јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< ѕути решени€ проблем организации географических исследований | —одержание | ѕроведение педагогического эксперимента >>>

√лава 3. ќ√–јЌ»«ј÷»я »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
ѕќ √≈ќ√–ј‘»» ¬ ”—Ћќ¬»я’ ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— ќ√ќ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“ј

явл€€сь наукой прикладного характера, методика должна иметь точку реализации, так как только в этом случае она оправдывает своЄ существование.

 ак вы€снилось в ходе проведени€ исследовани€ в рамках данной квалификационной работы проблемы организации исследовательской де€тельности школьников (даже методико-педагогические) имеют глубокие корни, упирающиес€ в систему управлени€ образованием и решить их только силами методистов, психологов и учителей вр€д ли удастс€.

¬ св€зи с этим организаци€ такого эксперимента, который бы максимально объективно подтвердил или опроверг выдвинутую автором гипотезу крайне затруднительно.

»сход€ из собственных возможностей и компетенций, автор сделал упор на методико-педагогический аспект процесса организации учебных исследований и приступил к экспериментальной части реализации квалификационной работы.

÷ель педагогического эксперимента: опровергнуть или подтвердить гипотезу, выдвинутую перед написанием квалификационной работы.

¬ качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что вы€вление проблем организации учебных исследований по географии во внеурочное врем€, их учЄт и максимальное решение повыс€т эффективность использовани€ данной образовательной технологии в географической подготовке школьников.

—уть эксперимента: при организации исследовательской работы учащихс€ прин€ть во внимание и постаратьс€ максимально решить предварительно вы€вленные проблемы, проследить за изменени€ми процесса обучени€ и результатами учебной де€тельности.

ѕедагогический эксперимент реализован на базе ћосковского полевого учебного центра ЂЁкосистемаї.

Ёкспериментальна€ база

јссоциаци€ ЂЁкосистемаї Ц это некоммерческа€ общественна€ просветительска€ организаци€. «арегистрирована в ћоскве в 1994 г. группой энтузиастов Ц педагогов-биологов и географов, работавших на тот момент в различных учреждени€х дополнительно образовани€ города ћосквы. јссоциаци€ ЂЁкосистемаї задумывалась как методический и координационный центр, ориентированный на работу с образовательными учреждени€ми и общественными организаци€ми, ведущими учебную, исследовательскую и природоохранную работу с детьми в природе. [2]

ќсновной целью €вл€етс€ пропаганда натуралистического подхода (подробнее), т.е. исследовательской и проектной де€тельности в образовании детей и внедрении методов полевого экологического образовани€ в преподавании биологии, географии и экологии как в средней школе, так и в учреждени€х дополнительного образовани€. [2]

—отрудники јссоциации считают, что нельз€ учить биологии, географии и экологии по книжкам и в классных комнатах, детей надо выводить, вывозить и "вытаскивать" в дикую природу, где давать им возможность познакомитьс€ с окружающими растени€ми и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всЄ "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, Ц почувствовать природу. [48]

ѕервоначальна€ цель јссоциации заключалась в объединении кружков, клубов и иных образований юных экологов по всей –оссии, использующих в своей работе методы полевого экологического образовани€ и полевых учебных исследований, совершающих экскурсии и походы в природу, провод€щих длительные экспедиции и полевые лагер€. ¬ период с 1994 по 1997 г. јссоциаци€ работала в основном с учреждени€ми дополнительного образовани€ из регионов –оссии. [2]

ѕримерно с 1997 г. основным направлением де€тельности јссоциации стало проведение полевых экологических, биологически и географических практикумов дл€ учащихс€ общеобразовательных школ города ћосквы, а также разработка и распространение методических материалов дл€ дополнительного образовани€ и внеклассной работы в средней школе.

¬ перечень основных реализованных проектов јссоциации ЂЁкосистемаї вход€т:

  • 8 печатных определителей растений: деревь€, кустарники, кустарнички и лианы средней полосы –оссии в зимний период (в безлистном состо€нии) и в летний период (в облиственном состо€нии), трав€нистые растени€ (цветы) лесов, лугов и полей, водоемов и болот, а также первоцветы Ц в виде "таблиц-раскладушек";
  • 4 карманных полевых справочника-определител€ животных средней полосы –оссии: "√рибы", "ќбитатели водоемов", "ѕтицы" и "«вери и их следы";
  • 10 компьютерных интерактивных определителей объектов природы –оссии: грибы, деревь€ и кустарники зимой и летом, трав€нистые растени€ (дикорастущие цветы), насекомые-вредители леса, рыбы, амфибии, рептилии, птицы, гнезда и голоса птиц, млекопитающие –оссии;
  • 20 цветных определительных таблиц: грибы, лишайники, водоросли, листостебельные мхи, трав€нистые растени€, древесные растени€, водные беспозвоночные, дневные бабочки, пресноводные и проходные рыбы, амфибии и рептилии, птицы и млекопитающие;
  • 40 учебных видеофильмов по методикам и технологии организации научно-исследовательских (проектных) работ школьников в природе в разные сезоны года;
  • 65 методических пособий по методикам проведени€ проектных исследований в природе, учебно-исследовательским проектам и программам;
  • методическое пособие дл€ учителей " ак организовать полевой экологический практикум". [48]

ќсновные направлени€ де€тельности в насто€щее врем€:

1. ѕолевые практикумы дл€ школьников. ѕрактикумы провод€тс€ круглогодично на собственной базе (ћосковский полевой учебный центр). Ќа практикумы приезжают учащиес€ 5-10 классов из общеобразовательных школ ћосквы и живут от 2 до 4 дней. ќбучение ведЄтс€ по четырЄм основным предметам: ботаника, зоологи€, водна€ экологи€ и ландшафтоведение (физическа€ географи€). ѕедагогический коллектив состоит из 35 человек. »меютс€ также вспомогательные службы (столова€, учебные лаборатории, библиотека, конюшн€).

2. ћетодическое обеспечение и подготовка педагогов дополнительного образовани€ и учителей средней школы по организации полевых исследований школьников. ¬ разработке данного направлени€ участвует больша€ часть педагогического коллектива јссоциации. ¬се методические разработки создаютс€ на основе собственного опыта организации учебной исследовательской де€тельности школьников в центре.

3. ƒистанционное образование учителей по »нтернету. ƒанный проект јссоциаци€ реализует с 1999 г. совместно с √осударственным университетом штата ћонтана (—Ўј). ѕедагоги ЂЁкосистемыї разработали, адаптировали и перевели на английский €зык задани€ дл€ учителей, повышающих квалификацию по экологическом образованию. ќбучение осуществл€ет университет в рамках серии сезонных курсов Ђѕолевые экологические исследовани€ с детьмиї. ”чащимис€ курсов €вл€ютс€ в основном учител€ средних школ из —Ўј, –оссии и других англо€зычных стран. [2]

ќсобое место в работе јссоциации "Ёкосистема" занимает ћосковский полевой учебный ÷ентр (или биостанци€) "Ёкосистема" Ц место, куда приезжают учитьс€ понимать и чувствовать природу и дети, и взрослые.

√лавна€ ценность места расположени€ ÷ентра Ц это дика€ природа (настолько, насколько она может быть "дикой" в окрестност€х огромного мегаполиса). Ќесмотр€ на близкое соседство с городом (÷ентр находитс€ всего в 15 км от ћосквы, т.е. в 25 мин. от ближайшей станции метро), он окружен старыми 150-летними хвойными лесами, не тронутыми рубками, пожарами и свалками. Ѕлагодар€ охранной зоне, проезд через которую осуществл€етс€ по специальным пропускам, здесь нет дачных поселков, вод€тс€ зайцы, лисы, встречаютс€ кабаны и лоси, не говор€ уже о птицах и насекомых.

—ам ÷ентр (бывшее лесничество) находитс€ вдалеке от населенных пунктов (ближайший поселок находитс€ в 3-х километрах) и полностью окружен лесами. — одной стороны биостанци€ отделена от "цивилизации" рекой, с другой стороны Ц непроходимым болотом, с третьей стороны Ц охранной зоной с  ѕѕ и шлагбаумом. ¬ четвертую сторону на многие километры т€нетс€ лес. Ѕлагодар€ удаленности ÷ентра от "цивилизации", кроме самих участников и немногочисленного обслуживающего персонала ÷ентра на базе и в окрестност€х никого из посторонних нет.

ќсновным направлением образовательной работы ÷ентра €вл€ютс€ учебные полевые практикумы дл€ школьников, сутью которых €вл€етс€ обучение детей реальной, "живой" биологии, географии и экологии. ”чебные зан€ти€ проход€т в отдельном "лабораторном" корпусе, который находитс€ неподалеку от жилого корпуса и состоит из четырех лабораторий Ц ландшафтоведени€, ботаники, зоологии и водной экологии. «ан€ти€ провод€тс€ по авторским образовательным программам, разработанным педагогами экологического центра в 1994-1998 гг. и апробированным уже в течение более 10 лет. [48]

”чебна€ работа ведЄтс€ группами по 8-12 человек с педагогами учебного центра. ¬ работе всех детских учебных меропри€тий предусмотрены полевые зан€ти€, зан€ти€ с коллекци€ми, приборами и оборудованием, лабораторна€ обработка результатов, конференци€ исследовательских работ (доклады), лекции по тематике меропри€ти€, вечерний Ђэкологическийї досуг.

ѕеред началом эксперимента автор провЄл анализ собственной педагогической де€тельности в рамках ѕолевого центра, а также де€тельности коллег, определил перечень наиболее актуальных проблем организации исследовательской работы школьников. ¬ качестве ведущих затруднений, как уже отмечалось ранее, брались только методико-педагогические:

  • низкий интерес к географии и другим предметам естественного цикла,
  • отсутствие желани€ проводить самосто€тельные исследовательские работы,
  • несформированность общеучебных умений и навыков, в том числе исследовательских.

 ак показали результаты исследовани€ (см. √лаву 2), перечисленные проблемы существуют не только у сотрудников ћосковского полевого учебного центра, но и в большинстве учебных заведений. ќднако особа€ форма организации обучени€ на биостанции ЂЁкосистемаї рождает р€д специфических затруднений:

  • один предмет изучаетс€ целый день, хот€ в течение зан€тий делаютс€ перерывы, устраиваютс€ игры на спорт-площадке, дети иногда устают от работы с 10 утра до 18 часов вечера;
  • недостаточно времени на проведение полноценного учебного исследовани€ с осмыслением, рефлексией (всего день!);
  • условное соблюдение принципа добровольности проведени€ собственных учебных исследований, так как это входит в об€зательную программу обучени€ на биостанции;
  • темы дл€ исследований предлагают преподаватели биостанции, что в некоторой степени снижает интерес учащихс€, хот€ учител€ стараютс€ подобрать интересные темы;
  • воспри€тие ћосковского учебного полевого центра в качестве лагер€-отдыха, а не учебного заведени€, и соответственно отсутствие рабочего настро€;
  • методическа€ сложность организации коллективных исследовательских работ (8-12 человек в группе);
  • отсутствие системности подготовки школьников, если в разных заездах с ними работают разные преподаватели, каждый со своей методикой;
  • отсутствие интеграции об€зательного и дополнительного образовани€, то есть в школе не стимулируют интерес к предметам естественного цикла, не формируют общеучебные навыки, в том числе исследовательские.

¬сЄ это объективно снижает результаты образовательно процесса.

ѕрограмма обучени€ в ћосковском полевом учебном центре включает в себ€ 4 приезда (желательно в разные сезоны). ќбучение ведЄтс€ по четырЄм основным предметам: ботаника, зоологи€, водна€ экологи€ и ландшафтоведение (физическа€ географи€):

  • 1-2 приезды включает в себ€ курс ЂЋиквидаци€ экологической безграмотностиї, то есть теоретическа€ подготовка по предметам; практические зан€ти€ на местности, в лаборатории.
  • 3-4 приезды посв€щены проведению самосто€тельных исследований на местности сначала с поддержкой преподавател€, затем максимально автономно.

<<< ѕути решени€ проблем организации географических исследований | —одержание | ѕроведение педагогического эксперимента >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020