јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<<  омпетенции субъектов учебно-исследовательской де€тельности | —одержание | ѕопул€рность школьной географии >>>

√лава 2. ѕроблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной де€тельности

2.4. ’арактеристика основных проблем

ћотиваци€ на проведение самосто€тельного исследовани€

Ђ¬опрос мотивации кажетс€ основной проблемой обучени€, по сравнению с которой все остальные, пожалуй, менее драматичны, Ц тем более, если учесть острый дефицит педагогического ресурса, не позвол€ющий наде€тьс€ на эффективную борьбу с интересами школьников. Ётот вопрос особенно сложен, так как он неразрывно св€зан с нашими общесоциальными обсто€тельствами, кризисом престижности науки и культуры, отсутствием ныне традиционного уважени€ к школе и культуре вообщеї. [3]

ѕроблема вовлечени€ современных школьников в исследовательскую работу стоит перед каждым педагогом. ѕроведЄнное исследование, показало, что вопросу мотивации посв€щено очень много литературных источников, но суд€ по результату вы€влени€ ключевых проблем (табл. 4), трудности в данном аспекте организации исследовательской де€тельности ещЄ остаютс€ у большого количества учителей.

“аблица 4. »тоговый каталог проблем, св€занных с организацией учебных исследований по географии во внеурочное врем€

√руппа ѕроблемы  оличество упоминаний
јнализ литературных источников –езультаты анкетировани€ ћнение автора ¬сего
учителей учащихс€

ќрганизационные (нормативно-правовые)

- отсутствие единой системы (стратегии) внедрени€ и развити€ исследовательской де€тельности школьников и интеграции основного и дополнительного образовани€ 5 0 0 0 5
- отсутствие единой системы норм и требований к организации исследовательской де€тельности школьников 5 0 2 0 7
- отсутствие единой всероссийской конкурсной системы дл€ оценки исследовательских работ школьников 5 2 2 1 10
- формализм в выполнении работы учител€ми и органами управлени€ образованием всех уровней 7 1 1 1 10
- недостаточное финансирование, материально-техническое обеспечение, отсутствие системы стимулировани€ участников и организаторов исследовательской де€тельности 17 6 6 1 30
- несоблюдение принципа добровольности выполнени€ исследовательских работ 1 0 11 0 12
- загруженность учителей, учащихс€, недостаток времени на внеурочную де€тельность 7 8 12 1 28
- трудности подготовки документов, необходимых дл€ выездов, экспедиций, походов дл€ сбора исследовательских данных 1 1 0 0 2
- отсутствие системы информатизации, способствующей обновлению профессиональных знаний и навыков учителей дл€ организации исследовательской работы школьников 2 0 0 0 2

»сследование показало, что во многих школах ћосквы исследовательска€ работа откровенно нав€зываетс€ школьникам. (ѕриложение є5) »х Ђзаставл€ютї делать проектные и исследовательские работы, при этом процесс творческой их де€тельности почти не сопровождаетс€. –еб€т, по сути дела, пускают в свободное плавание, дав исследование в качестве продолжительного домашнего задани€. –оль учителей в этом случае сводитс€ лишь к проверке и редактировании результата.

–ечи об объ€снении сути учебного исследовани€, процесса выполнени€, соблюдении этапности зачастую даже не идЄт: 37% школьников не знают, что такое учебное исследование и как его проводить, ещЄ у 30% опрошенных представлени€ об учебно-исследовательской работе можно считать сомнительно верными (см. главу –езультаты педагогического эксперимента). ¬сего у 8-ми опрошенных в школе есть специальные курсы о теории проведени€ самосто€тельного исследовани€. „аще всего учител€ вступают в работу на заключительном этапе: объ€сн€ют правила оформлени€, помогают сделать выводы (хот€ самосто€тельность ученика в данном случае сомнительна), готов€т к презентации работы на конкурсах. јнализа и последующей рефлексии, которые так необходимы дл€ саморазвити€ ребЄнка и мотивации на продолжение подобной де€тельности, тоже, как правило, не происходит. ¬о многом данна€ ситуаци€ перекликаетс€ с предыдущей проблемой (о компетенции учителей и учащихс€).

— одной стороны, кто-то может сказать, что пусть хот€ бы так, но дети занимаютс€ исследовательской работой, учатс€ самосто€тельности и ответственности, но на самом деле вреда от такой организации намного больше. Ќав€зывание дополнительными трудоЄмкими задани€ми школьников вызывает обоснованный внутренний протест против данной де€тельности, который в свою очередь порождает посредственность их выполнени€, формирует отрицательное отношение к самосто€тельной работе и, тем более, речи не идЄт о достижении целей технологии исследовательской де€тельности. Ђ–аспылениеї усилий учащихс€ на различные трудоЄмкие работы, ухудшает выполнение каждой.

ѕродолжительность и всеохватность данной ситуации может дать плодородную почву дл€ формировани€ негативных стереотипов, св€занных с учебно-исследовательскими работами. » тогда учитель, впредь упом€нув о возможности проведени€ собственных исследований, столкнЄтс€ с предсказуемой реакцией: Ђќй, только не это!ї и т.п.

  тому же нужно заметить, что сложно хотеть чего-то, если даже не знаешь о чЄм идЄт речь и что у теб€ есть возможность этим заниматьс€: то есть, просто, дет€м не объ€сн€ют суть учебного исследовани€, гл€д€ на название они заочно делают вывод о его трудности и не берутс€ за это. ћало того, в ученической (и часто в учительской) среде сформировалось негативное воспри€тие самосто€тельной исследовательской работы во внеурочное врем€, и этот стереотип мало где стараютс€ разрушать.

¬ажно донести до учащихс€, что учебное исследование Ч это возможность максимального раскрыти€ своего творческого потенциала. Ёто де€тельность, позволит про€вить себ€ индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знани€, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ёто де€тельность, направленна€ на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимис€ в виде задачи, когда результат этой де€тельности Ч найденный способ решени€ проблемы Ч носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим дл€ самих открывателей. ¬ажно дать пон€ть школьникам, что навыки, полученные ими в ходе систематических исследовательских работ, очень сильно помогут им реализовать себ€ в будущем на любом поприще, так как умение видеть проблему, придумывать, разрабатывать стратегию, анализировать Ц всЄ это качества успешной личности в современном мире.

¬опрос мотивации может быть поставлен и шире: в плане желани€ самих учителей руководить исследовани€ми школьников. —ложности с прохождением соответствующих курсов повышени€ квалификации, недостаточное финансирование, загруженность, Ђспуски указаний сверхуї, бюрократи€ и посредственность в оценке качества обучени€ Ц все эти проблемы нормативно-правовой группы (табл. 4) снижают заинтересованность учителей в подобной работе.

Ќапример, здорова€ требовательность к учащимс€ и справедливое оценивание их работ оп€ть вступают в конфликт с нежеланием иметь проблемы в округе. [3]

—талкива€сь на практике с тем, что многие исследовательские задачи дл€ учащихс€ став€тс€ не с идеей развити€ личности ученика посредством исследовани€, а решени€ каких-то Ђсоциально-значимыхї или Ђактуальных дл€ наукиї проблем, мы видим, что во многих подобных случа€х ни ребенку это не интересно и бесполезно, ни социуму и науке это непон€тно зачем нужно. [3]

¬ этом случае система дополнительного образовани€ выступает в более честном (и поэтому в более простом) положении Ц по меткому выражению известного педагога дополнительного образовани€ Ќ.ѕ. ’аритонова здесь Ђученики голосуют ногамиї.

¬опрос мотивации существенен вообще, но особенно критичен в нынешних услови€х острого дефицита социального ресурса, когда скромные силы отечественной педагогики могут быть напрасно потрачены на бессмысленную борьбу со вполне нормальными интересами и потребност€ми учащихс€. [3]

<<<  омпетенции субъектов учебно-исследовательской де€тельности | —одержание | ѕопул€рность школьной географии >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020