јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< √лоссарий | ќглавление | Ёкскурси€ Ђ¬одоем как экосистемаї >>>

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 3а

Ёкскурси€ по теме
Ђ—“–” “”–ј Ћ≈—Ќќ√ќ —ќќЅў≈—“¬јї

÷ель экскурсии: ознакомить учащихс€ со структурой лесной экосистемы на примере хвойного леса; вы€влени€ взаимосв€зи между видами растений, животных, грибов, бактерий; установлени€ принципов формировани€ экосистемы.

¬ ходе экскурсии учащимс€ предлагалось:

  • 1. ќбсудить текущее врем€ года, ответив на вопросы: ЂЌа основании каких фактов вы так считаете? „ем обусловлено про€вление этих фактов, каковы их глубинные причины?  ака€ из причин, на ваш взгл€д, €вл€етс€ основной Ц определ€ющей все сезонные изменени€ в природе?ї
  • 2. ¬нимательно осмотретьс€ и сказать: Ђ акие растени€ произрастают в этом лесу?  ак бы вы назвали этот лес? ѕочему вы дали этому лесу такое название?ї, а затем уточнить название типа леса, исход€ из господствующих в нем растений.
  • 3. –азделить увиденные растени€ по жизненным формам; определить, как они расположены относительно друг друга в пространстве; подумать, почему у различных видов деревьев и кустарников, произрастающих в лесу, разна€ высота; определить, какие растени€ наход€тс€ у самой земли и решить, в чем причина их такого расположени€ растений в лесу; дать название такому типу расположени€ растений.

ѕри затруднени€х с ответом по поводу причин, обуславливающих расположение растений в хвойном лесу, обращаетс€ внимание учащихс€ на растительность пол€ны и предлагаетс€ объ€снить, почему на ней значительно больше видов трав и растут они гуще; почему по€вились на пол€не лиственные деревь€; чего им не хватало дл€ произрастани€ под пологом хвойных пород; рассмотреть и сравнить растени€ из-под елового полога и с пол€ны и решить, какие приспособлени€ возникли у растений наземного €руса в св€зи с недостатком освещени€ в ельнике (дополнительно обращаетс€ внимание на длину побегов, цвет и ширину листовых пластинок).

ƒл€ изучени€ состава и жизнеде€тельности других организмов леса учащиес€ раздел€лись в группы по 2 («) человека и самосто€тельно выполн€ли задани€. ¬о врем€ выполнени€ любого из заданий они должны были обращать внимание на следы жизнеде€тельности млекопитающих (кротовины, норы, ходы грызунов); гнезда птиц; дупла; не оставл€йте без внимани€ муравейники, помет крупных животных, падаль; отмечать бумажной меткой на кустике интересные объекты, к которым по окончании групповых работ мы подойти и обсудить заинтересовавшие объекты, вы€снить их значение.

«адание дл€ первой пары. “щательно осмотрите стволы, ветви и листь€ деревьев и кустарников с каждой стороны. ќбнаруженных животных снимите вручную, стр€хива€ в мешок сачка или Ђобкашива€ї кроны сачком. ќпределите с помощью определител€ пойманных беспозвоночных до семейства. »з видовых характеристик представителей данного семейства узнайте об образе жизни этих животных.

«адание дл€ второй пары. ¬нимательно осмотрите листву растений. Ќайдите среди здоровых листьев поврежденные листогрызущими и сосущими насекомыми. ќбратите внимание, нет ли на них или р€дом тех, кто нанес растени€м эти повреждени€. ќпределите, что это за животные. ќбразцы повреждений соберите в папку дл€ повреждений.

«адание дл€ третьей пары. Ќайдите и осмотрите пни и мертвые стволы деревьев, как упавших, так и сто€щих. ќбратите внимание на отверсти€ в коре и на притаившихс€ насекомых в щел€х коры. — помощью ножа или топорика аккуратно отделите кору от древесины. –ассмотрите ходы короедов, заболонников, отверсти€ ходов, уход€щих в глубь древесины. ≈сли обнаружите личинок насекомых и взрослых беспозвоночных животных, поместите их в садок. ќбратите внимание на белые, густо ветв€щиес€ нити между корой и древесиной, предположите их принадлежность. ќбразцы коры и, по возможности, древесины с ходами и нит€ми грибницы отделите и поместите в папку.

«адание дл€ четвертой пары. ѕо ходу вашего движени€ переворачивайте валежины и отловите тех, кто пр€талс€ под ними. «атем заложите пробную площадку размером 50х50 см. ¬ыберите с нее лесную подстилку и тщательно разберите ее на листе бумаги. ¬ыкопайте почвенный слой с пробной площадки, переберите почву, выбрав всех попавшихс€ животных. ќпределите, к каким группам относ€тс€ обнаруженные вами животные, прочтите об их образе жизни? ќбратите внимание на белые ветв€щиес€ нити, какому организму они принадлежат? ѕодумайте, почему в лесах не происходит накопление опада, и кто участвует в разложении лесной подстилки? «атем отройте неглубокую траншейку, котора€ понадобитс€ нам, когда мы соберемс€ вместе.

«адание дл€ п€той пары. Ќайдите деревь€, пораженные трутовиками, а также пни и крупные опавшие сучь€, пораженные Ђкраснойї и Ђбелойї гнилью. ќтберите несколько экземпл€ров. ¬ы€сните, что это за организмы, чем они питаютс€?  ак вы думаете, гниение дерева и разложение трупа животных происходит по причине питани€ одних и тех же организмов или разных?

«адание дл€ шестой пары. ќбратите внимание на птиц. ƒаже если вы не можете определить их видовую принадлежность, по разнице в песне постарайтесь приблизительно установить количество видов в пределах слышимости. ѕо определителю птиц предположите, какие из них могут обитать в этом лесу, узнайте какой образ жизни они ведут.

ѕо окончании групповой работы учащиес€ собирались около четвертой пары. ”чащимс€ предлагалось поделитьс€ своими наблюдени€ми, показать свои сборы, сделать выводы по проделанной работе, ответить на вопросы: Ђ ак вы думаете, может ли каждый из обнаруженных вами организмов существовать в одиночку (автономно) без всего окружени€ и почему; в чем вы видите их зависимость друг от друга; в какие взаимоотношени€ они вступают, по€снив на примере изученных объектов.

ѕосле подведени€ итогов по самосто€тельной работе учащимс€ предлагалось обратить внимание на р€дом расположенное другое сообщество, подумать, что определ€ет глубинные причины сложени€ сообщества; вы€снить по почвенному разрезу, к какому типу относитс€ почва, вы€снить взаимосв€зь между типом почвы и типом леса, произрастающего на ней.

¬ заключение учащимс€, использу€ выводы о причинах сезонных €влений, сделанные в начале экскурсии предлагаетс€ подумать над причинами различи€ экосистем в разных районах земного шара, составить целостную картину экосистемы леса.

ѕеред возвращением учащиес€ выпускают всех изъ€тых животных в то место, где они были пойманы. ќбразцы коры с грибницей, сучь€ с гнилью тоже оставл€лись в лесу. ¬озвраща€сь по тропинке, обращалось внимание учащихс€ на то, обо что они все врем€ спотыкаютс€ и предлагалось подумать: Ђ≈сли это корни деревьев, почему их не видно р€дом, чуть в стороне от тропинки; какое вли€ние в этом случае оказывает человек на лесную экосистему; не встретили ли мы другие факты вли€ни€ человека и какие выводы можно из этого сделать?ї.

<<< √лоссарий | ќглавление | Ёкскурси€ Ђ¬одоем как экосистемаї >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019