јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< ќбыденна€ социальна€ картина мира | ќглавление | Ёкологическа€ картина мира, ее взаимосв€зь со школьным биологическим образованием >>>

1.3.  ќЁ¬ќЋё÷»я Ќј”„Ќќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј » ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

 артины мира, описывающие мир, не остаютс€ посто€нными.  ак следует из определени€  ћ, тенденции познани€ мира св€заны со специфическим видением мира в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной де€тельности и социальной практики в целом в соответствующих культурно-исторических услови€х.  ћ выступает как обобщение и синтез теоретических и эмпирических знаний определенной эпохи. ќ— ћ малых социумов формируетс€ спонтанно.  ак уже говорилось выше, в ней и в —Ћ ћ отражаютс€ элементы   ћ, – ћ, Ќ ћ, ‘ ћ, развивающихс€ параллельно, целенаправленно, общеприн€то дл€ больших социумов. „асть важнейших социальных институтов консервативна.  онсервативна церковь, традиционна культура, и если бы только они оказывали вли€ние на социально-личную картину мира, она бы мало измен€лась с течением времени. »зменени€ представлений о мире св€заны в основном с изменени€ми научной и философской картин мира, в которых происходит периодическа€ смена господствующих парадигм.

‘ормирование Ќ ћ это не просто формирование научных представлений о мире, это попытка формировани€ объективно-истинного знани€ о нем. Ќаучное представление полностью абстрагируетс€ от обыденных и религиозных представлений, но современна€ научна€ картина мира невозможна без отражени€ эффективного взаимодействи€ с ‘ ћ. ¬заимодействие строитс€ как обобщение основных пон€тий, принципов и гипотез науки на основе и при помощи определенных философских положений и идей, однако, ЂЕобщенаучное знание нельз€ отождествл€ть с философским знаниемї [37. —.17]. Ќаиболее оптимальным и практически действенным философским основанием новейшей Ќ ћ конца XX начала XXI века €вл€етс€ системна€ философи€ [70, 73, 105, 121, 187, 188, 191]. ’арактерной особенностью системно-философской познавательной парадигмы по отношению к научным направлени€м €вл€етс€ то, что она не отвергает достижений различных вариантов познани€, а синтезирует и интегрирует основные выводы частнонаучных  ћ.

”скорение общего хода научно-технического развити€ в целом и динамика исследований по каким-либо конкретным проблемам завис€т в основном от порожденных эпохой и наукой в целом проблем, потребностей и новых возможностей. Ѕыстрота реакции общества на изменени€ представлений в науке и философии зависит от силы вли€ни€ на социально-личную картину мира членов определенного социума, в первую очередь такого социального института как школа. »менно образование св€зывает научные дисциплины с социокультурной средой, внутри которой развиваетс€ наука и утверждаютс€ ее основани€, что в свою очередь €вл€етс€ одной из причин нелинейности роста научного знани€: ЂЕтип научного мышлени€, складывающийс€ в культуре некоторой исторической эпохи, всегда скоррелирован с характером общени€ и де€тельности людей данной эпохи, обусловлен контекстом ее культурыї [165. —.272]. ¬ то же врем€, формирование современного стил€ мышлени€ в обществе €вл€етс€ одной из важнейших функций Ќ ћ в содержании образовани€ [63]. ¬озможности, направление и интенсивность прорывов в некоторых научных направлени€х во многом завис€т от количественного соотношени€ творческих личностей, от их психологической индивидуальности, от сформированных их генами, воспитанием и социальными услови€ми качеств, таких как, независимость мышлени€, готовность к воспри€тию новых взгл€дов и категорий и к сомнению в прежних, и роль образовани€ во всем этом безмерна. ќтсюда наш интерес к взаимосв€з€м этапов развити€ Ќ ћ и образовани€.

 артина мира, соответствующа€ натурфилософской парадигме, не была единой, так как отражала воззрени€ разных философов (ѕифагор, јнаксимандр, ѕараменид, Ћевкип, ƒемокрит, ѕлатон) [131]. Ѕольшого вли€ни€ на —Ћ ћ и ќ— ћ представителей социума того времени, их представлени€ оказывать не могли и не столько по причине отсутстви€ единства взгл€дов, сколько по причине отсутстви€ всеобщего доступного образовани€. ѕредставлени€ о мире, родившиес€ в умах великих философов, были доступны ограниченному кругу интеллектуалов и лишь в какой-то мере, благодар€ публичным диспутам, некоторой части свободных граждан полисных демократий. ¬ последнем случае разнообразие представлений не могло способствовать формированию у них стойкой целостной картины, а потому мифологическо-религиозна€ картина мира была ближе и пон€тнее большинству социума того времени.

‘ормирование механической картины мира св€зано со становлением классического естествознани€ XYII века. ÷елью было построение абсолютно истинной картины природы (исключалось вли€ние субъекта на процесс исследовани€). ѕризнавалось познание природы методами наблюдени€ и экспериментировани€ с ее объектами, которые раскрывают тайны ее быти€ познающему разуму. √лавное внимание удел€лось поиску очевидных, нагл€дных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объ€сн€ющие и предсказывающие опытные факты: ЂЕидеалы и нормативы исследовани€ сплавл€лись с целым р€дом конкретизирующих положений, которые выражали установки механического понимани€ природы. ќбъ€снение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций Ц носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые €влени€. ¬ понимание обосновани€ включалась иде€ редукции знани€ о природе к фундаментальным принципам и представлени€м механики. ¬ соответствии с этими установками строилась и развивалась механическа€ картина природы, котора€ выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знани€, и как общенаучна€ картина мираї [164. C.276]. “ака€ постановка эпистемологической составл€ющей могла бы стать пон€тной широким сло€м социума, если бы в то врем€ образование было общедоступным, а население было грамотным. Ќо понимание того, что нарождающейс€ буржуазной эпохе потребуютс€ грамотные люди с рационалистическим мировоззрением, с новым отношением человека к природе, новом представлении о предназначении познани€ еще не пришло.

—ерьезные шаги по образованию населени€ были сделаны уже на другом этапе ЂЕна фоне резко усиливающейс€ производительной роли науки, превращени€ научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и принос€щий прибыль при его производственном потребленииЕ начинает формироватьс€ система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знани€ми и производствомї [164. C.280, 281], что потребовало расширени€ сферы образовани€. ƒл€ удовлетворени€ потребности в кадрах фундаментальной науки, доставало тех талантливых единиц, которых готовила университетска€ система средневекового образца. ƒл€ решений кадрового вопроса в сфере прикладных инженерно-технических наук и сфере производства требовалось расширение системы высшего образовани€, дл€ чего был необходим широкий выбор на основе полноценного школьного образовани€.

¬ это врем€, когда механическа€ картина мира в физике еще не сменилась представлени€ми следующего уровн€, но в естествознании наметилс€ и осуществилс€ переход к новому состо€нию Ц дисциплинарно организованной науке, механическа€ картина мира утрачивает статус общенаучной. ¬ биологии, химии и других област€х знани€ формируютс€ специфические картины реальности, нередуцируемые к механическойї. „уть позже в физике механическую картину мира смен€ет электромагнитна€ картина мира, уже не претендующа€ на роль общенаучной. Ђ‘акторы социальной детерминации познани€ воздействуют на соперничество исследовательских программ, активизиру€ одни пути их развертывани€ и притормажива€ другие. ¬ результате "селективной работы" этих факторов в рамках каждой научной дисциплины реализуютс€ лишь некоторые из потенциально возможных путей научного развити€, а остальные остаютс€ нереализованными тенденци€миї [164. C.272]. “ем не менее, физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений осталась ведущей дисциплиной в классической научной картине мира.

XX век ознаменовалс€ расширением сферы образовани€, в развитых странах им постепенно охватываетс€ больша€ часть населени€. «а этот период дважды мен€етс€ научна€ картина мира. »зменени€ представлений о мире на этом этапе лишь в небольшой степени проникают в обыденное сознание социума и слабо вли€ют на социально-личную  ћ. ѕричиной можно считать то, что отражение происход€щего в науке не состо€лось в учебной практике. ќ том, что в научном мире существуют квантова€ теори€, начала термодинамики, теори€ относительности широким кругам населени€ становитс€ известно благодар€ —ћ», а не образованию. ќднако подобный тип информации может сформировать лишь самое поверхностное представление. ¬ школьную программу некоторые по€снени€ миропредставлени€ конца XIX Ц средины XX века попали лишь в самом конце двадцатого столети€. ѕри этом знакомство школьников даже с квантово-рел€тивистской картиной мира в курсе физики и химии носит фрагментарный характер, не говор€ уже о возможност€х состыковки с картинами мира, формирующимис€ в других област€х знаний. ¬ чем причина такого запоздани€? ¬еро€тно, считалось, что новый массив знаний, полученный наукой, не будет пон€тен в детском возрасте и не только, иначе как понимать за€вление Ќобелевского лауреата –.‘ейнмана: Ђћне кажетс€, € смело могу за€вить, что квантовой механики никто не понимаетї (цит. по [192. —.617]). ѕричина Ц утрата нагл€дности неклассической наукой. ¬ неклассике рост знани€ происходит не путем обобщени€ массивов фактов, а путем математизации, исключающей исходную содержательную пон€тийную €сность. ¬ таких област€х как квантова€ теори€ пол€, космологи€, физика высоких энергий пр€мое наблюдение исследуемых свойств и состо€ний затруднено; экспериментальное опробование теории в физике твердого тела, суперсимметричности пол€ по опытно удостовер€емым Ђэффектамї призрачно. ѕодсознательные опасени€ того, что не поймут, действительно имеют реальную основу, на это указывал этолог и философ  онрад Ћоренц: ЂЕнаш центральный нервный аппарат, обеспечивающий формирование образа мира, адаптирован к реальности, с которой вынужден контактировать человек.  ак и любой другой орган, этот аппарат приобрел свою целесообразную видосохран€ющую форму благодар€ взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейс€ множество эпохї [99. —.19]. ќн считал, что: ЂЕвсе наши категории и формы интуиции всецело естественны.  ак любой другой орган, они суть эволюционно развившиес€ рецепторы дл€ воспри€ти€ и ретроактивной утилизации тех закономерных воздействий вещи в себе, с которой мы вынуждены взаимодействовать, если только хотим выжить и сохранить свой род. ќсобенности формы этих органических рецепторов наход€тс€ в отношении к свойствам вещи в себе, полностью выросшим из реальных естественных св€зей <Е> законы Ђчистого разумаї в€знут в серьЄзнейших противоречи€х не только между собой, но и с эмпирическими фактами вс€кий раз, когда исследование требует более точного контакта с реальностью. ¬ частности, так происходит в физике и химии, когда они вторгаютс€ на субатомный уровень. “ам не только рушатс€ интуитивные формы пространства-времени, но и категории причинности, субстанциальности и, в известном смысле, категори€ количества. ¬ свете этих эмпирических фактов Ђнеобходимое дл€ мыслиї отнюдь не означает Ђабсолютно значимогої, что особенно €рко про€вилось в €дерной физике, квантовой и волновой механикеї [99. —.21, 22]. “о есть,  .Ћоренц приходит к выводу, что Ђсуществуют ограничени€ и на образ мира, обусловленные нашими органами чувств и когнитивным аппаратом. »менно эти ограничени€ не позвол€ют ни беспредельного Ђувеличени€ї, ни беспредельного разрешени€ при наблюдении деталей <Е> мы способны непосредственно-эмпирически Ђвоспринимать в качестве опытаї только то, что может быть упрощЄнно сыграно на Ђклавиатуреї нашей центральной нервной системыї [99. —.30, 31].

¬ последнюю треть ’’ столети€ начались новые радикальные изменени€ в основани€х науки. Ќа передний план все более выдвигаютс€ междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской де€тельности. —огласно ¬.—. —тепину облик современной постнеклассической науки определ€ют исторически развивающиес€ системы, характеризующиес€ открытостью, саморазвитием, саморегул€цией, €вл€ющиес€ объектами современных междисциплинарных исследований: Ђ–еализаци€ комплексных программ порождает особую ситуацию сращивани€ в единой системе де€тельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации пр€мых и обратных св€зей между ними. ¬ результате усиливаютс€ процессы взаимодействи€ принципов и представлений картин реальности, формирующихс€ в различных науках. ¬се чаще изменени€ этих картин протекают не столько под вли€нием внутридисциплинарных факторов, сколько путем Ђпарадигмальной прививкиї идей, транслируемых из других наук. ¬ этом процессе постепенно стираютс€ жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определ€ющими видение предмета той или иной науки. ќни станов€тс€ взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мираї [164. C.282], а сплавл€ют вырабатываемые в фундаментальных науках картины реальности в целостную картину идеи универсального эволюционизма и историзма

“аким образом, в науке произошла четверта€ революци€ и происходит формирование коэволюционно-синергетической картины мира. ќднако в школьном образовании не сделано серьезных попыток даже дл€ знакомства с ней. ќна оказалась недоступной школьникам и населению по причине отсутстви€ целенаправленной информации о ней. ƒаже в научном мире, она представл€етс€ далеко не всеми.

“ака€ ситуаци€ обусловлена скорее всего, той же самой причиной, по которой осторожничали с массивом знаний неклассической науки. —читаетс€, что идеи, созревшие в лоне постнеклассической науки, пока мало кем могут быть пон€ты. —ознание людей существенным образом отстает от развити€ глобальных процессов, не успевает осмыслить их содержание, причины возникновени€ и взаимосв€зи, не прогнозирует возможные последстви€ их дальнейшего развити€, т.е. постановка проблемы интеграции науки и образовани€ в насто€щее врем€ св€зываетс€ с социальным феноменом.  азалось бы, дл€ опасений есть веские основани€, приведенные  . Ћоренцом при объ€снении ситуации с квантово-рел€тивистской картиной мира: ЂЕвоспроизведение мира в наших формах интуиции и категори€х терп€т крах, как только от них требуетс€ более точна€ репрезентаци€ их объектаї [99. —.23], т.е. в нашем врожденном образе мира не фигурируют предпосылки тех картин, которые нарисовали ведущие ученые умы человечества. ƒействительно ли это так?

‘илософские размышлени€  .Ћоренца, это размышлени€, относ€щиес€ к 40-м годам двадцатого столети€. ¬оспользуемс€ приведенным им примером: Ђ“ам, где физический образ мира, сформированный человеком, достигает атомного уровн€, возникают несостыковки в координации между априорными Ђмыслительными необходимост€миї и эмпирической реальностью. <Е> Ёто особенно важно в отношении атомной физики, чьи абсолютно вненагл€дные, невообразимые идеи не могут стать предметом непосредственного опытаї [99. —.30,31]. ѕрошло врем€, и Ђвненагл€дные, невообразимые идеиї атомной физики, получили эмпирическое подтверждение, а созданные приборы позволили не только представить происход€щие процессы нагл€дно, но и управл€ть ими, использовать в практических цел€х. Ётот пример, позвол€ет предположить не только то, что в будущем гипотезы, на которых строитс€ коэволюционно-синергетическа€ картина мира получат эмпирическое подтверждение, он дает возможность усомнитьс€ в ограниченности нашего образа мира, в исчерпаемости его возможностей выступать в качестве рабочих гипотез при взаимодействии с новой абсолютной реальностью мира за пределами перцептивных возможностей организма.

≈сли избранные умы способны к неалгоритмическому постижению новой реальности, путем интуитивного спонтанного озарени€, значит, у человека как биосоциального вида есть еще неиспользованный потенциал образа мира. ≈сли избранные умы способны Ђувидетьї то, что кажетс€ недоступно нашему разуму, почему должно отказывать в этом всем остальным. ѕусть у разных людей возможности использовани€ потенциала образа мира несколько отличаютс€, но не настолько, чтобы картины осознанные одними не могли быть прин€ты и пон€ты другими при их доступном (может быть упрощенном) объ€снении на аналоги€х, на модел€х. ¬ последнем случае по€вление вычислительной науки, ее компьютеризаци€, св€занна€ с революцией в средствах хранени€, получени€ и переработки знаний позвол€ет компьютерными методами моделировать эксперимент практически любой сложности, что беспредельно расшир€ет традиционные границы экспериментальных и концептуальных исследований. Ќагл€дность компьютерной модели практически в той же степени, как и перцептивное воспри€тие реальных объектов нашего мира, позвол€ет актуализировать модели событий реальности (рабочие гипотезы) самых глубинных областей образа мира с целью предметной идентификации отдельных чувственных впечатлений полученных на компьютерной модели. ћодель актуализирует модель.

ќтставание сознани€ людей предопределено, пока школьное образование не будет своевременно подключатьс€ к решению важнейшей задачи по формированию у учащихс€ современного стил€ мышлени€, напр€мую св€занного с Ќ ћ. ЂЌаучна€ картина мира в содержании образовани€ выполн€ет и образовательные и воспитательные функции: функцию систематизации знаний, мировоззренческую функцию и функцию современного стил€ мышлени€ї [63. —.105]. Ќеобходимо смело вводить в образование новые взгл€ды, преодолевать наследие классической методологии, формировать принципы нелинейности мышлени€, возможности дл€ этого имеютс€. ћы уже говорили о роли Ђзначимых другихї в формировании у ребенка представлений о мире. ƒети воспримут любой тип Ќ ћ, если он будет доводитьс€ авторитетными взрослыми в доступной форме. »нститут образовани€ способен добитьс€ понимани€ основных идей современной картины мира, если будет преодолено наследие классической методологии и принципы нелинейности мышлени€ получат адекватное применение в области естественнонаучного и гуманитарного образовани€. –ост современного знани€ путем математизации, исключающей исходную содержательную пон€тийную €сность, не €вл€етс€ преп€тствием дл€ его понимани€ детьми. Ђ«аконы математики суть не что иное, как орган квантификации внешних вещей; более того, это орган в высшей степени важный дл€ жизни человека, без которого он никогда не смог бы играть свою доминирующую роль на «емле, и который, стало быть, сполна оправдал себ€ биологически Ц так же, как и все прочие Ђнеобходимыеї структуры мысли. <Е> ѕон€та€ в качестве рабочей гипотезы или функционального органа, эта форма мышлени€ Ц нумерическа€ квантификаци€ Ц была и остаЄтс€ одним из самых удивительных аппаратов, когда-либо сотворЄнных природой. ” биолога она не может не вызывать восхищени€, особенно неимоверно широкой сферой своей применимости, даже если и не считать сферу еЄ пригодности абсолютної [99. —.23,24]. Ѕольшинство современных школьников свободно овладевает математическим аппаратом мышлени€, следовательно, нет никаких преп€тствий дл€ постижени€ им математических моделей современных картин мира и переведени€ их в модели зрительного воспри€ти€ с помощью компьютера.

“аким образом, опасени€ по поводу возможного непонимани€ новых идей подрастающим поколением несосто€тельны и мы считаем, исполнение закона Ц вполне реальна€ задача при внесении корректив в содержание школьного образовани€, которые позволили бы усилить мировоззренческую направленность всех предметов и привести их в соответствие с современными представлени€ми о мире. ќднако дл€ того чтобы вносить коррективы, необходимо пон€ть, где, в какой точке развити€ находитс€ наше образование, каковы причины отставани€ от современных идей, сформировавшихс€ в науке, каковы способы и механизмы решени€ проблем сто€щих на этом пути.

ќтечественные теоретики философии науки ¬.—.—тепин [163], Ћ.ј. ћикешина [114, 115] признают, что картины мира, формирующиес€ российским образованием в различных област€х знаний, не соответствуют современным представлени€м о мире и не стрем€тс€ к единому целому. —истема образовани€, избрав предметный путь, на многие годы вперед определила мозаичность научной картины мира социума. ј при ее значимости и вли€нии на индивида, проистекающих из длительности и степени воздействи€, она оказывает расчлен€ющее воздействие и на социально-личную картину мира. ѕервопричина кроетс€ в проблеме дифференциации и интеграции знаний в самой науке. ј возникла эта проблема еще в период второй научной революции, в момент перехода к дисциплинарно организованной науке, когда механическа€ картина мира утратила статус общенаучной, а в биологии, химии и других област€х знани€ стали формироватьс€ специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. ƒисциплинарное теоретическое знание представл€ет лишь фрагмент более широкого массива научных знаний, оно призвано донести достижени€ науки широким массам через образование и сформировать у них соответствующую научную  ћ. Ќо если, в науке нет единого представлени€ о мире, его не может быть и в образовании, перен€вшем дисциплинарный подход в цел€х обучени€.

¬ решении проблемы делаетс€ ставка на интегративные процессы, активно протекающие в науке и образовании. ѕути реализации идеи вид€т в тесном взаимодействии института образовани€ с институтом науки через создание в учебных заведени€х специальных проблемно-ориентировочных, научно-методических и учебных центров и разработку на их базе и практическое внедрение новых учебных курсов, в том числе междисциплинарного характера (глобалистика, синергетика, экологи€ и др.). Ќо насколько реальна эта ставка, соотнос€тс€ ли интегративные процессы в науке с интегративными процессами в образовании?

»нтеграци€ научного познани€ про€вл€етс€ в нескольких направлени€х: по€вление и развитие пограничных наук, в которых формируетс€ общенаучный пон€тийный аппарат; заимствование и перенос методов одной науки в другие, что ведет к по€влению междисциплинарных, интегративных по сути методов исследовани€ (логико-математических, системно-структурных); на основе образовани€ и применени€ общенаучного пон€тийного аппарата и интегративных методов исследований формируетс€ единый стиль мышлени€, развиваютс€ общефилософские подходы к различным научным област€м (курсив мой Ц ќ.√.) [102]. ¬ таком про€влении интегративные процессы, невозможны в образовании. ¬ педагогических исследовани€х ћ.Ќ. Ѕерулавы [11], Ќ.¬. √руздевой [42] ».ƒ. «верева и ¬.Ќ. ћаксимовой [60], ¬.–. »льченко и  .∆. √уза [69], ».ј.  олесниковой [76] и др. сущность интеграции в образовании сводитс€ к устранению из содержани€ излишне усложненного материала; интенсивному использованию учебного времени за счет исключени€ дублировани€ знаний в общеобразовательных предметах; активизации познавательной де€тельности учащихс€ на уроках; объединению приобретенных знаний в систему; устранению многопредметности учебного плана и Ђвторостепенностиї р€да предметов; созданию условий дл€ целостного развити€ личности обучаемых (курсив мой Ц ќ.√.). ¬ этом ракурсе проблему дифференциации знаний решить невозможно Ц максимум возможностей междисциплинарных пр€мых и обратных св€зей заключаетс€ в их интенсификации и см€гчении границ между ним.  роме того, и в науке и в образовании интегративные процессы имеют определенные пределы, так как различные области знани€ имеют свою специфику, не редуцируемую друг к другу. Ќеобходимо учитывать и возможности субъекта, особенно в школьном возрасте, его Ђинформационной вместимостиї, и вытекающей отсюда необходимостью своеобразного квантовани€ объема знаний. ѕримером тому неудачна€ попытка введени€ интегрированного курса Ђ≈стествознаниеї в основной школе.

“ем не менее, как показывает анализ современных интегративных тенденций, постановка этой проблемы в науке и в образовании в насто€щее врем€ св€зываетс€ с интеграцией естественных и гуманитарных наук. —итуаци€ такова, что большинство современных направлений исследовани€ имеют своим предметом сложные развивающиес€ комплексы, которые включают человека и его де€тельность. ќриентировка на постижение "природы самой по себе" безотносительно к субъекту де€тельности, свойственна€ естественным наукам, и приоритетное значение раскрыти€ смысла, не столько объ€снение, сколько понимание, свойственное гуманитарным наукам, сами по себе в отдельности недостаточны дл€ изучени€ подобных комплексов. ¬ этот процесс на равных нар€ду с естественными науками должны активно включаютс€ и социальные дисциплины. ћетод Ђобъективногої или Ђвнешнегої изучени€ общества должен сочетатьс€ с методом его изучени€ Ђизнутриї [44. —.30, 31]. —огласно ¬.—. —тепину [164] объединение естественных и гуманитарных наук может быть осуществлено на основе современной общенаучной картины мира, базирующейс€ на принципах глобального эволюционизма. Ёти принципы соотнос€т развитие таких объектов с проблематикой места человека, учитывают включенность человека и его действи€ в функционирование подавл€ющего большинства исторически развивающихс€ систем, освоенных в человеческой де€тельности, привнос€т в научное знание новый гуманистический смысл. ќбщенаучна€ картина мира, обеспечивает целостное видение сложных развивающихс€ человекоразмерных систем и понимание места каждой науки в их возможном освоении, стимулирует взаимодействие между естественными, техническими и социальными науками, с образованием взаимосв€зей между соответствующими специальными научными картинами мира, и их включением в общенаучную картину мира в качестве составных компонентов.

ѕроблема интеграции содержани€ образовани€, в педагогической ее интерпретации, также оказалась сопр€жена с созданием в процессе образовани€ целостной непротиворечивой картины мира, с приведением к гармоничному или координированному целому учебного содержани€ в сознании человека. –азвитие интеграционных процессов в науке и образовании в одном направлении стало возможным при переходе их с междисциплинарного на более высокий уровень Ц на уровень формировани€  ћ. ѕо сути, кажда€  ћ €вл€етс€ специфической формой интеграции знани€ в своей области и в то же врем€ кажда€ из них предстает частью более сложного целого по степени общности основных областей знани€. ‘ормирующа€с€ современна€ общенаучна€ картина мира основана не на стремлении к унификации всех областей знани€ и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а на единстве в многообразии различных дисциплинарных учений. ѕричем эта стратеги€ исследовани€ реализуетс€ как на дисциплинарном, так и на междисциплинарном уровн€х. ѕоэтому решать вопрос придетс€ в рамках предметной системы образовани€, посредством использовани€ идей глобального эволюционизма и историзма, уже ставших основой синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках.

¬ большинстве определений Ќ ћ, в том числе и данном ¬.Ќ. ћихайловским и √.Ќ. ’оном: ЂЌаучна€ картина мира Ц система наиболее общих представлений о мире, вырабатываемых в науке и выражаемых с помощью фундаментальных пон€тий и принципов наукиї, Ц четко про€вл€етс€ приоритетность онтологического аспекта [119]. ќднако дл€ обозначени€ онтологии мира смысл пон€ти€  ћ обозначилс€ лишь тогда, когда по€вилась возможность зафиксировать в качестве особого компонента знани€ некоторую интегрированную систему представлений о мире. »значально  ћ понималась в мировоззренческом аспекте и в таком плане определ€ла собственное отношение социального субъекта к природе человеку и обществу, €вл€лась основой целостного мировоззрени€.

—оответственно  ћ с одной стороны это все многообразие мира, отраженное в знании социального субъекта, с другой собственное представление социального субъекта о мире. ќнтологический план  ћ включает теории, выработанные отдельными науками и выраженные специальным научным €зыком и потому доступными пониманию только узких специалистов, и концепции (по сути, общие теории), выраженные общенаучными и философскими пон€ти€ми, доступными более широкому кругу образованных людей. ћировоззренческий план  ћ представл€ет рациональное знание в €сной, образной, эмоциональной форме Ц в виде модели мироздани€ или модели его отдельных областей.

 ћ предполагает и гносеолого-праксеологический аспект, означающий необходимость всеохватывающего и диалектического познани€ мира на каждом этапе истории и индивидуально-личностного развити€ человека, раскрытие главных св€зей между предметами и €влени€ми мира в эволюционном плане. –азные стороны и блоки знани€  ћ реализуютс€ в различных формах практической де€тельности. ¬ажнейша€ праксеологическа€ функци€  ћ св€зана с использованием ее в процессе образовани€. ќна предоставл€ет обучаемому возможность и развитие способности осознать прошлое и насто€щее, предвидеть будущее и активно воздействовать на особенности социоприродного взаимодействи€ своей духовной де€тельностью.

ƒо сих пор в средней общеобразовательной школе господствует представление о том, что содержание образовани€ должно соответствовать структуре научного знани€, что объектом изучени€ конкретной школьной дисциплины служит предмет соответствующей ему науки. “ем не менее, в такой ситуации, по мнению дидакта Ћ.я. «ориной, одной из основных проблем нашего школьного образовани€ €вл€етс€ концентрирование дидактическо-психологической и методической мысли на отдельном пон€тии, как Ђединицеї знани€, что привело к упущению других элементов научного знани€ Ц научных фактов и законов, вместе с научными пон€ти€ми вход€щих в соответствующую теоретическую систему. ƒаже в средней школе, где даютс€ основы теорий, имеетс€ серьезнейшее методическое упущение. Ќаличие основных положений теории (системы пон€тий, формулировка основных положений) без св€зи их со следстви€ми (применени€ основных положений дл€ объ€снени€ и предсказани€ новых фактов) превращает эти положени€ в отдельные ни с чем не св€занные знани€, служащие дл€ запоминани€ и в лучшем случае дл€ решени€ задач. ¬ таком случае они не могут придать некоей совокупности знаний определенную целостность. Ќ ћ может сформироватьс€ в сознании учащихс€ при целостном освоении основ наук на базе целостного освоени€ основ научных теорий. Ђƒл€ того, чтобы сформировать у учащихс€ современные представлени€ об элементах картины мира, необходимо опиратьс€ на основные положени€ и следстви€ разных теорий одной или нескольких дисциплин и рассматривать их вместе, под определенным углом зрени€, т.о. в научной картине мира как бы совмещаютс€, интегрируютс€ все теории <Е> Ёто и позвол€ет считать ее высшей формой систематизацииї [63. —.105].ќднако, на наш взгл€д, и при таком подходе имеютс€ методические Ђподводные камниї, как правило, теоретийный поход предполагает освоение знаний в онтологическом аспекте. ¬ таком плане теории и концепции, составл€ющие основу современной ко-эволюционно-синергетической  ћ, действительно вр€д ли приемлемы дл€ воспри€ти€ школьниками.

 ћ в мировоззренческом аспекте не только система знаний, но и форма сознани€, так как отражает объект, отвлека€сь от процесса получени€ знани€. ќна задает субъективный образ предметной области исследовани€. ѕредставл€ет такое видение мира, которое детерминируетс€ и природными, и социальными закономерност€ми развити€ действительности.  ак особа€ форма сознани€  ћ опираетс€ на следующие инструментальные принципы построени€: 1. ≈диную логику предмета в виде обобщени€ главных идей; 2. ќбразность идей, при которой подключаетс€ сила целостного творческого образного воспри€ти€, воображени€ и мышлени€; 3. ƒоступность и €сность €зыка [124. C.52]. –ациональное знание современной  ћ в образовании должно представл€тьс€ в мировоззренческом аспекте. ¬ своем мировоззренческом воздействии современное познание должно иметь дело не только с измен€ющимс€ объектом, но и с целостной позицией человека.

≈ще одна проблема скрыта в понимании образованием приоритетности той или иной науки в формировании современных мировоззренческих взгл€дов. —истема знаний в научной картине мира не строитс€ как система равноправных партнеров. ¬ результате неравномерного развити€ отдельных отраслей знани€ одна из них всегда выдвигаетс€ в качестве ведущей, стимулирующей развитие других. ѕредположение, что физика до сих пор остаетс€ лидером естествознани€ и образцом дл€ подражани€, привело к тому, что современные мировоззренческие обобщени€ школьников отождествл€ютс€ с философскими воззрени€ми вековой давности. Ћишь некоторые сведени€ о современной физике привод€тс€ в курсе 11 класса. ”сомнившись в возможности понимани€ нарисованных ею  ћ, физики остановили развитие образовательной системы, на уровне механистических идей [19; 196]. ”же на этапе формировани€ идеалов и норм новой, неклассической науки равноценную роль играли революционные преобразовани€ перемен в различных област€х знани€: в физике (открытие делимости атома, становление рел€тивистской и квантовой теории), в космологии (концепци€ нестационарной ¬селенной), в химии (квантова€ хими€), в биологии (становление генетики, экологии, синтетической теории эволюции; учени€ о биосфере). ¬озникают кибернетика и теори€ систем, обнаружившие общие законы управлени€ и св€зи. ќднако в школьное образование проникают только идеи классической генетики, синтетической теории эволюции, учени€ о биосфере и экологии, что в отрыве от современных представлений других наук не способствовало построению целостной картины мира, в которой бы прослеживалась иерархическа€ организованность ¬селенной как сложного динамического единства.

Ђ ак показывает истори€ науки, с методологической точки зрени€ биологическому познанию принадлежит весьма существенна€ роль. »менно в нем формулируютс€ многие основные идеи, которые затем выступают теми системообразующими регул€тивами, которые позвол€ют внести €сность и логику в построение других наукї [125. —.3]. ¬ведение в образование самых передовых идей, возникших в биологических науках сразу по мере их рождени€, обеспечило нашему обществу высокий уровень развити€ и еще больший потенциал его. Ѕиологическа€ научна€ картина мира почти на сто лет раньше, чем физическа€ картина включила в себ€ элементы представлений о мире, которые станов€тс€ актуальными на современном этапе развити€ цивилизации. ”чение о биосфере ¬.». ¬ернадского [24] конца XIX начала XX вв. как глобальной, открытой, саморегулируемой, централизованной, кибернетической системе, котора€ €вл€етс€ результатом Ђдостаточно длительной эволюции во взаимосв€зи с неорганическими услови€миї, функционирование которой обуславливаетс€ Ђсуществованием в ней живого вещества Ц совокупности живых организмов, в ней живущихї [23. —.14.], предвосхитило идеи глобального универсального эволюционизма, универсальной истории XXI века. ƒа и теори€ самоорганизации (синергетика), сыгравша€ одну из главных ролей в утверждении универсального эволюционизма как принципа построени€ современной общенаучной картины мира вызрела в недрах экологии: Ђ—овременные концепции самоорганизации пытаютс€ устранить традиционный парадигмальный разрыв между эволюционной биологией и физикой. Ѕольшинство изучаемых синергетикой объектов (природные, экологические, социально-природные комплексы, экономические структуры) €вл€ютс€ открытыми, неравновесными системами, управл€емыми нелинейными законами. ¬се они обнаруживают способность к самоорганизации, а их поведение определ€етс€ предшествующей историей их эволюцииї [163] (физика вступила на этот путь только в последние дес€тилети€).

Ќа современном этапе развити€ роль биологии возросла в св€зи с ее гуманизацией. ¬ немалой степени этому способствовало наличие уже готовой базы в качестве учени€ о ноосфере ¬.».¬ернадского [24], еще в 20-е годы сумевшего предугадать многие тенденции, усилившиес€ в наши дни. ¬ направлении решени€ вопроса о соотношении биологического и социального, живого и неживого биологи€ ближе всех подошла к отражению мира в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. ¬о многом именно с ней св€зывают надежды на такие изменени€ в научной картине мира, которые придадут ей человеческое измерение. ѕримером тому позици€ √. ¬ебстера, Ћ. ¬ольперта, ¬. √удвина, —. √ильберта Ц представителей так называемого Ђбиологического структурализмаї, центральными иде€ми которой €вл€ютс€ иде€ целостности, антиредукционного метода, единства мира живого и неживого, претендующа€ на роль новой парадигмы в биологии в качестве базисных оснований обращаетс€ не только к естествознанию, но и к гуманитарному знанию.

ќтсюда следует, что именно предмет биологии в школьной системе образовани€, ведуща€ роль которого в формировании современных мировоззренческих взгл€дов у школьников неоспорима, должен исполнить свое предназначение Ц внести наибольший вклад в формирование у них общенаучной  ћ. “ака€ возможность имеетс€ в биологическом образовании. ќна может быть реализована через формирование экологической картины мира, наиболее близкой к ќЌ ћ.

<<< ќбыденна€ социальна€ картина мира | ќглавление | Ёкологическа€ картина мира, ее взаимосв€зь со школьным биологическим образованием >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020