јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> Ё —ѕ≈ƒ»÷»» 57 Ў ќЋџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

¬ дорогу ћаршруты Ёкспедиции ѕрактики Ёкскурсии ѕоходы

ѕрограмма поездки (экспедици€)

72

Ќаблюдени€ за птицами. ќтлив, “ерский берег Ѕелого мор€.

Ёто сама€ сложна€ и подготовленна€ форма выезда.

ѕодготовка экспедиции Ц вс€ ваша предыдуща€ жизнь.  аждый экспедиционный выезд по сути уникален. ѕомимо всего перечисленного выше (походов, экскурсий, семинаров, практических зан€тий, самосто€тельных работ), во врем€ экспедиции может осуществл€тьс€ сбор и исследование материала и данных по заданию научных организаций. ≈сли проделываютс€ самосто€тельные исследовани€, то они должны уже иметь внешний выход, то есть, доводитьс€ до публикаций или выступлений за пределами школы. ¬ разр€д экспедиционных можно поместить пробные поездки, в которых происходит первичное исследование территории, разработка маршрутов, составление программ дл€ последующих поездок (практик).

—одержание:

 

7374

Ућногие академические институты и кафедры ¬”«ов, заинтересованы
в сборе данных и материалов У.† Ќаучна€ лаборатори€. јпатиты.

Ќеизвестна€ ранее орнитологам колони€ чаек моЄвок. “ерский берег Ѕелого мор€.

ћногие академические институты и кафедры ¬”«ов, научные отделы заповедников заинтересованы в сборе данных и материалов и предлагают привозить их из интересующих районов. Ќапример, в ходе проведени€  амчатских экспедиций (2002, 2006, 2007) собиралс€ коллекционный материал

  • дл€ кафедры «оологии биофака —имферопольского университета,
  • кафедры √еоботаники ћ√”
  • и дл€ лаб. палеонтологии института √еологии –јЌ.

‘отоматериалы помещены в интернете на образовательном сайте Ћандшафты мира (www.ecosystema.ru )

 

75

У¬ажнейша€ часть подготовки детей и преподавателей -
приобретение навыка учебной и исследовательской
работы в полевых услови€х,† при большой зависимости
от природных и погодных условийУ.† “ерский берег Ѕелого мор€.

ѕланирование любой экспедиции осуществл€етс€ поэтапно:

ѕредварительный этап Ц самый важный, он включает об€зательные полевые практики и тренировочные выезды.

¬ажнейша€ часть подготовки детей и преподавателей - приобретение навыка учебной и исследовательской работы в полевых услови€х при свободном графике, большой зависимости от природных и погодных условий и посто€нной неопределЄнности всех событий. ¬ качестве помощников (легионеров) в экспедиции выступают студенты.

— другой стороны, кажда€ экспедици€ требует отдельной подготовки, куда относитс€:


ѕодготовительный этап -

  • поиск района проведени€ экспедиции и его изучение, налаживание контактов в районе проведени€ выезда, контакты с научными и природоохранными организаци€ми;
  • обеспечение материально-технической базы: палатки, пенки, сидушки, спальники, аптека, каны, топоры, костровое оборудование, продуктова€ раскладка и т. д.;
  • обеспечение учебной и исследовательской базы: научна€ и учебна€ литература, приборы и оборудование
  • проведение инструктажа по технике безопасности применительно к месту проведени€;
  • распределение дл€ самосто€тельного изучени€ между школьниками материалов по региону, в который планируетс€ выезд;
  • непосредственное планирование поездки с распределением функций между взрослыми и Ђлегионерамиї.

ќсновной этап Ц собственно проведение экспедиции.

ћинимальное планирование:

  • ћаршрутные дни (под грузом или без груза, дистанци€, продолжительность, сложность, осматриваемые объекты, проводники и т.д.)
  • ѕеремещени€ стационара, если они необходимы
  • –абота на стационаре или в базовом лагере:
  • ѕерва€ половина дн€ - учебные зан€ти€ и экскурсии (тематическое планирование по количеству дней; примерное Ђпоурочноеї планирование, разработка зан€тий)
  • ¬тора€ половина дн€ - самосто€тельные работы (список работ с распределением по группам)
  • ќтдых и развлечени€.

¬ более сложном варианте план поездки заключает в себе планирование игровой оболочки.

Ќеотъемлемым условием работы в эколого-биологической экспедиции €вл€етс€ об€зательное, а при возможности и ежедневное ведение учащимис€ полевых и личных дневников. Ќавык этой работы прививаетс€ ещЄ на об€зательных практиках. Ѕез ведени€ полевых дневников становитс€ чрезвычайно сложным подведение итогов поездок, а персональный дневник сам по себе значим дл€ формировани€ личностного отношени€ к событи€м.

«аключительный этап Ц обработка научных данных, написание докладов, составлени€ отчетов, монтаж фильмов, организаци€ выставок, школьных конференций и т.д., а также организаци€ Ђ√ус€тникаї (так в школе называетс€ неформальное собрание участников прошедшей экспедиции или похода).

ѕодведение итогов €вл€етс€ об€зательным этапом проведени€ каждой экспедиции. Ётот этап €вл€етс€ зачастую более важным и трудоЄмким, чем любой другой.

ѕример

7677

¬енерин башмачок крупноцветковый.  амчатка.

Ўеломайник.  амчатка.

78

ћорской Єж.  амчатка.

79

—амка паука с выводком.  амчатка.

80

 аменный голец.  амчатка.

81

“опорок.  амчатка.

82

≈вражка.  амчатка.

83

ћедведь.  амчатка

тематического планировани€ биолого-экологической экспедиции.

ќсновные темы, которые могут быть затронуты на зан€ти€х и предложены в качестве самосто€тельных разработок дл€ школьников к  амчатской экспедиции 2002 года (три недели; июль-август; сочетание стационаров с пешими маршрутами, водного маршрута, морской экскурсии, городской экскурсии; основной контингент учащихс€ Ц 10 класс; принимают участие учител€, родители и студенты биофака ћ√”):

  • I Ѕотаника и микробиологи€.
    1. ѕрокариотические микроорганизмы: хемосинтезирущие бактерии и сине-зелЄные водоросли.
    2. «елЄные водоросли.
    3.  расные водоросли
    4. Ѕурые водоросли.
    5. ћохообразные.
    6. ѕапоротникообразные.
    7. √олосеменные.
    8. ѕокрытосеменные.
    9. —емейства покрытосеменных.
  • II «оологи€.
    1. –акообразные.
    2. ѕаукообразные.
    3. Ќасекомые.
    4. »глокожие.
    5. ћоллюски.
    6.  остные рыбы.
    7. ѕтицы.
    8. ћлекопитающие.
  • III ќбща€ экологи€.
    1. јбиотические факторы:
      • ћикроэлементы и основные биогенные элементы; принцип толерантности и закон минимума.
      • ќсновные климатические факторы, высота снежного покрова, скорость ветра.
      • ‘отопериодизм и сумма положительных температур в жизни растений.
    2. ƒинамика попул€ций:
      • —тратеги€ размножени€ и кривые смертности.
      •  олебани€ численности природных попул€ций.
    3. 3 —истемна€ экологи€:
      • “ипизаци€ экосистем: автономные, транзитные и кумул€тивные экосистемы.
      • ¬одосборный бассейн как макроэкосистема.
      • –оль растительного покрова в экосистемах, основные и вспомогательные потоки энергии.
      • ярусность экосистем, пространственна€ структура экосистем.
      • –оль бактерий в организации круговорота химических элементов.
      • ѕотоки вещества в экосистеме на примере насекомых с водными личинками (подЄнки, весн€нки, ручейники и т.д.), проходных рыб и роющих млекопитающих.  руговороты вещества в экосистемах биогенные и абиогенные.
      • ¬ременна€ структура экосистемы, экологическа€ сукцесси€.
      • –оль вулканической де€тельности в круговороте веществ в биосфере.
  • IV „астна€ экологи€
    1. —ухопутные биомы высоких широт интразональные сообщества и: тундра, тайга, горна€ тундра, луговые приморские и горные Ђтундрыї и редколесь€.
    2. Ёкологи€ литорали.
    3. Ёкологические системы арктических и бореальных морей.
    4. Ёкологи€ горных и вулканических почв

    ѕомимо сугубо биологических проблем, на зан€ти€х в природе и в музейных экспозици€х затрагивались или даже подробно разбирались географические и исторические темы.
  • V Ёволюционна€ теори€ и палеонтологи€.
    1. ћикроэволюционные процессы в услови€х изол€ции.
    2.  ризис мезозойской биоты.
  • VI √еологи€
    1. “ипизаци€ вулканов и их динамика
    2. 2 Ёррозионные и тектонические процессы
    3. 3 ¬улканические, метаморфические и осадочные горные породы
    4. 4 ћинералы  амчатки
    5. 5 √ейзеры, фумаролы, источники глубинных вод.
  • VII »стори€ и этнографи€
    1. Ќароды  амчатки, „укотки,  урил, —ахалина и јлеутских островов.
    2. Ёскимосы и индейцы —еверной јмерики.
    3. ќткрытие „укотки и  амчатки
    4.  амчатские экспедиции (Ѕеринг, —теллер и т.д.)
    5.  рымска€ война и  амчатка.
    6. 6 ¬тора€ мирова€ война и оборона  амчатки.
  • VIII ќЅ∆
    1. –аспределение груза при передвижении пешим машрутом
    2. ќрганизаци€ движени€ при передвижении пешим машрутом
    3. –аспределение груза во врем€ водного маршрута (сплав)
    4. Ѕезопасность на плавсредствах (лодки, спасплоты, судно)
    5. ѕередвижение в горах и на склонах
    6. √ейзеры, фумаролы, гор€чие источники, источники с сильногазированной водой.
    7.  онтакты с медведем.
    8. ¬ыживание в лесу и горах; н.з.

—ложные экспедиции состо€т из нескольких выездов и св€занна€ с ними де€тельность раст€гиваетс€ на годы.

¬ качестве

84

√руппа участников ’акасской экспедиции.

примера

биолого-экологической экспедиции приведЄм совместную работу 57 школы с ’акасским гос. заповедником по созданию учебной базы дл€ школьных практик в охранной зоне участка Ђћалый јбаканї.

ќрганизатором и руководителем экспедиции выступила Ќ.‘. Ўтильмарк. ¬ работе экспедиции и оформлении результатов прин€ли участие учител€ ≈.Ћ. Ћьвова, ј.ј. ѕрокудин, ј.√. ёдина; сотрудники ’акасского гос. заповедника ќ.ќ. Ћипаткина, —.ј. и ¬.—. ќкаЄмовы и множество специалистов различных областей в ’акассии, ћоскве,  расно€рске и других городах, родители, школьники и студенты из ћосквы и ’акассии.

ќкончательное оформление закончилось, когда часть детского коллектива уже стала первокурсниками различных ¬”«ов.

ѕредварительный этап.
ядро группы сложилась за врем€ обучени€ в средней школе. ѕрактики, начина€ с 5 класса: биостаци€ ЂЁкосистемаї в ћытищинском районе, «венигородска€ биостанци€ ћ√”,  уршска€ коса, заповедники ЂЅелогорьеї, ¬оронежский, ’опЄрский, ЂЅр€нский лесї, Ђќрловское полесьеї,  ондо-—осьвинский.

”чебна€ задача экспедиции Ц знакомство с экосистемой горной пихтово-кедровой тайги.

Ќаучно-методическа€ задача Ц разработка методически подкреплЄнного курса дл€ школьных эколого-биологических практик на юге «ападной —ибири. Ќаписание и издание методических и учебных пособий.

 

8586

»нформационна€ доска перед входом
на экологическую тропу. ’ребет Ўаман.

”казатель на экологической тропе. ’ребет Ўаман.

ѕрактическа€ задача Ц создание экологической тропы р€дом с территорией заповедника, в охранной зоне на хребте Ўаман, вблизи кордона “арташ.

¬ качестве игровой оболочки вз€та иде€ судебного заседани€ с использованием художественных приЄмов, наве€нных известными книгами: Ђ ќјѕѕї ћ.  онстантиновского, ЂЋесна€ газетаї ¬. Ѕианки, Ђ∆алобна€ книга природыї Ѕ. ƒижур. ќдин из представителей местной флоры Ц ¬ейник Ћангсдорфа подаЄт в суд на  едр сибирский (—ибирскую кедровую сосну) за нарушение основных прав растени€ (право на свет, воду, минеральные вещества и т.д.).

 

8788

√оречавка. «ападный —а€н.

—атириды. «ападный —а€н.

¬ыезды осуществл€лись в июле 2003 и августе 2004 года, за это врем€ был обследован район, произошло подробное ознакомление с флорой и фауной, спроектирована, физически проложена и художественно оформлена тропа (схема, указатели, места отдыха, маркировка основных объектов). ѕо ходу происходило начитывание литературы, распределение персонажей между детьми, написание, согласование и редактирование текстов.

 

ќформление закончилось изданием рабочих тетрадей, методической брошюры дл€ учител€ и книги, содержащей детские художественные и учебные тексты и учебное пособие по экологии дл€ учител€ и всех интересующихс€ тайгой (“айга глазами зверей и детей, ћосква, –.¬алент, 2005).

 

ѕример

сложной многолетней историко-археологической экспедиции: работа школы на базе ’ерсонесского историко-культурного музе€-заповедника (с 1997 года по насто€щее врем€).

’ерсонесска€ экспедици€ не выросла из школьных практик, она существовала раньше как научна€ экспедици€, в которой использовались в качестве рабочей силы студенты, а учител€ школы выступали как научные сотрудники.

 огда в качестве рабочей силы с учител€ми начали выезжать старшие школьники, помимо участи€ в раскопках дл€ них были развЄрнуты экскурсии, организованы практические и теоретические зан€ти€ по истории и археологии.

ѕланирование работ в экспедиции определ€етс€ тематикой научных работ музе€ с учЄтом программы специализированного гуманитарного класса, в котором в 9 классе изучаетс€ јнтична€ истори€



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019