јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< ¬ыводы по главе 1 | ќглавление | —труктура полевого практикума >>>

√лава II. ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
» ÷≈Ћќ—“Ќќ—“» —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ћ»„Ќќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј ¬ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“≈

2.1. ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— ќ√ќ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“ј

Ёкспериментальна€ работа по теме исследовани€ проводилась на базе ћосковского полевого учебного ÷ентра ЂЁкосистемаї (далее просто Ђ÷ентрї) с учащимис€ школ ћосквы на полевых практикумах во врем€ их краткосрочных сезонных выездов в это специализированное учреждение. ƒекларируема€ цель работы Ђ÷ентраї Ц массовое экологическое образование, при использовании в обучении натуралистического подхода регионологического принципа [186]. Ёффективность работы Ђ÷ентраї ни в каких ракурсах до этого не исследовалась.

ѕри выборе экспериментальной площадки мы исходили из того, что в натуралистических направлени€х внешкольного образовани€, использующих методы полевой экологии, ведущую позицию занимает экологический принцип. ћы полагали, что внесение определенных корректив в учебный процесс этой образовательной структуры актуализирует его действие в плане формировани€ Ё ћ, как некоей целостности, что позволит решить проблему формировани€ целостной общенаучной  ћ и застаревшую проблему сохранени€ целостности социально-личной  ћ у подрастающего поколени€. Ќемаловажна€ роль в результативности действи€ экологического принципа по формированию Ё ћ нами отводилась его основополагающему экосистемному подходу, который примен€етс€ как к изучению природных объектов и €влений на экскурси€х, так и при постановке исследовательских работ. Ќекоторые исследователи, под ним подразумевают сосредоточенность не столько на изучении самих организмов, сколько на тех процессах трансформации вещества и энергии, которые протекают с их участием [31, 154]. ¬ нашем понимании суть экосистемного подхода заключаетс€ в изучении природных объектов и €влений в рамках какой-либо экосистемы, с вы€снением всех взаимосв€зей между объектами живой природы и окружающей их средой. »менно в таком ракурсе экосистемный подход рекомендуетс€ примен€ть при проведении экскурсий в методических разработках последнего времени [10, 35, 36, 153,176, 179, 183, 195].

— целью определени€ сформированности различных уровней Ё ћ и целостности социально-личного представлени€ о мире нами изучались особенности и развитие мировоспри€ти€ школьников 11-16 лет образовательных учреждений г. ћосквы (проведено анкетирование 1030 учащихс€ из 32 школ ћосквы, из них, 630 повторно).

¬ рамках констатирующего эксперимента у всех учащихс€, прибывших в Ђ÷ентрї первый раз, перед началом зан€тий или предварительно в школе осуществл€лс€ контрольный срез сформированности Ё ћ, категорий их мировоспри€ти€, целостности —Ћ ћ на базе школьных программ (430 учащихс€ 5-9 кл.). ¬ сравнительном плане проводилось дополнительное анкетирование учащихс€ 9-11 классов, не посещавших Ђ÷ентрї, непосредственно в школах ћосквы (250 чел).

¬ обучающем эксперименте контрольные срезы были сделаны после первого посещени€ (освоение первой части подпрограммы ЂЁкологический ликбезї на базе школьных программ) Ц у 430 учащихс€. ” школьников, прибывших в третий раз (200 чел.) контрольный срез проводилс€ на входе, он позвол€л оценить сформированность Ё ћ, категорий их мировоспри€ти€, целостности —Ћ ћ на базе школьных программ и освоени€ курса ЂЁкологический ликбезї после второго посещени€, и на выходе после освоени€ курса ЂЁколог-исследовательї. ¬ св€зи с необходимостью сравнительного материала по учащимс€ 5-9 классов, освоивших полный курс подпрограммы ЂЁкологический ликбезї, проводилось дополнительное анкетирование на базе Ђ÷ентраї после второго посещени€ (150 чел).

ќбучение школьников, участвующих в эксперименте, осуществл€лось на полевом практикуме [13] как при нашем непосредственном участии (одна треть), так и нашими коллегами по согласованным методическим разработкам (две трети). Ёкспериментальный полевой практикум был рассчитан на три посещени€ по одному разу в год на 3 дн€ каждый, с чередованием по сезонам года, что в сумме составл€ет 72 учебных часа.  аждое посещение Ђ÷ентраї это своеобразное погружение в область знаний, равное годовой учебной нагрузке 0,75 часа в неделю. Ёффективность такого способа познани€, когда разделы курса биологии, раст€нутые во времени на 6 лет, с самого начала объедин€ютс€ общей идеей в единую конструкцию, доказана педагогом-новатором ћ.ѕ. ўетининым [200].

»сход€ из цели нашего исследовани€ по формированию Ё ћ и требований, предъ€вл€емых Ёѕ к процессу обучени€, в эксперименте реализованы в совокупности и равнозначности такие компоненты содержани€ биологического образовани€, как способы де€тельности, основы научных знаний, эмоционально-ценностное отношение к миру. »зменена и схема подачи знаний. Ќа первый план в номенклатуре знаний, отраженных в содержании полевого практикума, выведены методы научного познани€ и освоение их через практическую де€тельность: от способов де€тельности (методов научного познани€) Ц к умени€м (—хема 3).

—хема 3. ћногоуровнева€ системна€ совокупность методов науки, отраженна€ в содержании полевого практикума

ћногоуровнева€ системна€ совокупность методов науки, отраженна€ в содержании полевого практикума

ѕодача основ научного знани€ осуществл€лась от структурированного целого (системы пон€тий) Ц к Ё ћ частного знани€, а затем Ц к более высокому уровню целостности (Ё ћ фундаментального знани€ и надуровневых объединений). ”ровневый переход осуществл€лс€ путем образовани€ ассоциативных экологических св€зей как внутри системы пон€тий, так и между блоками частного и фундаментального знани€ (—хема 4).

—хема 4. ѕодача основ научного знани€ на полевом практикуме

ѕодача основ научного знани€ на полевом практикуме

–еализаци€ эмоционально-ценностного отношени€ к миру в формировании Ё ћ происходит непосредственно при контакте школьников с природой на полевых практикумах и вносит в сознание человека не только специальные рациональные знани€, но и философские идеи, эмоции, интуитивные представлени€, жизненный и культурный опыт субъекта.

¬ эксперименте учитывались и этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной де€тельности, зависимые от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности. Ѕыло учтено и то, что школьное биологическое образование в современной его форме лишь готовит (субъективно) школьника к экологонаправленной де€тельности. ѕосле достижени€ субъективной готовности школьника к экологонаправленной де€тельности возможно и необходимо осуществл€ть биологическое образование с ориентацией на самосто€тельную практическую де€тельность в этой области.

<<< ¬ыводы по главе 1 | ќглавление | —труктура полевого практикума >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019