јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<<  оэволюци€ научной картины мира и образовани€ | ќглавление | Ётапы готовности школьников к эколого-направленной де€тельности >>>

1.4. Ё ќЋќ√»„≈— јя  ј–“»Ќј ћ»–ј, ≈≈ ¬«ј»ћќ—¬я«№
—ќ Ў ќЋ№Ќџћ Ѕ»ќЋќ√»„≈— »ћ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ћ

—одержание школьного курса биологии, обеспечивающее учащихс€ знани€ми о процессах и €влени€х в живом мире, многообразии жизни, различных уровн€х организации материи, взаимодействии природных объектов и систем, внос€т свой вклад в формирование в сознании учащихс€ ќЌ ћ. ќднако без специальной разработки форм, подходов и методов работы, процесс формировани€ ќЌ ћ не будет иметь целенаправленный характер, представл€ть собой объедин€ющее начало. ƒл€ ее построени€ недостаточно иметь сумму данных из области различных наук: физики, биологии, химии и др.  ак отмечает ¬.Ќ. ћихайловский с соавторами [117. —.166]: Ђѕарадоксальность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, современна€ биологи€ все активнее привлекает дл€ объ€снени€ биологических процессов физические и химические концепции, и в то же врем€, с другой стороны, во все большей степени обнаруживает свою специфичность, свою несводимость к закономерност€м физики и химииї. Ќеобходима плодотворна€ философска€ иде€, помогающа€ создать систему фундаментальных объедин€ющих идей и принципов. »спользование межпредметных св€зей в процессе преподавани€ биологии приводит к формированию ≈Ќ ћ, но она не опираетс€ на такие объедин€ющие идеи, по большей части это механическое объединение.  роме того, с уровн€ ≈Ќ ћ очень сложно перейти на уровень ќЌ ћ, по причине отсутстви€ взаимосв€зи с блоком социальных наук.

‘илософской идеей, котора€ позвол€ет свести в единое целое результаты, полученные в различных област€х знани€, стала иде€ самоорганизации (синергетика). ќпирающа€с€ на фундаментальные принципы глобального эволюционизма и историзма, она открыла принципиально новые возможности формировани€ ќЌ ћ [163]. Ќа эту же идею, эти же фундаментальные принципы опираетс€ экологическа€ картина мира (Ё ћ) [124]. Ќачавша€ складыватьс€ в биологии в результате взаимопроникновени€ и взаимодействи€ наук, в насто€щее врем€ Ё ћ выступает как новый тип научной рациональности. Ђќнтологией этого нового типа рациональности выступают представлени€ о целостном космосе, органично включающем человека, представлени€ об объектах действительности как исторически развивающихс€ человекоразмерных системах, обладающих синергетическими свойствамиї [164. —.233]. ѕо определению “.¬. Ќаймушиной Ц разработчика этого раздела в философии, Ё ћ Ц это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающа€ общие закономерности системно-структурного взаимодействи€ предметов мира и их сред; едина€, интегральна€, ценностно обоснованна€ концепци€ гармонизации социоприродных отношений на базе комплексного изучени€ взаимодействи€ человека, общества и природы [124].

—одержательной особенностью Ё ћ €вл€етс€ охват системно-структурной составл€ющей различных областей знани€. Ё ћ выступает в качестве интегрирующего начала общего знани€, непротиворечиво объедин€ющего естественные и гуманитарные, рациональные и внерациональные знани€. »нтеграци€ знани€ в современной Ё ћ происходит посредством системного видени€ проблемы, единства материального и духовного мира, всеобщей св€зи €влений природы, человека, общества и самого процесса познани€. ¬ результате мир предстает как единое взаимосв€занное и взаимодействующее целое, как общий закономерный процесс системно-структурной активности, формируетс€ обща€ идеальна€ модель Ђприродна€ среда Ц человек Ц социальна€ средаї.

ѕредставл€€ качественный скачок в развитии научного знани€, Ё ћ, нос€ща€ синтетический междисциплинарный характер, может рассматриватьс€ как последний этап, подвод€щий учащегос€ с уровн€ ≈Ќ ћ к уровню современной ќЌ ћ.

¬ы€вленные в разных  ћ экологические аспекты позволили обозначить “.¬. Ќаймушиной [124], Ё ћ как сквозную, пронизывающую все уровни  ћ Ц от конкретного до общего. ќснову структуризации Ё ћ составл€ет дифференциаци€ по степени общности экологического знани€ в зависимости от соотношени€ ее субъективного и объективного планов.

Ќа основе конкретного знани€ (эмбриологии, этологии, химии коллоидных растворов, и т.п.) при вы€влении экологической составл€ющей формируютс€ экологические конкретные картины реальности.

ќбобщение некоторых областей частного знани€ в его экологическом аспекте приводит к формированию Ё ћ частного уровн€ Ц химическа€, физическа€Е, ботаническа€, зоологическа€Е, историческа€, этическа€Е, техническа€, сельскохоз€йственна€ и др.

—хема 1. “ипологи€ и классификаци€ экологических картин мира
(по Ќаймушиной “.¬., 2005)

 “ипологи€ и классификаци€ экологических картин мира

‘ундаментальный уровень Ё ћ формируетс€ на базе обобщени€ знани€ фундаментальных направлений Ц космологического, биологического, социологического и технологического. —оответственно выдел€ютс€ экологические картины неорганической природы (геокосма) Ц космологическа€, органической природы (биоты) Ц биологическа€, органической мысл€щей природы (социума) Ц социологическа€, искусственных систем (техносферы) Ц технологическа€.

ћежду фундаментальными направлени€ми знаний имеетс€ взаимодействие. Ёто позвол€ет выделить не только комбинированные Ё ћ всех типов, но и насто€щие надуровневые объединени€ Ц естественноэкологическую и гуманитарноэкологическую  ћ.

ќбобщение путем синтеза одновременно всех знаний, в которых вскрываетс€ сущность наиболее общих взаимосв€зей в природе, обществе, личности, в мире в целом приводит к формированию общей экологической картины мира (ќЁ ћ). ќЁ ћ принадлежит всеобщий статус. ¬ результате мир предстает как единое взаимосв€занное и взаимодействующее целое, как общий закономерный процесс самодвижущейс€ материи и духа в аспекте системно-структурной активности.

¬ биологическом образовании имеютс€ значительные возможности по формированию Ё ћ. ћежду Ё ћ и биологическим образованием существует диалектическа€ св€зь взаимодействи€ и взаимовли€ни€. — одной стороны Ё ћ коллективного субъекта (общества, в котором существует определенна€ система образовани€) составл€ет содержание эколого-биологического образовательного процесса, с другой Ц биологическое образование вносит существенный вклад в формирование Ё ћ у индивидуального субъекта, т.е. у того, на кого оно направлено (обучаемого).

Ё ћ социума привносит в содержание биологического образовани€ требовани€ по:

  • формированию у учащихс€ знаний о единстве живой и неживой природы, о целостности мира, закономерност€х материального и духовного взаимодействи€ человека, общества и природы, всего мира;
  • развитию интеллектуальных способностей обучаемого к глубокому анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решени€ экологических проблем;
  • формированию реальной системы умений и навыков взаимодействи€ с обществом и природой, а также способности пользоватьс€ своими знани€ми на практике
  • воспитанию ценностных ориентаций экологического характера у обучаемого, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведени€, выражающегос€ в про€влении на материальном и духовном уровн€х любви ко всему миру.

—хема 2. ¬заимосв€зи экологической картины мира и биологического образовани€

¬заимосв€зи экологической картины мира и биологического образовани€

<<<  оэволюци€ научной картины мира и образовани€ | ќглавление | Ётапы готовности школьников к эколого-направленной де€тельности >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020