јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< Ётапы проведени€ учебного исследовани€ | —одержание | ќрганизаци€ исследовательской внеурочной де€тельности по географии >>>

1.2. —ущность исследовательской де€тельности

1.2.2. ќтличие исследовательской де€тельности от схожих видов учебных работ

¬ св€зи с мен€ющимис€ запросами к результатам обучени€ отечественные педагогика и педагогическа€ психологи€ разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучени€ и самосто€тельном творчестве. ¬ современной литературе по педагогике и методике всЄ чаще встречаютс€ пон€ти€ Ђпроектї и Ђисследованиеї, при этом редко даютс€ чЄткие определени€ обоим, а потому они не всегда дифференцируютс€, хот€ даже беглый взгл€д позвол€ет увидеть существенную разницу между ними. ¬ы€снение сути этих пон€тий, а также других схожих видов учебных работ представл€етс€ принципиально важной задачей при их изучении. ѕонимание их истинного смысла не просто абстрактна€ задача дл€ кабинетных теоретиков, а очень важный этап, прежде всего, с точки зрени€ образовательной практики.

¬едущий отечественный специалист в области организации исследовательской де€тельности школьников, Ћеонтович јлександр ¬ладимирович [22], при анализе представл€емых на конференции и конкурсы творческих работ учащихс€ в области естественных и гуманитарных наук выделил следующие их типы:

  • 1) ѕроблемно-реферативные Ч творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
  • 2) Ёкспериментальные Ч творческие работы, написанные на основе выполнени€ эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Ќос€т скорее иллюстративный характер, предполагают самосто€тельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменени€ исходных условий.
  • 3) Ќатуралистические и описательные Ч творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо €влени€. ћогут иметь элемент научной новизны.
  • 4) »сследовательские Ч творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрени€ методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаетс€ анализ и выводы о характере исследуемого €влени€. ќсобенностью таких работ €вл€етс€ непредопределенность результата, который могут дать исследовани€.
  • 5) ѕроект Ц это творческа€ де€тельность, направленна€ на достижение определенного результата, создание уникального продукта. ѕроектна€ работа подразумевает изначальное определение сроков выполнени€ намеченного с учетом запланированных ресурсов и изначально продуманных требований к качеству конечного продукта.

ѕомимо описанных ј.¬. Ћеонтовичем творческих видов учебных работ учебное исследование часто путают со следующими видами де€тельности:

  • –еферат Ц подбор материалов и опубликованных источников, наиболее полно освещающих изучаемую проблему. ¬ определЄнной степени можно рассматривать как подготовительный этап в исследовательской де€тельности. [39]
  • ѕрактикум (практическа€ работа) Ц учебное задание, упражнение, лабораторна€ работа, способствующие усвоению пройденного материала, помогающа€ освоить учебную дисциплину практически.

¬ результате изучени€ методико-педагогических источников были определены отличительные черты учебно-исследовательской де€тельности от сходных видов учебной работы и представлены в сравнительной табл. 2.

“аблица 2. —равнение исследовательской де€тельности со схожими видами учебных работ

  ÷ель, особенность —тепень (характер) аналитической де€тельности ’арактер творческой де€тельности ѕример в рамках изучени€ школьной географии
ѕрактикум «адание, лабораторна€ работа, способствующие усвоению пройденного материала, освоению учебной дисциплины практически јнализ не требуетс€ “ворческа€ составл€юща€ отсутствует —оставление плана школьного двора
–еферат ѕодбор материалов и опубликованных источников, наиболее полно освещающих изучаемую проблему ћинимальный анализ материала “ворческа€ составл€юща€ отсутствует ¬улканизм и землетр€сени€
ѕроблемно-реферативна€ работа —обственна€ трактовка поставленной проблемы на основе сравнени€ данных —равнение данных различных источников ‘ормирование собственного отношени€ к поставленной проблеме »спользование альтернативных источников энергии
Ёксперимент »ллюстраци€ каких-либо €влений, процессов при активном взаимодействии с изучаемым объектом јнализ условий эксперимента —амосто€тельна€ трактовка результатов ¬ли€ние температуры воды на еЄ солЄность
Ќатуралистическа€ и описательна€ работа Ќаблюдение и качественное описание €влений или процессов јнализ не требуетс€ —амосто€тельное описание ƒневник погоды
»сследование ѕроцесс поиска неизвестного, поиска новых знаний ѕолноценный процесс анализа информации ћаксимальное про€вление творчества личности ¬ы€вление причин изменени€ мощности снегового покрова
ѕроект —оздание какого-либо заранее планируемого объекта, модели или прототипа ѕолноценный процесс анализа информации Ђ“ворчество по плануї —оставление комплексного профил€ долины реки  л€зьма
ѕроектно-исследовательска€ работа ѕроектирование собственного исследовани€, организационна€ рамка исследовани€ ѕолноценный процесс анализа информации —оздание плана будущего исследовани€ »зучение характера растительного покрова в зависимости от рельефа

ѕо мнению автора, подробнее нужно остановитьс€ на отличии учебного исследовани€ от проекта, попул€рность использовани€ которых в качестве образовательных технологий только растЄт, вместе с заблуждени€ми по поводу их определений.

ѕервым шагом на пути поиска сходства и различий между вышеназванными пон€ти€ми, веро€тно, может быть обращение к их общеприн€тому содержанию, фиксирующемус€ в разговорном €зыке и обыденных представлени€. [36, с.227]

ѕроект Ц слово ино€зычное, происходит оно от латинского projectus, что в буквальном переводе Ђвыдающийс€ вперЄдї. ¬ современном русском €зыке слово Ђпроектї имеет несколько похожих значений. ¬о-первых, так называют совокупность документов, необходимых дл€ создани€ какого-либо сооружени€ или издели€; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение Ц какой-либо замысел или план. [36, с.227]

“еперь обратимс€ к общеприн€той трактовке пон€ти€ Ђисследованиеї. »сследование в обыденном употреблении понимаетс€ преимущественно как процесс выработки новых знаний, одним из видов познавательной де€тельности человека.

— точки зрени€ педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно св€заны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развити€ интеллекта и креативности ребЄнка в обучении.

ѕринципиальное отличие исследовани€ от проектировани€ состоит в том, что первое не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. »сследование, по сути, Ц процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.

“аким образом, эти два изначально принципиально разных по направленности, смыслу и содержанию вида образовательной де€тельности.

¬ отличие от исследовани€ проектирование всегда ориентировано на практику. „еловек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. ≈му посто€нно приходитс€ учитывать массу обсто€тельств, часто наход€щихс€ далеко за пределами задачи поиска истины. –азработка проекта Ц обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обсто€тельств, часто никак не св€занных с задачами бескорыстного поиска истины. Ќе следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользу€сь готовыми алгоритмами и схемами действий Ц то есть исключительно на репродуктивном уровне. [36, с.231]

¬ отличие от проектировани€ исследование Ц всегда творчество, и в идеале оно представл€ет собой вариант бескорыстного поиска истины.

–еальный исследователь стремитьс€ к новому знанию инстинктивно, зачастую не зна€, что принесЄт ему сделанное в итоге открытие, и как следствие Ц ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведени€. “ак, например, ћайкл ‘арадей, открывший закон электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть использованы результаты его открыти€, не мог сказать ничего вразумительного. » только позже, в середине ’’ в., его открыти€ нашли применение в радиоэлектронике и электротехнике.

—овсем иначе дела обсто€т в ситуации проектировани€, когда творец решает реальную практическую задачу. Ќапример, создаЄт модель альтернативного источника энергии, технопарка, искусственного ландшафта в городской среде и т.д.

Ќепременным условием проектной де€тельности €вл€етс€ наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте де€тельности, этапов проектировани€ (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов де€тельности, создание плана, программ и организаци€ де€тельности по реализации проекта) и реализации проекта, включа€ его осмысление и рефлексию результатов де€тельности.

ќценива€ возможности исследовани€ и проектировани€, важно пон€ть, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучени€. ¬ методическом плане важно учитывать, что Ђметод проектовї предполагает составление чЄткого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует €сного формулировани€ и осознани€ изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с чЄтким планом и т.п. ѕоэтому здесь, как правило, нет места Ђпровокационным иде€мї. [36, с.233]

¬ отличие от проектировани€ исследовательска€ де€тельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. ¬ идеале еЄ не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. ѕоэтому она гораздо более гибка€, в ней значительно больше места дл€ импровизации. [36, с.233] Ќепременным условием проектной де€тельности €вл€етс€ наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте де€тельности, этапов проектировани€ (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов де€тельности, создание плана, программ и организаци€ де€тельности по реализации проекта) и реализации проекта, включа€ его осмысление и рефлексию результатов де€тельности.

Ќар€ду с исследованием и проектом выдел€етс€ проектно-исследовательска€ де€тельность Ч де€тельность по проектированию собственного исследовани€, предполагающа€ выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследовани€, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследовани€, определение необходимых ресурсов. явл€етс€ организационной рамкой исследовани€. [34, с.86]

“акже тонка грань между проблемно-реферативной и исследовательской работой школьников, так как на практике имеет место быть теоретическое исследование, которое, по сути, совпадает с проблемно-реферативной работой.

“аким образом, было вы€снено, что учебное исследование имеет р€д похожих видов де€тельности. ћаксимально близким €вл€етс€ написание проблемного реферата. Ќе умол€€ значимости каждого вида учебной работы, нужно отметить, что они преследуют разные цели, а, значит, различными окажутс€ и их образовательные результаты. —ледовательно, организаторы исследовательской де€тельности школьников должны знать о подводных камн€х, понимать назначение учебного исследовани€, не путать с другими видами работ.

¬ следующем параграфе будут рассмотрены особенности исследовательской работы школьников во внеурочное врем€ в рамках изучени€ школьной географии.

<<< Ётапы проведени€ учебного исследовани€ | —одержание | ќрганизаци€ исследовательской внеурочной де€тельности по географии >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020