јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> Ё —ѕ≈ƒ»÷»» 57 Ў ќЋџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

¬ дорогу ћаршруты Ёкспедиции ѕрактики Ёкскурсии ѕоходы

36

У¬ искомую точку можно попасть множеством путей
с самой разнообразной скоростью или не попасть
туда никогда.Ф јэропорт ≈лизово,†  амчатка.

–азработка маршрута

¬ыбор маршрута может быть первичным мотивом поездки (а почему бы нам не побывать на озере Ѕайкал?) или вторичным (дл€ закреплени€ материала по географии хочетс€ убедитьс€, что за пол€рным кругом действительно можно увидеть полуночное солнце на севере).
¬ зависимости от этого мен€етс€ последовательность: сначала составл€етс€ маршрут, потом программа или наоборот.

¬ отличие от условий стандартной школьной задачи, котора€ с энтузиазмом была верно решена множеством поколений учащихс€: Ђсколько времени займЄт путь из точки ј в точку Ѕ?ї, на местности точно сформулировать все услови€ удаЄтс€ редко.
¬ искомую точку можно попасть множеством путей с самой разнообразной скоростью или не попасть туда никогда.

≈сли вы перепоручили организацию своих перемещений турфирме, беспокоитс€ о маршруте не об€зательно, Ђизвозчик знает как довезтиї, только платите.
¬полне возможно, что действительно знает и собираетс€ довезти вас именно туда, куда надо вам.
ѕравда, лучше иметь дело с людьми, известными вам или вашим хорошим знакомым.
ѕредлагаемый туристической фирмой маршрут надо сопоставить с вашими цел€ми и, как правило, его можно модифицировать.

3738

Уѕервые выезды группы должны проходить в максимально комфортном режимеФ

У≈сли вы перепоручили организацию своих перемещений турфирме,
беспокоитс€ о маршруте не об€зательно, Ђизвозчик знает как довезтиї

≈сли вы прокладываете маршрут сами, то не следует полагатьс€ на Ђавосьї или на карту (схему).  арты не всегда создавались с целью ориентации пользовател€ в пространстве, некоторые предназначены дл€ дезориентации противника.
ѕолагатьс€ же на Ђавосьї лучше в одиночку.
»ногда можно вообще никуда не добратьс€, а можно испытать массу трудностей и неудобств.
≈сли же трудности, испытанные в первой поездке, превышают меру выносливости ученика (котора€ вам заранее неизвестна), во вторую он может не поехать.

ѕередвижение по нашей стране сопр€жено с множеством сложностей, и любое перемещение группы должно быть продумано, а мысли затем должны быть проверены на исполнимость.
Ћюбое использование транспорта планируетс€ заранее и кажда€ договорЄнность перепровер€етс€. ¬ идеале заключаютс€ договоры.

4041

У≈сли вы прокладываете маршрут сами, то не следует полагатьс€ на Ђавосьї или на картуФЕ

У≈сли вы собираетесь добиратьс€ куда-либо на рейсовом автобусе, то сначала представьте себе,
как будет выгл€деть этот автобус при посадке туда вашей группы сверх обычной толпы пассажиров.Ф

≈сли вы собираетесь добиратьс€ куда-либо на рейсовом автобусе, то сначала представьте себе, как будет выгл€деть этот автобус при посадке туда вашей группы сверх обычной толпы пассажиров.
Ќапомним, что автобусный маршрут обычно устраиваетс€ между пунктами, где существует посто€нный Ђпассажиропотокї. ¬ крупных городах, например Ѕелгороде, на автовокзале может быть выделен дополнительный автобус, да и вообще, в рабочее врем€ легко можно нан€ть частный транспорт.
Ќо в абсолютном большинстве случаев автобусный маршрут надо обеспечить заранее, тем более что не у всех водителей есть лицензи€ на перевозку детей.
—отрудники же √ј» по закону об€заны обращать особое внимание на передвигающиес€ детские группы и могут просто остановить вас очень надолго, если вообще не сорвать выезд на более чем законном основании обеспечени€ безопасности несовершеннолетних.

42

УЋюбое использование транспорта планируетс€
заранееФ.
јвачинска€ бухта.

ѕервые выезды группы должны проходить в максимально комфортном режиме, и это закладываетс€ уже на стадии обдумывани€ маршрута.
¬ последующем маршруты могут и должны усложн€тьс€, слишком лЄгкие задачи, поставленные перед детьми, расслабл€ют и дезорганизуют.
≈сли поездка не требует усилий от детей, она потребует вдвое больше усилий от взрослых. √руппа подростков, ищущих себе в малознакомых услови€х новых форм активного отдыха, может оказатьс€ небезопасной как дл€ себ€, так и дл€ окружающих.

Ќаличие проводников или сопровождающих, которые предлагают готовый маршрут, не отмен€ет вашего собственного планировани€, а лишь облегчает его.
¬ любом случае только вы знаете особенности и возможности группы, хорошо понимаете поставленные цели.
ѕредлагаемый маршрут всЄ равно надо адаптировать к конкретным услови€м. Ќаличие проводника не может сн€ть с вас ответственности за происход€щее.
¬се детали лучше проговаривать заранее с максимально возможной подробностью.

4344

УЋюбое использование транспорта планируетс€ заранееФ. амчатка, река Ѕыстра€.

† амчатка, вулкан ¬ачкажец.

¬ маршруте должны быть учтены как минимум все особенности среднего участника, а оптимально Ц каждого.

ѕри составлении маршрута учтите:†

  • -в поездку дети должны включатьс€ с самого начала, первый день не может быть днЄм отдыха, иначе становитс€ труднее вт€нутьс€ в рабочий ритм
  • -нельз€ сразу выходить на максимальные физические нагрузки;
  • -монотонные впечатлени€ утомл€ют;
  • -после сложного дн€ (дней) должна последовать разгрузка;
  • -по возможности (особенно если группа разновозрастна€), нагрузки должны быть дифференцированы;
  • -при составлении маршрута лучше иметь запасные варианты и некоторый запас времени на случай, если не всЄ пойдЄт как планируетс€.;

¬ качестве примера планировани€ маршрута приведу выезд на вулкан јвачинска€ сопка в рамках  амчатской экспедиции 2006 длительностью четверо суток. –азумеетс€, составление маршрута происходило в несколько этапов и детали уточн€лись посто€нно. ѕриводитс€ как первоначальный, так и уточнЄнный окончательный план, который и был реализован.
ћаршрут проходилс€ при достаточно отдохнувшей группе. —остав смешанный: все взрослые опытные, хорошо знают друг друга, взаимозаменимы по большинству параметров, разной физической подготовленности, спортсменов нет; основна€ часть детской группы Ц старшеклассники, участвовавшие во многих поездках, в том числе в горных маршрутах, двое уже бывали на  амчатке; есть старшеклассники, не ездившие с нами раньше, но ходившие в горные походы; есть новички; двое учащихс€ седьмого класса, побывавшие в дальних выездах, в том числе со старшими на —оловецких островах. ¬ыезд сопровождалс€ профессиональными спасател€ми ћ„—.
ќсновна€ цель выезда Ц знакомство с жизнью и вулканическими €влени€ми на шлаковых пол€х в окрестност€х јвачинской сопки (никто из членов экспедиции до этого не бывал на вулканических шлаковых пол€х), сбор коллекции пауков и получение фотоматериалов. ‘орма реализации - веер радиальных выходов от базового лагер€.
Ќачальный вариант:
„етырЄхдневный выезд. “ранспорт дл€ переезда к подножию Ц вахтовка. —ери€ радиальных пеших выходов.

ќб€зательна€ часть:

  1. обследование колонии длиннохвостых сусликов и отработка методики по проведению учебно-исследовательских работ
  2. выходы дл€ изучени€ растительности шлаковых полей и границ шлаковых полей, как верхней, так и нижней
  3. посещение снежников

ƒополнительна€ часть:

  1. - подъЄм на вершину јвачи с осмотром кратера и фумаролов

ќкончательный вариант был прин€т уже на месте в услови€х идеальной погоды и реализован:

1 день. —боры продуктов и оборудовани€ Ц накануне. ќкончательные сборы с утра. ¬ыезд с базы в школе пос. –аздольное на Ђвахтовкеї - переоборудованный под пассажиров грузовик  јћаз. ѕо дороге Ц дозакупка продуктов. Ќа склонах Ц сбор и погрузка дров. ѕо прибытии на базу (частично законсервированна€ база ћ„—) Ц обустройство лагер€ и быта, ориентаци€ на местности. ¬о второй половине дн€ Ц тренировочна€ вылазка на небольшую вершину ¬ерблюд (снежник, осыпь, каменистый склон), расположенную между јвачинской и  ор€кской сопками. ¬ечером Ц короткое зан€тие и костЄр. ¬ итоге Ц здоровый сон с хорошим отдыхом.

2 день. ¬осхождение на јвачу. –анний выход: переход под снежник; преодоление снежника; крутой подъЄм; Ђт€гунокї; отдых под куполом; разделение группы на две неравные части Ц штурмовую и философскую. Ђ‘илософыї с одним учителем не идут к кратеру и довольствуютс€ видом с бокового отрога. “ака€ возможность была оговорена заранее. Ѕольша€ часть уходит на штурм купола: "т€гунок"; крутой подъЄм по Ђсыпухеї, частью со страховкой; экскурси€ по фумаролам с осмотром кратера. —пуск с купола, воссоединение с Ђфилософамиї, отдых и перекус, спуск на базу. ≈да и сон.

3 день. Ёкскурси€ по горной тундре с посещением крупной колонии длиннохвостых сусликов. „асть взрослых остаЄтс€ на базе. ¬тора€ половина дн€ Ц зан€ти€ по биологии и геоморфологии, рисование.

4 день.  ороткий маршрут на јвачинский перевал с подъЄмом на небольшую вершину и осмотром сверху Ќалычевской долины. „асть группы остаЄтс€ на базе и ведЄт наблюдение за обитающими на базе сусликами и фотографирование. ¬тора€ половина дн€ Ц возвращение в школу в –аздольном.

ѕосле маршрута был день общего отдыха с выездом в бассейн на ѕаратунке и последующими учебными зан€ти€ми по программе.

ќсобенности данного маршрута (жизнь на высоте более 1 км, физические нагрузки и достаточно травмоопасный ландшафт) требовали чрезвычайных нагрузок. »збегнуть их удалось за счЄт большого количества взрослых, что позволило раздел€ть детей по уровню допустимых нагрузок и подходить к каждому, исход€ из его интересов и возможностей.

4546

.Ф≈сли вы летите на самолЄте, надо учесть, что при посадке на самолЄт школьна€ группа проходит
такой же досмотр, как все остальные.Ф

 

¬ качестве рискованных примеров планировани€ маршрута приведу известный мне случай выхода класса под руководством студентов в пеший поход. ƒл€ прикрыти€ был приглашЄн учитель, вынужденный согласитьс€. ћаршрут был проложен по карте между железнодорожными ветками, и его не проходил ранее никто из участников.† ѕо пути оказалось несколько водотоков и заболоченных территорий, дл€ многих детей (9  л.) это был первый поход, часть шла в специально купленной дл€ этого новой обуви. »значальной целью было создание во вновь собранном классе сплочЄнного коллектива. ¬ результате возникло несколько конфликтов, которые не были исчерпаны вплоть до выпуска. Ќесколько человек заболели, некоторые впредь отказывались от поездок.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020