јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< Ёкспериментальна€ база | —одержание | –езультаты педагогического эксперимента >>>

√лава 3. ќ√–јЌ»«ј÷»я »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
ѕќ √≈ќ√–ј‘»» ¬ ”—Ћќ¬»я’ ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— ќ√ќ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“ј

ѕроведение педагогического эксперимента

ƒл€ проведени€ педагогического эксперимента вз€ты две группы по 10 человек одного возраста (8 класс) из одной школы: одна группа в качестве экспериментальной, друга€ Ц контрольна€. ќбе они приезжали на зан€ти€ в ћосковский полевой учебный центр дважды за полгода (зимой и весной) по программам 2-го и 3-го посещени€.

¬ экспериментальной группе на зан€ти€х большое внимание удел€лось мотивационной составл€ющей, а также формированию общеучебных умений, которые необходимы дл€ проведени€ самосто€тельных исследований.

ѕеред началом зан€тий учащимс€ ещЄ раз напоминалась образовательные цели приезда на биостанцию, требовани€ к дисциплине и распор€док. ¬ течение дн€ при необходимости подобным образом восстанавливалс€ рабочий настрой реб€т, тем самым формиру€ у детей отношение к биостанции как к учебному центру, а не лагерю отдыха.

ѕробуждение интереса к географии происходило разнообразными приЄмами через фактический материал, проблемные вопросы, занимательные задани€, как в лаборатории, так и на учебных экскурси€х, раскрытие пользы географии в разных аспектах жизни общества и самих реб€т, демонстрацию натуралий, образцов, фотографий с экспедиций, практические работы на местности, игровые задани€ и т.д. ѕримеры заданий, использованных в работе с экспериментальной группой:

  • возраст известн€ка с окаменелостью древних кораллов в нашей коллекции миллионов лет;
  • на дне оврага найдите как можно больше различных горных пород минералов;
  • объ€сните как одновременно обломки гранита и известн€ка оказались на дне этого оврага;
  • толщина ледника во врем€ ледникового периода достигала двух километров, что приблизительно соответствует высоте четырЄх ќстанкинских башен;
  • в ходе экскурсии зарисуйте и сравните овраг и балку;
  • игра Ђ то назовЄт больше всех различных форм рельефа?ї.

ќб€зательность выполнени€ исследований школьниками не упрощает задачи организации педагогом совместной де€тельности с учениками, а усложн€ет ее. ћотив Ц надо делать потому, что об€зательно Ц это разрушительный мотив. [3]

‘ормирование положительного представлени€ о самосто€тельной исследовательской работе осуществл€лось в первую очередь посредством практических работ на местности. «адачей учител€ было показать, что практические методы исследовани€ не сложные и доступны даже школьникам, чтобы разбить их стереотипы о возможности проведени€ исследований только сотрудниками научных лабораторий и институтов.

ЂЌовичкиї также привлекались дл€ участи€ в конференции старших групп, представл€ющих свои исследовательские работы.

ѕредполагаетс€, что люба€ де€тельность учащихс€ должна быть оценена. ¬ случае с таким серьЄзным видом де€тельности как самосто€тельное исследование, оценка со стороны педагога должна быть максимально продуманной и компетентной, чтобы одновременно не отбить желани€ продолжать дальнейшую работу, не создать условий дл€ Ђзазнайстваї, мотивировать на саморазвитие и сотрудничество.   тому же огромным стимулом дл€ ребЄнка €вл€етс€ практический выдох его де€тельности, будь то использование его работы на уроках географии, участие в конкурсах, публикаци€ в школьной газете и т.д.

”читыва€ вышесказанное, в ходе конференций приветствовалась и подстЄгивалась преподавател€ми активность всех участников, отмечались вопросы, над которыми стоило бы поработать дополнительно, сильные стороны работ, а также предлагалось продолжить работу над исследованием и представить как внутри школ, так и на конкурсах. ¬ ходе наблюдени€ за своими старшими товарищами, у будущих исследователей формировалось представление об исследовательской де€тельности в целом, о еЄ пользе и конечных результатах, а учителю в дальнейшем не пришлось тратить врем€ на объ€снение Ђчем закончитс€ учебное исследование и как его представл€ть на публике?ї

≈щЄ одним немаловажным приЄмом повышени€ заинтересованности школьников в проведении собственных исследований €вл€лась демонстраци€ разнообрази€ возможных дл€ изучени€ объектов, методов и тем исследований. ѕри этом возможно привлечение самих учащихс€ путЄм несложных заданий, например:

  • Ђ акие компоненты природы и какими способами можно изучать?ї
  • Ђ— помощью каких инструментов можно изучать поверхность земли, еЄ состав, формы, строение?ї
  • Ђѕредложите свои темы исследований природыї

ƒл€ формировани€ умений, которые потребуютс€ будущим исследовател€м на зан€тии использовались различные приЄмы дл€ тренировки мыслительных процессов: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизаци€, обобщение, классификаци€, умение видеть противоречие, формулировать выводы. ѕримеры заданий:

  • на основе знаний о минералах и горных породах разделите предложенные образцы на две группы: минералы и горные породы, попробуйте определить название каждого образца;
  • предложите как можно больше критериев, по которым все существующие формы рельефа можно разделить на группы, и перечислите эти группы;
  • на основе знаний по геометрии о правилах построени€ графиков, использу€ школьный нивелир и рулетку, придумайте, как измерить и нарисовать профиль склона первой надпойменной террасы реки  л€зьма;
  • использу€ методическое пособие, школьный нивелир и рулетку постройте профиль левого склона балки;
  • попробуйте предположить, что за формы рельефа перед нами, как они образовались и сколько им лет (задание на курганах в лесу, примерный ход мысли учащихс€ представлен в рис. 8);
  • найдите как можно больше сходств/отличий оврага и балки (задание на местности, группа делитьс€ пополам);
  • предположите и объ€сните, как образовалс€ овраг (балка, речна€ долина);
  • какое значение имеет дл€ человека и его хоз€йственной де€тельности овражно-балочна€ сеть?

–ис. 8. јлгоритм рассуждений учащихс€ в ходе определени€ формы рельефа Ц курган (рисунок автора)

«адани€ на формирование организаторских способностей:

  • с помощью школьного нивелира и рулетки постройте профиль склона (задание дл€ бригады из 4-5 человек, в процессе которого в группе распредел€ютс€ функции Ђзамерщик превышени€ї, Ђдержатель 1-ой части нивелираї, Ђдержатель 2-ой части нивелираї, Ђзамерщик рассто€ни€ рулеткойї, Ђведущий записи в полевом дневникеї);
  • описать тип ландшафта (задание дл€ всей группы, разделЄнной на пары, которые описывают литогенную основу, тип почвы, растительное сообщество, животное сообщество, микроклиматические услови€).

Ќужно отметить, что при должной организации формирование умений и мотивации происходит одновременно и посредством сходных методов, что, несомненно, упрощает задачу учител€.

¬о врем€ прохождени€ экспериментальной группы программы 3-его заезда Ц ЂЌачинающий исследовательї в начале зан€ти€ подробно описана суть учебного исследовани€, его этапы и их особенности.

ƒл€ усилени€ мотивационной составл€ющей объ€снена глобальна€ практическа€ значимость исследовательской де€тельности дл€ каждого: сформировать мыслительные навыки, которые пригод€тс€ в течение всей жизни дл€ решени€ любых задач, будь то бытовых или профессиональных. –аскрыта необходимость умени€ пон€тно излагать свои мысли, идеи, как в устной, так и в письменной форме, например, дл€ написани€ курсовых и дипломных работ в ¬”«е, отчЄтов на работе, участи€ в собеседовании, доклада и выступлени€ на совещании. ”мение организовывать собственную де€тельность и работу других, распредел€ть об€занности и функции, безусловно, пригод€тс€ будущим директорам, руководител€м производств и компаний, менеджерам и, в принципе, любому человеку.

Ќеобходимо было донести до реб€т, что все перечисленные навыки не приход€т с возрастом, их формируют с детства: чем раньше и активнее это происходит в школе, тем оперативнее и эффективнее взрослый человек сможет использовать их в будущем.

ƒл€ решени€ проблемы с ограниченным временем дл€ исследовани€ выбирались узкие темы, которые можно успеть раскрыть за день зан€ти€, или более комплексные при условии распределени€ отдельных вопросов среди учащихс€ группы из 10 человек. —начала дет€м предлагалось самосто€тельно придумать темы дл€ собственных исследований с учЄтом объ€снЄнной ранее сути исследовательской работы, затем остальные, в том числе учитель, комментировали возможность его проведени€ и соответстви€ сущности исследовательского процесса, в заключении учителем предлагались свои примеры и совместно выбирались окончательные темы. “акой подход обеспечивал заинтересованность школьников уже перед началом непосредственно исследовательских изысканий, возлагал на них ответственность за самосто€тельно прин€тые решени€ и настраивал на серьЄзность дальнейшей работы.

ѕримеры работ:

  • Ђ¬ы€вление причин изменени€ мощности снегового покроваї;
  • Ђ»зучение изменени€ характера растительного покрова в зависимости от рельефаї;
  • Ђ»зучение строени€ долины реки  л€зьмаї.

«атем учащимс€ не предлагалс€ готовый план работы, а они самосто€тельно по классическим этапам выполнени€ исследовани€ формулировали цель, задачи, продумывали стратегию достижени€ цели, распредел€ли функции и об€занности между собой. Ѕезусловно, эти процессы проходили под контролем учител€ и в случае затруднений решались совместными усили€ми с помощью навод€щих вопросов и пример со стороны учител€.

¬ ходе исследовани€ учитель часто опиралс€ на программу прошлых зан€тий с этой группой. ƒл€ упрощени€ работы с большим количеством учащихс€ заранее были подготовлены карточки с подсказками, инструкци€ми, бланками таблиц, теоретическим материалом, на базе которого дети могли сделать определЄнные выводы относительно их тем исследовани€.

ѕример инструктивной карточки дл€ оформлени€ профил€ к теме Ђ¬ы€вление причин изменени€ мощности снегового покроваї:

ќформление профил€ об€зательно включает в себ€ наличие:

  • названи€ (лаконичного, по середине листа над самим профилем, крупным читаемым шрифтом);
  • самой линии профил€ (€ркого цвета);
  • условных знаков, если таковые необходимы (все использованные значки расшифровываютс€ в свободном месте сбоку от линии профил€);
  • масштаба (именованного или числового, при использовании разных вертикальных и горизонтальных масштабов указываютс€ оба вдоль соответствующих осей);
  • авторов работы (скромно, сбоку от линии профил€).

¬ заключении учителем анализировалась проделанна€ работа, полученные результаты и соответствие выводов цел€м. ¬ ходе подготовки к презентации своих работ внутри всей группы давалось задание придумать вопросы дл€ отдельных бригад по их теме, чтобы создать сходную с конференцией ситуацию.

Ќа конференции учитель, руководивший исследовательской де€тельностью реб€т, корректно подводил итоги, комментировал работы в целом и желал дальнейшего развити€ в том же направлении, как уже было упом€нуто на с.76 данной главы.

ѕосле защиты исследовательских работ группа собиралась вновь дл€ обмена мнени€ми о проделанной работе, предлагалось высказать пожелани€ дл€ улучшени€ работы по организации исследовательской де€тельности. ”читель выдел€л каждого ученика, отмеча€ по одному положительному качеству, потом замечал, что у всех ещЄ огромное поле дл€ самосовершенствовани€, и в заключении выразил благодарность ученикам за работу в течение дн€ дл€ поддержани€ позитивного впечатлени€.

¬ контрольной группе усилени€ внимани€ к мотивации и формированию умений не происходило. «ан€ти€ проводились по привычной, отработанной схеме.

ћетодические приЄмы были направлены только на активизацию познавательного интереса к предмету без задела на будущую необходимость проводить самосто€тельные исследовательские работы. “ак обычно происходит из-за отсутстви€ гарантии, что эта группа ещЄ приедет на биостанцию, и с ней будет работать тот же преподаватель.

‘ормирование общеучебных и исследовательских умений и навыков происходило фрагментарно и в рамках об€зательных практических работ на местности и в лаборатории. Ќе проводилось специальных меропри€тий, настраивающих реб€т на будущие самосто€тельные работы на природе.

¬о врем€ прохождени€ контрольной группой программ ЂЌачинающий исследовательї темы исследовательских работ строго распредел€лись между бригадами в группе, цели и задачи ставились учителем, также объ€сн€лс€ алгоритм действий. »нструктивных карточек не было, многое приходилось объ€сн€ть учителю самосто€тельно или с помощью навод€щих вопросов.

Ќа конференции учитель не принимал активного участи€. Ётапа рефлексии после защиты исследовательских работ не происходило. ќценки были просто выставлены в тетрадь.

<<< Ёкспериментальна€ база | —одержание | –езультаты педагогического эксперимента >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019