јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)






√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< ¬ыводы к главе 1 | —одержание | ѕроблемный анализ >>>

√лава 2. ѕроблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной де€тельности

ѕоиск проблем Ц дело непростое. ћногие учЄные утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить еЄ. Ќо видеть и вы€вл€ть недостатки в чЄм-либо мало, хот€ это уже почти половина успеха. ¬ажно ещЄ признавать (принимать) их и находить пути решени€.

ѕроблема Ц есть неудовлетворительное состо€ние системы (организации, подразделени€ и т. п.), некоторое противоречие, требующее разрешени€, характеризующеес€ разницей между желаемым и действительным состо€нием объекта.

¬ св€зи с многогранностью процесса исследовательской де€тельности в рамках внеурочных зан€тий могут возникать совершенно разные проблемы, даже неожиданные на первый взгл€д.

”читыва€ цель данной квалификационной работы Ц определение/вы€вление проблем организации географических исследований школьников во внеурочной де€тельности Ц в ходе первичной обработки литературы был разработан комплекс методов, позвол€ющих наиболее объективно и эффективно еЄ достичь.

2.1. ћетодика исследовани€ и его база

¬ качестве основы была вз€та технологи€ проблемного анализа [19], котора€ предполагает аналитическую работу с классификацией проблем. ќна заключаетс€ в последовательности выполнени€ следующих этапов:

  • 1) —оставление каталога проблем
    • a. ¬ы€вление
    • b. ‘ормировани€ перечн€
  • 2) —труктурирование вы€вленных проблем по группам
  • 3) ”точнение каталога проблем внутри групп
  • 4) ѕодсчЄт количества упоминаний каждой проблемы и определени€ ключевой группы и проблемы в ней
  • 5) ”становление св€зей между группами
  • 6) —оставлени€ графа проблем

  перечисленным выше этапам дл€ полноты исследовательской части необходимо добавить также следующие:

  • 7) ѕодведение итогов проблемного анализа и результаты исследовани€
  • 8) ’арактеристика основных классификационных групп и ключевых проблем
  • 9) ¬ыводы

—оставление каталога проблем

ƒл€ составлени€ каталога проблем, возникающих в процессе организации внеурочной исследовательской де€тельности школьников по географии, с одной стороны, совершенно бесспорно источниками исследовательских данных должны стать непосредственные субъекты процесса исследовательской де€тельности: учитель и ученик.

— другой, не возможно при этом охватить абсолютно всех учителей и учащихс€, занимающихс€ этим, а соответственно изуча€ только выбранную группу, нельз€ судить о проблемах данного блока системы образовани€ в целом.

  тому же дл€ того, чтобы пон€ть направление, в котором Ђкопатьї, нужно определить общие тенденции современной организации исследовательской де€тельности и разобратьс€ в структуре самого процесса (сделано в главе 1). ¬ завершении можно приплюсовать собственный опыт педагогической де€тельности в этой области.

“аким образом, дл€ составлени€ каталога проблем определились три источника:

  • 1. »зучение и анализ разнообразной специализированной литературы (психолого-педагогической, методической, периодической, сборников статей учителей-практиков как в печатном, так и в электронном виде);
  • 2. »зучение непосредственного опыта группы учителей и учащихс€, занимающихс€ исследовательской де€тельностью;
  • 3. јнализ собственного опыта работы по организации исследовательской де€тельности школьников.

ѕо мнению автора, обобщение результатов анализа трЄх различных источников, позволит обеспечить максимально объективный и всеобъемлющий результат.

¬ качестве литературных источников выбраны:

  • специализированна€ методическа€ литература и монографии, посв€щЄнные организации исследовательской де€тельности школьников;
  • периодические педагогические издани€ (журналы Ђ√еографи€ в школеї, Ђ»сследовательска€ работа школьниковї, ЂReasercherї, Ђ”правление образованиемї);
  • сборники статей учителей, методистов, психологов, занимающихс€ организацией исследовательской де€тельности учащихс€ (как печатные издани€, так и размещЄнные свободно в глобальной информационной сети »нтернет, например на сайте www.festival.1september.ru и www.researcher.ru );
  • результаты ќбщероссийской научно-практической конференции с международным участием Ђ»сследовательска€ де€тельность учащихс€ в современном образовательном пространствеї за п€ть лет.

¬сего в процессе исследовани€ было изучено более 200 статей, посв€щЄнных организации учебных исследований.

¬ состав выборной группы вход€т:

  • учител€ и учащиес€, приезжающие в ћосковский полевой учебный центр ассоциации ЂЁкосистемаї (подробнее о полевом учебном центре см. в главе 3);
  • участники конкурсов и конференций исследовательских работ учащихс€ Ц Ђярмарка »дей на ёго-«ападе. ћосква Ц 2011ї, Ђ онкурс им. ¬.». ¬ернадскогої и другие (табл. 3);
  • учител€-выпускники √еографического факультета ћосковского ѕедагогического √осударственного ”ниверситета и их ученики;
  • московска€ команда участников ¬сероссийской олимпиады по географии.

“аблица 3. ћеропри€ти€, посещенные в ходе исследовани€

Ќазвание —роки проведени€ ћесто проведени€
ќткрыта€ городска€ научно-практическа€ конференци€ Ђ”роки ƒ.—. Ћихачеваї 3 декабр€ 2010 г. √ќ” √имнази€ є 1503
XII ќкружна€ научно-практическа€ конференци€ Ђƒети - творцы XXI векаї 28 €нвар€ 2011 г. √ќ” —ќЎ є 1290
XVIII  онференци€ исследовательских работ "—молинские чтени€" 17 марта 2011 г. √осударственный ƒарвиновский музей и биологический кружок "¬ќќѕ"
¬сероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени ¬.».¬ернадского 11-15 апрел€ 2011 г. ƒом научно-технического творчества молодежи, ћосковский городской ƒворец детского (юношеского) творчества, ЂЋицей на ƒонскойї є1553
 онкурс проектных и исследовательских работ Ђярмарка идей на ёго-«ападе ћосквыї 25-27 апрел€ 2011 г. ћосковский городской ƒворец детского (юношеского) творчества, –оссийский ”ниверситет ƒружбы Ќародов

—обственный опыт автора данной работы включает в себ€:

  • трЄхлетний стаж работы (2008-2011 гг.) в ћосковском полевом учебном центре јссоциации ЂЁкосистемаї в качестве педагога дополнительного образовани€: проведение полевых учебных зан€тий и практических работ на местности, формирование навыков исследовательской де€тельности, организаци€ исследовательских работ школьников разного возраста, методическа€ подготовка учителей дл€ организации практик и исследований;
  • анализ исследовательских работ на конкурсах и конференци€х Ц "ƒети Ц творцы XXI века", Ђ”роки ƒ.—. Ћихачеваї и др. (табл. 3), а также работ, представленных в интернет портале »здательского дома Ђѕ≈–¬ќ≈ —≈Ќ“яЅ–яї (www.1september.ru).

<<< ¬ыводы к главе 1 | —одержание | ѕроблемный анализ >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020