јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ёколого-краеведческий практикум как средство свободного доступа учащихс€ в ѕрироду
јвтор: √орелова ≈лена ¬алерьевна

  √лавна€ (введение) “ематический план –усские народные игры Ёкологические игры ћетодические наблюдени€ ћетодики описаний растений

Ёкологические игры

ѕредставленные экологические игры лучше всего проводить на свежем воздухе. “ак как они экологические, то предполагают использование природных материалов. Ёти игры чуть сложнее в организации и требуют определенных знаний законов экологии, растений, животных. Ќо все же, это самые простые и доступные экологические игры, которые можно подготовить ведущему, пока реб€та играют, например, в русскую народную игру Ђ олечкої.

Ђ”«Ќј… –ј—“≈Ќ»≈ї

»грающие распредел€ютс€ на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. ћежду командами кладут объекты природы (листь€ растений, грибы, камни и т.д.). »гроки в каждой команде получают пор€дковые номера (Ђ1ї, Ђ2ї, Ђ3ї и т.д.).

’од игры. ¬едущий называет растение и пор€дковый номер игроков, которые должны как можно быстрее вз€ть в руки названное растение (или другой природный объект). »гра продолжаетс€ до тех пор, пока не закончатс€ растени€.

¬ыигрывает та команда, у которой окажетс€ большее количество растений.

Ёколого-краеведческий практикум, √орелова ≈лена ¬алерьевна: »гра ”знай растение, июнь 2012 г.
»гра ”знай растение, июнь 2012 г.

Ђ«јѕќћЌ» » Ќј…ƒ» –ј—“≈Ќ»≈ї

”частники: дети разных возрастов.

ћесто проведени€: лес, поле.

ќборудование: одноцветна€ ткань, образцы растений.

’од игры. ”частникам игры на 20-30 секунд показывают 10-15 разных растений, разложенных на ткани. ѕосле этого образцы накрывают, а участники в группах по несколько человек наход€т эти растени€ вокруг. ¬рем€ дл€ поисков 10-15 минут.

¬арианты: определить по запаху, по вкусу, на ощупь. ћожно использовать разные предметы.

¬ ходе игры можно рассказать об особенност€х тех или иных растений, что, безусловно, развивает интерес к родной природе.

Ђј” ÷»ќЌ Ё ќЋќ√»„≈— »’ ќЎ»Ѕќ ї

ќборудование: каждому игроку ручка, листочки бумаги (3-5 штук), мелкие Ђмонетыї (30-40 штук можно вырезать из бумаги, заменить фасолинками и т.п.).

–еб€там даетс€ задание подумать и записать на листочках различные ошибки, касающиес€ окружающей среды, которые совершили вы, ваша семь€, друзь€, родственники или знакомые.

ѕримеры:

  • - чищу зубы под струей воды;
  • - напрасно включаю свет;
  • - обламываю ветки деревьев;
  • - забываю выключить телевизор;
  • - и т.п.

«атем ведущий собирает листочки с Ђэкоошибкамиї, из тех, которые повтор€ютс€, оставл€ет один листочек, и аукцион можно начинать со слов: -

Ђ то купит экологическую ошибку Ц Ђ” мен€ напрасно горит светї? Ќачальна€ цена 5 монет.  то больше всех заплатит, получает Ђэкоошибкуї с тем, чтобы не повтор€ть ее в будущем. ¬ конце игры дети сравнивают купленные ошибки. ѕоговорите с детьми о причинах их поступков, об их последстви€х.

Ђѕј”“»Ќј ∆»«Ќ»ї

ќборудование: клубок толстых ниток.

ƒети станов€тс€ в круг. ¬едущий говорит, что иногда мы не осознаем, что все в природе, живое и неживое, взаимосв€зано. —ейчас мы это продемонстрируем. ќдин игрок держит катушку ниток и начинает: Ђя дерево. Ќа мне живет белочкаї. ƒержит конец нитки, а клубок передает товарищу (белочке). ЂЅелкаї продолжает: Ђя люблю орешки. Ћещина, пожалуйста, лови клубокї.  лубок продолжает свой путь к черв€чку, жабе, аисту (по пищевой цепи), почве, воздуху, болоту, небу, до тех пор, пока все не будут св€заны, некоторые по нескольку раз.

ј, что произойдет, если придет лесоруб и срубит дуб? ќн не только уничтожит дерево, но и окажет вли€ние на жизнь всех организмов, которые были с ним св€заны. ¬едущий т€нет за одну ниточку, и, возможно она порветс€, тогда реб€та нагл€дно увид€т, что паутина жизни нарушена.

Ёколого-краеведческий практикум, √орелова ≈лена ¬алерьевна: »гра ѕаутина жизни, июнь 2012 г.
»гра ѕаутина жизни, июнь 2012 г.

ЂЌ≈ѕ–»–ќƒЌјя “–ќѕјї

ќборудование: предметы, которые относ€тс€ и не относ€тс€ к природе, дл€ каждого участника бумага и карандаш.

¬едущий заранее готовит трассу (примерно 30-50 метров) и на ней в укромных местах и на виду раскладывает примерно 20 разных предметов (цветные бусины, стаканчики, ботинок, хвойную веточку на лиственном дереве и др.). ƒети стартуют с определенным интервалом и стараютс€ запомнить как можно больше таких предметов. Ќа финише они получают ручку и листочек и записывают все, что видели.

Ёколого-краеведческий практикум, √орелова ≈лена ¬алерьевна: »гра Ќеприродна€ тропа, июнь 2015 г.
»гра Ќеприродна€ тропа, июнь 2015 г.

Ђ‘ќ“ќ√–ј‘ » ‘ќ“ќјѕѕј–ј“ї

–еб€та дел€тс€ на пары. ќдин участник играет роль фотографа, другой Ц роль его фотоаппарата. Ђ‘отографї ведет свой Ђфотоаппаратї с закрытыми глазами, в поисках красивых и интересных видов.  огда Ђфотографї находит то, что ему понравилось, он направл€ет Ђобъективї (т.е. голову) Ђфотоаппаратаї на объект съемки. «атем Ђфотографї нажимает затвор (дергает ухо) и Ђфотоаппаратї открывает глаза на 3-5 секунд. ѕосле того как Ђфотографї сделал несколько снимков, реб€та мен€ютс€ рол€ми.  огда все игроки побудут и Ђфотографамиї и Ђфотоаппаратамиї, раздайте им по одной карточке размером 3 на 5 см. и скажите: Ђ¬спомните один из снимков, которые вы сделали, будучи фотоаппаратом. Ќарисуйте его на карточке и отдайте своему Ђфотографуї.

Ёколого-краеведческий практикум, √орелова ≈лена ¬алерьевна: »гра ‘отограф и фотоаппарат, июнь 2016 г.
»гра ‘отограф и фотоаппарат, июнь 2016 г.

Ђ”„≈Ќџ≈ Ќј Ќќ¬ќћ  ќЌ“»Ќ≈Ќ“≈ї

’од игры. ”ченые попали на новый континент, кругом незнакома€ природа, необходимо определить все растени€, деревь€ и дать им новые названи€.

”ченые раздел€ютс€ на несколько групп (примерно 4 группы) по 3 человека и расход€тс€ по разным сторонам.  ажда€ группа выбирает какое-то растение, рассматривает его, запоминает все особенности.

«атем все группы собираютс€ в круг, кажда€ группа ученых начинает описывать свое растение. —начала одна группа рассказывает, например, цветки розовые, листь€ сид€чие, тычинок восемь и т.д. ƒругие группы ученых идут разыскивать это растение.  огда они его наход€т, возвращаютс€ в круг. ≈сли растение найдено правильно, то дают ему новое название, например, ромашка солнцевидна€ и т.д. «атем друга€ группа ученых рассказывает о своем растении и т.д.

 огда все растени€ найдены, даны новые названи€, эти растени€ можно прихватить с собой домой, в лагерь, в школу и там по определителю растений найти уже название, которое есть у каждого из растений.

2-й вариант. ¬ лагерь возвращаютс€ с растени€ми даже не дл€ того, чтобы найти название растени€, а посмотреть, известно ли это растение уже или нет.

Ёколого-краеведческий практикум, √орелова ≈лена ¬алерьевна: ќпредел€ем растени€, июнь 2011 г.
ќпредел€ем растени€, июнь 2011 г.

Ёкологические и русские народные игры € заимствую у следующих авторов:

  • ƒж.  орнелл. ƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьми: настольна€ книга по воспри€тию природы дл€ учителей и родителей. - ¬ладивосток: »—ј– - ƒальний ¬осток. - 1999. Ёто мо€ настольна€ книга и почти все экологические игры вз€ты из нее.
  • јлексеев, ¬.ј. 300 вопросов и ответов по экологии / ¬.ј. јлексеев. - ярославль: јкадеми€ развити€, 1998. Ц 239 с. Ц ISBN 5-7797-0098-2. ќчень познавательна€ книга, где в доступной и творческой форме раскрываютс€ многие вопросы экологии.
  • ∆ивотный мир ”ссурийской тайги. ѕолевой атлас Ц определитель животных юга ƒальнего ¬остока –оссии. Ц ‘онд Ђ‘ениксї, WCS, ƒ¬√”. Ц ISBN5-7311-0333-’. Ёта уникальна€ книга, где собрана информаци€ обо всех животных ƒ¬.
  • –астительный мир ”ссурийской тайги: полевой атлас-определитель / ¬.ё. Ѕаркалов, ј.Ё. ¬рищ, ѕ.¬.  рестов, ¬.¬. якубов; ƒ¬‘”, ‘онд Ђ‘ениксї, WCS; отв. –ед. ј.Ё. ¬рищ. Ц ¬ладивосток: »зд-во ƒальневост. федерал. ун-та, 2011. Ц 476 с.: ил. Ц ISBN 978-7444-2296-7. Ёта уникальна€ книга, где собрана информаци€ обо всех растени€х ƒ¬.
  • —ильви€ —забова. Ёкоигры в школе и вне школы. ƒ¬ »—ј– и »здательска€ ѕрограмма по Ёкологическому ќбразованию ЂЋисть€ в ладон€хї. Ц ¬ладивосток, 1994. Ц 46с., илл. Ёто небольша€ книжица, но в ней собраны простые, доступные и интересные экологические игры.
  • „удесный короб: –усские народные песни, сказки, игры, загадки/ —ост., запись и обраб. √.ћ. Ќауменко; –ис. Ћ.Ќ.  орчЄмкина. Ц ћ.: ƒет. лит., 1988. Ц 206 с.: ил. Ц ISBN 5-08-001171-8.

  √лавна€ (введение) “ематический план –усские народные игры Ёкологические игры ћетодические наблюдени€ ћетодики описаний растений



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019