јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)






√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

ћеждународные дни наблюдений за птицами!
—оюз охраны птиц –оссии приглашает российских любителей птиц прин€ть участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru ѕодробнее >>>

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< ќпределение пон€ти€ Ђвнеурочна€ де€тельностьї | —одержание | Ётапы проведени€ учебного исследовани€ >>>

1.2. —ущность исследовательской де€тельности

ќсновным смыслом исследовани€ в сфере образовани€ есть то, что оно €вл€етс€ учебным. Ќужно подчеркнуть, что учебно-исследовательска€ де€тельность имеет существенные отличи€ от научно-исследовательской. ≈сли в науке главной целью €вл€етс€ производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской де€тельности Ч в приобретении учащимс€ функционального навыка исследовани€ как универсального способа освоени€ действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышлени€, активизации личностной позиции учащегос€ в образовательном процессе на основе приобретени€ субъективно новых знаний. [27]

÷елью исследовательской де€тельности всегда €вл€етс€ самосто€тельное получение нового знани€ об окружающем мире, чем и отличаетс€ от обычной учебной де€тельности (объ€снительно-иллюстративной). Ќовое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, €вл€€сь либо закономерностью, либо знанием о детали, о еЄ месте в той или иной закономерности. [43] ѕомимо новых знаний, целью исследований в рамках учебной де€тельности €вл€ютс€ поиск новых методов и способов де€тельности, а также отработка умений и навыков их использовани€. ќ двойственной цели этого вида учебной де€тельности часто забывают, дела€ акцент только на результат.

„асто в услови€х конкурсов и конференций можно встретить требовани€ практической значимости, применимости результатов исследовани€, характеристику социального эффекта исследовани€ (например, природоохранный эффект). “ака€ де€тельность, хот€ часто называетс€ организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) Ч социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской де€тельности. –уководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. [27]

“акже нужно отметить, что исследовательска€ де€тельность в образовании, в отличие от стихийных форм познани€ окружающего мира, строитс€ на научном подходе, то есть его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели, средств исследовани€, ориентацию на презентативность результата, как дл€ собственной де€тельности, так и дл€ других людей.

ќрганизаци€ учебных исследований школьников подразумевает принципиальное изменение отношений между двум€ субъектами образовательного процесса: в типичной образовательной ситуации, котора€, как правило, определ€ет характер учебного процесса, реализуетс€ стандартна€ позиционна€ схема Ђучительї Ч Ђученикї. ѕервый транслирует знани€, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. ѕри развитии исследовательской де€тельности эти позиции сталкиваютс€ с реали€ми: нет готовых эталонов знани€, которые столь привычны дл€ классной доски: €влени€, увиденные в живой природе чисто механически не вписываютс€ в готовые схемы, а требуют самосто€тельного анализа в каждой конкретной ситуации. Ёто инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной де€тельности к ситуации совместного постижени€ окружающей действительности, выражением которой €вл€етс€ пара Ђколлега-коллегаї. ¬тора€ составл€юща€ Ч Ђнаставник-младший товарищї предполагает ситуацию передачи навыков практической де€тельности, св€занных с освоением действительности от учител€, ими обладающего, к ученику. Ёта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции Ђнаставникї и специалиста, педагога, ее носител€. √лавным результатом рассмотренной позиционной эволюции €вл€етс€ расширение границ толерантности участников исследовательской де€тельности. [27]

√овор€ об особенност€х исследовательской де€тельности, нужно отметить, что она базируетс€ на исследовательских способност€х личности, причЄм как ученика, так и учител€.

»сследовательские способности Ц индивидуальные особенности личности, €вл€ющиес€ субъективными услови€ми успешного осуществлени€ исследовательской де€тельности (ј.». —авенков). [36]

ќрганизаци€ учебно-исследовательской работы крайне затруднительна, если прежде в дет€х никогда не развивались отдельные исследовательские способности. Ѕезусловно, их развитие возможно в процессе самой исследовательской де€тельности, но в идеальном варианте исследовательска€ работа должна закрепл€ть их, а не закладывать. ѕод исследовательскими способност€ми следует понимать следующие:

  • умение видеть проблему;
  • умение вырабатывать гипотезу;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперимент;
  • умение давать определение пон€ти€м и другие (по ј.». —авЄнкову) [36]

—формированность специальных исследовательских способностей не уменьшает значимость общеучебных учений и навыков, которые необходимы любому человеку дл€ успешного обучени€ и дальнейшей самореализации. (ѕриложение є2)

ѕриложение є2. ќбщеучебные умени€ и навыки, необходимые в процессе исследовательской де€тельности школьников

√руппа умений и навыков

—одержание умений

–ефлексивные
  • осмыслить задачу, дл€ решени€ которой недостаточно знаний;
  • отвечать на вопрос: чему нужно научитьс€ дл€ решени€ поставленной задачи?
  • оценивать свою де€тельность
ѕоисковые (исследовательские)
  • самосто€тельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действи€, привлека€ знани€ из различных областей;
  • самосто€тельно найти недостающую информацию в информационном поле (книги, архивы, —ћ», »нтернет);
  • устанавливать предмет и объект исследовани€
  • ставить цели и задачи исследовани€
  • способность видеть противоречи€ и проблемы, выдвигать гипотезы
  • собирать, классифицировать, анализировать, систематизировать новую информацию, устанавливать причинно-следственные св€зи,
  • оценивать результаты, формулировать выводы
  • находить варианты решени€ проблемы, выбирать методы исследовани€, планировать эксперимент
  • кратко и логично излагать мысли
  • оформить результаты достижений,
  • обосновывать собственную точку зрени€
 оммуникативные
  • взаимодействовать с любым партнЄром;
  • навыки делового партнЄрского общени€;
  • умение находить и исправл€ть ошибки в работе других участников группы;
  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
  • вести дискуссию
  • отстаивать свою точку зрени€
  • находить компромисс
  • навыки интервьюировани€, устного опроса и т. д.
ќрганизаторские
  • планировать де€тельность, врем€, ресурсы;
  • принимать решени€ и прогнозировать их последстви€;
  • анализировать собственную де€тельность (еЄ ход и промежуточные результаты)
ѕрезентационные
  • вести монологическую речь;
  • уверенно держать себ€ во врем€ выступлени€;
  • артистические умени€;
  • использовать различные средства нагл€дности при выступлении;
  • отвечать на незапланированные вопросы.

 ак и другие методы обучени€, уровень, форму, врем€ исследовани€ учитель определ€ет в зависимости от возраста учащихс€ и конкретных педагогических задач, но при этом в любом случае важно соблюдение определЄнной логической последовательности в ходе самого исследовани€. ћноголетний опыт работы учителей и учЄных позволил создать оптимальную, обоснованную этапность учебного исследовани€ школьника, котора€ позвол€ет максимально эффективно добиватьс€ поставленных педагогических целей. ¬ св€зи с особой важностью более подробна она рассмотрена в следующем І 1.2.1 данной квалификационной работы. «десь же следует отметить только то, что учебно-исследовательска€ де€тельность выполн€етс€ по общеприн€тому алгоритму поиска нового знани€.

ќрганизаци€ учебно-исследовательской де€тельности учащихс€ дл€ раскрыти€ еЄ педагогического и развивающего потенциала, по мнению ≈.¬. “€гловой [13, с.85], должна опиратьс€ на р€д принципов:

  • принцип доступности (способность ребЄнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной де€тельности);
  • принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследовани€);
  • принцип экспериментальности (познание учащимис€ свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и €влени€ воспринимаютс€ во взаимосв€зи, охватываютс€ со всех сторон);
  • принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследовани€ и его результатов);
  • принцип культуросообразности (учЄт традиций миропонимани€, которые существуют в данной культуре);
  • принцип самоде€тельности (ученик овладевает ходом исследовани€ и новыми знани€ми через собственный опыт самосто€тельной работы). [30, с.36]

√овор€ об относительной новизне результатов учебно-исследовательских работ, следует, все же, соблюдать некую грань Ц принцип доступности информации. ¬ соответствии с этим принципом воспроизведение известных опытов, без изменени€ цели и методики их проведени€, исследованием считатьс€ не будет.

¬ зарубежной литературе принципы замен€ютс€ требовани€ми, которые также направлены на эффективное функционирование механизма исследовательского обучени€. ѕо мнению американских педагогов (ƒрайвер –., Ѕелл Ѕ.,  рейзберг ѕ. и др.) [16], требовани€ заключаютс€ в следующем:

  1. ѕобуждать учащихс€ формулировать имеющиес€ у них идеи и представлени€, высказывать их в не€вном виде.
  2. —талкивать учащихс€ с €влени€ми, которые вход€т в противоречие с имеющимис€ представлени€ми.
  3. ѕобуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объ€снений.
  4. ƒавать учащимс€ возможность исследовать свои предположени€ в свободной и ненапр€жЄнной обстановке, особенно путЄм обсуждений в малых группах.
  5. ѕредоставл€ть ученикам возможность примен€ть новые представлени€ к широкому кругу €влений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значениеї.

¬ целом идеи отечественных и зарубежных педагогов похожи: дл€ первых характерна больше конкретика и чЄтка€ св€зь с принципами и подходами отечественной методики, дл€ вторых Ц гуманизаци€ образовани€. —уществует ещЄ треть€ позици€, котора€ учитывает интересы обоих субъектов образовательного процесса и выдел€ет всего три основных услови€ эффективности исследовательской де€тельности:

  1. ƒобровольное желание в проведении исследовани€: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хот€ бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получитс€.
  2. ¬озможность провести исследование. ѕрежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской де€тельностью, если не представл€етс€ вс€ структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. „то касаетс€ ученика, то у него должны быть сформированы определЄнные компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.
  3. ѕолучение удовлетворени€ от собственной работы (важно дл€ обоих субъектов Ц учител€ и ученика).

¬ современной теории обучени€ исследовани€ классифицируют в зависимости от:

  • количества участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • места (формы) проведени€ (урочные и внеурочные);
  • продолжительности (кратковременные и долговременные);
  • темы (предметные и свободные);
  • особенности проблемы (освоение программного материала, более глубокое освоение материала изученного на уроке, вопросы не вход€щие в учебную программу).

–еализаци€ исследовательского метода обучени€ может происходить в рамках:

  • курсов, вход€щих в базисный учебный план (инвариантный компонент Ч технологи€, элементы проектного исследовани€ в рамках государственных программ по основным предметам);
  • часов школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследовани€, теоретические специализированные предметы);
  • блока дополнительного образовани€ (групповые теоретические и практические зан€ти€ по отдельным тематическим направлени€м, индивидуальные зан€ти€ и консультации по темам выполн€емых исследований),
  • системы теоретической и практической подготовки, самосто€тельных исследований при проведении выездных меропри€тий в каникул€рное врем€ (экскурсии и экспедиции). [27]

Ќа основе технологии исследовательской де€тельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждени€, так и в кооперации с учреждени€ми дополнительного и высшего профессионального образовани€. [27]

»сследовательский метод обучени€ преследует двойственную цель Ц добыть новые знани€ и сформировать определЄнные умени€ и навыки у школьников, но отличаетс€ от классического репродуктивного метода обучени€ новым уровнем взаимоотношений субъектов и последовательностью логических этапов.

“аким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности учебное исследование предполагает активную познавательную позицию, св€занную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

»сследовательска€ работа школьников может осуществл€тьс€ на базе разных компонентов системы образовани€, но при этом дл€ эффективной реализации должны соблюдатьс€ определЄнные принципы/требовани€/услови€.

<<< ќпределение пон€ти€ Ђвнеурочна€ де€тельностьї | —одержание | Ётапы проведени€ учебного исследовани€ >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020