јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»ѕЋќћЌјя –јЅќ“ј ¬.ј. ќ–ќ—“≈Ћ≈¬ќ…

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

¬.ј.  оростелЄва
ѕ–ќЅЋ≈ћџ √≈ќ√–ј‘»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»… Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ –јћ ј’ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
дипломна€ работа по специальности "√еографи€"

<<< ÷ели, задачи и методы исследовани€ | —одержание | ќпределение пон€ти€ Ђвнеурочна€ де€тельностьї >>>

√лава 1. —”ўЌќ—“№ »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
¬ќ ¬Ќ≈”–ќ„Ќќ≈ ¬–≈ћя ѕќ √≈ќ√–ј‘»»

–аскрытие сущности такого сложного процесса как исследовательска€ де€тельность во внеурочной работе по географии требует поэтапного изучени€ каждого компонента.

–ис.1. ¬заимодействие составл€ющих исследовательскую де€тельность во внеурочной работе по географии (рисунок автора)

1.1. ќпределение основных пон€тий

ƒл€ полноценного раскрыти€ темы данной квалификационной работы и достижени€ поставленной цели первостепенной задачей €вл€етс€ уточнение основных пон€тий Ц Ђисследовательска€ї и Ђвнеурочна€ї де€тельностьї Ц и смежных с ними. “акже нужно более подробно раскрыть их сущность и отличи€ от похожих видов де€тельности во избежание путаницы.

1.1.1. –аскрытие пон€ти€ Ђисследовательска€ де€тельностьї

ƒе€тельность в целом, по мнению выдающегос€ отечественного психолога ј.Ќ. Ћеонтьева [24], представл€ет собой процесс активного взаимодействи€ субъекта с миром, во врем€ которого субъект удовлетвор€ет какие-либо свои потребности. ƒе€тельность можно назвать любую активность человека, которой он сам придаЄт некоторый смысл.

»сследование Ц творческий процесс изучени€ объекта или €влени€ с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

 аждый из нас по своей природе исследователь. „еловеку присущи любопытство, исследовательска€ активность и исследовательское поведение. –азличи€ между двум€ последними пон€ти€ми сразу не очевидны, но они во многом определ€ют степень адаптивности в приспособлении и эффективном взаимодействии организма с измен€ющимис€ услови€ми окружающей среды. [30, c.7]

ѕоискова€ активность выступает в роли первоисточника и главного двигател€ исследовательского поведени€. ќна характеризует его мотивационную составл€ющую. —тремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развиваетс€ под воздействием среды. »сследовательска€ активность пронизывает все виды де€тельности человека, выполн€€ важные функции в развитии познавательных процессов, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и личности. “о есть можно сказать, что исследовательска€ де€тельность побуждаетс€ познавательной активностью, характеризуетс€ исследовательским мышлением и про€вл€етс€ в исследовательском поведении.

¬ человеческой культуре сложились особые социально культурные нормы де€тельности, которые мы сейчас называем исследовательской де€тельностью. ќна базируетс€ на исследовательской активности и исследовательском поведении, но в отличие от них €вл€етс€ осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. [30, с.12]

јнализ педагогической литературы даЄт основание утверждать, что часть авторов тождественно уравнивает пон€ти€ Ђисследовательской де€тельностиї с Ђисследовательской активностьюї и Ђисследовательским поведениемї, счита€ в них больше сходного. ѕо их мнению различи€ состо€т лишь в акцентировании того или иного аспекта: в пон€тии Ђисследовательска€ активностьї больше подчеркнут потребностноЦмотивационный и энергетический аспект, в Ђисследовательском поведенииї аспект взаимодействи€ с внешним миром, в Ђисследовательской де€тельностиї аспект целеустремленности и целенаправленности. [387]

»сследовательска€ де€тельность по определению ».ј. «имней и ≈.ј. Ўашенковой Ц это Ђспецифическа€ человеческа€ де€тельность, котора€ регулируетс€ сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой €вл€етс€ новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обсто€тельствами, определ€ющими реальность и достижимость цели. ќпределение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследовани€, проведение эксперимента, описание и объ€снение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знани€, определ€ют специфику и сущность этой де€тельностиї. [11]

¬ фундаменте исследовательского поведени€, как подчЄркивает ј.». —авенков, лежит психическа€ потребность в поисковой активности в услови€х неопределенной ситуации. ќн даЄт другое определение: Ђ»сследовательскую де€тельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой де€тельности, порождаемый в результате функционировани€ механизмов поисковой активности и стро€щийс€ на базе исследовательского поведени€. ќна логически включает в себ€ мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведени€ и механизмы его осуществлени€ї. [37, с.315]

¬ контексте данной работы речь пойдЄт об учебной исследовательской де€тельности.

ѕон€тие учебно-исследовательской де€тельности трактуетс€ по-разному. ѕод этим термином понимают и организацию учебного процесса или относ€т к одной из новых современных технологий образовательного процесса в школе. Ќар€ду с этим пон€тием зачастую в публикаци€х используют Ђтворческа€ї и Ђпоискова€ї де€тельность школьников. [29]

”чебно-исследовательска€ де€тельность Ц это де€тельность, главной целью которой €вл€етс€ образовательный результат, она направлена на обучение учащихс€, развитие у них исследовательского типа мышлени€.

≈Є ценность в возможности формировани€ мыслительных структур научного типа, которые предполагают самосто€тельность мышлени€, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению. [31]

¬ современных услови€х, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина Ђисследовательска€ де€тельность учащихс€ї приобретает несколько иное значение. ¬ нем уменьшаетс€ дол€ профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, св€занное с пониманием исследовательской де€тельности как инструмента повышени€ качества образовани€. [27]

“аким образом, исследовательска€ де€тельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, св€занную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путЄм Ђпроб и ошибокї, работой мыслительных процессов. Ётим исследовательска€ де€тельность отличаетс€ от проблемного обучени€, наход€сь с ним в одной группе образовательных технологий.

¬ рамках учебного процесса при организации исследовательской работы школьников происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладени€ новыми видами де€тельности.

<<< ÷ели, задачи и методы исследовани€ | —одержание | ќпределение пон€ти€ Ђвнеурочна€ де€тельностьї >>>

Ёкспериментальна€ часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019