јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Ётапы готовности школьников к эколого-направленной де€тельности | ќглавление | ¬ыводы по главе 1 >>>

1.6. “≈ќ–≈“»„≈— ќ≈ ќЅќ—Ќќ¬јЌ»≈ Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ
ћ≈“ќƒ» ќ-ƒ»ƒј “»„≈— ќ√ќ ѕ–»Ќ÷»ѕј

¬озможность формировани€ Ё ћ в системе биологического образовани€ имеет место не только по причине того, что экологи€ зародилась как биологическа€ наука, но, прежде всего потому, что биологи€, в св€зи с этим, приобрела опыт использовани€ экологического принципа (Ёѕ).

ќтносительно формировани€ Ёѕ не все €сно. ¬ педагогических публикаци€х отсутствует сколько-нибудь его развернутое обоснование. ѕри этом подразумеваетс€, что экологический принцип пронизывает весь курс школьной биологии. “акое мнение существует по причине отождествлени€ Ёѕ с принципом экологизации, отнесенного —.¬. јлексеевым к философско-методологическим [2]. —огласно ему, под принципом экологизации следует понимать включение экологического знани€ в содержание других предметных областей: биологию, химию, географию, физику и др., с привнесением в них ценностной ориентации, аксиологической доминанты во взаимоотношени€ человека и окружающей среды, предполагающей включение в предмет исследовани€ человеческую де€тельность [2; 3]. Ќапример, в школьной географии иде€ экологизации стала не только сквозной, но и главной и под принципом экологизации понимают ценностно-ориентационное вли€ние экологии как комплексной интегративной науки на все школьные предметы, Ђпроцесс проникновени€ идей, пон€тий и принципов науки об окружающей среде во все школьные дисциплиныї [38; 199]. ќднако принцип экологизации не имеет ничего общего с экологическим принципом.

—оответствующие предпосылки дл€ обосновани€ экологического принципа обеспечил экологический подход. ¬идным советским географом Ќ.ѕ. √ерасимовым [29] он был определен в качестве общенаучного дл€ всех конструктивных географических исследований в географической науке. Ѕиологи ¬.Ќ. ћихайловский и √.Ќ. ’он солидаризировались с позицией тех исследователей, ЂЕкоторые рассматривают глобальную экологию не как самосто€тельную науку, а как специфический общенаучный подход к изучению природы и обществаЕї [119. —.115]. ќднако среди географов имеетс€ мнение, что Ёѕ сформировалс€ из социальной экологии: Ђ—оциальна€ экологи€ как наука о взаимодействии природных и социальных систем, включа€ познание всех уровней организации материи обретает статус принципа при создании целостной картины современного мира, объедин€€ более частные (физическую, биологическую)  ћ. Ёѕ участвует в экологизации науки, культуры и производства, выступает регул€тором отношений общества и природы через экологизацию права, политики, искусстваї [32. —.21]. “ака€ трактовка выводит Ёѕ на философско-методологический уровень. ѕозднее в географии, по мнению Ѕ.».  очурова [83], с экологическим принципом были отождествлены биоцентрический, геоцентрический и антропоцентрический подходы. — этого момента ЂЁѕ в географии стал завоевывать все более широкие позицииї [84. —.26]. Ќ.—. ћироненко [116] признал Ёѕ, одним из основополагающих принципов страноведени€.

≈динственное определенное обоснование Ёѕ в дидактическом ракурсе мы находим у ¬.ј. ўенева, сделанное дл€ школьной географии: Ђэкологический принцип предполагает систематическое установление св€зей содержани€ предмета с экологическими знани€ми и умени€ми, отбор их дл€ изучени€ и объединени€ с целью формировани€ экологической культуры личности школьников <Е> исследование св€зей между человеком и природной средой во времени и пространствеї [199. —.44].

¬ то же врем€, он акцентирует, что основные возможности его применени€ реализуютс€ при изучении географии своей области: Ђ»менно на местном материале, во-первых, станов€тс€ нагл€дными и ощутимыми те изменени€ в природной среде, которые св€заны с антропогенными процессами, во-вторых, только в своей местности возможно Ђдействовать локальної и на собственном выводе можно прийти к выводу, что будущее «емли зависит от нашего отношени€ к нейї [199. —.44]. ¬еро€тно, така€ позици€ обусловлена тем, что как педагогический принцип экологический исторически развивалс€ на основе использовани€ местного материала в естествознании, родиноведческого, краеведческого потенциала.

≈стествознание с самого момента становлени€ обратилось к использованию возможностей местного материала. јвтор первого учебника по естествознанию ¬.‘. «уев на первый план ставил изучение природы своей страны и лишь затем знакомство с чужеземными объектами [65]. ј.я. √ерд, разрабатыва€ содержание предмета о природе дл€ учащихс€ младших классов, обращал внимание на установление св€зей и взаимосв€зей природных €влений. »менно у него мы впервые находим руководство к практическому педагогическому действию соответствующее Ёѕ, рекомендующее рассматривать животных в св€зи с услови€ми его жизни, а растени€ в св€зи с почвой [30]. Ќ.’. ¬ессель, развива€ значимость местного элемента в обучении, по сути, обосновывает его как принцип, на основе которого отбираютс€ общеобразовательные предметы [25]. ¬ конце XIX начале XX века ƒ. ƒ. —еменов[150], Ќ. ’. ¬ессель [25], а позднее ¬. ≈. √луздовский [33], постепенно дошли до признани€ краеведени€ общепредметным принципом и даже методом обучени€ в школе, но в их работах можно найти только намеки на собственно Ђэкологический принципї. ѕрактически в Ђчистомї виде экологический принцип можно увидеть в Ђбиологическом методеї, продвигаемом ¬.¬. ѕоловцовым в обучении естествознани€, в его рекомендаци€х по изучению морфологии и физиологии организмов в ракурсе их взаимодействи€ со средой и их жизнеде€тельности в естественных услови€х на экскурси€х [135].

¬.ј. ўенев находит много общего между Ёѕ и краеведческим принципом: Ђ” них общий объект исследовани€ Ц территори€ своего кра€, рассматриваема€ как система, оба принципа призваны обеспечить посто€нное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработкуЕї, и поддерживает мнение о том, что в современных услови€х краеведческий принцип превратилс€ в эколого-краеведческий [199. —.45]. — момента обосновани€ краеведени€ как общедидактического принципа ѕ.¬. »вановым [67] этот его педагогический статус прин€т многими педагогами. “ем не менее, есть и немало противников признани€ этого принципа общедидактическим и потому он до сих пор не фигурирует в их числе в официальных научно-педагогических издани€х. “.ј. Ѕабакова понижает его уровень до педагогического подхода, объедин€€ его с экологическим: ЂЁколого-краеведческий подход в образовании означает обеспечение решени€ задач экологического образовани€ во взаимосв€зи с организацией познани€ особенностей сохранени€ и улучшени€ учащимис€ окружающей среды в родном краеї. [7. —.14].

ѕревращение краеведческого принципа в эколого-краеведческий вызвано смещением интересов школьного краеведени€ на определенном этапе развити€ в сторону исследовани€ местных экологических проблем, на фоне ориентации школьного образовани€ в сторону экологического образовани€. “акой крен в краеведении нельз€ принимать как верное положение. Ќеправильно сводить краеведение только к исследованию местных экологических проблем. ѕро€вление Ёѕ в чистом виде вызвано потребност€ми образовани€ в области экологии на данном этапе развити€ общества, необходимостью выражени€ основных требований к содержанию, организации и проведени€ процесса обучени€ основам экологии в школе.

–азличи€ между краеведческим и экологическим принципами возникают на позици€х постановки конкретных целей, подходов к объекту изучени€ и методологии и они столь существенны, что ни о какой тождественности принципов речи быть не может.

Ќа современном этапе определение статуса краеведени€ не €вл€етс€ злободневным вопросом дидактики, сегодн€ на первый план вышел региональный компонент образовани€ и вопрос его соотношений с краеведением, а в экологии ставитс€ вопрос о наполнении ее краеведческим или региональным материалом [45, 47, 103, 152, 167].

Ќа первых порах региональный компонент отождествл€лс€ с краеведческим и наполнение региональной составл€ющей учебных планов виделось как отбор и отражение краеведческого материала [41, 79, 149].

–азличи€ между этими пон€ти€ми дает увидеть экологи€, ей рассматриваютс€ экологические проблемы на региональном уровне, а не на краеведческом. ѕоэтому в экологическом образовании краеведческий материал, технологи€ эколого-краеведческой работы, краеведческий принцип выступают средством реализации региональной составл€ющей. –азличи€ между Ђкраеведческимї и Ђрегиональнымї можно обнаружить, лишь пон€в различие между краем и регионом. ”точнение пон€тий Ђкрайї, Ђрегионї, Ђместныйї, Ђрегиональныйї проведено в работе Ћ.‘.√реханкиной с целью вы€влени€ сущности регионального компонента. [40. —.8]. ѕопытку сравнени€ и обосновани€ отличительных особенностей географического краеведени€ и Ќ–  √осстандарта по географии делает ¬.ћ.Ћ€нцевич [103]. ¬ своих научных изыскани€х ј.—.“айсин сделал упор на регионологию и приведение школьного образовани€ к единому регионологическому принципу, наиболее адекватному современному экономическому, политическому, социальному и идеологическому состо€нию нашей страны [169. —.4]. “ем самым стали €сны источники и пути наполнени€ регионального компонента, и то, что регионологический принцип не отождествл€етс€ с экологическим.

÷елью регионологического принципа €вл€етс€ изучение региона с его основными свойствами природы, ресурсов, населени€ и хоз€йства, как части страны, как модели устройства этой страны. »зучаетс€ его собственное содержание (природа, население, хоз€йство) Ц на правах части системы во всех ее аспектах (мировоззренческом, частнонаучном, политическом, идеологическом, экономическом, этическом). ѕри этом используетс€ не индуктивный подход, а трехтактный: от интересов федерации (целого) Ц к углублению знаний о регионе (к части) Ц обратно к интересам центра, на основе знани€ о части (к целому).

ј.—.“айсин, разработав новый педагогический принцип Ц регионологический, отнес его к общедидактическим, показав сходство и различи€ с краеведческим принципом. “ем не менее, положение регионологического принципа в дидактике, как и в случае с отнесением ѕ.¬. »вановым краеведческого принципа к общедидактическим, также €вл€етс€ спорным. Ќевозможно весь учебный процесс построить ни на местном, ни на региональном материале. Ёѕ, относ€щийс€ к методико-дидактическим, обладает большей претензией на общедидактический уровень, но только при условии экологизации школьного образовани€.

ћы считаем, что Ёѕ, сформировалс€ в качестве исходного положени€, в котором выражаютс€ основные требовани€ к содержанию, организации и проведени€ процесса обучени€ основам экологии в школе, что соответствовало потребност€м образовани€ на данном этапе развити€ общества и позвол€ло представить рациональное знание в €сной, образной или образно-схематичной форме в виде модели. Ёѕ позвол€л экологическому образованию ориентировать процесс обучени€ и воспитани€ учащихс€ на ЂЕ разработку и развитие образовательных моделей, органично сочетающих в себе когнитивную и аксиологическую компоненты сознани€. “олько такое сочетание способно дать нам целостное постижение цельного мираї [74. —.74]. Ёѕ в корне отличаетс€ от принципа экологизации, краеведческого и регионологического принципов (ѕриложение 5).

ѕод экологическим принципом следует понимать установление в процессе обучени€ ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию и раскрытие значени€, сущности и закономерностей экологических взаимосв€зей в природе, вы€снени€ их места и значени€ в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом, формирование целостных представлений о мире.

ѕо нашему мнению, Ёѕ обеспечит перевод интегративных процессов в образовании с междисциплинарного на более высокий уровень Ц на уровень формировани€  ћ. Ёто позволит преодолеть не редуцируемую друг к другу специфику различных областей знани€, и привести к гармоничному целому учебное содержание в сознании человека. Ёѕ, вли€€ на подачу знаний в мировоззренческом аспекте, обеспечит результативность в плане целостности представлений и в школьном биологическом образовании, но дл€ этого он должен стать основополагающим.  ак считают современные ведущие методисты ј.».Ќикишов [125] и ».Ќ. ѕономарева [139], основным недостатком методики обучени€ биологии как науки €вл€етс€ отсутствие единой общеприн€той номенклатуры и классификации дидактических принципов, излишнее их многообразие при неразрывном единстве, возникшем при совершенно неуместном дроблении. —огласно ј.».Ќикишову, в обучении биологии в школе действуют такие методические принципы как, единства живой и неживой природы, единства и исторического развити€ органического мира, причинно-следственных св€зей процессов и €влений живой природы, св€зи строени€ организмов с их образом жизни, сезонности €влений живой природы [125. —.85]. Ќа наш взгл€д, мы имеем факт проникновени€ микроредукционистского подхода из фундаментальной науки в методику обучени€ с его тенденцией к прогрессивному расчленению предмета исследовани€ на все более мелкие пространственно-временные звень€, что €вл€етс€ альтернативой целостному подходу. ѕо сути, все выше перечисленные принципы Ц это составные части Ёѕ и только в совокупности они способны дать результат. ÷еленаправленное введение Ёѕ устран€ет излишнюю дифференциацию принципов в методике обучени€. ¬ учебной литературе наиболее удачно использован Ёѕ при написании учебника Ђќсновы экологииї Ќ.ћ. „ерновой, ¬.ћ.  онстантиновым, ¬.ћ. √алушиным [197].

Ёкологи€, зародивша€с€ как биологическа€ наука и вставша€ затем на самосто€тельный путь развити€, обогатила биологию опытом использовани€ экологического принципа и по этой причине в системе биологического образовани€ всегда имеет место возможность формировани€ Ё ћ.

<<< Ётапы готовности школьников к эколого-направленной де€тельности | ќглавление | ¬ыводы по главе 1 >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020