јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ћј“≈–»јЋџ >>> ѕќЋ≈¬ќ… Ё ќЋќ√»„≈— »… ѕ–ј “» ”ћ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕособи€ ‘ильмы ќпределители:  арманные Ќагл€дные  омпьютерные ћобильные “аблицы Ёнциклопедии ѕрезентаци€

„асть 1. ѕолевой практикум "Ёкологический ликбез"

—одержание сезонных практикумов. ѕрактикум по зоологии. ¬есенний сезон

ѕолевые зан€ти€

ѕолевые зан€ти€ весной лучше проводить на двух экскурси€х (утром Ч по ботанике и зоологии и вечером Ч только по зоологии).

ѕрот€женность основного, утреннего, маршрута должна быть в пределах 2-4 км (3-4 ч между завтраком и обедом), вечернего Ч 1-2 км (1 ч перед наступлением темноты).

ѕоздней весной (в мае) и при наличии достаточного количества объектов дл€ показа и благопри€тной погоды можно добавить раннюю утреннюю экскурсию в течение 1-2 ч до завтрака (можно заменить ею вечернюю экскурсию).

ќсновную информацию лучше давать на утренних экскурси€х, дл€ того чтобы обработать результаты во второй половине дн€. ¬ечерн€€ экскурси€ может быть менее напр€женной (в форме прогулки), а завершить ее нужно в сумерках, или даже в темноте (в это врем€ суток дл€ наблюдени€ доступны иные животные, нежели днем, в частности, ночные обитатели).  роме того, как уже сказано выше, вечерние и ночные экскурсии производ€т на детей сильное эмоциональное воздействие, а их содержание лучше запоминаетс€.

¬о врем€ экскурсии преподаватель рассказывает учащимс€ обо всех встречающихс€ объектах животного мира (в основном о птицах, в конце апрел€ и в мае Ч еще и об амфиби€х и насекомых) и их жизнеде€тельности в данный сезон Ч чем питаетс€, где зимовало, как выводит потомство, чем отличаетс€ от других похожих животных. Ќужно постаратьс€ как можно подробнее рассмотреть птиц и научитьс€ распознавать их голоса.

«а 2-3 ч экскурсии, обычно можно встретить 15-20 видов птиц ранней весной (в марте Ч первой половине апрел€) и 20-40 видов птиц поздней весной (во второй половине апрел€ Ч мае), несколько видов мелких млекопитающих (при наличии учетной канавки), по 2-5 видов амфибий и рептилий (веро€тность встреч существенно зависит от особенностей местности).

¬сю информацию по ходу экскурсий (список видов с заметками о местах встреч с ними и об особенност€х поведени€) учащиес€ занос€т в полевой дневник (тетрадь).

ќсновным объектом дл€ показа и обсуждени€ на утренней (утренних) весенней экскурсии €вл€ютс€ птицы. ƒл€ ознакомлени€ с ними можно просто Ђгул€тьї по лесу, а можно организовать специальный орнитологический маршрут или даже площадку дл€ учета численности гнезд€щихс€ птиц. ѕоскольку заложение площадки Ч довольно трудоемка€ работа, имеет смысл выполн€ть ее только в том случае, если на базе провод€т многолетние исследовани€ или если на данный сезон запланирован полевой практикум по программе ЂЁколог-исследовательї.

≈сли площадка в районе проведени€ практикума имеетс€, то маршрут весенней зоологической экскурсии следует проложить через нее и по ходу познакомить учащихс€ с методикой площадочного учета . ƒл€ этого достаточно пройти с группой...

ќбложка диска  ак организовать полевой экологический практикум ѕолный текст пособи€ " ак организовать полевой экологический практикум" можно приобрести в нашем некоммерческом »нтернет-магазине либо в цифровом формате (на компакт-диске), либо в печатном формате (в виде п€ти книг) (готов€тс€ к печати »здательским центром "¬ентана-√раф" в 2009 году).

ѕодавл€ющее большинство учебных (исследовательских) зан€тий по программе "Ёколог-исследователь" отражено в серии учебно-методических фильмов " омплексные исследовани€ экосистем" (комплект из четырех компакт-дисков с фильмами и пособи€ми можно также приобрести в нашем интернет-магазине).

ќбложка комплекта учебных видеофильмов

упить пособие полевой практикум
 упить пособие  ак организовать полевой экологический практикум на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема

—одержание пособи€ " ак организовать полевой экологический практикум":

ѕолевой практикум "Ёкологический ликбез": вводна€ часть
ќрганизаци€ зан€тий по предметам:
Ћандшафтоведение
«оологи€

ѕолевой практикум "Ёколог-исследователь": вводна€ часть
ќрганизаци€ исследовательских зан€тий по предметам

ƒругие методические материалы по организации работы школьников в природе:
ћетодические пособи€  по исследовательской работе
”чебные фильмы по организации полевых исследований
 омпьютерные атласы-определители объектов природы
ѕечатные цветные определители растений
÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные"

ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.