јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< ќглавление | ќбъект, предмет, цели, задачи, методы, экспериментальна€ база исследовани€ >>>

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

–еформирование средней и высшей школы основывающейс€ на методологии практической психологии, воплотившей идеи культурно-исторической психологии, общепсихологической теории де€тельности и историко-эволюционного подхода Ћ.—. ¬ыготского, ј.Ќ. Ћеонтьева, ј.–. Ћури€, ставшей идеологией современного российского образовани€, на практике вылилось в педагогику развити€.

¬ажной вехой на этом пути стало выделение стратегических ориентиров вариативного образовани€, понимаемого как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. ÷елью вариативного образовани€ €вл€етс€ формирование такой картины мира в совместной де€тельности со взрослыми и сверстниками, котора€ обеспечила бы ориентацию личности в различного рода жизненных ситуаци€х, в том числе и ситуаци€х неопределенности [6].

¬ законе –‘ "ќб образовании", в Ђќбщих требовани€х к содержанию образовани€ї (ст.14, п.2) говоритс€, что содержание образовани€ должно обеспечивать в сознании учащихс€ формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучени€ [56]. ќпределенное соответствие положению «акона на обеспечение формировани€ в сознании учащихс€ картины мира мы находим в  онцепции естественнонаучного образовани€. ¬ ней одной из целей естественнонаучного образовани€ названо: Ђизучение основных составл€ющих естественнонаучной картины мираї [80]. ¬ федеральном компоненте государственных образовательных стандартов цели общего образовани€ конкретизируютс€ на каждой его ступени и по отдельным учебным предметам [189; 190]. ¬ √осударственном стандарте основного среднего образовани€ по биологии мы находим постановку цели несколько отличную от формулировки «акона, она ставитс€ как Ђосвоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мираї. —оответственно цел€м √осударственные стандарты определ€ют об€зательный минимум содержани€ основных образовательных программ. ¬ минимум содержани€ программ по биологии основной школы включена задача по раскрытию Ђроли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мираї, дл€ средней школы Ц Ђроли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мираї [189; 190].  роме того, только программы по биологии дл€ основной и средней общеобразовательных школ в требовани€ к уровню подготовки выпускников включают умение объ€сн€ть Ђроль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической де€тельности людей и самого ученикаї; Ђроль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрени€; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, использу€ биологические теории, законы и правилаї [143].

“ака€ постановка цели Ц на освоение знаний о роли, задач по раскрытию роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, не ориентирует систему биологического образовани€ на выполнение одного из основных требований «акона, на обеспечение формировани€ в сознании учащихс€ картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучени€ и, как следствие, не обозначает пути реализации этого требовани€. ¬ Ђ онцепции биологического образовани€ в 12-летней школеї [81] о формировании целостной общенаучной картины мира можно лишь подразумевать в рамках ЂЕовладени€ компонентами научных знаний и методологией научного познани€, составл€ющими основу целостного миропонимани€ и научного мировоззрени€ учащихс€; формировани€ научного миропонимани€ї. ’от€ в Ђќбщей методике обучени€ биологииї ѕономаревой ».Ќ., —оломина ¬.ѕ., —идельниковой √.ƒ. эта цель —тандарта трактуетс€ как ЂЕформирование целостного представлени€ о мире, основанного на усвоении учебного материалаї [139. C.84]. ¬ этом же источнике в св€зи с пониманием того, что, содержание школьного образовани€, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развити€ науки в данный исторический период, обуславливаетс€ новый подход к науке о живом. —оответственно биологию рассматривают как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира [139. C.69].ќдной из основных целей и задач, которыми должна руководствоватьс€ школьна€ биологи€ в период ориентации общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность и экологизацию называетс€: Ђформирование на базе знаний о живой природе научной картины мираї [139 C.71, 74]. ÷елостна€ картина мира нар€ду с мировоззрением выдел€етс€ авторами как одна из сторон воспитани€ при обучении в курсе биологии начала 21 века [139. —.149,150]. Ќо и в этом случае о конкретных механизмах, пут€х формировани€ целостной картины мира в ЂћетодикеЕї ничего не говоритс€, оговариваетс€ лишь, что: Ђ«начение теории биологической эволюции дл€ науки и культуры в целом огромно, поскольку составл€ет основу дл€ формировани€ Ќ ћ <Е> ѕоэтому новые знани€ об эволюции органического мира, ее закономерност€х и значении должны найти отражение в общем биологическом образованииї [139. C.66,67]. ¬ Ђ“еории и методике обучени€ биологииї ј.». Ќикишова [125] рассматриваетс€ только формирование естественнонаучного мировоззрени€ и то лишь как составл€ющей части воспитательного процесса. јнализ учебников по биологии, изданных после выхода «акона Ђќб образованииї [26; 51; 57; 58; 59; 79; 104; 126; 128; 137; 138 и др.] показывает, что в них до сих пор не включены темы обобщающего характера, посв€щенные Ќ ћ и ее эволюции, позвол€ющие выполнить одно из требований √осстандарта: ЂЕосвоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мираї. ѕон€тно, что содержание любого учебника по биологии, несущее в себе знание о природных процессах и €влени€х, различных уровн€х организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем, вносит свой вклад в формирование в сознании учащихс€ естественнонаучной и общей картины мира. “ак обозначено и в  онцепции естественнонаучного образовани€: ЂЕприобретенные школьниками научные знани€ о природных процессах и €влени€х, различных уровн€х организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем формируют в сознании учащихс€ единую научную картину окружающего мираї [80]. ќднако без соответствующего обобщени€ это вр€д ли будет осознано учащимис€.   тому же, без специальной разработки подходов и методов этого направлени€, процесс формировани€ картин мира не будет иметь целенаправленный характер, представл€ть собой объедин€ющее начало.

¬идимо, нет заслуживающего внимани€ опыта работы учителей в этом направлении, о чем можно судить по отсутствию публикаций по данному вопросу в материалах журнала ЂЅиологи€ в школеї.

јнализ диссертаций за последние п€тнадцать лет показал, что имеютс€ лишь отдельные попытки прикладного использовани€ категорий Ђобраз мираї и Ђкартина мираї в педагогике [14; 85; 141; 151; 172; 174; 180; 203]. ¬ методике обучени€ отдельных предметов вопрос о формировании научной картины мира чаще всего затрагиваетс€ лишь косвенно в контекстах мировоззрени€, миропонимани€, синергетики, интеграции [66; 77; 196].  онкретно ставит целью своего исследовани€ формирование целостной естественнонаучной картины мира у младших школьников в процессе познавательной де€тельности Ћ.». Ѕурова [18]; геометрической составл€ющей естественнонаучной картины мира старшеклассников Ц ≈.ј. ≈рмак [53]; формировани€ личностной информационной картины мира Ц ».ј.  узибецкий [89].

»сход€ из всего вышесказанного следует, что реализаци€ поставленной в «аконе цели по формированию картины мира, адекватной современному уровню знаний, находитс€ в противоречии с неразработанностью этой проблемы в методике обучени€ биологии. Ѕез специальной разработки подходов и методов решени€ этого противоречи€ процесс формировани€ картины мира не будет иметь целенаправленный характер, представл€ть собой объедин€ющее начало.

ѕон€ть суть проблемы, найти правильный ход ее решени€ мешает имеющеес€ в философии и психологии неразличение феноменов Ђобраз мираї и Ђкартина мираї, неразработанность их методологического аппарата. »значальное синонимичное использование терминов Ђобраз мираї и Ђкартина мираї ј.Ќ.Ћеонтьевым [93], введшем их в психологию воспри€ти€, не совсем четко обусловившим их различие, позволило его последовател€м, особенно в прикладных област€х знаний, таких как педагогика, отождествл€ть эти пон€ти€, что не способствует €сному пониманию исследуемых ими вопросов [14; 85; 127; 141; 151]. ¬ нашей работе обосновываетс€ четкое разграничение пон€тий Ђобраз мираї и Ђкартина мираї.

—ложности реализации цели кроютс€ в проблеме дифференциации и интеграции знаний в самой науке. —огласно современному российскому философу ¬.—. —тепину [163], эта проблема возникла в момент перехода к дисциплинарно организованной науке (втора€ научна€ революци€), когда механическа€ картина мира утрачивает статус общенаучной, в биологии, химии и других област€х знани€ формируютс€ специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. ќсновоположники новейших направлений развити€ науки ». ѕригожин и Ё. янг считают, что структура современной научной картины мира носит как бы мозаичный характер, она состоит из автономных блоков Ц физика, космологи€, биологи€, геохими€ и др., Ц которые, хот€ и св€заны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюционной парадигмы [цит. по: 192]. Ђ—овременна€ научна€ картина мира не носит целостного характера, отображени€ реальности естественных наук не сливаютс€ в единый образ с теми, которые дают общественные наукиї [78. —.30]. Ђ–ациональное построение мира основываетс€ на знани€х, получаемых, в основном, точными науками. ¬ силу бесконечности €влений и самого процесса познани€, и, скорее отсутстви€, нежели наличи€ знаний о большинстве жизненных процессов, така€ картина мира Ц фрагментарнаї [75. —.107].

ƒисциплинарное теоретическое знание представл€ет лишь фрагмент более широкого массива научных знаний, оно призвано донести достижени€ науки широким массам через образование и сформировать у них соответствующую научную картину мира. ќднако если, в науке нет единого представлени€ о мире, его не может быть и в образовании, перен€вшем дисциплинарный подход в цел€х обучени€. ѕри значимости вли€ни€ на индивида научной картины мира, проистекающего из длительности и степени воздействи€, она оказывает расчлен€ющее воздействие и на социально-личную картину мира. “аким образом, картины мира, формирующиес€ школьным образованием в различных област€х знаний, по-прежнему не свод€щиес€ к единому целому, не соответствуют современным представлени€м о мире.

ќдним из методологических ориентиров развити€ вариативного образовани€ €вл€етс€ переход от учебного предметоцентризма к образовательным област€м, что стимулирует по€вление интегрированных учебных курсов, обеспечивающих приобщение школьников к целостной картине мира [6]. ќднако широко проведенный эксперимент по введению интегрированных учебников по естествознанию в 5-7 классах не получил необходимого признани€ [58; 59]. »нтегрированные курсы естествознани€, используемые в основном в старших классах гуманитарного профил€ и призванные обеспечить приобщение школьников к целостной картине мира, в корне не решают противоречи€ Ц между дисциплинарной системой образовани€ и стремлением сформировать на разрозненной предметной базе целостную общенаучную картину мира. “ем не менее, решение проблемы необходимо искать: во-первых, в рамках дисциплинарной системы образовани€, так как формирующа€с€ современна€ общенаучна€ картина мира основана не на стремлении к унификации всех областей знани€ и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а на единстве в многообразии различных дисциплинарных учений; во-вторых, на основе целостного образа мира, так как система представлений человека о мире, других люд€х, себе и своей де€тельности не складываетс€ из образов отдельных €влений и предметов, а с самого начала развиваетс€ и функционирует как некоторое целое.

»сполнение закона Ђќб образованииї и установок педагогики развити€ в области формировани€ целостной общенаучной картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучени€ Ц вполне реальна€ задача, при внесении корректив в содержание школьного образовани€, которые позволили бы усилить мировоззренческую направленность всех предметов и привести их в соответствие с современными представлени€ми о мире. ќтечественные теоретики философии науки ¬.—. —тепин, Ћ.ј.ћикешина признают, что ведуща€ роль в образовании по формированию мировоззренческой позиции и передовых идей давно перешла к биологическим наукам и наукам о земле. ≈ще в исторический период сохран€ющихс€ общих познавательных установок классической науки в биологии и геологии возникли идеалы эволюционного объ€снени€.

Ѕиологическа€ научна€ картина мира почти на сто лет раньше, чем физическа€ картина включила в себ€ элементы представлений о мире (биосфера, как кибернетическа€ система; «емл€ как система взаимодействи€ геологических, биологических и техногенных процессов), которые станов€тс€ актуальными на современном этапе развити€ цивилизации. »деи эволюции (представлени€ об уникальных развивающихс€ объектах) и историзма (представлени€ об исторически развивающихс€ системах), утвердившиес€ в биологии в конце XIX Ц начале XX вв. предвосхитили идеи глобального универсального эволюционизма, универсальной истории XXI века (физика вступила на этот путь только в последние дес€тилети€). » эти представлени€ не оставались статическими Ц они развивались и к насто€щему времени они €вл€ютс€ передовой, полноценной частью формирующейс€ современной общенаучной картины мира. –оль биологии возросла и в св€зи с ее гуманизацией. Ќа современном этапе развити€ в направлении решени€ вопроса о соотношении биологического и социального, живого и неживого биологи€ ближе всех подошла к отражению мира в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Ўкольный курс ЂЅиологи€ї имеет большой потенциал по формированию у учащихс€ экологической картины мира, наиболее близкой к общенаучной картине мира, но не разработаны методические услови€ по его реализации.

ќтсюда следует, что предмет ЂЅиологи€ї в школьной системе образовани€, дающий подрастающему поколению возможность познать основы биологических научных знаний, ведуща€ роль которых в формировании современных мировоззренческих взгл€дов в науке неоспорима, должен исполнить свою консолидирующую роль. —редствами биологии вполне можно сформировать у школьников экологическую картину мира, изначально обладающую целостностью, и тем самым внести основополагающий вклад в формирование у них современной, целостной общенаучной картины мира.

¬ажность формировани€ в сознании школьников экологической картины мира и неразработанность этой проблемы в методике обучени€ биологии обусловили выбор темы нашего исследовани€ Ђ‘ормирование экологической картины мира у школьников на полевом практикуме по биологииї.

<<< ќглавление | ќбъект, предмет, цели, задачи, методы, экспериментальна€ база исследовани€ >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019