Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Глава 2. Проблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной деятельности
2.3. Результаты проблемного анализа
Последовательное выполнение этапов
проблемного анализа позволило, в конечном счёте,
составить итоговую табл. 4, отражающую как
ведущие, так и сопутствующие проблемы
организации внеурочной исследовательской
работы школьников по географии.
Таблица 4. Итоговый каталог проблем,
связанных с организацией учебных исследований
по географии во внеурочное время
Группа
Проблемы
Количество упоминаний
Анализ литературных источников
Результаты анкетирования
Мнение автора
Всего
учителей
учащихся
Организационные
(нормативно-правовые)
- отсутствие единой системы (стратегии)
внедрения и развития исследовательской
деятельности школьников и интеграции основного
и дополнительного образования
5
0
0
0
5
- отсутствие единой системы норм и требований к
организации исследовательской деятельности
школьников
5
0
2
0
7
- отсутствие единой всероссийской конкурсной
системы для оценки исследовательских работ
школьников
5
2
2
1
10
- формализм в выполнении работы учителями и
органами управления образованием всех уровней
7
1
1
1
10
- недостаточное финансирование,
материально-техническое обеспечение, отсутствие
системы стимулирования участников и
организаторов исследовательской деятельности
17
6
6
1
30
- несоблюдение принципа добровольности
выполнения исследовательских работ
1
0
11
0
12
- загруженность учителей, учащихся,
недостаток времени на внеурочную деятельность
7
8
12
1
28
- трудности подготовки документов, необходимых
для выездов, экспедиций, походов для сбора
исследовательских данных
1
1
0
0
2
- отсутствие системы информатизации,
способствующей обновлению профессиональных
знаний и навыков учителей для организации
исследовательской работы школьников
2
0
0
0
2
Проведённое исследование позволило определить
актуальность каждой из трёх, выделенных автором,
классификационных групп: наиболее актуальны
методико-педагогические (284 упоминания), на
втором месте находятся организационные (или
нормативно-правовые) проблемы (106 упоминаний),
самыми незначительными оказались
психологические (всего 16 упоминаний) (диаграмма
№1).
Диаграмма № 1
Полный перечень встречаемых в практике
трудностей, связанных с организацией учебных
исследований по географии во внеурочно время,
включил в себя более 50 различных проблем. Среди
них логично выделяется шестёрка лидеров:
невостребовательность школьной географии и
географических знаний среди школьников (84
упоминания);
несформированные общеучебные навыки, в том
числе навыки исследовательской деятельности (71
упоминание);
отсутствие мотивации учащихся для проведения
самостоятельного исследования во внеурочное
время (48 упоминаний);
недостаточная методико-педагогическая
подготовка учителей, неготовность быть
организатором учебно-исследовательской
деятельности (37 упоминаний);
недостаточное финансирование,
материально-техническое обеспечение, отсутствие
системы стимулирования участников и
организаторов исследовательской деятельности (30
упоминаний);
загруженность учителей, учащихся, недостаток
времени на внеурочную деятельность (28
упоминаний).
В сумме они составляют 73% всех выявленных
проблем. Нужно отметить, что 4 из 6 основных
проблем относятся к группе
методико-педагогических.
Интересно также сравнение результатов
изучения литературных источников и
анкетирование непосредственных участников
образовательного процесса ( диаграмма №2).
Диаграмма № 2.
Глядя на диаграмму №2 очевидно, что на практике
значительно возрастает доля
методико-педагогических трудностей.
Психологическая составляющая волнует
опрошенных меньше всего (1%), что, по-видимому,
связано с наличием других более острых проблем. В
литературных источниках авторы стараются
осветить тему организации учебных исследований
как можно шире, поэтому упоминание о важности
учёта психологических аспектов вполне
закономерно.
Отдельный интерес имеют результаты
анкетирования учителей и учащихся.
Анкетирование учителей установило, что почти 90%
из них занимаются организацией
исследовательской деятельности школьников, что
в очередной раз подтверждает распространение
данной образовательной технологии в современной
школе и актуальность темы данной
квалификационной работы (диаграмма №3).
Диаграмма № 3.
При этом у 60% опрошенных учителей возникли
трудности с определением понятия
«исследовательская деятельность», отличием её
от проекта и обозначением основных целей
учебного исследования (диаграмма №4). Таким
образом, можно судить о недостаточном уровне
методико-педагогической подготовки учителей.
Диаграмма № 4.
Анкетирование учащихся показало, что только 28%
из них занимается проведением учебных
исследований, ещё 36% хотели бы попробовать
провести такое исследование, а 30% выразило
нежелание заниматься подобным видом работы
(диаграмма №5). Т. е. активность участников
исследовательской деятельности во внеурочное
время на настоящий момент можно считать средним
или даже низким, если принять во внимание, что у
некоторых опрошенных школьников проведение
собственного исследования является
обязательным.
Диаграмма № 5.
Опрос также зафиксировал, что школьная
география и географические знания не пользуются
популярностью среди современных школьников:
только 28% опрошенных занимаются или хотели бы
заниматься учебным исследованием в рамках этого
предмета во внеурочное время (диаграмма №6).
Диаграмма № 6.
Результат анализа литературы показал, что
много статей, посвящённых особенностям
организации исследовательской работы
школьников: на что обратить внимание, как, что и в
какой последовательности делать, какие моменты
важны в целом и зачем. Периодически встречаются
предложения по модернизации данной части
системы образования. О проблемах, возникающих в
реальной деятельности современного учителя на
пути организации исследований школьников,
написано очень мало, некоторые приходиться
буквально искать между строк. При этом нельзя
утверждать, что в стране с формирующейся
системой образования, нет проблем, особенно
расценивая сам исследовательский подход как
нововведение, связанное с преобразованием
современного общества.
В большинстве случаев подразумевается, что
перед тем как начать работать в вышеупомянутом
направлении учитель изучит все особенности,
этапы, методики, учтёт советы и опыт коллег, но в
том числе, по мнению автора, нужно представлять с
какими трудностями на данный момент можно
столкнуться.
Таким образом, проведённое в рамках данной
квалификационной работы исследование позволяет
полноценно судить о ситуации, сложившейся в
современной образовательной системе, связанной
с организацией учебных исследований по
географии во внеурочное время. Однако получение
исключительно количественных данных было бы не
достаточно для полноценного достижения
поставленной автором цели. Для того чтобы данная
квалификационная работа несла определённую
ценность, необходимо раскрыть суть основных
проблем, выявить их причины и определить пути
решения. Этому будет посвящён следующий
параграф.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
полевые практикумы,
экологические образовательные экспедиции,
экологические лагеря,
конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
материалы семинаров и конференций,
методики полевых исследований (проектной деятельности),
детские исследовательские работы (проекты),
экологические тропы,
"экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются
к публикациям в СМИ!