јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я >>> "«јѕ»— » Ќј“”–јЋ»—“ј"

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений јлександра Ќиколаевича ѕискунова - любител€ природы, журналиста и писател€ с ”рала. ƒанное произведение €вл€етс€ составной частью его книги "«јѕ»— » Ќј“”–јЋ»—“ј", опубликованной на нашем сайте.

»нформаци€ о выходе в свет книг ј.Ќ.ѕискунова в ”ральском ѕровинциальном »здательстве.

ј.Ќ. ѕискунов

–ј—— ј«џ ќ «¬≈–я’

<<< предыдущее | ќглавление | следующее >>>

Ћ≈“јёў»≈ –јƒј–џ

–укокрылые представл€ют собой особый отр€д млекопитающих, приспособленных к активному полету. „аще всего этих животных называют летучими мышами, к которым они не имеют никакого отношени€. ѕитаютс€ они исключительно насекомыми, разыскива€ их с помощью ультразвукового радара. ¬ пределах нашей области насчитываетс€ всего четыре вида этих редких животных, информаци€ о которых основываетс€ только на отдельных находках. Ёто наиболее лучше всего изученные представители рукокрылых из семейства √ладконосых: ушан, северный кожанок, прудова€ ночница, вод€на€ ночница. Ќадо сказать, что из-за большой редкости и ночного образа жизни рукокрылых их образ жизни и пространственное распространение изучены еще очень слабо. ¬ этой св€зи, на территории области возможны встречи еще нескольких видов летучих мышей. »звестно, что все летучие мыши, как и птицы, способны совершать кочевки на большие рассто€ни€. Ёто и поиск скоплени€ насекомых, а главное Ч поиск удобных дл€ зимовки мест. ƒело в том, что эти теплокровные животные способны зимовать только в таких местах, где температура зимой не может быть очень низкой. Ќеобходимые требовани€ предъ€вл€ютс€ и к влажности воздуха. »деальные места дл€ этого встречаютс€ в пещерах, подвалах домов и т.д.

“аких мест очень мало, а это одна из причин малой численности этих животных на территории области.   сожалению, туристы, посеща€ пещеры, часто убивают мышей, либо создают дл€ них беспокойство.

–абота€ в ¬исимском государственном заповеднике, € в течение нескольких лет наблюдал за поведением обитавших на чердаке зимовь€ парочкой северных кожанков. Ёта парочка летучих мышей вылетала на охоту с наступлением сумерек. ќхотились они всегда над небольшой прогалиной среди первобытного леса, на которой находилось зимовье. ѕрогалина имела в окружности не более 30-40 метров. я обратил внимание на то, что мышки во врем€ вылета на охоту не замечают летающих насекомых поблизости от плотных крон деревьев. Ќетрудно было пон€ть, что их ультразвуковой локатор не может отслеживать отраженные звуковые сигналы от насекомых среди потока таких сигналов от крон деревьев. Ёто заставл€ло кожанков вести поиск насекомых над серединой пол€ны, где не было помех от отраженных деревь€ми сигналов. ¬ поисках своей добычи, они барражировали почти на одном месте. —тоило только по€витьс€ в зоне их контрол€ летающему насекомому, как он сразу же поедалс€. ќбратил € внимание и на то, что многие насекомые видимо чувству€ по€вление в воздухе летучих мышей, инстинктивно жались к кронам деревьев.

ќднажды, € пришел в зимовье с конфискованной у мальчишек рогаткой и запасом мелких камешков. ћне хотелось узнать, как реагируют мышки на пролетающий р€дом с ней камешек, и на каком рассто€нии от себ€ могут его обнаружить. —начала € бо€лс€ того, что, схватив в воздухе камешек, мышка может повредить зубы. ќпасение не подтвердилось, так как мышки не успевают схватить лет€щий быстро предмет. ”спевают делать броски, но, благодар€ высокой скорости камн€, тут же его тер€ют. ќпыт показал, что обнаружить пролетающий камень они могут всего в нескольких метрах от себ€.  амни, пролетающие поблизости от крон деревьев, они вообще не обнаруживают. ћожно было сделать вывод, что их звуколокатор может обнаруживать цели не дальше дес€ти метров от своего местонахождени€. Ѕлиже к концу лета, когда заканчивалс€ лет насекомых, исчезали и кожанки.

ќднажды, в сент€бре во врем€ сильного похолодани€ дети поймали в подъезде дома залетевшую туда вод€ную ночницу и передали ее мне. «верушка более недели жила у мен€ в квартире и с удовольствием ела мучных червей, которыми € ее угощал. ѕредохран€€ от высыхани€ кожаные складки ее крылышек, € периодически спрыскивал их водой из пульверизатора. ќна лазила по моей одежде и совершала небольшие полеты по квартире. — наступлением теплой погоды € выпустил свою посто€лицу на свободу. ¬ тот же вечер она уже ловила мошек у стен нашего дома.

¬се наши летучие мыши из-за их редкости и приносимой пользы лесам внесены в " расную" книгу области и наход€тс€ под охраной закона. ќни нуждаютс€ в помощи и защите людей.

<<< предыдущее | ќглавление | следующее >>>