јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

Ё ќ—»—“≈ћј ƒ”Ѕ–ј¬џ: Ё — ”–—»я

1. ƒубрава, как природное сообщество (биогеоценоз), €вл€етс€ одним из наиболее сложных среди наземных биогеоценозов. Ќу, во первых, что такое биогеоценоз? Ѕиогеоценоз Ч это комплексы взаимосв€занных видов (попул€ций разных видов), обитающих на определенной территории с более или менее однородными услови€ми существовани€ми. Ёто определение понадобитс€ дл€ пользовани€ в дальнейшем. ƒубрава Ч это совершенна€ и устойчива€ экологическа€ система, способна€ при неизменных внешних услови€х существовать веками. Ѕиогеоценоз дубравы составл€ют более сотни видов растений и несколько тыс€ч видов животных. ѕон€тно, что при таком разнообразии видов, насел€ющих дубраву, поколебать устойчивость данного биогеоценоза, истребив один или несколько видов растений или животных будет сложно. —ложно, потому что в результате длительного сосуществовани€ видов растений и животных из разрозненных видов они стали единым и совершенным биогеоценозом Ч дубравой, котора€, как уже было сказано выше способна при неизменных внешних услови€х существовать веками.

2. ќсновные компоненты биогеоценоза и св€зи между ними; растени€ Ч главное звено в экосистеме. ќснову подавл€ющего большинства биогеоценоза составл€ют зеленые растени€, которые, как известно, €вл€ютс€ производителем органического вещества (продуцентами). ј так как в биогеоценозе об€зательно присутствуют растительно€дные и плото€дные животные Ч потребители живого органического вещества (консументы) и, наконец, разрушители органических остатков Ч преимущественно микроорганизмы, которые довод€т распад органических веществ до простых минеральных соединений (редуценты), то не трудно догадатьс€, почему растени€ €вл€ютс€ главным звеном в экосистеме. ј потому, что в биогеоценозе все потребл€ют органические вещества, или соединени€ образующиес€ после распада органических веществ и €сно, что если растени€ Ч главный источник органического вещества исчезнут, то жизнь в биогеоценозе практически исчезнет.

3.  руговорот веществ в биогеоценозе. «начение в круговороте растений, использующих солнечную энергию руговорот веществ в биогеоценозе Ч необходимое условие существовани€ жизни. ќн возник в процессе становлени€ жизни и усложн€лс€ в ходе эволюции живой природы. — другой стороны, чтобы в биогеоценозе был возможен круговорот веществ, необходимо наличие в экосистеме организмов, создающих органические вещества из неорганических и преобразующие энергию излучени€ солнца, а также организмов, которые используют эти органические вещества и снова превращают их в неорганические соединени€. ¬се организмы по способу питани€ раздел€ютс€ на две группы Ч автотрофы и гетеротрофы. јвтотрофы (преимущественно растени€) дл€ синтеза органических веществ используют неорганические соединени€ окружающей среды. √етеротрофы (животные, человек, грибы, бактерии) питаютс€ готовыми органическими веществами, которые синтезировали автотрофы. —ледовательно, гетеротрофы завис€т от автотрофов. ¬ любом биогеоценозе очень скоро исс€кли бы все запасы неорганических соединений, если бы они не возобновл€лись в процессе жизнеде€тельности организмов. ¬ результате дыхани€, разложени€ трупов животных и растительных остатков органические вещества превращаютс€ в неорганические соединени€, которые возвращаютс€ снова в природную среду и могут оп€ть использоватьс€ автотрофами. “аким образом, в биогеоценозе в результате жизнеде€тельности организмов непрерывно осуществл€етс€ поток атомов из неживой природы в живую и обратно, замыка€сь в круговорот. ƒл€ круговорота веществ необходим приток энергии извне. »сточником энергии €вл€етс€ —олнце. ƒвижение вещества, вызванное де€тельностью организмов, происходит циклически, оно может быть использовано многократно, в то врем€ как поток энергии в этом процессе имеет однонаправленный характер. Ёнерги€ излучени€ —олнца в биогеоценозе преобразуетс€ в различные формы: ¬ энергию химических св€зей, в механическую и, наконец, во внутреннюю. »з всего сказанного €сно, что круговорот веществ в биогеоценозе Ч необходимое условие существовани€ жизни и растени€ (автотрофы) в нем самое главное звено.

4. –азнообразие видов в биогеоценозе, приспособленность их к совместному проживанию. ’арактерна€ черта дубравы заключаетс€ в видовом разнообразии растительности.  ак уже было сказано выше биогеоценоз дубравы составл€ют более сотни видов растений и несколько тыс€ч видов животных. ћежду растени€ми происходит усиленна€ конкуренци€ за основные жизненные услови€: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. ¬ результате длительного естественного отбора у растений дубравы выработались приспособлени€, позвол€ющие разным видам существовать совместно. Ёто €рко про€вл€етс€ в характерной дл€ дубравы €русности. ¬ерхний €рус образую наиболее светолюбивые древесные породы: дуб, €сень, липа. Ќиже располагаютс€ сопутствующие им менее светолюбивые деревь€: клен, €блон€, груша и др. ≈ще ниже расположен €рус подлеска, образованный различными кустарниками: лещиной, бересклетом, крушиной, калиной и т. п. Ќаконец на почве произрастает €рус трав€нистых растений. „ем ниже €рус, тем более теневыносливы образующие его растени€. ярусность выражена также в расположении корневых систем. ƒеревь€ верхних €русов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубинных слоев почвы.

5. ѕищевые св€зи, экологическа€ пирамида. Ѕогатство и разнообразие растений, производ€щих громадное количество органического вещества, которое может быть использовано в качестве пищи, станов€тс€ причиной развити€ в дубравах многочисленных потребителей из мира животных, от простейших до высших позвоночных Ч птиц и млекопитающих. —реди млекопитающих пищевую цепь, например, составл€ют растительно€дные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: волк, лисица, горностай, ласка, куница. ¬се виды позвоночных служат средой обитани€ и источником питани€ дл€ различных внутренних паразитов, преимущественно насекомых и клещей, а также внутренних паразитов: плоских и круглых червей, простейших, бактерий. ѕищевые цепи в дубраве переплетены в очень сложную пищевую цепь, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. «начение разных групп животных в биогеоценозе неодинаково. »счезновение, например, в большинстве наших дубрав всех крупных растительно€дных копытных: оленей, косуль, лосей Ч слабо отразилось бы на общей экосистеме, так как их численность, а, следовательно, биомасса никогда не была большой и не играла существенной роли в общем круговороте веществ. Ќо если бы исчезли растительно€дные насекомые, то последстви€ были бы очень серьезными, так как насекомые выполн€ют важную в биогеоценозе функцию опылителей, участвуют в разрушении опада и служат основой существовани€ многих последующих звеньев пищевых цепей. ѕравилом экологической пирамиды называетс€ следующа€ закономерность: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питани€, в несколько раз больше, чем обща€ масса растительно€дных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшаетс€.

6. ѕопул€ции растений и животных; факторы, вызывающие изменени€ в численности; саморегул€ци€ в биогеоценозе. ѕопул€цией в биологии называют совокупность свободно скрещивающихс€ особей одного вида, которые длительно существуют в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида.   факторам, вызывающим изменени€ в численности попул€ций относ€тс€ следующие: охота (то есть де€тельность человек, направленна€ на убийство одной или нескольких особей с целью получени€ шкуры, м€са или чисто спортивного интереса), рыбалка (то же самое, только на водном пространстве). Ќо самый важный фактор Ч это баланс рождаемости и гибели. ¬ результате взаимных приспособлений разных видов в биогеоценозе устанавливаетс€ определенный дл€ каждого вида уровень колебаний. ƒл€ одних видов колебани€ не велики, дл€ других могут быть значительными, и вид редкий в данном году, в следующем году может стать обычным, или наоборот.   примеру, уменьшение пищи ведет к уменьшению попул€ции. ¬ следующем году пищи много Ч попул€ци€ увеличиваетс€. ј увеличение попул€ции быстрыми темпами очень скоро тормозитс€, так как резко увеличиваетс€ число паразитов. ќчень часто на численность вли€ет погода. ѕроцесс саморегул€ции в дубраве про€вл€етс€ в том, что все разнообразное население существует совместно, не уничтожа€ полностью друг друга, а лишь ограничива€ численность особей каждого вида определенным уровнем.   примеру, при отсутствии ограничивающих факторов численность любого вида вредных насекомых возросла бы очень быстро и привела ба к разрушению экологической системы. Ќаблюдени€ показывают, что некотора€ часть потомства погибает под воздействием различных неблагопри€тных условий погоды. Ќо основную массу уничтожают другие члены биогеоценоза: хищные и паразитические насекомые, птицы, болезнетворные микроорганизмы. “аким образом жить остаетс€ столько особей, сколько необходимо дл€ регул€ции в биогеоценозе. ќграничивающее действие экологической системы все же не исключает полностью случаев массового размножени€ отдельных видов, которое бывает св€зано с сочетанием благопри€тных факторов среды. ќднако после массовой вспышки особенно интенсивно про€вл€ютс€ регулирующие факторы (паразиты, болезнетворные бактерии и др.), которые снижают численность вредителей до средней нормы.

7. »зменени€ в биогеоценозе весной: в жизни растений и животных.
¬есенние изменени€ в жизни растений.
≈ще не распустив листь€ зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваютс€ ростки первых весенних растений.   середине весны почти на всех деревь€х распускаютс€ листь€. ѕериод цветени€ у растений и цветов. ¬ общем, растени€ оживают из зимнего спокойстви€.
¬есенние изменени€ в жизни животных.
ѕрилетают перелетные птицы, по€вл€ютс€ перезимовавшие насекомые, пробуждаютс€ от зимней сп€чки некоторые животные. ѕериод формировани€ пар и брачный период.

8. ¬озможные направлени€ изменени€ биогеоценоза. Ћюбой биогеоценоз развиваетс€ и эволюционирует. ¬едущее значение в процессе смены наземных биогеоценозов принадлежит растени€м, но их де€тельность неотделима от де€тельности остальных компонентов системы, и биогеоценоз всегда живет и измен€етс€ как единое целое. —мена идет в определенных направлени€х, а длительность существовани€ различных биогеоценозов очень различна. ѕримером изменени€ недостаточно сбалансированной системы может служить зарастание водоема. ¬следствие недостатка кислорода в придонных сло€х воды часть органического вещества остаетс€ неокисленной и не используетс€ в дальнейшем круговороте. ¬ прибрежной зоне накапливаютс€ остатки водной растительности, образующие торф€нистые отложени€. ¬одоем мелеет. ѕрибрежна€ водна€ растительность распростран€етс€ к центру водоема, образуютс€ торф€ные отложени€. ќзеро постепенно превращаетс€ в болото. ќкружающа€ наземна€ растительность постепенно надвигаетс€ на место бывшего водоема. ¬ зависимости от местных условий здесь может возникнуть осоковый луг, лес или иной тип биогеоценоза. ƒубрава тоже может превратитс€ в иной тип биогеоценоза.   примеру, после вырубки деревьев она может превратитс€ в луг, поле (агроценоз) или во что-то другое.

9. ¬ли€ние де€тельности человека на биогеоценоз; меропри€ти€, которые необходимо проводить в цел€х его охраны. „еловек с недавних пор стал очень активно вли€ть на жизнь биогеоценоза. ’оз€йственна€ де€тельность людей Ч мощный фактор преобразовани€ природы. ¬ результате этой де€тельности формируютс€ своеобразные биогеоценозы.   числу их можно отнести, например, агроценозы, представл€ющие собой искусственные биогеоценозы, возникающие в результате сельскохоз€йственной де€тельности человека. ѕримерами могут служить искусственно создаваемые луга, пол€, пастбища. —оздаваемые человеком искусственные биогеоценозы требуют неустанного внимани€ и активного вмешательства в их жизнь.  онечно, в искусственных и естественных биогеоценозах много сходного и различного, но на этом мы останавливатьс€ не будем. ¬ли€ет человек и на жизнь естественных биогеоценозов, но, конечно, не настолько сильно, как на агроценозы. ѕримером могут служить лесничества, создаваемые дл€ высадки молодых деревьев, а также дл€ ограничени€ охотничьего промысла. ѕримером могут также служить заповедники и национальные парки, создаваемые дл€ охраны каких-то определенных видов растений и животных. —оздаютс€ также массовые общества, пропагандирующие сохранение и охрану окружающей среды, такие как общество Ђзеленыхї и т.п.

10. ¬ывод. Ќа примере экскурсионной прогулки по естественному биогеоценозу Ч дубраве вы€снили и разобрали, почему дубрава целостна и устойчива, каковы основные компоненты биогеоценоза, какова их роль и какие существуют между ними св€зи, разобрали также, почему круговорот веществ в биогеоценозе Ч необходимое условие существовани€ жизни, вы€снили также как все разнообразие видов, обитающих в дубраве не конфликтует между собой, позвол€€ нормально развиватьс€ друг Ч другу, разобрали какие существуют пищевые св€зи в дубраве и разобрали такое пон€тие как экологическа€ пирамида, обосновали факторы, вызывающие изменение в численности и такое €вление как саморегул€ци€, вы€снили какие происход€т изменени€ в биогеоценозе весной и разобрали возможные направлени€ эволюции биогеоценоза, а также как человек вли€ет на жизнь в биогеоценозах. ¬ общем, на примере дубравы полностью разобрали жизнь биогеоценозов.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ƒеревь€ и кустарники зимой, ƒеревь€ и кустарники летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов: ƒеревь€ зимой (јндроид), ƒеревь€ летом (јндроид), ƒеревь€ летом (iOS/Apple) (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.