јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< ќтличие исследовательской де€тельности от схожих видов учебных работ | —одержание | ¬ыводы к главе 1 >>>

1.3. ќсобенности организации исследовательской внеурочной
де€тельности в рамках изучени€ географии

—реди школьных предметов школьна€ географи€ имеет исключительно большие возможности дл€ организации и проведени€ самых разнообразных форм внеурочной работы во всех классах, где она изучаетс€. Ёто определ€етс€, прежде всего, тем, что содержание еЄ неразрывно св€зано с окружающей природой, хоз€йством, с событи€ми, происход€щими в нашей стране и за рубежом. [4] √еографи€ интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знани€.

¬ –оссии актуальность географии в образовании приобретает все больший размах, о чем свидетельствуют Ђ онцепци€ обновлени€ географического образовани€ в российской школеї, предложенна€ —оветом по проблемам географии –оссийской јкадемии образовани€. [5]

¬ последние годы в педагогической периодической литературе и в учительской практике получают распространение идеи построени€ учебного процесса на базе исследовательской поисковой де€тельности. –еализаци€ этого на базе классно-урочной системы, сформированной у нас в стране, очень затруднительна из-за отсутстви€ в достаточном количестве учебного времени и материальной базы. «ато в полной мере может осуществл€тьс€ на базе внеурочного и дополнительного образовани€. [7]

–оль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач воспитани€, развивает у учащихс€ деалектическо-математические взгл€ды на взаимодействие общества и природы, способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей, устойчивых интересов к предмету. [1]

явл€€сь органической частью всей учебно-воспитательной де€тельности школы, внеурочна€ работа также подчин€етс€ триединой системе целей Ђобучение-воспитание-развитиеї, на которой строитс€ вс€ система отечественного образовани€.

«адачи формировани€ всесторонне развитой личности школьника требуют, чтобы внеурочна€ работа представл€ла собой стройную целенаправленную систему. ќсновными задачами организации внеурочной де€тельности детей €вл€ютс€:

  • вы€вление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихс€ к различным видам де€тельности;
  • оказание помощи в поисках Ђсеб€ї;
  • создание условий дл€ индивидуального развити€ ребенка в избранной сфере внеурочной де€тельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении де€тельности;
  • развитие опыта творческой де€тельности, творческих способностей;
  • создание условий дл€ реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общени€, взаимодействи€, сотрудничества;
  • расширение рамок общени€ с социумом.

ќднако Ќ.ћ. ¬ерзилин [13] отмечает, что конечные цели и задачи внеурочной работы по предмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии со спецификой и возможност€ми предмета.

÷ель и задачи внеурочной работы придают специфический характер функци€м целостного педагогического процесса Ц обучающей, воспитывающей и развивающей.

  • 1)   образовательным функци€м внеурочной де€тельности относ€тс€: формирование познавательного интереса к предмету; св€зывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержани€ изучаемого предмета; совершенствование умений и навыков использовани€ источников информации. ¬ этом направлении внеурочна€ де€тельность в большей степени взаимосв€зана с учебной: знани€, полученные на уроках, умени€ и навыки, приобретенные в учебной де€тельности, закрепл€ютс€ и наход€т практическое применение во внеурочной де€тельности. » наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной де€тельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной де€тельности.
  • 2) –азвивающа€ функци€ заключаетс€ в развитии психических процессов школьника, а также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую де€тельность. ¬неурочные зан€ти€ в большей степени, чем, приспособлены дл€ развити€ у учащихс€ самосто€тельности в работе, творческой самосто€тельности и изобретательности.
  • 3) ¬оспитательна€ функци€ внеурочной де€тельности имеет самые широкие горизонты, благодар€ преобладанию эмоционального аспекта над информативным.

ѕри изучении методико-педагогической литературы удалось установить, что существуют общие принципы внеурочной де€тельности работы:

  • 1. ѕринцип добровольности, учитывающий желание школьников прин€ть участие во внеурочной работе.
    “акой интерес не может возникнуть, если работа выполнена без желани€, по принуждению. ѕоэтому ј.¬. ”сова [44] считает, что принцип добровольности €вл€етс€ одним из самых важных принципов внеурочной де€тельности.
  • 2. ѕринцип учЄта индивидуальных особенностей, различи€ направленности интересов и черт характера учеников.
    ».я. Ћанина утверждает, что принцип учета индивидуальных особенностей учащихс€ €вл€етс€ важным при организации внеурочной работы, так как известно, что по уровн€м общего развити€, направленности интересов и чертам характера ученики отличаютс€ друг от друга. »гнориру€ эти различи€, невозможно добитьс€ успехов во внеурочной работе. ќн позвол€ет учитывать уровни развити€ каждого учащегос€ и, исход€ из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником. [20]
  • 3. ѕринцип коммуникативной активности, стимулирующий и вовлекающий учащихс€ в использование новых, неизвестных им материалов, познавательна€ ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию коммуникативной компетентности школьника. [44]
  • 4. ѕринцип единства урочной и внеурочной работы, необходимый дл€ поддержани€ целостности организации учебно-воспитательного процесса.

»менно на уроках учитель ставит перед учащимис€ вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говоритс€ в учебнике и в прочитанных книгах.

¬неурочна€ де€тельность школьников классифицируютс€:

  • по направленности де€тельности (трудова€, общественна€, творческа€, интеллектуальна€);
  • по количеству участников де€тельности (группова€, индивидуальна€);
  • по включенности (активности в процессе де€тельности) субъектов де€тельности: познавательно-де€тельностна€, потребительно-исполнительна€, пассивно-созерцательна€,
  • по месту организации этой де€тельности: школа, учреждени€ дополнительного образовани€, клубы по интересам, детские организации. [17]

–ассмотрев сущность внеурочной де€тельности через ее цели, задачи, возможности можно определить ее особенности:

  • 1. ¬неурочна€ работа представл€ет собой совокупность различных видов де€тельности детей, организаци€ которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществл€емым в ходе обучени€, формирует личные качества ребенка.
  • 2. ќтсроченность во времени. –езультаты работы педагога не всегда наблюдаемы в реальном времени, а могут про€вл€тьс€ в дальнейшей судьбе человека.
  • 3. ќтсутствие жестких регламентаций. ѕедагог имеет большую свободу выбора содержани€ форм, средств, методов работы, чем при проведении урока.
  • 4. ќтсутствие контрол€ над результатами внеурочной работы. ≈сли об€зательный элемент урока Ц контроль над процессом овладени€ учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контрол€ нет.
  • 5. ¬неурочна€ работа осуществл€етс€ на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеурочное врем€ на прот€жении всех лет пребывани€ в учебном заведении.
  • 6. ¬неурочна€ работа имеет широкий круг возможностей дл€ привлечени€ социального опыта родителей и других взрослых.

јнализ перечисленных выше принципов и особенностей внеурочной де€тельности и сопоставление их с сущностью исследовательской работы школьников позвол€ет утверждать, что, по сути, исследовательска€ де€тельность €вл€етс€ технологией внеурочной составл€ющей системы образовани€, поскольку обе имеют два схожих признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполн€емой задачи, склонност€ми и способност€ми конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого Ч групповые и индивидуальные зан€ти€ и консультации, выездные меропри€ти€, семинары и конференции.

’от€, безусловно, элементы учебного исследовани€ можно примен€ть и на уроках.

√еографи€ в школе Ц один из учебных предметов, имеющий целью дать учащимс€ общеобразовательной школы систематические знани€ основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте –оссии в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

—пецификой предмета €вл€етс€ то, что именно географи€ даЄт человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живЄт. ј познание окружающего мира требует использовани€ таких методов, как наблюдение и работы на местности.

”чителей географии всегда отличало стремление расширить круг об€зательных знаний по предмету путЄм большой внеурочной работы. »менно учител€ географии €вл€ютс€ организаторами туристической и краеведческой работы. [1]

¬неурочна€ работа по географии Ц это меропри€ти€ школы по организации и руководству зан€ти€ми учащихс€ во внеурочное врем€, св€занных с их обучением и воспитанием. “акие зан€ти€ провод€тс€ как в школе, так и вне школы. [4]

¬ современном образовательном пространстве нашей страны реализаци€ реформ, направленных на формирование базовых компетенций учащихс€, возможна в рамках внеурочной де€тельности. Ўкольна€ географи€ обладает в этой св€зи большим спектром возможностей из-за особенностей своего содержани€.

“аким образом, рассмотрев различные аспекты внеурочной де€тельности, можно прийти к выводу, что она €вл€етс€ самосто€тельной сферой работы учител€, осуществл€емой во взаимосв€зи с работой на уроке, имеет определЄнные задачи, функции и особенности, строитс€ на соблюдении р€да принципов. ќсобенности внеурочной работы обеспечивают широкие возможности использовани€ еЄ в современном образовательном пространстве.

<<< ќтличие исследовательской де€тельности от схожих видов учебных работ | —одержание | ¬ыводы к главе 1 >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020