в подавл€ющем большинстве случаев характерны восемь мезентерий, восемь перистых щупалец и внутренний спикульный скелет. Ќесомненные представители известны с силура.

¬ключает следующие отр€ды:

1. Stolonifera. ” этих кораллов молодые полипы отход€т от расположенных между кораллитами особых перемычек Ч столонов или горизонтальных платформ. “ипичным представителем столонифер €вл€етс€ всем известна€ красна€ Tubipora, часто называема€ Ђорганчикомї. “убипоры широко распространены на всех современных мелководных рифах »ндо-ѕацифики, особенно в  расном и ёжно- итайском мор€х. —толониферы известны с мелового периода.

2. Alcyonida. Ђћ€гкие кораллыї. ƒлинные кораллиты обычно соединены известковой спикульной цененхимой. ¬торичные полипы могут зарождатьс€ в ценосарке. »звестны с силура.

3. Gorgonida. —келет горгонид состоит из известковых спикул. ’арактерна развита€ во всех ветв€х колонии известкова€ или рогоподобна€ осева€ структура. —юда относитс€ знаменитый Corallium rubrum Ч благородный красный коралл, из скелета которого изготавливают ювелирные издели€ и именно благодар€ которому кораллы вообще получили свое название, ставшее привычным дл€ нас. ѕервые представители горгонид по€вились в меловом периоде.

4. Pennatulida Ч пеннатулиды, или просто Ђморские перь€ї. Ёто свободно живущие внедр€ющиес€ в грунт и даже способные медленно передвигатьс€ колонии, у которых вторичные полипы имеют вид боковых отростков крупного основного ствола, напомина€ Ђершикї дл€ мыть€ лабораторных пробирок. —твол этот носит название оозооида, а его верхн€€ часть, где растут полипы, Ч рахиса. —келет известковый или роговой. »звестны с палеозо€, хот€ иногда считаетс€, что пеннатулиды более древние.

5. Coenothecaliida, иначе гелиопориды, или Ђсолнечные кораллыї. ¬ системе восьмилучевых кораллов они сто€т совершенно особн€ком, поскольку имеют не внутренний спикульный, а наружный скелет, аналогичный по структуре некоторым палеозойским кораллам (гелиолитоиде€м). “ипичный представитель Ч современный рифообразующий Ђсиний кораллї Ч Heliopora.

III. “ретий подкласс Ч Zoantharia (зоантарии). Ёто одиночные или колониальные кораллы, большинство которых имеет наружный карбонатный скелет (известны бесскелетные формы). »звестны, веро€тно, с кембри€. —реди зоантарий можно выделить следующие группы.

1. Tabulata. “абул€ты. “абул€ты образуют полипн€ки, скелет которых в своем развитии еще не достиг трабекул€рной стадии. —ептальный аппарат выражен слабо Ч это обычно шипики, а также чешуйки или струйки на стенке.  ораллиты однообразные (мономорфные), цененхима не развита. ќчень характерна коммуникатность Ч в одном полипн€ке кораллиты могут соедин€тьс€ порами, трубочками-солени€ми, столонами. ѕо€вились, веро€тно, в кембрии, существовали до конца палеозо€.

—реди табул€т отчетливо выдел€ютс€ несколько групп (отр€дов или подотр€дов) : например, сотоподобные фавозитиды, цепочечные хализитиды, сирингопориды с очень характерными соединительными трубками, сарцинулиды, полипн€ки которых очень похожи на уже упоминавшихс€ современных тубипор и некоторые другие.

2. Heliolithoidea. √елиолитоидеи. Ёто древнейшие истинно колониальные кораллы с прекрасно развитой цененхимой, исключительно похожие на современных гелиопор. ѕоэтому в прошлом многие исследователи и считали, что палеозойские гелиолитоидеи Ч предки наших гелиопорид, несмотр€ на то, что исторически первых и вторых раздел€ют чуть ли не 200 млн. лет. »звестны от середины ордовика до конца среднего девона.

3. Rugosa. –угозы или четырехлучевые кораллы. ќдиночные или псевдо-колониальные кораллы с наружным карбонатным (по всей веро€тности, первично кальцитовым) скелетом и шестью первичными мезентери€ми, которым соответственно отвечают шесть первичных септ (протосепт). —епты в подавл€ющем большинстве случаев сложены трабекулами, по€вл€ютс€ они в четы-рех секторах из шести, образуемых протосептами. –азвиты днища, часто диссепименты, иногда сложные осевые колонны. ƒвусторонне симметричные. —редний ордовик Ч пермь.

—реди ругоз выдел€ют несколько групп (большинство исследователей считают их подотр€дами) Ч стрептелазматины (одиночные, изредка псевдоколониальные кораллы с пластинчатыми септами и отчетливыми днищами), колюмнариины (всегда псевдоколониальные с пластинчатыми септами и отчетли-выми днищами) и цистифиллины (ругозы с шиповидными септами и пузыристыми горизонтальными элементами скелета). ќтличие стрептелазматин от колюмнариин на первый взгл€д может показатьс€ не очень €сным. ƒело тут в том, что стрептелазматины иногда образовывали псевдоколонии, у их одиночных представителей известны как бы Ђколониальные разновидностиї, тогда как колюмнариины никогда не переходили к одиночной форме существовани€.

4. Scleractinia. —клерактинии, часто неверно называемые Ђшестилучевыми коралламиї. ¬семи основными особенност€ми строени€ скелета склерактинии очень близки ругозам, однако у большинства этих кораллов септы развиваютс€ во всех шести секторах, составл€€ иногда много последовательных (в зависимости от времени по€влени€ и размера) пор€дков и циклов.  роме того, у многих склерактиний встречаютс€ колонии. —келет наружный, арагонитовый. »звестны с мезозо€ (с середины триаса), процветают и сейчас.

—реди склерактиний также можно выделить несколько групп (подотр€дов), главнейшие из которых астроценины (обычно колониальные кораллы, кораллиты мелкие, септы состо€т из небольшого числа трабекул), фунгиины (одиночные и колониальные, кораллиты крупные, трабекулы многочисленные). —епты, как правило, перфорированы (пористые). ’арактерны синаптикулы Ч скелетные элементы, образованные срастанием выростов трабекул из боковых поверхностей смежных септ, фавиины (одиночные и колониальные полипн€ки, состо€щие из крупных кораллитов; трабекулы многочисленные; синаптикулы развиты как исключение).

«ј Ћё„≈Ќ»≈

»так, кораллы Ч прекрасные индикаторы климатической и биогеографической зональности. »зучение закономерностей их распространени€ в древние эпохи должно содействовать разрешению многих проблем палеогеографии, а это неразрывно св€зано с вы€влением закономерностей образовани€ и размещени€ целого р€да важнейших осадочных полезных ископаемых.  роме того, многие группы кораллов имеют значение и как так называемые руковод€щие органические остатки Ч по ним можно определ€ть относительный возраст вмещающих горных пород. ¬ св€зи с этим в последние годы во многих странах мира, в то числе и в нашей стране, началось систематическое сравнительное изучение древних и современных рифов, многие палеонтологи посетили рифы в тропических мор€х. ƒл€ решени€ приведенных, а также многих других задач функционирует ћеждународна€ группа по изучению рифов.

—писок использованных источников

1. ¬нутривидова€ изменчивость кораллов и спонгиоморфад/ ќтв. ред. Ѕ.—. —околов, ј.Ѕ. »вановский. Ч ћ.: Ќаука, 1992. Ч 90 с.

2. »вановский ј.Ѕ.  ораллы: прошлое, насто€щее и будущее/ ќтв. ред. Ѕ.—. —околов. Ч ћ.: Ќаука, 1989. Ч 58 с.

3.  усто ∆ак-»в. ∆изнь и смерть кораллов. Ч Ћ.: √идрометеоиздат, 1975. Ч 176 с.

4. Ќаумов ƒ.¬. и др. ћир кораллов. Ч Ћ.: √идрометеоиздат, 1985. Ч 359 с.

5. —ребродольский Ѕ.».  оралл. Ч ћ.: Ќаука, 1986. Ч 132 с.

6. Ўеппард „арльз. ∆изнь кораллового рифа. Ч Ћ.: √идрометеоиздат, 1987. Ч 183 с.