јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Ёкологическа€ картина мира, ее взаимосв€зь со школьным биологическим образованием | ќглавление | “еоретическое обоснование экологического методико-дидактического принципа >>>

1.5. Ё“јѕџ √ќ“ќ¬Ќќ—“» Ў ќЋ№Ќ» ќ¬  
Ё ќЋќ√ќ-Ќјѕ–ј¬Ћ≈ЌЌќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

Ѕиологическое образование посредством трансл€ции Ё ћ в сознание обучаемого участвует в экологизации его личности. ѕричем строго должны учитыватьс€ этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной де€тельности, зависимых от возрастных и прочих индивидуальных особенностей личности. ¬ зависимости от этого в образовательном процессе должно учитыватьс€, Ё ћ какого уровн€ необходимо формировать.

Ќа этапе познани€ мира, свойств и функции его предметов; определени€ своего места в мире на интуитивном, эмоциональном и большей частью, через элементарные социальные потребности, на материальном уровн€х школьное Ѕќ принимает незначительное участие в формировании ниже означенных Ё ћ. “ем не менее, в случае участи€, в основе Ѕќ должны лежать простые экологические знани€, основанные на собственном опыте, живом интересе, любопытстве, желании обучаемого. Ќенав€зчива€, игрова€ демонстраци€ младшему школьнику правил и примеров бережного отношени€ к природе (через уход за домашними животными, комнатными и садовыми растени€ми; создание кормушек и строительство искусственных гнездовий дл€ птиц и т.п.), необходимости заботы о своем здоровье (через соблюдение режима дн€, правил личной гигиены, закаливание, правильное питание, зан€тие физкультурой и т.п.), народного творчества (через знакомство с экологопроблемными сказками, пословицами, былинами, мифами, видами традиционного искусства и т.д.) постепенно начинает формироватьс€ элементарное ценностное отношение к миру. Ќа первично-познавательном этапе в —Ћ ћ младшего школьника вкладываетс€ по большей части внерациональный блок общей Ё ћ, состо€щий из художественной Ё ћ, мифологической Ё ћ, этическо-эстетической Ё ћ.

Ќа этапе рационального подхода к познанию мира, когда школьник уже способен анализировать, обобщать, дифференцировать, моделировать окружающий его мир, Ѕќ должно отличатьс€ конкретностью, образностью (преимущественно зрительной), св€занной с экспериментом. Ќа рационально-познавательном этапе постигаетс€ смысл закономерностей быти€, его принципов, формируетс€ естественнонаучна€ Ё ћ и технологическа€ Ё ћ.

Ќа этапе складывающихс€ у обучаемого представлений основ быти€, закономерностей и принципов оптимальной организации быти€ и оценки тем самым качества сущего, самое врем€ формировать эталонные ценностные критерии системно-структурного взаимодействи€ Ц самые высокие уровни гуманитарной Ё ћ, в первую очередь этическо-нравственную Ё ћ.

Ќа этапе возможности и необходимости осуществлени€ собственно самосто€тельной практической экологонаправленной де€тельности, неизмеримо высока роль Ѕќ в выработке активной жизненной экоцентристской позиции, научении использовать все богатство культурно-исторического опыта и литературных источников экологической направленности; анализировать экологические ситуации; проводить определенный аспект экологической работы и экологический эксперимент. ѕриобщение к экологонаправленной де€тельности, нос€щей по-насто€щему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении учащегос€ к преобразованию мира с целью сохранени€ его целостности и гармонии позвол€ет говорить об активном формировании ќЁ ћ.

—формированна€ ќЁ ћ у школьника предполагает представление о мире как о едином целом Ц единстве живой и неживой природы, основанном на взаимосв€зи и взаимозависимости организма и среды, существующего за счет непрерывного притока космической энергии и использовани€ планетарного вещества в биогенном круговороте, с включением на свое место в этом мире человека.

“ак представление о мире в его экологической интерпретации старшеклассника основываетс€ на:

  • знании и понимании
    • - признаков биологических объектов: видов попул€ций, экосистем, биосферы;
    • -основных положений биологических теорий (клеточна€ теори€; хромосомна€ теори€ наследственности; синтетическа€ теори€ эволюции; теори€ антропогенеза); учений (¬.». ¬ернадского о биосфере; Ќ, ». ¬авилова о центрах многообрази€ и происхождени€ культурных растений); сущность законов (биогенетического); закономерностей (изменчивости; оптимума; лимитирующих факторов); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождени€ жизни);
    • - сущности биологических процессов и €влений: обмена веществ в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, брожени€, хемосинтеза, географического и экологического видообразовани€, формировани€ приспособленности к среде обитани€, круговорота веществ и превращени€ энергии в экосистемах и биосфере, эволюци€ биосферы;
    • -структуры экосистем;
  • умении
    • - объ€сн€ть: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной научной картины мира, научного мировоззрени€; единство живой и неживой природы, родство, общность, происхождени€ и эволюцию организмов, использу€ биологические теории., законы и правила: устойчивости, необходимости сохранени€ многообрази€ видов; роль различных организмов в жизни человека; взаимосв€зи организмов и окружающей среды; биологического разнообрази€ в сохранении биосферы; саморегул€ции, саморазвити€ и смены экосистем; причины измен€емости видов, нарушени€ развити€ организмов, мутаций, устойчивости экосистем; необходимости сохранени€ многообрази€ видов; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосв€зи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровь€ от состо€ни€ окружающей среды;
    • - устанавливать взаимосв€зи строени€ и функций на различных уровн€х; пластического и энергетического обмена;
    • - составл€ть схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах
    • - описывать экосистемы своей местности;
    • - вы€вл€ть отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосв€зи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменени€ в экосистемах своего региона; типы взаимодействи€ разных видов в экосистемах; приспособлени€ организмов к среде обитани€;
    • - изучать биологические объекты и процессы: описывать биологические объекты; ставить биологические эксперименты, описывать и объ€сн€ть результаты опытов; наблюдать за сезонными изменени€ми в природе;
    • - моделировать и исследовать биологические системы, изменени€ в экосистемах на биологических модел€х;
    • - сравнивать биологические объекты биогеоценотического уровн€ (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы и €влени€ (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез) и делать выводы на основе сравнени€;
    • - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождени€ жизни, глобальные антропогенные изменени€ в биосфере, глобальные экологические проблемы и пути их решени€, воздействие факторов окружающей среды на здоровье, последствий де€тельности человека в экосистемах, вли€ние собственных поступков на живые организмы;
    • - осуществл€ть самосто€тельный поиск биологической информации, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах в различных источниках, примен€ть ее в собственных исследовани€х;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической де€тельности и повседневной жизни дл€:
    • - обосновани€ и соблюдени€ правил поведени€ в окружающей среде;
    • - определени€ собственной позиции по отношению к экологическим проблемам;
    • - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

 онкретность, четкость и полнота ќЁ ћ у школьников зависит от возраста и уровн€ знаний получаемых в онтологическом и мировоззренческом аспекте, умений и навыков самосто€тельного их использовани€. ѕолнота усвоенных знаний приобретенных умений и навыков определ€ет уровень Ё ћ субъекта обучени€ и воспитани€.

Ё ћ, формирующа€с€ у школьников среднего звена, отличаетс€ от Ё ћ выпускника отсутствием в ней знаний основных теорий, понимани€ их роли в формировании  ћ, знани€ и понимани€ сущности некоторых основных биологических €влений, отсутствием некоторых сложных умений.

ѕо сути, представление о мире в его экологической интерпретации старшеклассника, составл€ет значимую, если не основную часть требований к подготовке выпускника в результате изучени€ биологии. ќднако эффективность формировани€ Ё ћ на базе школьного курса биологии остаетс€ невысокой, что подтвердил наш констатирующий эксперимент (см. раздел диссертации 2.3.). ѕричиной тому, прежде всего, отсутствие механизма целенаправленного использовани€ материала курса биологии.

ќсновными в номенклатуре элементов знаний, отраженных в содержании учебного предмета, €вл€ютс€ научные пон€ти€. ќстальные элементы Ц методы науки, прикладные знани€, вход€т в него в меру дидактической целесообразности и необходимости Ц т.е. не €вл€ютс€ об€зательными. ѕодача научного знани€ при формировании системы пон€тий в школьном биологическом образовании осуществл€етс€, как правило, от нерасчлененного целого (основных пон€тий) Ц к его элементам (структурным компонентам пон€тий), а затем Ц к качественно новому, структурированному целому (системе пон€тий). ‘ормирование системы пон€тий происходит при использовании содержательно-логических, функционально-структурных и функционально-генетических св€зей. ќднако эти св€зи далеко не всегда используютс€ учител€ми и потому часто знани€ не формируют систему пон€тий, не говор€ уже об использовании ассоциативных экологических св€зей, осуществл€ющих перевод на ступень систематизации более высокого пор€дка Ц к Ё ћ.

Ќапример, несмотр€ на название раздела Ђќбща€ биологи€ї в него не вложена обобщающа€ функци€, не включены материалы, которые позволили бы создать у учащихс€ ассоциативные св€зи между уровн€ми организации жизни и тем самым переносить знани€ и понимание процессов с молекул€рного уровн€ на клеточный, организменный, попул€ционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Ђќбща€ биологи€ї, хот€ и призвана Ђзавершить формирование системы биологических знанийї [185. —.80], остаетс€ конгломератом основ различных биологических наук: молекул€рной биологии, цитологии, генетики, экологии, учени€ о биосфере, эволюционного учени€. ¬ процессе обучени€ основам столь различных наук, хот€ и принадлежащих к одной области знани€, не устанавливаютс€ четкие взаимосв€зи между ними. ¬.ћ. –озин считает: Ђ¬ообще не надо стремитьс€ к организации биологических дисциплин и установлению отношений между ними в рамках общей биологииї, Ђне синтез и единство знани€, а гетерогенность и диалогї. ѕричиной тому характерность своих законов дл€ каждого из уровней организации жизни. ‘ормы биологического познани€ развиваютс€ параллельно, в результате чего складываетс€ Ђмозаичный образ биологической наукиї и надо прин€ть как данность Ђгетерогенность биологического знани€ї [147]. — таким однозначным отказом от единства знани€ трудно согласитьс€, так как нельз€ отказатьс€ от единства мира. ќбобщение знаний возможно, что показывает и наш эксперимент.

ѕо нашему мнению, только применение основ научных знаний, способов де€тельности, эмоционально-ценностного отношени€ к миру в совокупности приведет к формированию современной ќЌ ћ. ѕоэтому перед образованием должна ставитьс€ задача усилени€ двух последних компонентов, доведени€ их до равной значимости с первым. ярко выраженные тенденции усилени€ функции теории в содержании образовани€, формализации учебных предметов привод€т к изменению взаимосв€зи между мышлением и опытом Ц уменьшаетс€ функци€ механической нагл€дности и усиливаютс€ другие ее формы: графики, формулы, мысленные эксперименты, что при недостаточном отражении в школе тенденций развити€ самосознани€ науки, выражающемс€ в малом внимании к методам науки и методологическим знани€м, тенденции усилени€ социальной функции науки, приводит к уменьшению опосредованного воздействи€ науки, имеющее особое значение дл€ формировани€ мировоззрени€ и развити€ творческого и научного мышлени€ учащихс€ [64].

—пособы де€тельности не что иное, как общие и частные методы познани€ и не последнее место в них занимает формирование умений. ƒл€ выделени€ способов де€тельности самыми общими основани€ми €вл€етс€ единство обучени€ и развити€. Ѕолее частные основани€ приемлемые дл€ нашего исследовани€ обобщенны Ћ.я. «ориной на основе различных методик отбора способов де€тельности: методике таксономии целей Ѕ. Ѕлума Ц в которой основные цели выражаютс€ через умени€ [28]; методике “.Ќ. Ўайхиевой Ц базирующейс€ на таксономии целей, выраженных через систему задач [198]. ¬ыражение основных целей через уровни системы знаний позволило ей объединить группы способов де€тельности в когнитивной сфере в три основные группы: общие методы познани€ Ц экспериментальный и теоретический; частные методы познани€ и применени€ знаний; изложени€ научной информации.

¬ этом случае, очень важно понимать, что методы научного познани€ €вл€ютс€ основными в номенклатуре знаний, отраженными в содержании полевого практикума, и освоение их через практическую де€тельность, более действенно, нежели теоретический подход к обучению им.

„то касаетс€ эмоционально-ценностного отношени€ к миру, то к насто€щему времени уже пришло осознание того, что не только общественные науки обладают возможност€ми и необходимостью формировани€ общечеловеческих ценностей. —овременное естествознание имеет дело с объектами Ц так называемыми, Ђчеловекоразмернымиї комплексами, в которые в качестве компонента включен сам человек. ѕримерами таких Ђчеловекоразмерныхї комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включа€ биосферу в целом (глобальна€ экологи€), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы Ђчеловек Ц машинаї (включа€ сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). — системами такого типа нельз€ свободно экспериментировать. ѕоиск истины оказываетс€ св€занным с определением стратегии и возможных направлений преобразовани€ такого объекта, так как ставит под вопрос возможность существовани€ самого человека, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. ¬ процессе исследовани€ и практического освоени€ Ђчеловекоразмерныхї объектов особую роль начинают играть знани€ запретов на некоторые стратегии взаимодействи€. ќбъективно истинное объ€снение и описание применительно к таким комплексам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объ€сн€ющих положений [163]. ¬ услови€х, когда наука стала основой прогресса общества, а ее неразумное применение может привести к уничтожению человеческой цивилизации, раскрытие ценностных аспектов научного знани€ в содержании естественнонаучных дисциплин представл€етс€ очень важным дл€ формировани€ личности школьника, его  ћ, его мировоззрени€ [171]. ¬ процессе обучени€ особенно важно воспитывать ценностное отношение к человеку, как единственному носителю общественной формы движени€ материи, его жизни и здоровью, не €вл€ющихс€ личным делом, а €вл€ющихс€ необходимыми услови€ми развити€ общества; объективности существовани€ мира, его единству, неисчерпаемости и познаваемости его; взаимосв€зи и непрерывности изменению €влений; к природе, гармоничному взаимодействию к ней.

Ёмоционально-ценностное отношение к миру позволит перейти от знаний и умений к формированию экологического сознани€, которое станет регул€тором всей де€тельности и поведени€ на прот€жении всей последующей жизни выпускника школы. Ёкологическое сознание в целом можно рассматривать как отношение социального субъекта к экологической ситуации, охватывающей человека, общество, природу и их многосторонние взаимодействи€. ќно отражает различные формы знаний и особенности осмыслени€ картин мира в экологическом аспекте, весь спектр общественных и социоприродных отношений. ѕроблема формировани€ экологического сознани€ неразрывно св€зана с Ё ћ. —овременное биологическое образование, в основе которого лежит ќЁ ћ, должно дать €сное, аргументированное знание об основных закономерност€х и принципах взаимодействи€ человека, общества и природы. Ќепосредственный контакт школьников с природой на экскурси€х и полевых практикумах обеспечит формирование духовной составл€ющей экологического направлени€ в познании, т.е. не только внесет в сознание человека специальные рациональные знани€, но и присовокупит философские идеи, эмоции, интуитивные представлени€, жизненный и культурный опыт субъекта. ¬ этом случае Ё ћ послужит сильным, не только логическим, но и эмоциональным, душевным основанием бережного отношени€ к ближнему, к природе, к своей родине, к традици€м своего народа.

<<< Ёкологическа€ картина мира, ее взаимосв€зь со школьным биологическим образованием | ќглавление | “еоретическое обоснование экологического методико-дидактического принципа >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019