јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> Ё —ѕ≈ƒ»÷»» 57 Ў ќЋџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

¬ дорогу ћаршруты Ёкспедиции ѕрактики Ёкскурсии ѕоходы

1

У—клонность к самоист€заниюФ ѕеревал –амзай,
 ольский полуостров.

÷ель школьного выезда

ѕрежде чем вы покинете школу, возглавл€€ группу учеников, подумайте о целесообразности этого действи€.

—овершенно очевидно, что количество проблем, которые вы себе создадите, очень велико. (—омневаюсь, что, начина€ такую де€тельность, учитель хорошо понимает, насколько велико.)

—ледовательно, дела€ подобный шаг, вы должны иметь весомые причины.

ѕосмотрим на некоторые из них с критической точки зрени€:

2 3

"’очетс€ всЄ забросить и уехать куда-нибудь" ’ибины,
 ольский полуостров.

У¬аши уроки кажутс€ вам недостачно интересными и
нагл€днымиФ. ћузей в ”мбе,  ольский полуостров

1. ” ¬ас есть склонность к самоист€занию (слишком строгое воспитание в детстве и т.д. см. далее по ‘рейду).

  • ¬сегда можно вз€ть на себ€ лишнее дежурство по этажу, зан€тьс€ фитнесом, бодибилдингом или чем-либо подобным.

2. ¬ам кажетс€, что школьна€ жизнь слишком скучна и монотонна.

  • ѕопробуйте получить бюллетень и съездите за город или куда-нибудь ещЄ.
  • ¬ крайнем случае, смените работу.

3. ’очетс€ всЄ забросить и уехать куда-нибудь.

  • —делайте это в одиночку или с друзь€ми

4. ¬аши уроки кажутс€ вам недостаточно интересными и нагл€дными.

  • ѕодберите себе коллекцию учебных фильмов и нагл€дных пособий, больше фантазируйте.

5. ’очетс€ лучше узнать детей, зав€зать с ними человеческие отношени€.

  • ќбзаведитесь собственными детьми.
4

Уѕоставьте спектакль или капустникФ.†
Ќа дне рождени€ школы.

6. ¬ам интересны именно те дети, которые у вас учатс€.

  • ”стройте факультатив или кружок.
  • ѕоставьте спектакль или капустник.
  • ”стройте  ¬Ќ или Ђ„то, где, когдаї.
  • Ќачните выпускать стенгазету.
  • ѕридумайте любую совместную де€тельность.

≈сли вас не устраивают предложенные варианты решений и вы настаиваете, что не можете обойтись без школьных поездок, постарайтесь трезво оценить собственные возможности.

56

Уѕридумайте любую совместную де€тельностьФ. „аепитие на дне рождени€ школы

Ђ„то, где, когдаї. »гра на дне рождени€ школы.

 

—амооценка

‘орма поездки находитс€ в пр€мой зависимости от целей, которые ¬ы перед собой ставите.

ќднако, если у вас отсутствует опыт проведени€ выбранной формы поездки, попытайтесь представить себе всю меру ответственности, которую вы на себ€ берЄте, отправл€€сь в неизвестность с чужими детьми.

ћожет быть,† стоит дл€ начала присоединитьс€ к поездке более опытного преподавател€, а если возможны специфические проблемы, то и проехать по выбранному маршруту самому.

ƒаже если у вас за спиной есть собственный опыт участи€ в экспедици€х или туристических походах, опыт организации таких поездок с взрослыми или даже студентами, это не всегда даст вам полное представление о возможных проблемах.

¬ любом случае, попросив и получив максимальное количество советов и учт€ все видимые проблемы, подумайте, способны ли вы решить их в одиночку, или, может быть, лучше собрать команду дл€ организации и (или) проведени€ выезда.

ѕодбор команды

7

–абота команды. —оловки.

  выбору компаньонов нельз€ подходить безответственно.

¬о врем€ выезда вы должны посто€нно работать как едина€ команда.

—ледовательно, структуру группы и распределение ролей лучше представл€ть заранее, а значит, придЄтс€ затратить врем€ на обсуждение всего, что можно оговорить в школе. »наче придЄтс€ утр€сать весьма болезненные вопросы во врем€ выезда, не дай Ѕог, на глазах у школьников. Ќе стоить забывать (если вы не администратор), что вам предстоит руководить людьми, равными вам по статусу.†

≈сли вы, как многие учител€, склонны к авторитарным формам взаимодействий с группой, вы должны подбирать себе исполнителей. ѕри этом стоит помнить, что от человека, привыкшего только выполн€ть конкретное действие, бесполезно требовать инициативы в процессе. —ледовательно, вас будут посто€нно дЄргать по любому поводу, а группу будет лихорадить.  райнее про€вление этой тенденции Ц превращение в сложных услови€х одного из взрослых в дополнительного ребЄнка, который начнЄт капризничать.

89

У огда в качестве команды выступают ваши бывшие школьники, а нынешние студенты,
многие вопросы решаютс€ значительно легче.Ф  ольский полуостров.

У аждый вариант подбора команды имеет собственные достоинства и недостатки,
но в итоге толерантность необходима в обоих случа€х. Ф амчатка.

≈сли вы склонны к либерализму, надо помнить, что в группе всегда может по€витьс€ внутренний лидер, склонный к авторитаризму. ¬р€д ли вам неизвестно, что многие взрослые экспедиции закончились бунтом на корабле.

10

Ћ.ј.—инева - мама двух наших
учеников, посто€нный сотрудник
во множестве школьных поездок.
ѕол€рный круг.

ѕоиск людей при создании рабочей группы аналогичен поиску собственной половины Ц можно подбирать собственное отражение или противоположность.†  аждый вариант имеет собственные достоинства и недостатки, но в итоге толерантность необходима в обоих случа€х.

–азумеетс€, когда в качестве команды выступают ваши бывшие школьники, а нынешние студенты или выпускники ¬”«ов, многие вопросы решаютс€ значительно легче. Ќо поначалу, пока у вас нет выпусков, приходитс€ обходитьс€ без них, а если они не участвовали в таких поездках раньше, вас могут ждать неожиданности. ƒа и вообще люди могут мен€тьс€ с возрастом и склонны к неожиданным поступкам.

  участию в поездках родителей учеников стоит подходить крайне продуманно, тут возможен весь спектр развити€ событий: от возможности приобрести новых друзей и единомышленников до полностью испорченной поездки и отношений. ѕеречислим наиболее типичные проблемы, если в поездке участвует ученик с одним из своих родителей (а это может быть и учитель): заболевание ученика (стандартный способ дл€ ребЄнка в некоторых семь€х перет€нуть на себ€ внимание); конфликт подростка с родителем, который (по мнению этого подростка) слишком плотно его опекает; вмешательство не вполне компетентного взрослого в детские или подростковые конфликты.

—ледовательно, идеальный руководитель (который легко справл€етс€ с любыми проблемами) должен уметь посто€нно маневрировать и воврем€ переходить от одной формы к другой, видеть людей насквозь. ћне таких людей видеть не приходилось, а значит, эмоции вам гарантированы, а тут ещЄ и дети!

ƒетска€ группа

ƒаже сама€ пассивна€ дл€ учащихс€ форма выезда, экскурси€, требует от них некоторого уровн€ позитивной активности. ¬ случае же близких к экстремальным дальних выездов посто€нна€ созидательна€ активность становитс€ просто жизненно важной.

1112

У¬ы можете вз€ть ситуацию под контроль, если возьмете с собой старших, более опытных детей и
студентовФ. —оловки.

У√руппа разновозрастных учащихс€ имеет р€д особенностей, которые делают еЄ более привлекательной.Ф
—оловки, учащиес€ 10 и 6 класса.

—ледовательно, отправл€€сь в дорогу надо хорошо представл€ть себе по крайней мере кост€к детской группы и обладать некоторыми организационными навыками. ¬ новых услови€х дети могут, разумеетс€ про€витьс€ и с неожиданной стороны. —портсмен и здоров€к может оказатьс€ внезапно легко утомл€ющимс€ и впадающим в несчастье, а тиха€ и послушна€ девочка пугающе капризной или сварливой. Ќо нередки и при€тные неожиданности, например† ленивый тугодум и троечник демонстрирует энергию и сообразительность при устройстве лагер€, а рафинированна€ неженка неожиданно с удовольствием берЄтс€ за приготовление еды на костре и мытьЄ посуды в ручье.

13

УЋюбой человеческий коллектив обладает тенденцией
к самоорганизации и возникновению если не социальной
то психологической структурыФ.† —оловки.

≈сли уже есть сложивша€с€ основа детской группы, по€вл€етс€ несколько больша€† возможность дл€ манЄвра и можно потихоньку начинать брать с собой всех (или почти всех) желающих.†

 онечно, одновозрастна€ группа на выезде имеет свои привлекательные стороны, особенно если это класс. ѕроводить зан€ти€, например, удобнее с детьми, близкими друг к другу по уровню развити€.

14

ѕрактические зан€ти€ в небольшой группе. —оловки.

ќднако группа разновозрастных учащихс€ имеет р€д особенностей, которые делают еЄ более привлекательной. Ћюбой человеческий коллектив обладает тенденцией к самоорганизации и возникновению если не социальной то психологической структуры. ≈сли на выезде, где приходитс€ общатьс€ гораздо теснее, чем в школе, все школьники одного возраста, они обычно начинают делитьс€ на Ђстаршихї и Ђмладшихї. ¬нешне это может про€вл€тьс€ так же, как при реальном возрастном разрыве по-разному, от дедовщины до доброжелательного покровительства со стороны Ђстаршихї и от психологической зависимости до подражани€ у Ђмладшихї. ≈сли пустить такие процессы на самотЄк, результат может оказатьс€ ужасающим. ѕротивосто€ть процессу самоорганизации или направл€ть его можно, только посто€нно (а во врем€ выезда это означает круглосуточно) наход€сь с детьми. Ёто реально, хот€ и трудоЄмко, только в очень небольшой группе.† »наче остаЄтс€ только уповать на удачу. ¬ы сразу берЄте ситуацию под контроль, если берЄте с собой старших и опытных детей, которые вам хорошо знакомы и с которыми у вас доверительные отношени€. ќни, разумеетс€, должны быть умелыми и обладать желанием и навыками общени€ с младшими, например это старшие дети в многодетных семь€х. ћладшие подражают старшим, старшие забот€тс€ о младших, - и возникает подобие нормальных семейных отношений.†

¬аша собственна€ работа не отмен€етс€ даже при золотых дет€х и идеальных отношени€х между ними, она просто немного приближаетс€ к выполнимой. ¬прочем, если вы стремитесь к нормированному рабочему дню, вы вр€д ли рискнЄте отправитьс€ в путешествие с группой школьников.

 

Ѕудьте готовы ко всему. ¬ернувшись из поездки, где вы помимо работы учител€ и воспитател€ выполн€ли в любое врем€ суток массу об€занностей от кухарки и истопника до медсестры и милиционера и спасател€ включительно, самый обычный вопрос, который вы услышите, будет: Ђ ак вы отдохнули?ї.††



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019