јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Ёкскурси€: Ђ—труктура лесного сообществаї | ќглавление | ѕрактические работы по теме: Ђ¬одна€ эрози€ почвї >>>

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 3б

Ёкскурси€ по теме
Ђ¬ќƒќ≈ћ  ј  Ё ќ—»—“≈ћјї

÷ель экскурсии: ознакомить учащихс€ со структурой водной экосистемы на примере реки; вы€вить взаимосв€зи между средой обитани€ и видами растений, животных; установить принципы формировани€ экосистемы.

¬ ходе экскурсии учащимс€ предлагаетс€ определить, какой это водоем Ц сто€чий или проточный; ознакомитьс€ с некоторыми свойствами воды как вещества: с определением, прозрачности, цветности, наличи€ запаха, с помощью термометра измерить температуру, а затем ответить с чем св€зано агрегатное состо€ние воды на данный момент; предположить веро€тное изменение этих свойств в св€зи с сезонностью; определить глубинные причины изменени€ агрегатного состо€ни€.

ѕри прохождении по берегу водоема внимание учащихс€ обращаетс€ на береговую растительность Ц какие из деревьев располагаютс€ непосредственно у воды; как они св€заны с водоемом; какие трав€нистые растени€ растут также близко к воде; предлагаетс€ выкопать неглубокую €мку в почве на месте их произрастани€ и предположить, не затопл€ютс€ ли такие места при подъеме воды и не гибнут ли при этом затопл€емые растени€?

ќбращаетс€ внимание, на тех, кто летает над водной поверхностью; нет ли л€гушек по берегам и в воде; на насекомых, бегающих по воде. ќбсуждаетс€, что удерживает водомерок на поверхности водоема и предлагалось присмотретьс€, нет ли животных, которые прикрепились к поверхностной пленке снизу, и что это за животные; как все эти животные св€заны с водоемом, с другими животными и растительным миром водоема?

— целью обеспечени€ возможности непосредственного знакомства с составом водных животных и растений, их приспособлений дл€ обитани€ в воде, школьники раздел€лись в три группы дл€ отлова водных организмов.

«адание дл€ первой группы: ѕровести несколько раз в толще воды сачком, особенно среди зарослей подводных растений, и поймать разнообразных животных. ¬ынуть их из сачка в кювету с водой. «атем с помощью ложки переместить их в банку с водой.

«адание дл€ второй группы: ƒрагой зачерпнуть ил со дна водоема. ¬ывалить содержимое драги в кювету с водой. — помощью ложки переместить всех животных, которых видно в банку с водой. ƒобавл€€ воды в кювету, промыть пробу, отлавлива€ всех замеченных животных.

«адание дл€ третьей группы: ƒот€нутьс€ и сорвать растени€, растущие частично или полностью в воде (при необходимости воспользуйтесь драгой). ѕоместить их в банки с водой.

ѕосле выполнени€ заданий, обеспечившим всех материалом дл€ изучени€, учащимс€ предлагаетс€ ознакомитьс€ с многообразием водных растений и животных и их приспособлени€ми к жизни в воде:

  • 1. –ассмотреть на свет воду в банках и вы€вить, имеетс€ ли у нее зеленый оттенок; подумать и ответить какие зеленые растени€ придают ей этот оттенок; какие у них имеютс€ приспособлени€ дл€ обитани€ в водной среде; есть ли у них ограничени€ в распространении по глубине; если есть, чем они обусловлены?
  • 2. ¬ынуть из банки с водой высшее водное растение и положить в кювету, объ€снить, почему стебель у него сворачиваетс€, а не остаетс€ пр€мосто€чим как в толще воды; что позвол€ет ему удерживатьс€ в вертикальном положении в воде; сделать разрез через стебель и лист рогоза и объ€снить, что это за пустоты внутри, может быть они чем-то заполнены, дл€ чего?
  • 3. ќбратить внимание на другие растени€ вдоль берегов, нижн€€ часть которых погружена в воду, на растени€ с листь€ми на поверхности водоемов; определить по атласу-определителю, какие это растени€; убедитьс€ с помощью разрезов стебл€ и листа в наличии воздушной ткани у этих растений.
  • 4. ≈ще раз вынуть из воды и внимательно рассмотреть побеги высших водных растений, убедитьс€ в наличии на его подводной части мельчайших бурых слизистых комочков и снова опустить в банку с водой эту часть растени€, внимательно след€ за комочками, затем рассмотреть, развернувшуюс€ в воде, гидру.
  • 5. ¬нимательно всмотретьс€ в толщу воды в этой же банке, по активному движению обнаружить основной корм гидры Ц дафний и циклопов, полупрозрачных ракообразных менее 1 мм величиной.
  • 6. –ассмотреть более крупных представителей водной фауны, дл€ удобства вылив содержимое банки в ванночку-кювет с белым дном; определить их по рисункам определител€; понаблюдать за движением и вы€снить какие приспособлени€ дл€ движени€ имеютс€ у каждого из них; понаблюдать за клопами, как они забирают воздух с поверхности; найти среди всех и рассмотрите животных с жарами; вы€вить место расположени€ жабр у каждого из них; вы€снить, как дышат остальные животные; внимательно пронаблюдать, не нападают ли одни животные на других; определить, какой это тип взаимоотношений; вы€снить, имеютс€ ли защитные приспособлени€ у некоторых животных, какие?

ѕо возвращении учащимс€ ставитс€ задача найти признаки и свидетельств вли€ни€ человека на водную экосистему (пленка от нефтепродуктов, пена, образуема€ при попадании в воду синтетических моющих средств, мусор на поверхности и на дне водоема, Ђцветениеї воды, антропогенна€ эрози€ берегов); оценить возможные последстви€ такого вли€ни€; высказать свое мнение по этому поводу; предложить способы решени€ этой проблемы; осуществить один из предложенных самими учащимис€ способов на деле, прин€в посильное участие в уборке мусора на побережье.

¬ заключение экскурсии, делаетс€ обобщение увиденного и описываетс€ экосистема водоема в целом. ѕо окончании наблюдений все организмы сливаютс€ вместе с водой в водоем.

<<< Ёкскурси€: Ђ—труктура лесного сообществаї | ќглавление | ѕрактические работы по теме: Ђ¬одна€ эрози€ почвї >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020