јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< ѕопул€рность школьной географии | —одержание | ќрганизаци€ педагогического эксперимента: экспериментальна€ база >>>

√лава 2. ѕроблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной де€тельности

2.5. ѕути решени€ проблем организации географических исследований
школьников во внеурочной де€тельности

ѕроанализированный материал позвол€ет прийти к заключению, что проблемы организации исследовательской де€тельности школьников станов€тс€ объектом пристального внимани€ педагогов и ученых. ¬ то же врем€ пока отсутствуют комплексные исследовани€ на эту тему, а, соответственно, и разработка решений возникших проблем.

–езультаты проведЄнного исследовани€ показали, что самые острые проблемы возникают в рамках методико-педагогической зоны ответственности: недостаточно развитые компетенции субъектов исследовательской де€тельности, низкий уровень мотивации, нехватка методических пособий и т.д. (табл. 4) ¬торой строкой идут проблемы, св€занные с нормативно-правовым аспектом организации исследовательской де€тельности, которые во многом вли€ют на возникновение методико-педагогических. “о есть, по сути, все возникающие проблемы, о которых упоминали учител€ и учащиес€ в ходе исследовани€, свод€тс€ к системе организации образовани€ в целом.

“аблица 4. »тоговый каталог проблем, св€занных с организацией учебных исследований по географии во внеурочное врем€

√руппа ѕроблемы  оличество упоминаний
јнализ литературных источников –езультаты анкетировани€ ћнение автора ¬сего
учителей учащихс€

ќрганизационные (нормативно-правовые)

- отсутствие единой системы (стратегии) внедрени€ и развити€ исследовательской де€тельности школьников и интеграции основного и дополнительного образовани€ 5 0 0 0 5
- отсутствие единой системы норм и требований к организации исследовательской де€тельности школьников 5 0 2 0 7
- отсутствие единой всероссийской конкурсной системы дл€ оценки исследовательских работ школьников 5 2 2 1 10
- формализм в выполнении работы учител€ми и органами управлени€ образованием всех уровней 7 1 1 1 10
- недостаточное финансирование, материально-техническое обеспечение, отсутствие системы стимулировани€ участников и организаторов исследовательской де€тельности 17 6 6 1 30
- несоблюдение принципа добровольности выполнени€ исследовательских работ 1 0 11 0 12
- загруженность учителей, учащихс€, недостаток времени на внеурочную де€тельность 7 8 12 1 28
- трудности подготовки документов, необходимых дл€ выездов, экспедиций, походов дл€ сбора исследовательских данных 1 1 0 0 2
- отсутствие системы информатизации, способствующей обновлению профессиональных знаний и навыков учителей дл€ организации исследовательской работы школьников 2 0 0 0 2

¬недр€€ всЄ новые технологии образовани€, которые, безусловно, нужны, аппарат управлени€ образованием редко задумываетс€ о том, как нововведени€ на практике встро€тс€ в действующую систему. ќдно только постановление Ђсверхуї о необходимости проведени€ исследовательской работы среди школьников, только усугубит не без того сложную ситуацию современной школы, которую придЄтс€ в последствии исправл€ть.

ќрганизаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ в образовательных учреждени€х требует грамотного научно-обоснованного подхода и решени€ комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечени€, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. [22] “аким образом, внедрение технологии исследовательской де€тельности должно включать следующее:

  • нормы организации учебно-исследовательской де€тельности;
  • отдельно отведЄнные часы в программе;
  • систему методических разработок;
  • систему эффективного взаимодействи€ внедр€емой технологии с прежней системой;
  • систему взаимного дополнени€ программ урочной и внеурочной де€тельности, а также дополнительного образовани€;
  • систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;
  • систему стимулировани€ работы как педагогов, так и учащихс€;
  • пропаганду полезности и нужности этой образовательной технологии;
  • необходимую материально-техническую и информационную базу.

ѕри организации исследовательской работы школьников важно помнить, что задачи исследовани€ должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развити€ обучающихс€ Ч интерес к работе и посильность во многом определ€ют успех.  роме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием Ч мотивацию, котора€ будет давать незатухающий источник энергии дл€ самосто€тельной де€тельности и творческой активности. ƒл€ этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. ¬ ходе работы включаютс€ заложенные в исследовательскую де€тельность мотивационные механизмы. [27]

ѕеречисленные компоненты должны быть реализованы в единой слаженной системе, чтобы обеспечить эффективность работы данной образовательной технологии.

–езультаты проведЄнного исследовани€ подтверждают тот факт, что и половины из перечисленного не было сделано.

“о есть, по сути, произошло прин€тие ‘√ќ— и Ђспуск других различных указов сверхуї, а условий дл€ реализации их не было создано, поэтому и начали возникать многочисленные проблемы в организации исследовательской работы школьников.

√л€д€ правде в глаза, нужно признать, что при сложившихс€ в насто€щее врем€ услови€х в образовательной системе практически невозможно организовать полноценную исследовательскую работу школьников во внеурочное врем€.

«а последнее дес€тилетие в р€де школ страны технологи€ учебного исследовани€ была удачно претворена в жизнь в качестве экспериментальной. »х администраци€ и педагогический коллектив вложили в это огромные усили€. ѕо мнению автора, при массовом внедрении исследовательской работы в систему образовани€ нужно максимально эффективно использовать уже наработанный опыт этих учебных заведений.   тому же, стоит отметить, что литературных источников, посв€щенных как раз опыту организации исследовательской де€тельности во внеурочное врем€ очень много:

  • печатные сборники статей (например, в библиографическом списке под номерами 13, 14, 29],
  • периодические печатные журналы Ђ√еографи€ в школеї, Ђ»сследовательска€ работа школьниковї,
  • специализированные сайты в »нтернет www.festival.1september.ru, www.researcher.ru.

“аким образом, можно сделать вывод, что система отечественного образовани€ далека от идеала и посто€нно стремитс€ к совершенству путЄм реформ, которые помимо ориентации на социальный заказ должны улучшать систему изнутри. ƒл€ этого нужны комплексные, подобные этому, исследовани€ самой системы с целью вы€влени€ проблем.

—овокупность и острота вы€вленных проблем, св€занных с организацией учебных исследований по географии во внеурочное врем€, говорит о необходимости их решени€. ѕример возможных методических преобразований, позвол€ющих доказать возможности использовани€ полученных результатов, представлен в качестве педагогического эксперимента в следующей главе.

<<< ѕопул€рность школьной географии | —одержание | ќрганизаци€ педагогического эксперимента: экспериментальна€ база >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019