јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ј“ћќ—‘≈–ј Ч ¬Ќ≈ЎЌяя ќЅќЋќ„ ј Ѕ»ќ—‘≈–џ. «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ј“ћќ—‘≈–џ

ћасса атмосферы нашей планеты ничтожна Ч всего лишь одна миллионна€ массы «емли. ќднако ее роль в природных процессах биосферы огромна. Ќаличие вокруг земного то шара атмосферы определ€ет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных космического и ультрафиолетового излучений. ÷иркул€ци€ атмосферы оказывает вли€ние на местные климатические услови€, а через них Ч на режим рек, почвенно-растительный покров и на процессы рельефообразовани€.

—овременный газовый состав атмосферы Ч результат длительного исторического развити€ земного шара. ќн представл€ет собой в основном газовую смесь двух компонентов Ч азота (78,09 %) и кислорода (20,95 %). ¬ норме в нем присутствуют также аргон (0,93 %), углекислый газ (0,03 %) и незначительные количества инертных газов (неон, гелий, криптон, ксенон), аммиака, метана, озона, диоксидов серы и других газов. Ќар€ду с газами в атмосфере содержатс€ твердые частицы, поступающие с поверхности «емли (например, продукты горени€, вулканической де€тельности, частицы почвы) и из космоса (космическа€ пыль), а также различные продукты растительного, животного или микробного происхождени€.  роме того, важную роль в атмосфере играет вод€ной пар.

Ќаибольшее значение дл€ различных экосистем имеют три газа, вход€щих в состав атмосферы: кислород, углекислый газ и азот. Ёти газы участвуют в основных биогеохимических циклах.

ислород играет важнейшую роль в жизни большинства живых организмов нашей планете. ќн необходим всем дл€ дыхани€.  ислород не всегда входил в состав земной атмосферы. ќн по€вилс€ в результате жизнеде€тельности фотосинтезирующих организмов. ѕод действием ультрафиолетовых лучей он превращалс€ в озон. ѕо мере накоплени€ озона произошло образование озонового сло€ в верхних сло€х атмосферы. ќзоновый слой, как экран, надежно защищает поверхность «емли от ультрафиолетовой радиации, гибельной дл€ живых организмов.

—овременна€.атмосфера содержит едва ли двадцатую часть кислорода, имеющегос€ на нашей планете. √лавные.запасы кислорода сосредоточены в карбонатах, в органических веществах и окислах железа, часть кислорода растворена в воде. ¬ атмосфере, по-видимому, сложилось приблизительное равновесие между производством кислорода в процессе фотосинтеза и его потреблением живыми организмами. Ќо в последнее врем€ по€вилась опасность, что в результате человеческой де€тельности запасы кислорода в атмосфере могут уменьшитьс€. ќсобую опасность представл€ет разрушение озонового сло€, которое наблюдаетс€ в последние годы. Ѕольшинство ученых св€зывают это с де€тельностью человека.

руговорот кислорода в биосфере необычайно сложен, так как с ним вступает в реакцию большое количество органических и неорганических веществ, а также водород, соедин€€сь с которым кислород образует воду.

”глекислый газ (диоксид углерода) используетс€ в процессе фотосинтеза дл€ образовани€ органических веществ. »менно благодар€ этому процессу замыкаетс€ круговорот углерода в биосфере.  ак и кислород, углерод входит в состав почв, растений, животных, участвует в многообразных механизмах круговорота веществ в природе. —одержание углекислого газа в воздухе, который мы вдыхаем, примерно одинаково в различных районах планеты. »сключение составл€ют крупные города, в которых содержание этого газа в воздухе бывает выше нормы.

Ќекоторые колебани€ содержани€ углекислого газа в воздухе местности завис€т от времени суток, сезона года, биомассы растительности. ¬ то же врем€ исследовани€ показывают, что с начала века среднее содержание углекислого газа в атмосфере, хот€ и медленно, но посто€нно увеличиваетс€. ”ченые св€зывают этот процесс главным образом с де€тельностью человека.

јзот Ч незаменимый биогенный элемент, поскольку он входит в состав белков и нуклеиновых кислот. јтмосфера Ч неисчерпаемый резервуар азота, однако основна€ часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен быть предварительно св€зан в виде химических соединений.

„астично азот поступает из атмосферы в экосистемы в виде оксида азота, образующегос€ под действием электрических разр€дов во врем€ гроз. ќднако основна€ часть азота поступает в воду и почву в результате его биологической фиксации. —уществует несколько видов бактерий и сине-зеленых водорослей (к счастью, весьма многочисленных), которые способны фиксировать азот атмосферы. ¬ результате их де€тельности, а также благодар€ разложению органических остатков в почве растени€-автотрофы получают возможность усваивать необходимый азот.

руговорот азота тесно св€зан с круговоротом углерода. Ќесмотр€ на то что круговорот азота сложнее, чем круговорот углерода, он, как правило, происходит быстрее.

ƒругие составные части воздуха не участвуют в биохимических циклах, но наличие большого количества загр€знителей в атмосфере может привести к серьезным нарушени€м этих циклов.

«агр€знение атмосферы. –азличные негативные изменени€ атмосферы «емли св€заны главным образом с изменением концентрации второстепенных компонентов атмосферного воздуха.

—уществует два главных источника загр€знени€ атмосферы: естественный и антропогенный. ≈стественный источник Ч это вулканы, пыльные бури, выветривание, лесные пожары, процессы разложени€ растений и животных.

основным антропогенным источникам загр€знени€ атмосферы относ€тс€ предпри€ти€ топливно-энергетического комплекса, транспорт, различные машиностроительные предпри€ти€.

ѕо данным ученых (1990 е.), ежегодно в мире в результате де€тельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд т оксидов углерода, 190 млн т оксидов серы, 65 млн т оксидов азота, 1,4 млн т хлорфторуглеродов (фреонов), органические соединени€ свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные (вызывающие заболевание раком).

ѕомимо газообразных загр€зн€ющих веществ, в атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Ёто пыль, копоть и сажа. Ѕольшую опасность таит загр€знение природной среды т€желыми металлами. —винец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий стали практически посто€нными компонентами воздуха промышленных центров. ќсобенно остро стоит проблема загр€знени€ воздуха свинцом.

√лобальное загр€знение атмосферного воздуха сказываетс€ на состо€нии природных экосистем, особенно на зеленом покрове нашей планеты. ќдним из самых нагл€дных показателей состо€ни€ биосферы служат леса их самочувствие.

ислотные дожди, вызываемые главным образом диоксидом серы и оксидами азота, нанос€т огромный вред лесным биоценозам. ”становлено, что хвойные породы страдают от кислотных дождей в большей степени, чем широколиственные.

“олько на территории нашей страны обща€ площадь лесов, пораженных промышленными выбросами, достигла 1 млн. га. «начительным фактором деградации лесов в последние годы €вл€етс€ загр€знение окружающей среды радионуклидами. “ак, в результате аварии на „ернобыльской јЁ— поражено 2,1 млн га лесных массивов.

ќсобенно сильно страдают зеленые насаждени€ в промышленных городах, атмосфера которых содержит большое количество загр€зн€ющих веществ.

¬оздушна€ экологическа€ проблема истощени€ озонового сло€, в том числе по€вление озоновых дыр над јнтарктидой и јрктикой, св€зана с чрезмерным применением фреонов в производстве и быту.